чем отличается испанская гитара
Когда речь заходит об испанской музыке, гитаристам советуют приобретать гитару фламенко. Почему именно ее? В чем заключается ее отличие от классической гитары? Если вам интересно получить ответы на эти вопросы, прочитайте данную статью.
Многие путают фламенковую и классическую гитару. Это неправильно, так как между ними все-таки есть отличия
Немного истории
Гитару фламенко справедливо можно назвать самой испанской из всех гитар. В середине девятнадцатого века мастера из Андалусии изготавливали инструменты широкой ценовой категории. Стоимость гитары зависела от качества дерева и декоративных деталей. Недорогие «шестиструнки» были довольно простыми инструментами, произведенными из местной древесины без металлических элементов.
На рубеже веков фламенко играли, как правило, испанские цыгане. Они не отличались обеспеченностью, поэтому могли купить лишь самые бюджетные гитары. В итоге, инструменты из кипариса (местная порода дерева) начали именовать гитарами фламенко, хотя в самом начале не существовало совершенно никакой разницы для производителей и музыкантов.
В чем отличия от «классики»
У классической гитары нет гольпеадора
«Боковушки» корпуса и заднюю деку фламенковой гитары делают, как правило, из кипариса, а не из палисандра, столь характерного для «классики». Благодаря этому удается добиться очень звонкого звука струн. Кроме того, кипарис весит меньше палисандра, что положительно сказывается на балансировке инструмента. Это делает игру гитариста при традиционной посадке гораздо легче.
Чтобы добиться максимального комфорта при игре, корпус фламенковой гитары делают очень тонким. При применении капо гитарист может подстроиться под необходимую тональность, не меняя позиции аккордов.
Верхняя дека фламенковой гитары содержит специальную пластинку небольшой толщины, защищающей корпус инструмента от последствий ударов правой рукой. Она называется гольпеадор.
Гитара фламенко не такая крупная по габаритам, как «классика». В этом заключается еще одно отличие.
Надеюсь, теперь вы понимаете, чем отличается гитара фламенко от «классики». Как видите, разница между данными гитарами есть. По этой причине не стоит путать эти инструменты.
Если вы хотите играть испанскую музыку, лучше приобретите гитару фламенко, так как она больше всего адаптирована под данный стиль. Хорошо, если данная статья была вам интересна, и вы узнали из нее что-то новое для себя. А чтобы стать хорошим гитаристом, больше практикуйтесь. У вас все обязательно получится.
Смотрите видео об устройстве испанских гитар:
Испанская гитара (Фламенко)
Гитары Фламенко на первый взгляд не имеют отличия от обычных классических гитар. Но все-таки отличия эти существуют. Давайте рассмотрим их более подробно.
Боковые стенки самого корпуса и задняя дека гитары Фламенко в большинстве случаев производятся из кипариса, а не палисандра, как это привычно для обычных классических гитар. Это позволяет достичь более яркого звучания инструмента. К тому же более легковесное дерево лучше балансирует гитару. Это значительно облегчает игру при традиционной посадке музыканта.
Порожки на испанской гитаре Фламенко сделаны ниже, чем обычно. Это придает звуку остроты и яркости. К тому же такое низкое расположение струн значительно облегчает игру левой руки и дает возможность извлекать характерный перкуссионный звук (когда струны ударяются о лады).
Для большего удобства корпус гитары Фламенко чуть меньше и тоньше чем у классической гитары.
При использовании каподастра (специальный зажим для струн) у гитариста появляется возможность подстроиться под нужную тональность, не изменяя аппликатуру.
На верхней деке испанской гитары имеется гольпеадор – это тонкая пластиковая пластинка, которая защищает корпус гитары от воздействия ударов правой рукой.
В настоящее время также существует универсальная гитара, которая совмещает особенности конструкции классической гитары и гитары Фламенко. Она называется «guitara negra». Такая гитара изготавливается из более темных пород дерева, отсюда и название (дословный перевод «черная гитара»).
Что за зверь такой Испанская Гитара?
Предлагаю отвлечься и почитать (смею надеяться как автор) хорошую статью про испанскую гитару. Опубликована она в журнале «Место встречи» (http://issuu.com/mestovstrechi/docs/mv10)
Испанская гитара (guitarra española) – акустический инструмент с шестью струнами и 19 ладами, она же классическая гитара. Хотя, последнее не совсем верно: не всякая испанская гитара классическая. Но оставим сухие цифры и термины!
Кифару можно назвать прощальным подарком Римской Империи, чьи бесчисленные войска завоевали Пиренейский полуостров еще в III – I веках до нашей эры. Кифара обосновалась на полуострове около 400 года нашей эры, в том же веке на смену владычеству Рима пришло королевство варварского народа вестготов.
По другой версии, гитарой испанцы обязаны арабам-мусульманам (они же мавры, moros), которые вторглись на европейский континент из Африки в VIII веке н.э. Арабский вариант сомнителен, так как в Испании XIV века было аж два инструмента под названием гитара: мавританская гитара и латинская. И последняя, вероятно, потомок кифары, внешне куда больше напоминала современные гитары: задняя стенка (дека) у нее тоже была плоской, а в верхней деке (передней стенке) было одно резонаторное отверстие. У мавританской гитары резонаторных отверстий было несколько, а овальным корпусом и выпуклой задней декой она скорее походила на лютню или мандолину.
Некоторые специалисты, кстати, считают ветвями фамильного древа гитары популярные в средневековой Европе лютню (испанцы называли ее laúd) и виуэлу (родственницу виолы). На самом деле лауд, виуэла и гитара не родня. Просто названия их устоялись не сразу, и в Средние века и Эпоху возрождения одним и тем же словом называли то один инструмент, то другой.
Дорога перемен
Первое упоминание об испанской гитаре относится к XVI веку. Внешне этот инструмент мало напоминал современную гитару, ведь вместо шести одинарных у него было пять сдвоенных струн. Существовали в то время и гитары с шестью парами струн, часто у гитар были три парных струны и одна одиночная (итого семь струн) или четыре парных,
одна одиночная (всего девять).
Первые гитары с шестью одинарными струнами появились на рубеже XVIII – XIX веков. В те годы над конструкцией гитар колдовало немало мастеров в Испании и других странах Европы, но подлинную революцию совершил один, испанец Антонио Торрес Хурадо (1817-1892).
Раз родина самого известного музыкального направления Испании, фламенко, Андалусия, то лучшие гитары продают там? Ничуть. Хорошую испанскую гитару можно найти, например, в Мадриде или в Валенсии, где расположены крупные древесные склады и, хотя бы поэтому, много мастеров, хороших и разных.
Как отличить близнецов?
Энциклопедии и словари утверждают, что испанская гитара и гитара классическая понятия идентичные, но это не совсем так. Современная классическая гитара (инструмент, созданный для исполнения классической музыки) действительно родом из Испании, но у нее есть сестра-близнец, гитара фламенко. Неискушенный глаз одну от другой сходу не отличит, но есть детали, которые помогут распознать близняшек, даже если Вы не музыкант.
Разница, разумеется, в звучании. Есть такое понятие « плато », это время, в течение которого звук не затухает после того, как вы ударили по струне. У гитар фламенко плато короткое: аккорд «выстреливает» и дальше звучит тише, тише. Именно за счет этого слышны те характерные переливы, по которым самый неискушенный слушатель безошибочно узнает испанскую музыку. У классической гитары плато длиннее, струна звучит долго, и фламенковые переливы на ней сольются в какофонию.
Классическая гитара богаче сестры по частотным характеристикам, ей лучше удаются низы. Конек гитары фламенко средние частоты, и звук у нее слегка гнусавый, такой, что слышен через любой шум. Потому гитара фламенко идеальна для аккомпанемента певцам и танцорам, а классическую гитару байлаор (танцор фламенко) просто «затопчет». У гитар фламенко зазор между струнами и грифом меньше, чем у классических. Это тоже нужно для звучания: струны во время игры ударяются о гриф и дребезжат, щелкают. Для фламенко – самое то, а исполнению классики на гитаре только мешает.
Гитара негра из темных пород дерева, чаще из разных сортов палисандра, у нее более глубокий, классический звук. Верхнюю деку в обоих случаях делают из ели или из кедра, хотя кедровые деки ставят в основном на «черные» гитары. Разумеется, палисандром, кедром и елкой производители гитар не ограничиваются, но эти три дерева, как говорится, классика жанра.
Любопытно, что, хотя понятия испанская гитара и фламенко сегодня друг от друга неотделимы, гитара пришла во фламенко не сразу. Самым первым аккомпанементом танцу, скорее всего, были просто хлопки в ладоши, пальмас (palmas, от слова palma – ладонь).
Удар об воду
Как выбрать хор ошую испанскую гитару? Главное решить, какую музыку вы будете на ней играть. Для фламенко ищите светлую гитару с гольпеадором – 90% попадете в точку. Но если душа лежит к произведениям классических композиторов, нужен инструмент темного дерева.
Струны на испанской гитаре бывают только синтетические, и никогда – стальные (три верхние басовые струны имеют оплётку из металлической проволоки, но основа у них синтетическая). Для любителей экзотики есть струны из кишок животных. Не слишком долговечно, дорого, но зато дает аутентичное звучание: средневековые трубадуры или гитаристы времен Торреса играли только на таких.
Гитара фламенко. Ее отличия от классической гитары. Оценка: 




#1
flamencuito
вот основные технические аспекты гитарры фламенко
#2
fox
#3
brazileiro
#4
itoprover
fox (Sep 19 2007, 12:47) писал:
#5
flamencuito
бля, извиняюсь за не нормативную лексику)) ФОкс вы че тут пишите!!
пост специально был создан чтобы видеть конструктивную разнику в инструментах-гитарах.
чтобы не ворзникало сообщений типа а как сделанная фламенко гитара и Почему Пако играет на коласике а не на фламекно.
читайте и представляейте..
а о технике и пр.. я начал отдельный топик.
#6
fox
flamencuito (Sep 19 2007, 08:29) писал:
#7
flamencuito
#8
Julia
#9
Tocaor
Julia (Sep 25 2007, 16:17) писал:
2. Порожки делаются ниже, так чтобы вибрация струны как можно лучше передавалась резонирующей поверхности гитары. От этого звук становится острее и ярче. Более низкое расположение струн не только облегчает игру левой руки, но и позволяет извлекать иногда желаемый перкуссионный звук от дребезжания струн об лады.
3. Корпус гитары фламенко немного меньше и тоньше по сравнению с классической, что делает игру на ней удобнее.
4. Использование каподастра позволяет гитаристу подстроиться под высоту голоса кантаора не изменяя пальцовку левой руки и методы игры, а также создает ощущение того, что гитара настроена в особой характерной «тональности фламенко». Из-за увеличения частоты вибрации струны играть быстрее становится немного удобнее.
6. Традиционная посадка гитариста, хоть и не относится к особенностям конструкции гитары фламенко, но так прочно ассоциируется с игрой на ней,
что может быть названа наряду с другими характеристиками.
Два преимущества такой посадки:
1. Облегчается доступ левой руки к верхним ладам грифа, так как при такой посадке кисть находятся ближе к корпусу гитариста.
2. Гитарист может сидеть, не наклоняясь вперед, к грифу гитары, что менее утомительно, а главное, левая рука находится в положении, позволяющем добиться максимальной силы звукоизвлечения. Не только кисть ближе к корпусу гитариста, но вся рука меньше вытянута влево.
Изменения, привнесенные в конструкцию гитары фламенко с одной стороны лучше приспосабливают ее к тембру голоса кантаора, а с другой стороны использование гольпе ставит гитару в один ряд с другими ритмическими и перкуссионными инструментами во фламенко. Кроме того, особенности посадки, меньшие размеры корпуса и более низкое положение струн помогают увеличить динамику и виртуозность игры.
Надо отметить, что в последнее время для игры фламенко часто используется так называемая «guitara negra» (дословно «черная гитара»), совмещающая особенности конструкции классической гитары и гитары фламенко. При уменьшенных размерах гитары фламенко и низкой постановке струн используются темные породы дерева, характерные для классических гитар. Название «negra» отражает более темный цвет дерева, в то время как «blanca» («белая») относится к гитарам из светлых пород кипариса. В результате совмещения особенностей конструкции при сохранении удобства игры достигается более «темный» и мелодичный звук.
© Сиротина Анна.
#10
walex
Tocaor (Sep 25 2007, 07:51) писал:
Julia (Sep 25 2007, 16:17) писал:
2. Порожки делаются ниже, так чтобы вибрация струны как можно лучше передавалась резонирующей поверхности гитары. От этого звук становится острее и ярче. Более низкое расположение струн не только облегчает игру левой руки, но и позволяет извлекать иногда желаемый перкуссионный звук от дребезжания струн об лады.
3. Корпус гитары фламенко немного меньше и тоньше по сравнению с классической, что делает игру на ней удобнее.
4. Использование каподастра позволяет гитаристу подстроиться под высоту голоса кантаора не изменяя пальцовку левой руки и методы игры, а также создает ощущение того, что гитара настроена в особой характерной «тональности фламенко». Из-за увеличения частоты вибрации струны играть быстрее становится немного удобнее.
6. Традиционная посадка гитариста, хоть и не относится к особенностям конструкции гитары фламенко, но так прочно ассоциируется с игрой на ней,
что может быть названа наряду с другими характеристиками.
Два преимущества такой посадки:
1. Облегчается доступ левой руки к верхним ладам грифа, так как при такой посадке кисть находятся ближе к корпусу гитариста.
2. Гитарист может сидеть, не наклоняясь вперед, к грифу гитары, что менее утомительно, а главное, левая рука находится в положении, позволяющем добиться максимальной силы звукоизвлечения. Не только кисть ближе к корпусу гитариста, но вся рука меньше вытянута влево.
Изменения, привнесенные в конструкцию гитары фламенко с одной стороны лучше приспосабливают ее к тембру голоса кантаора, а с другой стороны использование гольпе ставит гитару в один ряд с другими ритмическими и перкуссионными инструментами во фламенко. Кроме того, особенности посадки, меньшие размеры корпуса и более низкое положение струн помогают увеличить динамику и виртуозность игры.
Надо отметить, что в последнее время для игры фламенко часто используется так называемая «guitara negra» (дословно «черная гитара»), совмещающая особенности конструкции классической гитары и гитары фламенко. При уменьшенных размерах гитары фламенко и низкой постановке струн используются темные породы дерева, характерные для классических гитар. Название «negra» отражает более темный цвет дерева, в то время как «blanca» («белая») относится к гитарам из светлых пород кипариса. В результате совмещения особенностей конструкции при сохранении удобства игры достигается более «темный» и мелодичный звук.
© Сиротина Анна.
По пункту 1. Кипарису никогда не «переплюнуть» палисандр по яркости звука, поэтому цель достичь более яркого звука безнадёжно недосигаема.
По пункту 2. Если здесь имеется ввиду более низкий порожек на подставке, то от этого звук становится не острее и ярче, а мягче и тише.
Испанская гитара — музыкальный символ Испании
Гитара — самый популярный инструмент в мире. Им владеют миллионы людей в разных странах. Многообразие форм и видов этого инструмента в современной музыкальной культуре впечатляет. Однако классической продолжает считаться испанская гитара. Для Испании это не просто национальный инструмент, а один из символов национальной культуры.
История испанской гитары
Является ли Испания родиной гитары? И да, и нет! С одной стороны, самые древние инструменты, по своей форме и конструкции напоминающие гитару, были известны еще в государствах Древнего Востока, да и само слово «гитара» имеет свои корни в санскрите и древнеперсидском. С другой стороны, свою самостоятельную жизнь как инструмент группы щипковых гитара начинает именно в Испании.
Ближайшими родственниками гитары считают лютню, привезенную в Европу арабами, и античную кефару, получившую распространение как в Греции и Риме, так и на Востоке. Именно от кефары, как считается, произошло название современного инструмента.
Лютня в XVI–XVII веках стала популярнейшим инструментом в Европе, испанцы же лютню не оценили. В конце Средневековья в Испании появляется виуэла, изначально смычковый, а позже щипковый инструмент, по форме и музыкальному строю напоминавший «гибрид» прототипа гитары с лютней.
Многие музыковеды считают, что виуэла оказала большее влияние на становление гитары, чем лютня. Однако гитара — инструмент несколько иного назначения и происхождения. В отличие от солирующей виуэлы гитара была инструментом аккомпанирующим, рассчитанным на аккордовую технику игры.
Около XVI века в Испании появился инструмент с 5 сдвоенными струнами, он получил большую популярность в Европе и стал известен как «испанская гитара» — самый близкий прообраз современной гитары. Шестую струну гитара обретает в XVIII веке, происходит это по одним данным в Испании, по другим — в Италии.
Инструмент постепенно «обрастает» собственным репертуаром. А уже на рубеже XVIII–XIX веков гитара начала свое победное шествие по Европе.
Последний шаг на пути к современной гитаре был сделан в 1850 году испанцем Антонио Торресом, производителем гитар. Он увеличил деку и изменил систему крепления грифа, создав «стандарт» для классической гитары, которому следуют по сей день.
Испанская гитара: особенности и разновидности
В современном мире пользуются большой популярностью два типа акустических гитар: классическая и эстрадная. Испанской считается классическая гитара, в народе ее называют «испанкой». Эстрадная гитара — ее самый близкий интернациональный собрат. Она была создана на базе классической. На современной эстрадной гитаре может быть 6 или 12 металлических струн. Играют на ней пальцами или медиатором. Такая гитара есть во многих домах. Ее, как и классику, сегодня легко купить в любом музыкальном магазине.
Классическая гитара дошла до наших дней почти неизменной с XVIII века. Струны на классической гитаре нейлоновые, и их может быть только шесть. Играют на ней исключительно пальцами, так как медиатор может повредить струны.
Помимо классической гитары существует еще одна разновидность гитары — гитара-фламенко, самая «испанская» гитара. Она появилась в XIX веке как удешевленный вариант классической гитары, получила распространение в среде андалузских цыган, главных «творцов» музыки фламенко, и стала воистину народным инструментом.
Гитары-фламенко обычно делают из кипариса, считающегося дешевым материалом. Корпус гитары-фламенко меньше, чем у классики, она более юркая. В руках испанца гитара должна «танцевать». Звук гитары более насыщенный, агрессивный. На такой гитаре проще выразить всю страсть испанской народной музыки.
Франсиско Таррега. Классическая гитара в Испании
У многих на слуху стандартная мелодия звонка телефона «Nokia», но далеко не все знают, что этот рингтон — отрывок произведения Gran Vals испанского композитора и гитариста-виртуоза Франсиско Тарреги. Этот человек оказал огромное влияние на развитие классической гитарной музыки в Испании.
Франсиско Таррега-и-Эшеа (1852—1909) — первое по значимости и второе во времени яркое имя в испанской гитарной музыке после испанского виртуоза Фернандо Сора. Таррега пришел в музыку тогда, когда гитара стала уступать по популярности фортепиано. Франциско Таррега получил музыкальное образование именно как пианист, но страсть к гитаре, которой он воспылал с детства, не оставляла его.
Таррега в совершенстве овладел инструментом, усовершенствовал приемы и технику игры. Он переложил многие классические произведения для исполнения на гитаре и написал около 30 собственных произведений. Таррега воспитал целую пледу учеников, среди которых А. Пухоль, А. Сеговия и др. По методике Тарреги до сих пор продолжают преподавать игру на гитаре в музыкальных школах во всем мире.
Испанская гитарная музыка
У современных гитаристов принято считать: умеешь играть «испанщину» — значит, в совершенстве владеешь инструментом. Испанская музыка — вершина современной гитарной музыки.
Главным жанром испанской гитарной музыки, конечно же, является фламенко. «Можно ли найти лучший выход для страсти, чем излить ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» — так об исполнении фламенко на гитаре говорил его страстный поклонник, певец испанской культуры, Федерико Гарсия Лорка.
В основе исполнения фламенко лежит «расгеадо», испанский бой. Расгеадо — один из главных приемов испанской гитары, который используется для аккомпанемента танцорам и певцам фламенко. Он бывает восходящим (от 6-й струны к 1-й), нисходящим (наоборот) и комбинированным. Освоить все тонкости испанской гитарной гитары можно в Школе фламенко в Испании, где помимо обучения танцев предлагаются и курсы игры на испанской гитаре.
Фестивали испанской гитары
Одним из способов популяризации гитарной музыки как национального достояния является фестиваль испанской гитары. Ежегодно в различных регионах Испании проходят несколько фестивалей.