чем осуществляется политическая власть
Любая власть предполагает неравенство, поскольку есть властвующие и подвластные.
Что такое государственная власть
Признаки государственной власти:
Действует на основе права от имени всего общества.
Власть имеет единый общегосударственный центр принятия политических решений.
Власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства: экономические, социальные, культурные, принудительные.
Что такое органы госвласти. Органы государственной власти в России
Примеры органов государственной власти в России: Министерство внутренних дел, Верховный суд, правительство Московской области, Федеральная налоговая служба.
В Российской Федерации государственную власть, в соответствии со статьей 11 Конституции, осуществляют президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство и суды.
В субъектах федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной (законодательные собрания, думы и др.) и исполнительной власти (губернаторы, правительства).
Теории происхождения власти
Структурно-организационная концепция гласит, что власть порождается самой иерархической структурой политической жизни, которая подразумевает подчинение низших уровней высшим.
Субъект, объект и источник власти. Компоненты власти
Классификация политической власти
По месту в структуре власти: центральная, региональная или местная власть.
По типам социального господства: традиционный, легальный и харизматический.
Функции политической власти
Формирование политической системы общества, организация его политической жизни и отношений (между государством и обществом, общественными институтами, классами).
Управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами и отношениями.
Создание определенной формы правления, типа политической системы и политических отношений.
Требования к демократической власти
В современных демократических обществах источником суверенитета считается народ, поэтому власть должна работать на благо народа. К демократической власти предъявляют ряд требований, чтобы не допустить сползания к авторитаризму или тоталитарному режиму.
Устойчивость и легитимность политической власти
Положительная оценка власти населением.
Признание власти мировым сообществом.
Признаки результативной власти:
Успешная экономическая политика, экономический рост.
Устойчивый рост благосостояния и уровня жизни основной части населения.
Укрепление общественного порядка, безопасность.
Политическая власть
Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.
Содержание
Концепции и трактовки
Основные черты политической власти
Функции
Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.
Ресурсы
Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.
Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.
Методы
Рациональность власти
Рациональная власть
Рациональная власть (или авторитет) — власть, основанная на компетентности. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти.
Рационально-правовой или легальный тип власти наиболее распространён в современном обществе. Этот тип власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.).
Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.
Основные элементы легальной власти:
1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.
2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.
3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.
4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.
5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.
Иррациональная власть
Иррациональная власть — власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых.
Разновидности власти
Традиционная власть
Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.
Экономическая власть
Для того, чтобы осуществлялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у субъекта, но нет у объекта, при этом объект нуждается в этом богатстве. Это власть в сфере экономики,»хозяйствования». Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д
Харизматическая власть
Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект.
Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.
Именно из-за самой специфики харизматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.
Механизмы передачи харизматической власти:
Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.
Фобократия
Фобократия (от др.-греч. φόβος и др.-греч. κράτος — «Власть страха») — это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.
Авторитарная власть
Авторитарные общественные взаимоотношения означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически) и общество в целом. Человеческие отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения (и повиновение, которого они требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе — только участие (самоуправление) во всех областях жизни может сделать это.
Чем осуществляется политическая власть
Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра политологии и социологии
П/р Колмаковой Н.Н.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.
I. Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.
Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.
Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.
В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.
Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.
Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.
В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.
Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.
Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.
К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.
Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.
Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
(к содержанию)
II. Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легетимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание.
Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.
Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.
Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.
Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.
Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.
(к содержанию)
III. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.
Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.
В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе США, РФ. Статья 10 ныне действующей Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Это призвано предотвратить монополизацию публично-властных полномочий каким-либо одним из этих институтов и тем самым резко уменьшить вероятность злоупотреблений ею со стороны аппарата государственной власти.
Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.
Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти.
Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.
Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.
(к содержанию)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА
Понятие политической власти. Одной из важнейших в политологии является проблема власти. Такая оценка определяется ее ролью в обществе и политике. Власть необходима прежде всего для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и относительной стабильности общества.
Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать – значит налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности. Можно выделить следующие виды власти: экономическая и политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.
Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти. Ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная — к политической. Государство выполняет и неполитические задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.).
Политическая власть – это возможность и способность политического субъекта оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия.
Субъект и объект власти.Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Субъект власти – субъект политики, добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле. Объект власти – субъект политики, характеризующийся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю субъекта.
К субъектам политической власти относятся:
– социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, гражданского неповиновения, создания органов власти «снизу»;
– политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные – опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создавать свой «теневой кабинет»);
– правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;
– групповое и индивидуальное лидерство;
– отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;
– толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в этом случае.
Функции власти. К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:
– поддержание общественного порядка и стабильности;
– выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
– достижение общественного согласия (консенсуса);
– принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;
– управление делами общества.
Разделение власти.Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.
Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. В самом светском государстве разделение профессиональных функций власти началось рано. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть разных уровней с разными функциями.
Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер. XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь. В ней отмечается, что государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать ослабляют государство и сводят разделение властей к чисто формальной процедуре. В таком случае реальной правящей силой может оказаться какая-либо иная сила, стоящая вне официальной структуры власти.
Основания и ресурсы власти.Подоснованиями властипринято понимать совокупность значимых для жизнедеятельности социальных субъектов факторов, на которые опирается правящая группа при осуществлении своего курса.Выделяют экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания власти и, соответственно, ее ресурсы. Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.
Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.).
Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации.
Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия.
Сила власти. Сильная власть должна быть:
во-первых, независимой, ибо всякая зависимость (от международной организации, иностранных войск, собственной армии, политических партий, капитала, всякого рода ультимативных требований и т.д.) подрывает ее авторитет;
во-вторых, источник силы власти заключен в активной поддержке ее народом, в добровольном соблюдении им законности и в свободной его лояльности.
Легитимность и легальность власти. По природе своей властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия. Согласие характеризует легитимность власти. Легитимность означает такую власть, которая признается массами законной, а не просто навязанной им. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
В политологии используется также термин «легальность» власти. Легальность и легитимность – не одно и то же. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы.
Типология легитимности разработана М. Вебером. Он обосновал три основных типа легитимности: традиционный, рационально-легальный и харизматический.
Традиционнаялегитимность основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые, на представление о божественном характере власти монарха, на убеждении в том, что власть должна переходить по наследству. К такому господству относятся монархии, существенным признаком которых является право наследования престола.
Харизматический тип власти существовал в различные периоды истории. Харизма (от греч. «божественный дар») означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами. К харизматическим качествам относят магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Достаточно вспомнить таких исторических деятелей, как Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Черчилль, де Голль, Мао Цзэдун, обладавших в той или иной мере харизматическими качествами. В качестве основания рационально-легального типа легитимности Вебер называет «царство закона» и свободное волеизъявление граждан. К этому типу принадлежат современные конституционные государства, где подчиняются не личностям, а законам.
Контрольные вопросы и задания
1. Чем обусловлено существование власти в социуме?
2. Как соотносятся политическая и государственная власть?
3. В чем суть принципа разделения властей?
4. Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?
5. Опасна ли для всего общества концентрация экономической власти в руках узкой группы лиц («олигархов»)?
6. Что может произойти в государстве в случае делегитимации власти?
7. Что следует понимать под ресурсами власти?
Основные понятия
Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.
Источники власти – средства, инструменты, которые используются для воздействия на объекты власти.
Легальность власти – юридическое обоснование, узаконение власти.
Легитимность власти – положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей.
Политическая власть – институциализированная система политического господства в обществе, способность ее субъектов реализовать свою властную волю, используя полномочия и ресурсы государства.
Разделение власти –основополагающий демократический принцип функционирования государственной власти, предполагающий ее разделение на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип позволяет ветвям власти, сохраняя независимость, конструктивно сотрудничать, предупреждать злоупотребления властными полномочиями и осуществлять взаимный контроль.
Ресурсы власти – средства и методы, с помощью которых реализуются интересы и цели субъектов власти.
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
Понятие политического режима. Политическая жизнь любого общества протекает в определённом режиме, который характеризует её динамику. Категории «политическая система» и «политический режим» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть реализуется, как действуют данные институты (например, демократично либо недемократично). Политический режим характеризует содержательную сторону политического процесса, механизм политического властвования. Политический режим определяется формой государства, характером законодательства, фактическими полномочиями государственных органов власти, историческими традициями страны, международной обстановкой. Охарактеризовать политический режим, существующий в той или иной стране, это значит ответить на следующие вопросы:
– Кто и почему обладает властью в данном обществе?
– Как формируются органы государственной власти: через выборы и парламент, путём наследования или назначения сверху?
– Кто и как контролирует политическую власть? Являются ли носители властных полномочий практически бесконтрольными, контролируются ли только сверху или контролируются снизу?
– Каково положение средств массовой информации, какова степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата?
– Каково юридическое и фактическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.)?
– Какими приёмами и методами осуществляется политическая власть?
– Каковы степень участия и возможности для участия различных социальных слоев и групп в политической жизни общества?
– Каково состояние в обществе прав и свобод личности?
– Какими способами регулируются социальные и политические конфликты?
Таким образом, политический режим – это совокупность способов, методов, средств, с помощью которых осуществляется власть в обществе.
Выделяют три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Могут существовать и смешанные политические режимы: тоталитарно-авторитарный, авторитарно-демократический.
Тоталитаризм. Хотя теория и практика тоталитаризма складывается лишь в середине ХХ в., идейные истоки этого явления уходят в глубокую древность. В политической мысли с античных времен весьма популярной была идея, что примирить различные интересы, сохранить целостность государства, его стабильность и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, мудрых правителей, которые будут управлять всеми социальными процессами. Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо. Государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе частную жизнь, включая половую; утверждается унифицированная система воспитания (после рождения дети не остаются с матерями, а поступают в распоряжение специальных воспитателей). В более позднее время тоталитарные идеи разрабатываются в трудах Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина, Сореля и других мыслителей.
Теория тоталитаризма складывается в 40 — 50-х гг. ХХ столетия. Наиболее полно она изложена в работах Т.Адорно «Авторитарная личность», Х.Арендт «История тоталитаризма», Н.Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма», К.Поппера «Открытое общество и его враги», К.Фридриха и З.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия», Э.Фромма «Бегство от свободы», А.Хайека «Дорога к рабству» и др.
В современной политической науке теория тоталитаризма широко используется при классификации политических структур. Что же конкретно понимается под тоталитаризмом? Тоталитаризм–это политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Исторически первой формой тоталитаризма стал политический режим, возникший в бывшем СССР после прихода к власти Сталина. Вторая форма тоталитарного строя – фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922г. Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как политический режим он возник в Германии в 1933 г.
Современная политология выделяет следующие основные признаки тоталитарного политического режима:
– монополия на политическую и все другие виды власти. Власть принадлежит политической элите во главе с всевластным и бесконтрольным лидером. Властные отношения отличаются жёсткой централизацией, формирование персонального состава структур власти осуществляется через закрытые каналы, путём назначения сверху;
– отсутствие узаконенного механизма смены политической власти, ротации кадров, смены лидеров;
– превращение общественных организаций и движений в придатки государственных органов власти;
– подавление оппозиции. Режим не признаёт никакой оппозиции, прав меньшинства и требует полного и беспрекословного подчинения, единогласия и единомыслия;
– идеологизация всей общественной жизни. Официальная идеология признаётся единственно верной и носит обязательный для всех характер;
– управление сознанием людей, программирование их ценностных ориентаций и образа мыслей. Для этого режима характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ;
– ядро тоталитарной политической системы – партия нового, тоталитарного типа. Эта руководящая партия срастается с государством, осуществляет реальную власть в обществе;
– наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, милиция, армия и т.п.), массового террора или запугивания населения.
Тоталитаризм – исторически обречённый строй. Это общество – самоед, не способное к эффективному созиданию, эффективному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счёт богатых природных ресурсов, накопленных ранее средств и сверхэксплуатации подавляющего большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к глубокому качественному обновлению, своевременному учёту изменений, происходящих в мире.
Авторитарный режим. Часто в массовом сознании авторитарный режим отождествляется с тоталитарным. И там, и здесь имеет место жёсткая централизация, концентрация власти в одних руках или одном институте, преобладает односторонняя связь политико-управленческих структур и общества – она направлена сверху вниз. Выборность как таковая отсутствует, хотя выборы формально могут и проводиться. Должности в аппарате власти замещаются путём наследования, назначения либо кооптации. Законодательная, исполнительная, судебная власти фактически не разделены. Все они подчиняются единому центру. Политические противники подвергаются преследованию, вплоть до репрессий.
Тем не менее авторитарный режим имеет ряд специфических черт, совокупность которых дает основание выделить его в качестве отдельного типа политического режима:
– в условиях функционирования авторитаризма возможно существования ограниченного плюрализма;
– правящая элита безраздельно господствует лишь в политической сфере. Политическая оппозиция запрещена. Однако авторитарный режим, как правило, не преследует инакомыслие и плюрализм мнений в неполитических сферах, например, в сфере художественного творчества;
– если тоталитарный режим является по своей природе мобилизационным, который постоянно агитирует, сплачивает и организует население на различного рода кампании, то авторитарный режим ввиду отсутствия массовой поддержки не является таковым.
Разновидности авторитаризма: партийные, военные, национальные, режимы личной власти.
Демократический режим. Слово «демократия» пришло из греческого языка (kratos – власть, demos – народ) и означает «власть народа», «народовластие». Для демократии характерны следующие признаки:
– признание народа первоисточником власти;
– равенство всех перед законом и судом;
– наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод;
– решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на защиту своих интересов, равные возможности участия в политической жизни для всех граждан;
– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
– выборность, подотчетность, сменяемость органов государственной власти, местного самоуправления;
– право беспрепятственного контроля над деятельностью органов государства со стороны народа посредством СМИ, через формы прямой демократии и др.
– политический плюрализм и многообразие мнений.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое политический режим? Как соотносятся понятия «политический режим» и «политическая система»?
2. Какие факторы определяют политический режим в стране?
3. Что означает идеологизация всех сфер общественной жизни?
4. Какие достоинства и недостатки демократического режима вы могли бы выделить?
5. В чем отличие авторитарного режима от тоталитарного?
6. Покажите силу и слабость тоталитарного режима на примере СССР.
7. Существует ли возможность перехода от демократического режима к тоталитарному в современных условиях? Какие факторы могут этому способствовать, а какие – препятствовать?
Основные понятия
Политический режим(от лат. regimen – управление) – способ функционирования политической системы, характерные способы и методы осуществления власти.
Тоталитаризм(от лат. totalitas –цельность, полнота)– политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу.
Авторитаризм(от лат. auctor – зачинатель, основатель, творец) политический режим, отличающийся неограниченной властью одного лица (группы лиц) или государственного органа.
Демократический режим – совокупность демократических средств и методов функционирования институтов политической власти, обеспечивающих права и свободы граждан, стабильность и эффективность политической системы общества.
Легальность(от лат. legalis – законный) – соответствие власти действующим законам.
Легитимность(от лат. legitimus – законный) – состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой.
Политический плюрализм(от лат. pluralis – множественный)—множественность взглядов и точек зрения, возможность социальных групп создавать организации для выражения интересов.
Харизма(от греч. harismа – божественная благодать, дар) – исключительные свойства, которыми наделяется лидер в глазах своих почитателей.
ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Понятие государства. Понятие «государство» (от лат. «status» – буквально «состояние», «сословие» появляется в период итальянского Ренессанса в 16 в. и получает широкое употребление в Новое время.
Государство – основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей. Государство – это особая организация политической власти, обладающая суверенитетом и придающая своим велениям общеобязательный характер.
Существуют различные подходы к исследованию государства:
– политико-философский, при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение «общих дел», регулирование взаимоотношений правителей (власти) и народа;
– классовый, согласно которому государство есть порождение общества на классы и орудие господства одного класса над другим.
– правовой (юридический) подход, исследующий государство как источник права, своеобразную иерархию законов, скрепленных властным суверенитетом. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института.
Признаки государства. Государство характеризуется определенными признаками. Признаки государства – это та основа, без которой государство не может быть. Такими признаками являются:
– территория – она составляет физическую, материальную основу государства;
– население – совокупность людей, проживающих на данной территории, население без государства может существовать, а государства без населения не может быть;
– наличие специального государственного аппарата, с помощью которого осуществляется руководство и управление различными сферами общества;
– суверенитет – независимость и верховенство государства.
Государство обладает монопольным правом на издание законов, на применение принуждения, на взимание налогов, право на эмиссию денежных знаков.
Функции государства. Место и роль государства определяется его функциями, которые отражают основные направления деятельности государства. Традиционно их подразделяют на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относятся: обеспечение законности и правопорядка; хозяйственно-организаторская, социальная, культурно-воспитательная, образовательная функции.
Внешние функции: защита экономических и политических интересов государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграция с другими странами, участие в международном разделении труда.
Концепции происхождения государства. В политической теории сложились разные концепции происхождения государства:
– теологическая (А.Августин, Ф.Аквинский и др.) в рамках которой возникновение государства объясняется как акт воплощения божественной воли;
– патриархальная (Р.Филмер) теория, согласно которой государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства;
– теория общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо) исходит из признания государства как результата своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и подданными;
– теория насилия (Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер) согласно которой, государство появляется как организация победителей над побежденными;
– теория заимствования и подражания. Считалось, что государство образуется в одном каком-то месте, а оттуда в порядке заимствования распространяется по всему свету;
– органическая теория (Г.Спенсер). Здесь государство рассматривалось как результат постепенной эволюции общества;
– классовая теория (К. Маркс, В.Ленин) связывает возникновение государства с появлением частной собственности, общественного разделения труда, расколом общества на классы с непримиримыми интересами.
Таким образом, факторы, влияющие на возникновение государства очень разнообразны. В зависимости от конкретных исторических обстоятельств мог превалировать тот или иной фактор, или действовать все одновременно.
Формы государства. Человеческое общество породило различные по своим формам государства. Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и функционирования государственной власти. Ее можно рассматривать с точки зрения правления и территориального устройства. Различают две основные формы государства: монархия и республика.
Монархия (от греч.monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой верховная власть в государстве (полностью или частично) сосредоточена в руках одного человека, занимающего эту должность как правило, по наследству. Выделяют абсолютную и конституционную монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единовластным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах (Саудовская Аравия, Катар, Оман). Отличительной особенностью конституционной монархии является ограничение власти монарха конституцией. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Морокко) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. При парламентской монархии монарх лишь формально признается главой государства, но фактически обладает лишь представительными функциями (Швеция, Дания, Испания и др.).
Республика (лат. Respublica – общественное дело) – это форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными и сменяемыми. Выделяют три основные разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую). Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов (президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти). Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. В парламентской республике глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент главным образом осуществляет представительные и церемониальные функции. Правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. В смешанной или полупрезидентской республике сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.
С точки зрения территориального устройства различают унитарные (простые) государства, федеративные и конфедеративные (сложные) государства.
Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью (Франция, Швеция, Беларусь и др.).
Федерация – это сложное государство, состоящее из государственных образований (штатов, республик, земель и т.п.), обладающих определенной политической самостоятельностью (США, Россия, Бразилия и т.д.). Федерация формируется как на территориально-административной основе, так и национально-территориальной.
Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Конфедерация – неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-848 гг.), Германии (1815-1867 гг.). Помимо названных трех основных форм государственного устройства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы – протектораты, унии, империи.
Контрольные вопросы и задания
1.Каково место и роль государства в политической системе?
2.Назовите основные признаки государства, его функции.
3.Какие вы знаете концепции происхождения государства?
4.Охарактеризуйте формы государства по политическому устройству.
5.Охарактеризуйте территориально-государственное устройство своего государства.
Основные понятия
Государство –основной институт политической системы, обладающий верховной властью (суверенитетом) на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма – государственного аппарата.
Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее в международных отношениях.
Монархия –форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках главы государства – монарха – и передается по наследству. Различают абсолютную (неограниченную), парламентскую, дуалистическую и конституционную монархию.
Республика –форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству из них. От имени граждан (народа) управление осуществляется представительными органами, избираемыми прямым или косвенным волеизъявлением.
Унитарное государство –форма территориального устройства государства, не имеющего в своем составе административно-территориальных образований на правах субъектов, обладающих суверенитетом. В таком государстве единая конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти.
Федерация – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы.
Конфедерация – временный союз самостоятельных государств для осуществления экономических, военных и других задач, отвечающих их национальным интересам. Часто характеризуется неустойчивостью и неэффективностью.
- чем осуществляется полировка дерева на токарном станке
- чем осуществляется продувка сосуда работающего под давлением воздуха или инертных