чем открывается оперный спектакль
Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр
В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.
До начала спектакля
Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.
Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.
Театр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой
В зрительном зале
Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.
ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.
АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.
БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.
БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.
ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.
БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».
ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.
В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.
Устройство сцены
Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.
ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.
В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.
К одежде сцены относятся:
ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.
Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.
АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.
ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.
ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».
ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.
Сценическое пространство делится на такие части:
АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».
АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.
Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.
Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.
ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.
КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.
12 спектаклей, которые наделали много шума. Где их увидеть
КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.
СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.
РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.
Сцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой
Спектакль начался
Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.
ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.
ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.
АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».
РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».
Спектакль закончился
Спектакль заканчивается поклонами артистов.
АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.
А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.
Чем открывается оперный спектакль?
Чем открывается оперный спектакль?
Практически любая опера начинается с увертюры (вступления).
Изначально увертюра была самостоятельным коротким произведением и игралась пока зрители заполняли зал.
Затем в увертюре стали исполнять основные мотивы оперы, подготавливая зрителей к основному сюжету.
Какие виды искусства объединяет в себе оперный спектакль?
Какие виды искусства объединяет в себе оперный спектакль?
Увиденное оперном спектакле?
Увиденное оперном спектакле.
10 оперных певцов и их песни?
10 оперных певцов и их песни?
Оперные голоса реферат?
Оперные голоса реферат.
История оперного театра?
История оперного театра.
История развития оперного искусства?
История развития оперного искусства.
1) Где и когда появилась опера?
1) Где и когда появилась опера?
2) Что такое оперная либретто
3) Какие произведения русских писателей легли в основу оперных произведений?
4) Назовите русских оперных композиторов (5).
Родина оперного искусства?
Родина оперного искусства.
Помогите пожалуйста с кроссвордом)))1?
Помогите пожалуйста с кроссвордом)))
Исполнитель музыки во время спектакля.
2. Высокий мужской голос.
3. Литературный сюжет оперы.
4. Танцевальное искусство.
5. Вступление к опере.
6. Кто руководит исполнением оперного спектакля.
7. Коллективное исполнение оперы.
8. Дикломация вокального номера.
9. Художественная обстановка оперного действия.
10. Название сольного номера оперы.
Помогите пожалуйста с кроссвордом)))1?
Помогите пожалуйста с кроссвордом)))
Исполнитель музыки во время спектакля.
2. Высокий мужской голос.
3. Литературный сюжет оперы.
4. Танцевальное искусство.
5. Вступление к опере.
6. Кто руководит исполнением оперного спектакля.
7. Коллективное исполнение оперы.
8. Дикломация вокального номера.
9. Художественная обстановка оперного действия.
10. Название сольного номера оперы.
Я вышел на улицу. Вокруг было бело и веяло холодом. На крышах домов был снег, а из дымохода шёл дымок. Я вышел на улицу и осмотрелся. Вокруг был один лишь снег. Посмотрел вдаль, к лесу, который не так давно был в разноцветной шубе подареной осен..
Как выбрать спектакль, если вы никогда не были в театре
Если вы не любите театр, возможно, еще не нашли свой спектакль. Кто-то выбирает постановки рандомно, другие читают многочисленные рецензии в интернете, но так и откладывают покупку билета. Мы решили помочь и собрать мнение экспертов в театральном искусстве. Следуйте их рекомендациям и, скорее всего, окажетесь в театре быстрее, чем думаете.
Как выбрать спектакль в театре
Артем Данин, художественный руководитель Театра современной драматургии
Если хотите познакомиться с театром, не ориентируйтесь на чье-то мнение и вкус — это может испортить первое впечатление. Нравится комедия как жанр — идите в театр на комедию. Любите что-то серьезное и классическое, например, «Отцы и дети» — выбирайте этот спектакль. Изучите театры, которые есть в вашем городе, обычно это драматический, музыкальный, театр кукол и юного зрителя. В больших городах часто открываются независимые центры современного искусства, в которых показывают спектакли нового видения, которые отличаются от классики.
Можно изучить итоги премии «Золотая маска», эксперты которой ежегодно просматривают почти тысячу спектаклей по стране. Если в описании спектакля есть информация, что он отмечен «Золотой маской», даже просто включен в лонг-лист, это будет действительно интересная и достойная постановка.
shutterstock.com
С возрастом театральные предпочтения меняются. Кому-то нравится начинать с чего-то легкого и комедийного, а потом хочется смотреть более серьезные постановки, думать и глубоко переживать то, что происходит на сцене.
В оценке репертуара сложно быть объективным — например, я учился на артиста, и постоянный просмотр спектаклей был одним из способов знакомиться с профессией. Если говорить о личном мнении, мне нравятся режиссеры, которые подходят к постановке нетривиально: переворачивают все с ног на голову, ищут интересные художественные приемы, в работе виден творческий подход к построению спектакля. Это не просто прочтение пьесы по ролям.
Всем, кто хочет увидеть мощные работы, ощутить силу слова и актерской игры, рекомендую посмотреть:
Светлана Калашникова-Прокофьева, арт-консультант по современному искусству
Многие ходят в театр с детства, и у каждого есть свое впечатление, что это за вид искусства. Если хотите погрузиться в мир театрального искусства, вам точно есть, из чего выбирать. Речь не только про постановки в Москве или Петербурге: региональные театры также могут похвастаться достойными постановками.
Можно начать с фестивалей театрального искусства, которые проходят в вашем городе. Это выбор профессионального сообщества, и фестивали дают представление о международном современном театре. Выбирайте тот же «Черешневый лес», который в 2021 году проходил в 20-й раз. Билеты разбирают быстро, но можно успеть.
В этом году отмечает юбилей театр «Современник», и 65 лет — это серьезный опыт, поэтому театр подготовил лучшие спектакли. Для детей и даже взрослых нужно обязательно включить в программу репертуар театра кукол Сергея Образцова, которому в этом году исполняется 90 лет.
shutterstock.com
Если переходить к более сложным постановкам, надо быть достаточно аккуратным, чтобы не разлюбить театр. Нынешние авторы находятся в поиске новых форм визуального языка и настолько заигрываются в стремлении сделать что-то новое, что стирают смысл действия.
Из последних современных постановок можно посмотреть «Ай фак. Трагедия» Константина Богомолова и Мастерской Брусникина по мотивам романа Виктора Пелевина «iPhuck 10». Этот спектакль по всем параметрам — выбору площадки (а это были не театральные подмостки), актерскому составу, визуальному решению и контексту, в который надо быть посвященным — порадовал и вдохновил. У нас большой запас российских гениев.
shutterstock.com
Как выбрать мюзикл
Полина Хлызова, режиссер музыкального театра
Начните знакомство с жанра «мюзикл», в котором сочетается все самое современное: музыка, вокал, хореография, танцы, что точно не оставит равнодушным. Мюзикл — это всегда красивое шоу. Если вам понравится история, можно обратиться к драматическому театру, если понравится музыка, можно углубиться в классические жанры музыкального театра. Например, после просмотра мюзикла «Демон Онегина» многим хочется посмотреть оперу «Евгений Онегин» и зритель узнает некоторые цитаты Чайковского в мюзикле.
Мюзиклы на исторические темы, с которых можно начинать: «Екатерина», «Декабристы», «Эвита», «Искусство жениться» по мотивам Оскара Уайльда, «Тайна Медной горы» по мотивам Павла Бажова. Также можно посмотреть онлайн-мюзиклы: «42-я улица», «Волшебник страны Оз», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Поющие под дождем», «Моя прекрасная леди», «Мэри Поппинс», «Мулен Руж», «Чикаго». Если окажетесь в городе, где ставят следующие мюзиклы, обязательно идите на «Собор Парижской Богоматери», «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Маленький Принц», «Кошки».
Чем открывается оперный спектакль?
Життя цієї людини було суцільною боротьбою. Спочатку всередині власної родини. Потім з тими людьми, хто не вірив у нього. Потім з жорстокою хворобою. Але він усюди вийшов переможцем. І тепер ім’я Людвіга Ван Бетховена записано золотими літерами в історію світової музики.
Початок біографії: дитячі роки
Майбутній композитор з’явився на світло в 1770 році. Його батьківщина – Німеччина, місто Бонн. Музичний дар хлопчик отримав у спадок. Дід і батько Людвіга служили придворними співаками. Мама не мала відношення до музики, але була дуже турботливою і ніжною до своїх трьом синам.
