чем отличается афк и лфк
Чем отличается адаптивная физическая культура от лечебной физической культуры
Адаптивная физическая культура – понятие более молодое в отличие от лечебной физической культуры. Если ЛФК – это метод лечения и средство реабилитации, который использует методики физического воспитания, то адаптивная физическая культура – это скорее средство реабилитации и социализации, которое подразумевает физическое воспитание, физическую культуру инвалидов и лиц с ограничениями здоровья, а также спортивное направление (т.е. адаптивный спорт).
Обе дисциплины базируются на теории и методике физической культуры, однако ЛФК больше оперирует медицинскими понятиями, такими как «лечение», «физическая реабилитация», «выведение в ремиссию», тогда как АФК спортивными и педагогическими – «социальная реабилитация», «компенсация утраченных функций», «самореализация».
Адаптивная физическая культура является не только средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм полноценной жизни человека и его адаптации к состоянию инвалидности.
Адаптивный спорт, адаптивная физическая культура ставят задачи максимального включения человека в социум, дают общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от лечебной физической культуры.
Однако некоторые частные задачи АФК имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, служащими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в целом, в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако АФК, это скорее жизненная философия и активный образ жизни, нежели, как в случае с ЛФК, дополнение к другим лечебным процедурам. И это очень важно отражать для специалистов физического воспитания.
педагогом дополнительного образования Маликовым А.В. 31.10.2018
ОТЛИЧИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОТ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Адаптивная физическая культура понятие более молодое в отличие от лечебной физической культуры. Если лечебная физическая культура – это метод лечения и средство реабилитации, то адаптивная физическая культура – это скорее средство реабилитации и социализации, которое подразумевает физическое воспитание, физическую культуру инвалидов и лиц с ограничениями здоровья, а также спортивное направление (т.е. адаптивный спорт). Обе дисциплины базируются на теории и методике физической культуры, однако лечебная физическая культура больше схожа с медицинскими понятиями, такими как: «лечение», «физическая реабилитация», «выведение в ремиссию», тогда как адаптивная физическая культура – спортивными и педагогическими понятиями: «социальная реабилитация», «компенсация утраченных функций», «самореализация».
Адаптивная физическая культура является не только средством лечения или профилактики конкретных болезней, но и одной из форм полноценной жизни человека и его адаптации к состоянию инвалидности. Адаптивный спорт, адаптивная физическая культура ставят задачи максимального включения человека в социум, дают общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
Именно своей ориентацией на больных хроническими заболеваниями и инвалидов и отличается адаптивная физическая культура от лечебной физической культуры.
Однако некоторые задачи адаптивной физической культуры имеют общие точки соприкосновения с методиками лечебной физической культуры, служащими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в целом в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако адаптивная физическая культура – это скорее жизненная философия и активный образ жизни, нежели, как в случае с лечебной физической культурой, дополнение к другим лечебным процедурам.
Цель адаптивной физической культуры: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования его двигательных возможностей, их гармонизации для максимальной самореализации.
ЛФК и АФК: методики лечения
Лечебная физкультура и адаптивная, в сущности, похожи. Отличаются лишь задачи этих видов занятий.
Лечебная физкультура лечит болезнь и возвращает утерянные моторные навыки. Тогда как адаптивная физкультура призвана научить новым навыкам, которыми не человек с тяжелым диагнозом никогда не владел.
Упражнения ЛФК и АФК похожи. Каждый из этих видов физкультуры имеет цель развить моторные возможности пациента, а также укрепить мышечный аппарат тела.
Как правило, ЛФК и АФК проводят детям с ДЦП, однако детям и с другими неизлечимыми диагнозами эти процедуры могут быть полезны. Например, очень часто моторные функции организма нарушены вследствие микроцефалии, гидроцефалии или других заболеваний.
В этой статье мы поговорим о самом распространенном виде лечения детей с ДЦП и другими моторными нарушениями, а именно – об ЛФК и АФК.
ДЦП со временем может прогрессировать. Из-за того что ребенок не активен в должной мере, атрофируются его мышцы и суставы. Чтобы этого не происходило, нужны постоянные занятия с ребенком. Часто по состоянию здоровья малыш самостоятельно не может выполнить даже простейшие физические упражнения, оттого ему нужна помощь инструктора, который направит двигательную активность в нужное русло.
Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы впоследствии ребенок был самостоятельным: мог сам держать ложку, мог себя обслуживать и в идеале – ходить. ЛФК и АФК призваны улучшить жизнь ребенка и его семьи.
Многие мамы стремятся окружить малыша заботой и комфортом, при этом не давая ему действовать самостоятельно. Такая чрезмерная забота порочна и лишь вредит ребенку, делает его беззащитным и беспомощным. ЛФК и АФК не думают о маминой сентиментальности, а прежде всего, смотрят в будущее, в то время, когда ребенок вырастет и мамы с папой уже не будет. А значит, все проблемы придется решать самому.
Ребенку поставили тяжелый диагноз – что делать?
Как только врачи определились с диагнозом, родителям следует незамедлительно приступать к лечению – которое будет трудным и долгим. К этому нужно быть готовым.
Для начала необходимо разобраться в специфике заболевания, которое диагностируют у вашего ребенка. Затем – найти нужных специалистов, которые назначат действенное лечение. И, как правило, в перечне процедур будет значится ЛФК или АФК.
Принципы восстановления двигательных функций, а также обучения новым двигательным навыкам:
(в зависимости от состояния ребенка, специалист должен подобрать наиболее эффективный курс упражнений)
Чем раньше начнется эта работа, тем она будет эффективней. Нельзя медлить – чем младше ребенок, тем лучше его организм реагирует на развивающие процедуры.
ЛФК и АФК проводит специально обученный инструктор. В домашних условиях этим нужно заниматься родителям, следуя инструкциям, которые даст эксперт.
Инструктор обязан разработать индивидуальную программу реабилитации (или абилитации), то есть составить комплекс упражнений. Также инструктор должен следить за прогрессом пациента и в случае необходимости вносить коррективы в программу.
Инструктор ЛФК или АФК должен быть еще и хорошим психологом. Хороший грамотный специалист умеет располагать к себе детей, дабы настраивать их на нужный лад и чтобы у них было хорошее настроение во время занятий. Без этого реабилитация и абилитация будет бесполезна.
Слезы, крик и истерики во время занятий истощают организм ребенка, у него уже попросту не остается сил, чтобы развиваться физически. Поэтому, если инструктор груб с малышом, позволяет себе крик и грубую силу – ищите другого специалиста. НО зачастую ребенок может кричать для того, чтобы его оставили в покое (не стоит забывать факт того, что дети отличные манипуляторы своих родителей). И тогда нужно смотреть на ситуацию иначе: если кричит, но при этом выполняет упражнения и задачи инструктора, тогда все хорошо и можно не вмешиваться в процесс.
У всякой процедуры должны быть четкие задачи. В отношении ЛФК и АФК они следующие:
Это не все задачи, которые ставят перед собой инструкторы ЛФК и АФК. Их перечень зависит от состояния и возможностей ребенка, поэтому для эффективного лечения и необходим индивидуальный подход к каждому малышу.
В медицинском центре «Сакура» работают высококвалифицированные специалисты лечебной и адаптивной физкультуры. Они разработают для вашего ребенка индивидуальную программу занятий, которая позволит добиться максимальных результатов.
Медицинский центр «Сакура» работает для того, чтобы наши дети были самостоятельны и счастливы, не смотря на диагноз.
Чем отличается афк и лфк
Кафедра ТиМ адаптивной физической культуры
Отличие Адаптивной физической культуры от лечебной физической культуры и других дисциплин.
Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется «оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура» или «двигательная реабилитация». Данный раздел, как отмечает Б.В. Евстафьев, посвятивший специальную монографию анализу основных понятий в теории физической культуры, в качестве главной цели предусматривает «. восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д».
Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин специальности «физическая культура», являющихся своеобразной моделью содержания знаний, умений и навыков выпускников вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических институтов и университетов, то легко можно убедиться в том, что практически все дисциплины, включая дисциплины и медико-биологического, и психолого-педагогических циклов, содержат сведения только о здоровом человеке. Исключением являются две дисциплины: лечебная физическая культура и спортивная медицина, которые изучают в основном заболевания и повреждения, характерные для спортивной деятельности.
При этом адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не только и даже не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.
В отличие от профилактической медицины, адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющегося базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.
Некоторые частные задачи АФА имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, служащими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в целом в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако АФА, это скорее жизненная философия и активный образ жизни, нежели, как в случае с ЛФК, дополнение к другим лечебным процедурам. Для АФА ЛФК является средством для решения более широкомасштабных задач по улучшению качества жизни (а не отдельных показателей здоровья) и увеличению адаптационного потенциала в целом через расширение функциональных возможностей организма посредством физической активности.
Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его двигательных возможностей и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Адаптивная или лечебная физкультура: что выбрать для ребенка
23 сентября 2021 года
Физическая культура — неотъемлемая часть развития каждого ребенка. Как говорят, движение — жизнь, но для детей с особенностями развития, движение — это не просто путь к физической активности и повышению мышечного тонуса, а еще и средство реабилитации. Для этого в столичных детских центрах реализуются программы адаптивной и лечебной физической культуры (АФК и ЛФК). В этих двух направлениях помогла разобраться педагог дополнительного образования особого семейного центра «Дом детей» Анастасия Санникова.
Родители центра «Дом детей» часто обращаются с вопросом о комплексе реабилитационных мероприятий, которые входят в программу развития ребенка.
«Но много — не значит хорошо. Каждый воспитанник в „Доме детей“ регулярно проходит оценку физического развития, двигательных возможностей, а также медицинское обследование. Поэтому занятия назначаются только исходя из полученных данных. Но у ребенка обязательно есть ЛФК или АФК, иногда и то, и другое», — рассказывает педагог.
Что же лучше и в чем разница
ЛФК относится к медицинской дисциплине. И здесь ключевое слово — лечебная, потому что основной упор идет на лечение, немедикаментозное восстановление и профилактику двигательных функций, улучшение работы отдельных систем и органов, нервной системы. По сути, это комплекс упражнений, направленный на решение конкретной задачи, например, увеличение подвижности сустава, изменение формы стопы (плоскостопие), нарушение осанки. Специалисты ЛФК работают с детьми, ориентируясь на индивидуальную программу развития, что позволяет к каждому подобрать соответствующий комплекс.
Специалисты АФК также работают на основе диагностических программ, которые оценивают двигательные возможности ребенка. Но данное направление относится к педагогической дисциплине; в отличие от ЛФК, она затрагивает не только проблемы двигательного восстановления, но и вопросы социализации, коммуникации, восприятия себя и других.
«Например, в программу АФК в „Доме детей“ входит как развитие физических возможностей, так и коррекционно-развивающие игры, спортивные игры, терренкур, релаксационная гимнастика. То есть АФК — это скорее профилактика и поддержание двигательной активности, возможность выплеснуть эмоциональное напряжение в игре или просто отдохнуть и погулять», — объясняет Анастасия.
Однако некоторые частные задачи АФК, безусловно, имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, и при выборе реабилитационной программы всегда следует ориентироваться на компетентное мнение специалистов, а не только на собственные пожелания.
Справочно:
В центре «Дом Детей» предоставляются услуги семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями и тяжёлыми множественными нарушениями развития. По вопросу зачисления ребёнка в учреждение можно обратиться за консультацией в особый семейный центр по телефону: 8 (499) 141-45-13 с 9:00 до 17:00, с понедельника по пятницу.
Сейчас в столице работают четыре особых центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с реабилитацией детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы