чем особенно опасны молчалины

Чем особенно опасны молчалины

Чтобы ответить на поставленный вопрос, сначала необходимо определить, что такое опасность. По Википедии опасность – это возможность возникновения обстоятельств, которые могут таким образом повлиять на сложную систему, что приведет к ухудшению или невозможности её функционирования и развития. То есть Молчалин должен каким–то образом отрицательно повлиять на сложную систему, то есть на общество. Чтобы понять в чем это проявляется, обратимся к изучению жизненных идеалов Молчалина.

Молчалин – мелкий чиновник, старающийся угодить «всем без изъятья». Он говорил Чацкому:

Ну право, чтобы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?

Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь…

Чацкий и Молчалин – люди одного возраста, но являются представителями разных веков. У Молчалина нет стремления к развитию. Свойственный для молодого человека радикальный настрой у него отсутствует, он обокрал самого себя. Все свои личные помыслы, чувства и желания он обнулил, это хорошо заметно в словах Молчалина:

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

Всего себя он направил на достижение материального благополучия. Он и любить не может. Проводит целые ночи с Софьей для достижения своей цели, любит её по должности. Это человек, который не знает никакой другой жизни, кроме светских развлечений. Хотя Молчалин имеет собственное мнение, это доказывают следующие строки, им произнесенные: «Не смею моего сужденья произнесть». Значит, ему есть что сказать, но он же поставил крест на свои «суждения» и встает на ту сторону, где будет спокойнее и сытнее.

Герой комедии Грибоедова – Молчалин – это человек, которому важно лишь получить чин и веселую жизнь, человек без собственного мнения, не умеющий любить. Он встает на ту сторону, где имеется значительный перевес, где будет удобней.

Источник

Молчалин являлся одним из самых неоднозначных героев. Алексей воспринимался читателями по-разному, их мнение относительно этого героя менялось на протяжении всего прочтения произведения. Следует ли опасаться Молчалина? Был он страшным или же смешным?

Грибоедов использовал говорящие фамилии, так, Молчалин – это человек, который соглашался со всем и не имел своей четкой позиции, своего мнения. Изначально Алексей кажется добродушным человеком, не наделенным умственными способностями, над которым можно лишь посмеяться. Но по мере прочтения книги у читателей появляется настоящее отвращение к этому персонажу.

Он искал выгоду везде, где это было возможно, и если ему выгодно было с чем-либо согласиться, он это делал вне зависимости от своего отношения к предмету разговора. Чацкий считал, что Алексей добьется успеха, ведь в эпоху девятнадцатого века любили «бессловесных».

Молчалин был лицемерным и пытался подлизаться ко всем, кто мог бы как-нибудь помочь герою. Он этого не скрывает, ведь действует по отцовским принципам, которые тот завещал Алексею. Герой способен обмануть даже свою невесту, видевшую в Молчалине интеллигентного умного человека, неспособного на двуличие. Однако порой внешность бывает обманчива, Молчалин – как раз тот случай. Внешне он выглядел образованным, но его внутренний мир был абсолютно не привлекательным и гнилым.

Алексей Молчалин – низкий и подлый человек, с такими очень опасно иметь дело. Такие люди пойдут на всё, чтобы добиться своих целей. Окружающих Молчалины воспринимают как средства для достижения собственных целей. Они будут вести себя как угодно, прислуживать, льстить, пока не получат чего хотели: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья».

Алексей растоптал чувства Софьи, жестоко обманул и растоптал её чувства и надежды. Софья не подозревала, что за маской покорного жениха кроется страшное лицо. Вывод: Молчалин – страшный человек, ради своей выгоды готовый на любые подлости.

Этого человека можно по праву назвать самым отвратительным персонажем произведения, так как он кроме отвращения ничего и не вызывает. Как человек он двуличен, и также готов идти даже по головам, лишь бы просто достичь своей цели. Однако он не заявляет об этом напрямую, что также характеризует его как жалкого, двоякого человека, который уже не знает, что ему делать, дабы приблизиться к обществу и к его одобрению.

Источник

Горе от ума. Кому и чем неугоден Молчалин?