Батько Бетховена навчав спадкоємця грі на фортепіано і скрипці. Він хотів зробити з нього артиста і возити по містах, щоб той заробляв концертами гроші для сім’ї. Але батьківське виховання було жорстоким і суворим.
Перший виступ Людвіга відбулося у віці 8 років. А в 10 він познайомився зі своїм першим учителем Крістіаном Нефе. Навчання допомогло Бетховену вже в 12 років написати і видати перші твори.
Юність. Перша популярність
У 17 років юний талант поїхав до Відня вчитися у великого композитора Моцарта. І отримав від нього схвалення і похвалу. Але навчання не відбулася. Незабаром прийшло повідомлення про хворобу матері, і Людвігу довелося повернутися додому.
Мама померла, і Бетховен став піклуватися про підростаючих братів. Він почав давати уроки музики, одночасно грав в оркестрі і не переставав писати нову музику. З юнацьких праць особливо відома пісня «Бабак». Її слова належать німецькому поетові Гете.
Юнак знову поїхав до Відня, він дуже хотів вчитися далі. Моцарт на той час уже помер, тому Бетховен став займатися з іншими відомими композиторами.
У цей період розкрився його дар як піаніста. Публіка полюбила емоційну гру молодого виконавця. Бетховена вважають першим музикантом в історії, який зумів заробляти на життя своїми виступами.
Розквіт творчості і кращі твори
Особливо Бетховен любив писати сонати. Так називається музика, яку виконує один або кілька інструментів. Весь світ знає фортепіанну «Місячну сонату». Її композитор створив, коли розлучився з коханою дівчиною. Інші знамениті сонати – «Аппассіоната» (що означає «пристрасна») і Патетична ( «схвильована»).
Ще Бетховен був майстром симфоній. Симфонія – музичний твір для великого оркестру. Створення такої складної музики під силу тільки справжньому таланту.
Цікава історія твори однієї з симфоній, Третьою. Спочатку автор присвятив її французькому полководцю Наполеону. Але пізніше розчарувався в ньому і дав симфонії назву «Героїчна».
Улюблена слухачами і піаністами також п’єса «До Елізи». Вона була знайдена в архівах композитора і зіграна на публіці вже після його смерті.
Боротьба з глухотою. Останні роки і смерть
У 26 років Людвіг став втрачати слух. Це привело його в розпач. Глухота значила, що він вже не зможе бути піаністом. Але вона не забирала можливості творчості.
Бетховен з усією пристрастю взявся складати і записувати музику, яку представляв і чув у себе в голові.
Він робив це майже 30 років. Писав не тільки твори для інструментів, але і для голосу. А ще обробляв по-своєму пісні різних народів світу.
Коли композитору виповнилося 54 роки, він створив кращу і останню свою Симфонію № 9 для оркестру і хору. Після її виконання зал встав і привітав автора довгими оплесками.
Бетховен помер в 56 років від хвороби печінки. Його проводжала на кладовищі натовп з 20 тисяч осіб.
Чайковский для «чайников»
Все что вы хотели узнать об опере, но боялись спросить
Опера. Стоит только сказать это слово, и воображение рисует помпезный зал в золоте и амурах и тучных солистов, поющих сложные арии на непонятном языке (даже если этот язык – русский). Еще немного – и потянет в сон. Пришло время развеять мифы. Что такое опера на самом деле и как научиться ее понимать, в рамках спецпроекта «Театрала» рассказывает художественный руководитель «Геликон-оперы», режиссер Дмитрий БЕРТМАН.
Миф № 1. Опера – это старомодно
– Раньше опера действительно считалась консервативным искусством, но сегодня это, напротив, самый прогрессивный жанр. Неслучайно лучшие драматические режиссеры стремятся поставить спектакли на оперной сцене. С чем это связано? Во-первых, современная опера – это единственный вид искусства, в котором соединяются все остальные. Симфоническая музыка, вокал, актерское мастерство, режиссура, кинематограф, живопись, цирковое искусство, медиа-арт, современные сценические технологии – опера вобрала в себя, кажется, все. Да, и еще иностранный язык, ведь партии исполняются на языке оригинала. В общем, это то самое синтетическое искусство, которого как раз и ищет современный человек с его ускоренным сознанием. Своей звуковой и визуальной насыщенностью опера как никакое другое искусство отвечает запросу XXI века.
Во-вторых, сегодня полностью поменялись критерий выбора оперного артиста. Грузных оперных Татьян, над которыми мы когда-то смеялись, теперь не встретишь: помимо вокала, артист оперного театра должен обладать и подходящим типажом, и актерским мастерством. Я никогда не возьму в театр певца с плохим голосом, пусть даже он будет прекрасный артист, но не возьму и безупречного вокалиста, если он бездарен в смысле сцены. Артист оперы должен быть талантлив во всех отношениях, и сегодняшние оперные исполнители ничем не уступают своим коллегам из драматических театров. Не последнюю роль в этом преображении сыграли выдающиеся российские оперные певцы: Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина.
В результате опера – на пике популярности. Оперные залы полны, а на трансляции спектаклей в кинотеатрах невозможно достать билет. Москве в этом смысле есть чем гордиться, потому что здесь в оперу ходит огромное количество молодежи. Так что мысль Бориса Александровича Покровского о том, что опера станет самым популярным искусством, казавшаяся когда-то утопической, сегодня стала реальностью.
Миф № 2. Опера – это элитарное искусство для ценителей
– Как раз наоборот – опера рассчитана на самого широкого зрителя. Ведь что такое опера? Это популяризация литературного произведения. Кто бы знал «Даму с камелиями» Дюма, если бы не опера «Травиата», и кто бы знал «Король забавляется» Гюго, если бы не опера «Риголетто»? Опера всегда была фольклорным искусством. И потом, посмотрите на размеры оперных залов. Если бы опера была рассчитана на небольшую группу избранных, строить здания таких масштабов было бы просто бессмысленно.
Опера – это еще и зрелищное искусство. В драматическом театре спектакль может быть выдающимся, даже если из декораций на сцене только табуретка. В опере такое не пройдет. Поэтому оперные спектакли невероятно дороги. Но зритель может быть уверен, что увидит захватывающее действо, в котором, к тому же, участвует хор. К примеру, солисты геликоновского хора – это настоящая коллекция голосов и образов. Ростропович в шутку называл их хордебалет, и неспроста, ведь от артистов хора требуется отнюдь не только пение. В нашем театре они три раза в неделю занимаются сценическим движением и акробатикой. По сути, это полноценные артисты бродвейского мюзикла.
И наконец, оперный театр невероятно эмоционален. Мне кажется, это самое важное, потому что сегодняшнее искусство развивается преимущественно в концептуальном ключе: режиссеры и художники думают прежде всего о концепции спектакля. Музыка дает возможность добавить к этой концепции эмоцию.
Миф № 3. Оперу невозможно понять без музыкального образования
– Мне кажется, человек, который не слушает классическую музыку, сам себя наказывает. Но все поправимо: видимо, просто еще не пришло время. Симфоническая музыка – это божественный промысел, это общий язык, который принадлежит всей планете. На симфоническом концерте в Японии, Южной Африке и в Европе люди будут плакать в одних и тех же местах. Существуют какие-то колебания звука, которые влияют на людей одинаково. И чтобы это почувствовать, не обязательно заканчивать консерваторию.
Человеческий голос – это тоже уникальное явление. Как режиссер, который постоянно занимается с певцами, по тембру я могу узнать об артисте очень многое. В голосе человека зашифрованы его характер и сексуальность, образование и семейная история. Когда этот голос соединятся с симфоническим оркестром, полифония дает фантастический эффект. В опере, к тому же, невозможно спеть под фонограмму или исправить звук ревербератором: это только живой голос здесь и сейчас. И это тоже чувствует каждый зритель.
Гид новичка: как перестать бояться оперы и начать действовать
– Как подготовиться к походу в оперный театр?
– Мне кажется, зритель должен приходить таким, какой он есть. Было бы неправильно требовать от него предварительной подготовки, потому что театр – это в первую очередь эмоция, и наша задача сделать так, чтобы человек, даже если он пришел на спектакль в первый раз, не знает, что такое гамма, и никогда не читал «Евгения Онегина», все равно мог бы плакать, смеяться и сопереживать. Если зритель ориентируется в историческом, литературном, музыкальном контексте, это прекрасно – для него открываются новые уровни восприятия. Но если нет – такой зритель тоже хорош, как минимум потому, что он абсолютно открыт.
– Все-таки где заручиться знаниями по предмету?
– В «Геликон-опере» существует прекрасная образовательная программа музыковеда, проректора Российской академии музыки имени Гнесиных Дины Кирнарской. Это фантастические лекции об операх, идущих в нашем репертуаре, они пользуются огромным успехом и рассчитаны как раз на широкого зрителя. Кроме того, у нас регулярно проходят экскурсии по историческим и сценическим зонам театра, где зрители могут узнать, как создаются спектакли, как работает театральная машинерия. А недавно мы запустили новую экскурсионную программу по именным гримерным (в нашем театре каждая гримерная носит имя певца или музыканта).
– Как выбрать спектакль?
– Как правило, первый поход в оперный театр носит случайный характер. Если опыт оказывается положительным и зритель хочет продолжить, скорее всего, он будет исходить из названий, которые, что называется, на слуху: «Травиата», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»… Так постепенно будет формироваться вкус и склонность к стилистике того или иного театра. Вообще, мне кажется, люди, которые не любят оперу, или никогда в ней не были, или в первый свой поход попали на неудачный спектакль – настолько неудачный, что у них пропало желание прийти еще. Я бы, может, тоже не пришел, если бы в свое время не увидел спектакли Покровского…
– Есть ли универсальные оперы, доступные любому зрителю?
– А вот в этом смысле ориентироваться на название не стоит: одну и ту же оперу можно поставить совершенно по-разному. Все зависит от режиссера. Но смело могу сказать, что в «Геликон-оперу» можно идти на любое название. Как руководитель, я несу ответственность, поэтому, если спектакль не нравится мне лично или у меня есть ощущение, что он не будет любим публикой,в репертуар он не попадет.
– Можно ли ориентироваться на режиссера?
– Можно. В современном оперном театре режиссер – очень важная фигура: именно от него зависит многоразовый успех спектакля. «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!», – говорит Сальери Моцарту у Пушкина и тем самым определяет три компонента, которые должны быть в искусстве. Глубина – это концепция, стройность – это профессионализм, а смелость – это эмоция. В задачи режиссера входит, чтобы в спектакле присутствовали все три составляющие. Так что его важность трудно переоценить.
– Стоит ли рисковать и идти на экспериментальные постановки?
– Конечно. Если мы будем ориентироваться только на знатоков, то рискуем играть спектакли в пустом зале. Репертуар оперного театра зависит от множества факторов. Как в руководителе во мне сидит несколько человек – директор, продюсер и режиссер – с которыми я каждый раз провожу внутренние совещания. Моя личная режиссерская заинтересованность в том или ином материале, конечно, влияет на исход дела, но зачастую важнее оказывается наличие артиста, для которого имеет смысл делать тот или иной спектакль, или состояние репертуарной карты Москвы. Самое важное – это угадать то, что сегодня было бы интересно и публике, и труппе.
Ставя афишные названия, которые гарантированно обеспечивают приход зрителей, я не должен забывать и о важнейшей роли театра открывать новые или забытые произведения. Поэтому рядом с «Борисом Годуновым» или «Травиатой»в нашей афише может стоять современная опера «Доктор Гааз» Алексея Сергунина. Это малоизвестная опера, однако она посвящена интереснейшей фигуре, великому врачу, и поставлена на либретто Людмилы Улицкой. Другой пример – опера Умберто Джордано «Сибирь». Все знают этого композитора как автора «Андре Шенье», но мало кому известно, что он написал оперу на русский сюжет.
Моя задача как режиссера в том, чтобы любой материал, будь он классический или современный, был привлекателен для публики. В первую очередь он должен быть невероятно театральным и нести в себе эмоциональный заряд. Чтобы, покупая билет, зритель в любом случае не ошибся с выбором.
Топ спектаклей «Геликон-оперы» для начинающего меломана:
«Иоланта» Петра Чайковского
«Евгений Онегин» Петра Чайковского
«Служанка-госпожа» Джованни Перголези
«Телефон» Джанкарло Менотти
«Турандот» Джакомо Пуччини