чем отличается форма 4 с и 4 п путевого листа
Путевой лист 2021
Путевой лист — это документ, в котором фиксируется техническое состояние автомобиля, расход топлива и пробег, маршрут поездок, время выхода в рейс и возвращения в гараж, на основании этих данных ведется учет рабочего времени водителя.
На основании путевого листа:
Хранить путевые листы нужно 5 лет. Все путевые листы регистрируются в специальном журнале. Можно использовать типовую форму журнала учёта путевых листов или разработать свою.
Новая форма путевого листа образца 2021 года
Новая форма путевого листа образца 2021 года утверждена согласно ПРИКАЗУ №368 от 11 сентября 2020 г., и вступает в силу с 1 января 2021 г., она будет действовать до 1 января 2027 г.
По сути сама форма путевого листа не изменилась, а изменился лишь порядок заполнения и увеличился список обязательных реквизитов.
Какие изменения введены в путевых листах в 2021 году
Изменение 1. Уточнили, когда оформлять путевой лист
Теперь из порядка следует, что, даже если автомобиль будет без пассажиров, потребуется оформлять путевой лист. Однако в статье 6 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ сказано, что путевые листы обязательны только при перевозке пассажиров и грузов. Получается, что положения нового приказа противоречат Закону от 08.11.2007 № 259-ФЗ.
Изменение 2. Ввели новый обязательный реквизит
Теперь в путевом листе нужно будет указывать новый реквизит «Сведения о перевозке». В нем отражают информацию о видах сообщения и видах перевозок. Например, вид сообщений – пригородное, междугородное, международное сообщение, а вид перевозки – регулярные пассажирские, перевозки по заказам и т. д. (ст. 4 и 5 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Сейчас такой реквизит не предусмотрен. Компания СибАвтоТранс напоминает, что в организации, которая обязана применять путевой лист, расходы подтверждает только он. Если компания не обязана применять путевой лист, то расходы можно подтвердить любым другим первичным документом, который позволяет достоверно определить путь транспорта.
Изменение 3. Уточнили реквизит «Сведения о транспортном средстве» По новым правилам в сведениях о транспортном средстве нужно будет указывать еще и марку транспортного средства.
Ранее требовалось только указывать тип и модель. Кроме того, правила дополнили положением, что показания одометра нужно указывать как при выезде транспортного средства с парковки, так и при заезде на парковку. В действующем приказе указано, что показания отражают только при выезде с парковки.
Изменение 4. Уточнили порядок проставления отметки о прохождении технического контроля По новым правилам нужно проставлять отметку «выпуск на линию разрешен».
В действующих правилах этого нет. Кроме того, в новом приказе уточнили, что контроль технического состояния проводит должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Сейчас это должен делать контролер технического состояния ТС. Напомним, составлять путевой лист можно на компьютере, вручную или смешанным способом. Например, заполнить на компьютере повторяющиеся данные о транспортном средстве, водителе. Законодательство не запрещает вести путевые листы в электронном виде. Эти документы можно заполнять как вручную, так и с помощью автоматизированных средств. Но водителям все равно придется выдавать бумажные копии документов. Путевой лист необходим не только для учета ГСМ и начисления оплаты водителю. Инспекторы ГИБДД вправе проверить путевой лист прямо на дороге, и если у водителя не будет бумажного путевого листа, возможен штраф.
Изменение 5. Дополнили правила ведения журналов путевых листов.
Порядок дополнили правилом, что журнал можно вести на бумаге или в электронной форме. Страницы бумажного журнала должны быть прошнурованы и пронумерованы. Если журнал ведется в электронном виде, организация или ИП должны обеспечить возможность его печати. Кроме того, электронный журнал надо будет заверять усиленной квалифицированной электронной подписью.
Вы можете бесплатно скачать бланк путевого листа образца 2021 года
Существуют 3 формы путевых листов:
Какой путевой лист выбрать для грузовых автомобилей
Путевой лист грузового автомобиля отражает работу транспорта и водителя. Этот документ нужен для начисления заработной платы, расчета за перевозки, подтверждения затрат на ГСМ. Рассказываем, какой путевой лист будет удобно использовать владельцам грузовых автомобилей.
С 2008 года организации и ИП могут разрабатывать свои бланки путевых листов. Однако некоторые компании до сих пор используют стандартную форму этого документа.
Типовая форма путевого листа грузового автомобиля — № 4-П. Обычно ее применяют при оплате труда по повременному тарифу, когда водитель в течение одной смены перевозит грузы для нескольких заказчиков.
Типовая форма путевого листа грузового автомобиля № 4-П
Еще для грузовых перевозок используют бланк формы № 4-С. Его применяют при сдельной оплате.
Форму № 4-С используют при сдельной оплате
Для междугородних перевозок используют форму № 4-М. Ее оформляют сразу на несколько рабочих дней, тогда как остальные виды путевок сдают в конце смены.
Путевой лист формы № 4-М обычно используют для междугородних перевозок
Обратите внимание, что формы путевых листов грузовиков содержат отрывные талоны. С их помощью заказчику выставляют счет за услуги.
Путевой лист выписывают для каждого грузового автомобиля и на всех водителей, которые за ними закреплены. Если на дальних перевозках работают сменщики, то в путевом листе указывают обоих водителей.
Когда несколько шоферов используют один и тот же автомобиль в течение дня, то путевой лист выписывают единый: в нем указывают время, показания счетчиков при первом выезде с места стоянки и возвращении в конце дня.
Путевые листы на грузовые автомобили заполняют практически так же, как и на другие виды транспорта. Делать это следует каждый день, кроме случаев, когда водитель выполняет заказ долгое время. Ответственность за правильное оформление путевого листа несут не только руководители организации и лица, отвечающие за эксплуатацию машин, но и водители на линии.
Если у вас есть вопросы по заполнению формы, рекомендуем ознакомиться со статьей «Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера».
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Путевой лист грузового автомобиля — 2021 11:58, 18 марта 2021 Версия для печати
Согласно уставу автомобильного транспорта, путевой лист — это учетный документ для контроля работы транспортного средства и водителя.
Эксплуатация транспорта без путевых листов в большинстве случаев запрещена, поскольку они подтверждают обоснованность пробега и списания расходов на ГСМ, а также начисление заработной платы водителям, поэтому при их заполнении важно соблюдать определенные правила, тем более что типового бланка путевого листа не существует.
С 01.01.2021 эти правила изменены. Минтранс Приказом от 11.09.2020 № 368 утвердил обязательные реквизиты и правила заполнения путевых листов, которые распространяются и на грузовые автомобили. Особенностям оформления путевых листов на этот вид транспортных средств и посвящена наша статья.
Зачем нужен путевой лист
Деятельность по перевозке грузов специализированными транспортными компаниями, а также иными организациями, эксплуатирующими грузовые автомобили, должна сопровождаться оформлением оправдательных документов. Таким документом, согласно п. 14 ст. 2 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, утвердившего устав автотранспорта, является путевой лист (ПЛ). Это первичный учетный документ, на основании которого организация может учесть затраты на его эксплуатацию в налоговых расходах.
Грузовой автомобиль представляет собой транспортное средство (ТС), предназначенное для перевозки грузов. Грузовики подразделяются:
— на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач);
— на автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач);
— на специализированные автомобили.
Автомобиль с прицепом или автомобиль-тягач с полуприцепом или роспуском называют автопоездом.
Основным документом первичного учета, определяющим показатели учета работы подвижного состава и водителя, являются ПЛ. Именно они являются основанием для начисления зарплаты водителю и расчетов за перевозки грузов.
Можно ли ездить без путевого листа
Нет, нельзя. Согласно пункту 2 ст. 6 устава автотранспорта, перевозки грузовыми ТС без путевых листов запрещены. Невыполнение этого правила водителю грузовика грозит предупреждением или штрафом в размере 500 рублей (п. 2 ст. 123 КоАП РФ).
Наличие и корректность заполнения путевого листа могут проверить сразу несколько структур:
ошибки в путевых листах могут привести не только к штрафам, но и к снятию налоговых расходов.
Причем если эксплуатируется грузовик, то оформление путевых листов требуется не только при коммерческих перевозках, но и в том случае, если они выполняются для нужд организации или ИП (п. 2 ст. 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Например, отсутствие путевого листа не позволило компании доказать в суде обоснованность затрат на приобретение товара и дизтоплива, хотя товарные чеки на покупку солярки имелись. Однако согласно Определению ВС РФ от 22.12.2017 № 306-КГ17-18710, количество израсходованного топлива, исходя из пробега авто, может подтвердить лишь путевым листом.
Виды путевых листов грузового автомобиля
Обязательная для применения форма ПЛ как для легкового, так и для грузового автомобиля законом не установлена. Исходя из статьи 9 Закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, формы «первички» организация разрабатывает самостоятельно. Согласно информации Минфина РФ № ПЗ-102012, применение унифицированных форм первичных документов начиная с 2013 года не являются обязательным. Однако несмотря на это, компании и ИП продолжают использовать именно их, прописывая этот факт в учетной политике.
С другой стороны, унифицированные формы не содержат обязательных реквизитов для заполнения ПЛ, поэтому их применение может повлечь нарушение нормативных требований.
Таким образом, унифицированные формы можно брать лишь за основу, а дополнять необходимыми реквизитами.
Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 утверждены два вида унифицированных путевых листов:
Отличие этих форм в том, что первая, № 4-С (сдельная) — используется при сдельной оплате работы на грузовике, а вторая, № 4-П (повременная) — при оплате работы по повременному тарифу (при этом допускается одновременная перевозка грузов до двух заказчиков в течение одной смены водителя).
Как правильно заполнять путевой лист грузового автомобиля
Заполнение ПЛ грузового автомобиля зависит от того, каким образом оплачивается работа водителя.
Если труд водителя оплачивается по сдельным расценкам, можно разработать бланк путевого листа, взяв за основу форму № 4-С, если по повременным расценкам — форму № 4-П. И в том и в другом случае бланки необходимо дополнить обязательными реквизитами, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368. Разработанный образец бланка следует закрепить в учетной политике компании.
Итак, согласно Приказу Минтранса РФ № 368 начиная с 01.01.2021 в бланке ПЛ должны быть следующие обязательные реквизиты:
1. Наименование документа и его номер.
2. Срок действия документа, то есть дата, в течение которой действует путевой лист. Если документ оформляется больше чем на один день — даты начала и завершения периода применения ПЛ.
3. Собственник ТС. Если владелец ТС — юрлицо, то указывается его наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, ОГРН. Если собственник ИП, то его фамилия, имя и отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
4. Сведения о ТС, то есть его тип, марка и модель. Те же сведения о прицепе или полуприцепе (если они используются), регистрационный номер автомобиля и прицепа, показания пробега автомобиля (в полных км по одометру) при выезде с парковки и по возвращении из рейса, а также после завершения рабочей смены, дата и время осуществления предрейсового и предсменного контроля техсостояния ТС, дата и время пуска транспорта на линию и его возврата.
5. Информация о водителе. Указывают фамилию, имя, отчество, дату и время предрейсового и послерейсового медосмотра (если такая обязанность установлена законом).
6. Сведения о перевозке. Здесь нужно отразить сведения о видах сообщения и видах перевозок. Они приведены в статьях 4 и 5 устава автотранспорта. О том, как заполнить данные реквизиты, Минтранс сообщил в письме от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Как разъяснило ведомство, видов сообщения может быть четыре:
Если же перевозка осуществляется несколькими видами сообщения, в соответствующей графе путового листа нужно будет указать все эти виды через запятую.
Что касается реквизита «Вид перевозки», здесь потребуется отразить один из следующих видов перевозок:
— регулярная — пассажиров и багажа;
— пассажиров и багажа;
— по заказу пассажиров и багажа легковым такси;
— грузов для собственных нужд;
— организованная группы детей.
В ПЛ можно размещать и дополнительные реквизиты, учитывающие индивидуальные особенности работы предприятия.
Заполнять путевые листы необходимо по правилам, приведенным в пунктах 8–16 порядка заполнения ПЛ по Приказу Минтранса РФ № 368.
На каждое ТС заполняется отдельный ПЛ. Если за рулем одного и того же автомобиля работают несколько водителей, можно заполнить отдельный документ на каждого из них — п. 8 и 10 порядка.
Согласно разъяснениям Минтранса, приведенным в письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ, если в путевом листе идентифицированы отметки о предрейсовом, послерейсовом медосмотре каждого водителя, управляющего ТС, можно оформить один ПЛ. И хотя данное письмо касается порядка заполнения путевого листа по утратившему силу Приказу Минтранса РФ № 152, руководствоваться им можно и сейчас.
Если на один грузовик оформлено несколько ПЛ для каждого водителя, то в документе необходимо указать:
— сведения о водителе, который выезжает со стоянки первым, дату и время, а также показания пробега;
— сведения о водителе, который заезжает на стоянку последним, дату и время и показания пробега на момент заезда.
Медработник отмечает в путевом листе результаты проведенных предрейсового и послерейсового осмотров в виде штампов «Прошел предрейсовый медосмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медосмотр» соответственно (п. 15 порядка заполнения ПЛ, п. 16 и 17 порядка проведения медосмотров, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.
Если рейс превышает по длительности один день, то отметки о предрейсовом и послерейсовом медосмотрах вносятся в путевой лист перед началом поездки и после ее завершения. По такому же принципу в путевом листе отражаются отметки и в том случае, если в течение одного дня производится один рейс и более. Эти разъяснения приведены в письме Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ до выхода новых правил оформления путевых листов, но актуальны и в настоящее время.
Предрейсовый и предсменный контроль техсостояния авто осуществляет работник, ответственный за данный участок работы. В путевом листе он отражает:
— дату и время выпуска и возвращения ТС на линию;
— результат осуществления предрейсового или предсменного контроля в виде отметки «Выпуск на линию разрешен» (п. 16 порядка заполнения ПЛ).
Последовательность проведения медосмотров и контроля техсостояния автомобиля при оформлении путевого листа законом не установлена, поэтому согласно письму Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ эти процедуры можно проводить в произвольной очередности.
Заполненные путевые листы нужно зарегистрировать в журнале, предназначенном для этих целей. Если журнал регистрации заполняется на бумаге, его листы нужно пронумеровать и прошить (п. 17 порядка).
Данный журнал может быть и в электронной форме. Информацию, вносимую в электронной журнал, необходимо заверять усиленной КЭП, а также иметь возможность его распечатки (п. 17 и 18 порядка).
Согласно указаниям по заполнению ПЛ, приведенным в Постановлении Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, после заполнения ПЛ диспетчером, документ выдается под расписку водителю.
В ПЛ по форме № 4-П предусмотрены блоки для заполнения заказчиками — отрывные талоны.
Выписывать новый ПЛ можно только после сдачи водителем предыдущего листа.
При перевозках МЦ в ПЛ необходимо отразить реквизиты товарно-транспортных документов с указанием характеристик перевозимого груза.
ПЛ и товарно-транспортные документы должны храниться совместно.
Какой путевой лист выбрать для спецтранспорта
Путевой лист для спецтранспорта — документ не менее важный, чем для других служебных автомобилей. В нем ведут учет расхода топлива, прописывают задание водителю, отмечают перемещение транспорта, рабочее время водителя. Рассказываем, какую форму путевого листа можно взять за основу владельцам спецтранспорта.
К специальным автомобилям относятся автовышки, пожарные машины, автокраны, автобетоносмесители и другие машины. На сегодняшний день существует больше 100 видов спецтранспорта. Единой унифицированной формы для них никогда не существовало.
Особенности путевых листов для спецтранспорта
У путевых листов спецтранспорта есть несколько особенностей:
Какую форму путевого листа для спецтранспорта выбрать
Это зависит от того, каким видом транспорта пользуется компания, какие реквизиты отмечает для контроля расхода топлива, как регистрирует работу водителя и взаимодействует с заказчиком.
Универсальный путевой лист для спецтехники
Универсальный путевой лист — бланк № 3 спец. Его составляют в одном экземпляре и используют только для одного или двух заказчиков. Если в течение рабочего дня или смены их будет больше, оформляют новый лист.
Бланк № 3 спец — универсальная форма путевого листа
Путевой лист для трактора
Владельцы тракторов используют бланк № 412-АПК. Ее ввели в 2003 году приказом Минсельхоза России. Бригадир заполняет форму и передает вместе с машиной трактористу под роспись. В течение дня водитель заполняет бланк и в конце смены передает обратно бригадиру.
Бланк № 3 АПК используют владельцы тракторов
Путевой лист для строительной техники
Владельцы различной строительной техники используют бланки серии ЭСМ. В основном — ЭСМ-2 или ЭСМ-3. Они направлены на учет работы на объектах строительства. В них регистрируют почасовую работу водителя и техники на базе автомобильного шасси. К ним относятся автокраны, автовышки, миксеры и т.п.
Так выглядит форма путевого листа ЭСМ—2
Путевой лист для автокрана
Владельцы автокрана используют бланк с красным шрифтом, где прописывают правила техники безопасности для водителя и стропальщика. Многие используют бланк № 3-спец или ЭСМ-2 и добавляют в него красную диагональную полосу и красный штамп с предупреждением либо разрабатывают свой. Например, вот такой:
Бланк с красным шрифтом используют, чтобы прописать правила техники безопасности для водителя и стропальщика
Несмотря на то, что в 2008 году унифицированные формы путевых листов отменили и они перешли в разряд рекомендованных, владельцы спецтранспорта продолжают ими пользоваться за неимением лучшего варианта. Независимо от того, какой бланк выберут владельцы, путевой лист должен содержать обязательные реквизиты, которые утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 и дополнены Письмом от 03.03.2021 № ДЗ-468-ПГ.
Подробнее о том, как заполнять путевые листы, читайте в статье «Путевые листы: правила заполнения в 2021 году»
Что из себя представляет путевой лист грузового автомобиля?
Путевой лист – это документ предприятия, в ведении которого находится парк автотранспорта. Это один из важных документов при совершении транспортировки продукции, посредством которого производят учет.
Путевой лист грузового автомобиля относится к бланкам строгой отчетности, выписывается и передается работнику на строго ограниченное количество времени (рабочая смена, продолжительность поездки). Его выдача в начале рабочей смены и возврат по окончании контролируется диспетчерскими службами предприятий.
Путевой лист используется для:
Альбом унифицированных форм первичных документов предусматривает для грузового автотранспорта две формы путевых листов:
Порядок заполнения бланка
Обеспечение сохранности путевых листов
Экземпляры прошлых лет путевых листов и ТТН хранятся на предприятии не менее пяти лет. Совместное их хранение предусмотрено для рационального расходования рабочего времени в случае необходимости найти бланк прошлых лет.
Каждый путевой лист грузового автомобиля обязательно сопровождается ТТН, которая выписывается на весь объем груза, перевезенного за рабочую смену. Формой № 4-п предусмотрены строки, куда вписываются номера ТТН.
По приложенным к путевым листам товарно-транспортным накладным определяется суммарный вес перевезенных грузов. Этот итог используется при анализе экономической и производственной деятельности организации.
Путевые листы при грузоперевозке
В настоящее время большинство организаций не пользуются путевыми листами, однако ГИБДД или Федеральная служба, осуществляющие надзор в сфере транспорта, могут востребовать этот документ, поэтому во избежание проблем лучше произвести его оформление и при необходимости предъявить инспектору.
Особенности и назначение путевой документации
Водители, планирующие выполнить перевозку, должны перед приемом продукции предъявить путевый лист и документацию, удостоверяющую личность на основании ст. 10 УАТиГНЭТ.
Что касается первой бумаги, в ней должны содержаться следующие сведения:
Особенности составления путевых листов на месяц
Согласно приказу Минтранса 152 десятого пункта, организациям, ведущих свою деятельность на территории РФ, разрешается составление путевых листов, сроком от 1 суток до месяца. В настоящее время Госкомстатом РФ утвержден список, включающий 7 образцов бланков для транспортных средств различного класса. При необходимости заполнить путевой бланк на месяц, необходимо в обязательном порядке вносить следующие сведения:
Наказания, предусмотренные при отсутствии путевого листа
Меры наказаний для грузоперевозчиков, не имеющих путевых листов, предусмотрен ряд наказаний административного плана, регламентируемых положениями Кодекса РФ:
Путевые листы имеют срок действия. Он составляет 5 лет. Таким образом, грузоперевозчикам следует хранить данные документы в целости и сохранности весь срок во избежание непредвиденных ситуаций или штрафных санкций.
В заключении стоит отметить, что во избежание ряда проблем, связанных с перевозкой продукции, единственно верным решением станет оформление путевого листа по правилам.
Новые обязательные реквизиты с 26 февраля 2017 года
С 26 февраля Минтранс расширил перечень обязательных реквизитов путевого листа (Приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17). Теперь в путевом листе обязательно требуется ставить отметку о контроле технического состояния автомобиля перед рейсом. Механик должен указать дату и время проверки машины, подпись, фамилию и свои инициалы.