«А судьи кто?» А.С. Грибоедов
«И милость к падшим призывал» А.С. Пушкин

Прежде всего, я предлагаю считать характеристики, как положительные, так и отрицательные, данные Молчалину Софьей и Чацким, не принимать всерьез, как пристрастные и поэтому необъективные.
Тем более что в комедии «Горе от ума» есть несколько человек, которые могут относиться к Молчалину нелицеприятно, и именно чьё отношение к Молчалину нам может быть наиболее интересно, а это:
— П.А. Фамусов, который вывез Молчалина из Твери за его деловые качества и который полностью доверяет Молчалину. В первом действии Фамусов явно проявляет уважение к Молчалину, пропуская его впереди себя, хоть и был явно раздражён и не доволен их утренней встречей;
— А.Н. Хлестова очень нелестно отзывается о Репетилове, Чацком и Загорецком и которой нет никакого смысла не делать того же по отношению к Молчалину, дай он к тому повод. Самостоятельные и самодостаточные люди не говорят подлецу: «Спасибо мой родной»;
— Полковнику С.С. Скалозубу не было никакой необходимости говорить Молчалину: «Ваш слуга», особенно, если бы Молчалин давал ему повод к неуважению, лебезя и заискивая;
— вполне возможно, что и Фома Фомич, и Татьяна Юрьевна без презрения относились к Молчалину, которому не было необходимости расписывать их достоинства перед Чацким, тем более, что редко кто заглазно хвалит того, перед кем унижался сам или кто унижал его;
— сам автор комедии, который увел Молчалина за кулисы и тем уберёг его от гнева Фамусова. Кстати, вполне возможно, что Фамусову и не было бы причины особенно сердиться, застань он в прихожей всех четверых, а не троих участников сцены.

Источник

Чем опасны Молчалины

“Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую литературу много лет спустя после появления пьесы. В комедии показано столкновение “века нынешнего” с “века минувшего”, представленных Чацким и фамусовским обществом.

В пьесе изображена борьба прогрессивных сил с крепостнической реакцией.
Мир фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и прислуживающих им, подхалимствующих чиновников-молчалиных.

Это способствует тому, что он становится нужным человеком, правой рукой своего хозяина Фамусова. Софья даже идеализирует своего героя: “Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело…”; “уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства” ; “от старичков не ступит на порог”. На самом деле (и Чацкий это прекрасно понимает) Молчалин – это хитрый, лицемерный, льстивый, двуличный человек. У него представление о счастье связано только с удачной карьерой, видным положением в обществе, богатством.

Ему нравится служанка Лиза, а он ухаживает за Софьей, так как она дочь богатого начальника.
До поры до времени Софья не может разглядеть Молчалина в его истинном свете. А он большой мастер выгодно себя показать в глазах окружающих. Лишь два персонажа имеют возможность заглянуть в истинное лицо Молчалина.

Это Чацкий и Лиза. Лизе он сам открывает “душу”, свое кредо. Откровенность с Лизой ему безопасна, так как она не выдаст.

А вот Чацким опасна, однако Молчалин верит в то, что его правила благопристойны: “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”; “… ведь надобно ж зависеть от других” и др.
Молчалин – это не мелкая, жалкая. Незаметная фигура. Это коварный, хитрый, подлый лжец, который во имя своей продаст кого угодно.

Грибоедов устами Чацкого недаром указывает читателю: “Молчалин блаженствуют на свете!” Незаметно, тихо такие, как Молчалин, достигают “степеней известных”, пробираются к власти и становятся вершителями судеб порядочных людей.
В конце комедии Грибоедов заставляет трусливо бежать разоблаченного Молчалина и тем самым презрительно расправиться с ним. Драматург писал: “Всякий век имеет своих молчалиных… Всмотритесь: вы окружены молчалиными”.

Молчалин стал нарицательным обозначением подлости и лакейства. Об этом говорит и его фамилия. Молчалин стал символом рабского молчания, к которому стремились приучить Россию сначала Аракчеев, а потом и Николай I. Салтыков-Щедрин так определил опасность молчалиных: “О счастливые, о стократ блаженные молчалины!

Они бесшумно, не торопясь переползают из одного периода истории в другой”.
Современные Молчалины опасны тем, что их трудно разглядеть, “Услужив, скромен, тих”, он незаметно подличает, аккуратно и без шума занимается доносительством, продает и предает. А “достигнув степеней известных”, молчалины “блаженствуют на свете”.

Related posts:

Источник

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. «

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера «Семейная тайна», которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией «Горе от ума», которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим «единым лицом двадцатитысячную армию». В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители «века минувшего» чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время «ужасным веком». Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием «ума» во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: «Умный, бодрый наш народ», — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу «Горе от ума», по оценке критиков, самая «антибарственная» комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *