чем определяется значимость россии в современном мире

Место России в современном мире

Роль России в современном мире

Место России в современности будет определяться воздействием большого количества разнообразных факторов. При этом важно учитывать не только обстоятельства внутреннего плана, но также и условия, которые влияют на жизнь и развитие российского общества извне. Необходимо учитывать и те, и те факторы для того, чтобы выяснить, в какой точке социальных изменений находится общество, как мировые тенденции будут проявлять себя в рамках отечественной специфики.

Внешние факторы, которые влияют на развитие нашего общества, необходимо выделять в связи с тем, что за последние десятилетия Россия больше интегрировалась в систему международных и межгосударственных отношений.

С позиции развития межгосударственных связей важно то, что, начиная с 2001 года Россия – полноценный участник «Большой восьмерки» (G8), которая объединяет в себя глав государств и правительств наиболее развитых и влиятельных стран мира. Также 22 августа 2012 года Россию приняли во Всемирную торговую организацию (ВТО). Немаловажно и то, что Россия – полноправный член Совета Европы с 1996 года. Саммит АТЭС во Владивостоке 2-8 сентября 2012 года позволил окончательно утвердить вклад России в развитие международных связей.

Важный шаг на пути развития торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, России и Казахстана стало формирование организации «Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества» в июле 2010 года. Также при участии России и по ее инициативе были созданы объединение БРИК (Бразилия – Россия – Индия – Китай) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Саммиты данных организаций прошли в Екатеринбурге, в июне 2009 г.

Роль России в качестве члена мирового сообщества определяет множество постоянных факторов, среди которых можно отметить следующие:

Именно он наиболее точно отражает все переходное состояние современной России, которая сочетает в себе следующие особенности:

Все данные показатели позволяют отнести Россию к странам полупериферии, к которым также еще относятся, к примеру, Бразилия и Индия, и которые сочетают в себе как черты периферии, так и черты центральных стран.

Интересно то, что в документах Киотского протокола (1998) Россию отнесли в категорию стран с развивающейся экономикой.

В развитии России важную роль сыграли экономические реформы правительства Е.Т. Гайдара, осуществленные в 1992 году, а также принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации. Благодаря реформам, проведенным Гайдаром, для России был открыт путь к развитию рыночных отношений, а также появилась возможность ввести ее экономику в международную систему разделения труда. В Конституции Российской Федерации была закреплена демократия, федеративные основы государственного устройства, а также основные свободы и права граждан России.

Важно отметить то, что оба данных фактора позволили сформировать предпосылки, которые при наличии благоприятных условий могли бы поспособствовать развитию свободной конкурентоспособной и высокотехнологичной экономики, а также формированию гражданского общества, последовательному разделению ветвей государственной власти и развитию социальной активности жителей России. Тем не менее, это не произошло.

Основными причинами, почему это не удалось, можно назвать то, что вместе с другими условиями на процесс развития России отрицательно повлияли такие факторы, как:

Также немаловажную роль сыграл и экономический кризис, который произошел в период с 2008 по 2010 года и выявил высокую степень вовлеченности российской экономики в мировую систему хозяйственных связей.

Также в связи с тем, что упал спрос на сырьевые ресурсы, которые составляют большую долю экспорта России, возникли вопросы о путях интеграции экономики страны в систему международного разделения труда.

Три задачи развития России

Первая задача касалась места, которое занимает современная Россия в международном сообществе. Здесь необходимо подчеркнуть следующие факторы, которые позволяют влиять на мировое развитие в долгосрочной перспективе:

Будущее страны будет зависеть от того, насколько эффективно решатся проблемы в сфере развития и экономики в предшествующий период. Также это будет влиять и на то, сможет ли Россия сохранить свое влияние на мировой арене, сумеет ли защитить свой суверенитет и национальную идентичность. Данная задача являлась сложной при учете результатов, с которыми государство и общество вступило в данный временной период.

На 2012 год доля России в мировом ВВП составляла 4,1%.

В 2012 году в рейтинге глобального благосостояния (Legatum Institutes Prosperity Index) Россия занимала 66 позицию, по состоянию на 2021 год Россия занимает 76 позицию. Данный рейтинг учитывает такие факторы как конкурентоспособность экономики, состояние окружающей среды, развитие системы здравоохранения, религиозные и семейные ценности.

Как сообщают эксперты, основными проблемами для развития бизнеса в России являются коррупция и неэффективность государственного аппарата, а также большие налоговые ставки.

По результатам Индекса экономической свободы, которые каждый год рассчитывается американским исследовательским центром «Фонд Наследие» (Heritage Foundation) и экспертами, представляющими журнал Wall Street Journal, среди 179 стран Россия заняла 139 место в 2013 году. На сегодняшний день страна занимает 92 место. Данный индекс оценивает такие параметры, как право собственности, свободу от коррупции, от давления правительства, финансовую свободу. При этом, несмотря на то, что Россия поднялась в рейтинге, она продолжает оставаться страной с «главным образом несвободной» экономикой.

Вторая задача, которая была сформулирована Президентом РФ относится к сфере социальной политики, т.к. именно она будет определять всю систему устройства общества и касается интересов людей. В данном направлении основными проблемами являются и те, что были унаследованы из прошлого, и те, что появились в настоящем времени.

В первую очередь, государство должно выработать последовательную политику, направленную на повышение рождаемости и снижение смертности, а также повысить продолжительность жизни населения. В 90-е годы в связи с социальными катаклизмами в России заметно снизилась продолжительность жизни людей, и только начиная с 2003 года ситуация начала улучшаться. К 2012 году продолжительность жизни составила 70 лет и выше, при этом мужчины жили около 64,3 лет, а женщины – 76, 1 год. Также в 2012 году впервые зафиксировали естественный прирост населения, в то время как в период с 1991 по 2011 годы численность населения страны уменьшилась с 148, 3 млн до 142. Немаловажно и то, что все еще высок уровень смертности среди мужчин среднего возраста.

Затем в рамках социальной политики необходима разработка мер, которые были бы направлены на то, чтобы оказывать помощь семьям, улучшать условия для рождения и воспитания детей, а также создавать благоприятные условия для того, чтобы в семье рождался второй и третий ребенок. Отдельное место занимает развитие и повышение качества работы системы дошкольных учреждений. Необходимы меры, которые бы позволили женщинам не бояться, что рождение второго и последующих детей перекроет ей доступ к карьерному росту и хорошей работе.

Далее важно кардинально улучшить систему здравоохранения, осуществить меры по внедрению стандартов здорового образа жизни и ввести новые формы спортивной работы среди молодежи и детей. Важно, чтобы занятия физическими упражнениями стали престижными для молодежи, студентов, и могли стать для них дополнительным социальным лифтом.

И, наконец, необходимо интенсифицировать меры, которые были бы направлены на решение жилищного вопроса и обеспечить жильем молодые семьи, работников социальной сферы, педагогов, ученых, врачей. Также отдельно в рамках решения данной проблемы стоит предоставление жилья ветеранам и военнослужащим.

Последняя, третья задача, о которой говорил Президент РФ, не уступает в своей значимости предыдущим и связана с развитием гражданского общества в России. Необходимо обеспечить и защитить гражданские права, углубить демократию, повысить эффективность государственного управления, а также стремиться противодействовать коррупции.

Взаимоотношения общества и государства часто кажутся конфликтными, однако при этом они предполагают, что нужно выстроить динамичную систему учета разных мнений и интересов, механизмов и каналов легитимации проводимых решений.

Самыми важными направлениями развития в данной сфере были отмечены:

Российский опыт демонстрирует, что технический прорыв невозможно осуществить самостоятельно, не опираясь на всеобъемлющие социальные реформы. Серьезный индустриальный рывок, который совершила Россия в период правления Александра II и за последующие годы был возможен только в связи с тем, что проводились глубокие институциональные реформы, которые преобразили социальную структуру общества и правовую систему российского государства (были освобождены крепостные крестьяне, проведены земская, судебная, военная реформы).

Таким образом, можно подвести итог, что успешность социальных реформ в России будет во многом зависеть от того, насколько власть готова меняться в зависимости от времени.

Источник

Россия в современном мире. Основные направления социально- экономического, политического и военно-технического развития страны. Задачи офицерского состава на 2021 учебный год

ТЕМА по ВПП №1 для офицеров

К. БУРТНЫЙ, профессор кафедры политологии Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, кандидат политических наук, доцент, полковник запаса

События последних лет свидетельствуют о том, что мир не стал более стабильным и безопасным. На планете бушуют десятки активных военных конфликтов, многие находятся в «замороженном» состоянии, но несут в себе риски как для населения, так и для целых государств. Причем, что характерно, наряду с традиционными формами возникновения и протекания конфликты стали принимать более изощренные формы, в которых регулярные армии не всегда играют основополагающую роль. Но при этом за вооруженными силами остается приоритет в их разрешении и прекращении на ранней стадии.

Россия в современном мире

Наша страна граничит по суше с 16 государствами, а площадь ее исключительной экономической зоны составляет 8,6 млн кв. км. Из 85 субъектов России 45 являются приграничными. Какие же процессы происходят по периметру наших границ?

На мировой арене продолжается формирование ряда геополитических центров силы, которое сопровождается борьбой за геостратегические пространства, экономические и природные ресурсы. В архитектуре глобальной безопасности по-прежнему доминируют механизмы и структуры, созданные в эпоху «холодной войны». Примеры внеблокового подхода к обеспечению международной безопасности пока немногочисленны. Обострение межгосударственных противоречий в области политики, экономики и идеологии, связанных с борьбой за сферы влияния, увеличивает опасность возникновения военных конфликтов на локальном и региональном уровнях.

В этих условиях Россия выступала и выступает за активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности, за формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к стране регионах.

Основными факторами, определяющими характер развития мировой военно-политической обстановки, по мнению военных аналитиков являются:

стремление США к манипулированию международным правом в угоду своим интересам, абсолютному доминированию в большинстве регионов мира в условиях формирования многополярной системы международных отношений и удержанию за собой роли единственной супердержавы;

скрытая и явная борьба США и Китайской Народной Республики (КНР) за глобальное господство;

процесс интеграции государств в рамках НАТО, Европейского союза и новых членов, претендующих на вступление в военно-политический и политико-
экономический союзы;

введение против России экономических и политических санкций и их расширение в ближайшее время;

ослабление роли международных институтов в урегулировании межгосударственных конфликтов и противоречий, использование вооруженных сил в обход общепринятых норм международного права;

применение США концепций информационных войн и боевых действий в киберпространстве, расширение сферы информационно-технического и информационно-психологического воздействия;

возрастание роли терроризма в достижении политических целей.

Очевидным становится тот факт, что американские элиты де-факто присвоили себе право устанавливать «красные линии» и определять способы наказания «неугодных» государств за их нарушение. Вашингтон и его союзники своими действиями стремятся подменить Организацию Объединенных Наций и снизить ее роль в вопросах поддержания мира на планете и разрешения кризисных ситуаций.

Попытки России, Китая, Индии, ряда других стран в новых условиях добиться большего учета своих интересов при преодолении проблем в условиях глобализированной экономики, установить справедливый баланс влияния и сил, возможность в полной мере удержать суверенитет над своими же территориями и ресурсами, наталкиваются на активное противодействие со стороны США. Это противодействие проявляется в различных сферах и областях мирового пространства.

Все большее влияние на военно-политическую обстановку в мире оказывает и то обстоятельство, что экономические интересы становятся главными в политике, а для их обеспечения все чаще используется военная сила. Обостряется борьба за природные ресурсы — минеральные, водные и т. д.

Антироссийская политика США привела к переоценке основ и ценностей в отношениях Штатов с Россией. Формируется и проходит апробацию сложная система противодействия российскому влиянию, которую эксперты называют системой «сдерживания-истощения».

К числу инструментов давления на Россию относятся:

высокий уровень конфронтации между Москвой и прибалтийскими государствами. Страны Балтии будут всячески противиться диалогу Россия — НАТО, ставить его развитие в прямую зависимость от получения убедительных гарантий собственной безопасности;

использование протестов после президентских выборов в Белоруссии для разрушения основ Союзного государства;

дальнейшая дестабилизация обстановки на Украине и ситуации в Киргизии;

разрушение партнерских отношений, складывающихся вокруг Каспийского моря. Для политики США фокусная дестабилизация военно-политической ситуации в Прикаспии важна еще и тем, что позволяет завершить геополитическую и геоэкономическую изоляцию Ирана, а также окончательно лишить Россию возможности полноценного развития глобально значимого индустриально-логистического коридора «Север — Юг», а Европу — возможности создания конкурентных газотранспортных коридоров.

События, которые происходят в Нагорном Карабахе, напрямую связаны с проводимой администрацией Белого дома с 2016 года политикой по сохранению влияния в регионе. В ее основе лежат стремления контролировать нефтяные месторождения Каспийского бассейна; ослабить влияние России в регионе; расширить военное присутствие в нем, а также политика присоединения непризнанных государств к административным территориями государств постсоветского пространства (Абхазии и Южной Осетии к Грузии, Нагорного Карабаха — к Азербайджану).

В качестве еще одного важного инструмента воздействия на Россию американская администрация и ее европейские союзники рассматривают санкционное давление. Санкции являются одним из инструментов геоэкономического противоборства для достижения политических целей. При этом как повод для их введения используются, как правило, надуманные факты, не подтверждающиеся реальностью: «хакерское вмешательство» в президентские выборы в США; отравление в Великобритании бывшего офицера российской военной разведки Сергея Скрипаля и его дочери Юлии боевым отравляющим веществом; отравление политического деятеля Алексея Навального и т. п.

В ответ Россия активно проводит политику импортозамещения, вводит контрсанкции против тех государств, которые ввели санкции против нее, активизирует сотрудничество с другими странами мира в экономической сфере. Особое место в этом сотрудничестве Российская Федерация отводит таким региональным и международным институтам, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», «Группа двадцати» и другим международным институтам.

Еще один показатель невозможности изолировать Россию — минувший Международный форум «Армия-2020», проведение которого из-за пандемии коронавируса COVID-19 было под вопросом, тем более в международном формате. Однако он прошел более чем успешно.

Необходимо также принять во внимание стремление США манипулировать международным правом в угоду своим интересам, в частности, добиться «переформатирования» сложившейся системы контроля над вооружениями.

Такие шаги американцев, как выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и из Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, недобросовестное выполнение Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ), выход из Договора по открытому небу, а также нежелание ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний существенно подрывают стратегическую стабильность.

Американское руководство также последовательно выступает против формирования международной правовой базы, запрещающей использование в военных целях космического пространства. Пентагон рассматривает космос в качестве потенциального театра военных действий и пытается обеспечить себе полную свободу маневра на данном направлении. Космические войска были созданы по распоряжению президента США Дональда Трампа в декабре 2019 года и стали шестым видом вооруженных сил Соединенных Штатов.

Становится очевидным то, что деятельность Вашингтона и его союзников, в ходе которой игнорируются интересы других субъектов международных отношений, порождает новые глобальные военные опасности. К их числу, прежде всего, необходимо отнести:

стремление добиться безусловного доминирования США и устранения с мировой арены Российской Федерации в качестве центра силы, обладающего ядерным оружием;

превращение России в страну, не способную оказывать влияние на развитие международных отношений в мире и в его регионах;

попытки поставить под договорной контроль новые российские комплексы вооружений, такие как подводная автономная система «Посейдон», гиперзвуковая ракета воздушного запуска «Кинжал» и крылатая ракета с ядерной энергетической установкой «Буревестник»;

размытие границ между военными и невоенными средствами противоборства (включая информационное воздействие, применение экономических санкций и др.) и, как следствие, возникновение «серых» зон, не позволяющих однозначно классифицировать шаги других стран как враждебные, невозможность достоверного установления момента начала агрессии.

Наряду с этим Вашингтон наращивает военные расходы, а также оказывает давление на своих союзников для увеличения финансирования НАТО.

Курс США, направленный на военное сдерживание России, открыто поддерживают НАТО и Европейский союз.

Блок НАТО окончательно превращается из европейского в глобальный под руководством США. Продолжается расширение НАТО с целью наращивания возможностей по глобальному проецированию силы, противоборства с Россией и сдерживания Китая.

Расширение функциональной сферы НАТО, охватывающей сегодня и целый ряд невоенных вызовов, порождает новые системные угрозы миру. Определенная опасность просматривается в стремлении альянса обеспечить себе беспрепятственный доступ к глобальной транспортной инфраструктуре, взять под контроль мировые сырьевые ресурсы и киберпространство.

Дестабилизирующее влияние на ситуацию в Европе оказывает деятельность Соединенных Штатов по повышению боевых возможностей европейского сегмента американской противоракетной обороны.

По подсчетам Минобороны РФ, ежегодно блоком НАТО в Европе проводится до 40 крупных учений, имеющих явную антироссийскую направленность. Примером может служить серия учений НАТО Defender Europe 2020. По своей сути это были американские учения дивизионного уровня, основная цель которых заключалась в проверке способности армии США к переброске сухопутных сил в порты на восточном побережье и в Европе.

Анализ учений, проведенных вооруженными силами НАТО в Европе в 2020 году, а также время, выбранное для ротации американских военнослужащих, говорят о серьезной подготовке Североатлантического блока к одновременному ведению сразу нескольких военных кампаний как против России, так и против ее ближайших союзников.

Теперь вкратце проанализируем военно-политическую обстановку в ключевых регионах земного шара.

Ближний и Средний Восток. Соединенные Штаты, Турция, Саудовская Аравия и некоторые другие страны уже давно вынашивали планы перекройки границ Большого Ближнего Востока, которые были искусственно нарезаны несколько десятилетий тому назад без учета мест проживания народов, конфессиональных факторов и т. д.

Страны Запада стремятся сохранить Идлибскую зону деэскалации, приводя в качестве основного довода наличие там «умеренных» оппозиционных группировок. С этой целью ими проводится крупномасштабная информационная кампания по обвинению правительственных войск и ВКС России в нарушении норм международного права и преднамеренном нанесении ударов по гуманитарным объектам.

Свои цели в ходе войны в Сирии преследует и Турция. Прежде всего, она хотела бы обезопасить себя от создания какого-либо государства курдов на своих границах, которое бы оказывало содействие соплеменникам, проживающим на турецкой территории.

Кавказ. Военно-политическая обстановка на Кавказе остается сложной, что связано, прежде всего, со стремлением Соединенных Штатов и ЕС вывести Россию из числа значимых геополитических игроков во всем Кавказском регионе и сформировать геостратегический коридор для прямого выхода в Центральную Азию.

Принимаются меры по втягиванию Грузии и Азербайджана в НАТО и созданию в прикаспийском регионе военного плацдарма против Ирана.

Между США и Грузией в 2016 г. подписан меморандум о взаимопонимании «Об углублении партнерства в сфере обороны и безопасности», позволяющий размещать на грузинской территории подразделения американской армии и осуществлять поставки вооружения. Приобретя статус стратегического партнера Соединенных Штатов, Грузия получила возможность ускоренного оформления членства в НАТО.

По мере сближения с НАТО Азербайджана и Грузии может нарастать напряженность в Нагорном Карабахе.

На Юге. Следует ожидать нарастания напряженности в Центральной Азии. Здесь пересекаются интересы таких ведущих игроков, как США, Китай, Россия. Проявляют интерес к региону Индия и Европа. Кроме того, дестабилизации ситуации в Центрально-Азиатском регионе способствует смена прежнего руководства центрально-азиатских республик по возрасту или в ходе выборов. Ускорить появление «смуты» способны очередные волны мирового экономического кризиса, связанного с распространением пандемии COVID-19 и резкое обострение обстановки в Афганистане, где по-прежнему сильны позиции талибов.

На Востоке международная обстановка в основном определяется противоборством между Соединенными Штатами и Китаем. США активно укрепляют отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в рамках выстраивания вокруг КНР пояса сдерживания.

Значительно влияет на обстановку в АТР Япония. Набирает обороты военная «нормализация» Японии. Токио наращивает мощь вооруженных сил, пока сохраняющих статус Сил самообороны, а японские военные накапливают практический опыт под флагом миротворчества. При этом Токио не намерен отказываться от притязаний на российские о-ва Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи.

Обстановка в Арктике характеризуется требованиями ряда иностранных государств (США, Китай, Япония, Финляндия) изменить режим плавания по Северному морскому пути. В новой редакции «Арктической стратегии минобороны США» особое внимание акцентируется на позиции Российской Федерации по вопросу использования Северного морского пути. В качестве основного дестабилизирующего фактора названа военная деятельность России в Заполярье.

Иностранные государства наращивают военное присутствие в Арктике, увеличивается количество учений.

Особая роль в арктической политике Североатлантического союза отводится Норвегии, на территории которой находятся склады вооружения и военной техники для войск усиления.

Для России стратегически важно сохранять свое присутствие в Арктическом регионе. Создание в феврале 2019 года нового государственного органа — Министерства Российской Федерации по делам развития Дальнего Востока и Арктики — демонстрирует готовность России удерживать Арктику в своих руках. При этом официальная Москва готова сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами в сфере мирного экономического взаимодействия в Арктической зоне.

Российская Федерация продолжает развивать военную инфраструктуру и совершенствовать материальное обеспечение группировки войск в арктическом макрорегионе для его военной защиты от посягательств любого агрессора.

Геополитические соперники России не скрывают того, что собираются достичь политических целей в отношении ее не только в ходе локальных конфликтов. Они готовятся к ведению войн с «высокотехнологичным противником» с применением высокоточных средств поражения с воздуха, моря и из космоса, при активном информационном противоборстве.

В этих условиях Вооруженные Силы России должны быть готовы к войнам и вооруженным конфликтам нового типа с использованием классических и асимметричных способов боевых действий.

Таким образом, несмотря на сложную и быстроменяющуюся военно-политическую обстановку, Российская Федерация оперативно принимает меры по противодействию всем видам вызовов и угроз ее национальной безопасности, обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил, других войск и органов к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите страны и ее союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами России.

Основные направления политического и социально-экономического развития страны

К событиям 2020 года, определившим основные направления политического и социально-экономического развития России на 2020-2030 годы, можно отнести:

— обращение 15 января 2020 года Президента Владимира Путина с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации.

В послании Президент обозначил главные направления внутренней и внешней политики государства. Он определил проблемы общества, требующие перемен: демография, сфера образования, здравоохранение и доступность лекарств, экономика и повышение доходов населения, сфера вооружений. Значительную часть времени послания глава государства посвятил теме необходимости изменений в Конституции;

— прошедшее с 25 июня по 1 июля 2020 года общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституции Российской Федерации. Все 206 изменений затрагивают главы 3-8 Основного закона (о федеративном устройстве, президенте, парламенте, правительстве, судебной власти и прокуратуре, местном самоуправлении).

3 июля 2020 года Президент подписал указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками».

— выступление 22 сентября 2020 года Президента России на 75-й сессии Генассамблеи Организации Объединенных Наций.

Президентом также была дана оценка работе Совета Безопасности ООН, особо он выделил такой основополагающий механизм работы Совбеза ООН, как «право вето». Это право сохраняет необходимый геополитический баланс, дает возможность искать компромисс и действовать в рамках международного права.

Президент РФ обратил внимание на вызов, с которым столкнулось человечество – пандемия коронавируса, затронувшая жизнь миллионов людей. Экономический и геополитический кризисы, осложненные коронавирусом, уничтожили порядка 400 млн рабочих мест. Восстановление их потребует длительного времени и множества совместных усилий всех стран мира;

— выступление Президента России на встрече 23 сентября 2020 года с сенаторами.

На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 13 июля 2020 года было отмечено, что распространение коронавируса, его последствия для мировой экономики и для нашей страны, с одной стороны, подтолкнули развитие отдельных сегментов рынка, а с другой — создали новые ограничения, замедлили экономический рост, сократили доходы консолидированного бюджета. Это потребует завершить корректировку ключевых параметров национальных проектов и определить основные направления социально-экономического и политического развития Российской Федерации:

первое — сохранение населения, здоровья и благополучия людей;

второе — возможности самореализации и развития талантов;

третье — комфортная и безопасная среда для жизни;

четвертое — достойный, эффективный труд людей и успешное предпринимательство;

пятое — цифровая трансформация.

При этом, подчеркнул Президент, в центре всех принимаемых решений, планов, программ должен находиться человек, интересы и безопасность российских семей.

Основные задачи, стоящие перед Вооруженными Силами России

Анализ текущей военно-политической обстановки в мире показывает, что для Вооруженных Сил Российской Федерации по-прежнему актуальной остается задача сдерживания военно-политических угроз национальной безопасности и посягательств на экономические и политические интересы России.

«Военная активность Североатлантического альянса вблизи наших границ с каждым годом возрастает. Наращиваются наземные и морские группировки блока. Расширяется состав стран-членов НАТО. Развертывается глобальная система ПРО США, — заявил Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу, выступая на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 марта 2020 г. — В противовес этим и другим угрозам мы выполняем задачи, поставленные Верховным Главнокомандующим в посланиях Федеральному Собранию. Прежде всего, наращивается потенциал сдерживания».

«Оснащенность войск современным вооружением и техникой доведена до 68,2 %. К концу года она достигнет целевого показателя — 70 %. При этом современность в стратегических ядерных силах превысит 87 %. Исправность вооружения и техники в Вооруженных Силах поддерживается на уровне 94 % процентов», — заявил глава военного ведомства в продолжение выступления в Совете Федерации.

По его словам, с 2012 года в Сухопутные войска поступило более 12 тыс. современных образцов вооружения и техники.

Планово реализуется программа по комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими по контракту. К исходу 2025 года их количество достигнет 475 тысяч. При этом потребность в призыве граждан на военную службу будет снижена.

Традиционно важным направлением является совершенствование системы идеологической и морально-психологической устойчивости населения, и в первую очередь военнослужащих. Именно с этой целью в Вооруженных Силах воссоздана система военно-политической работы.

Угрозы военной безопасности России носят комплексный характер и могут возникнуть по всему периметру российской границы.

Наибольшую опасность, наряду с противостоянием на востоке Украины, представляют южное и юго-западное направления. Особую значимость имеет дальнейшее развитие событий на Ближнем Востоке.

Ключевыми факторами, сдерживающими экономический рост России, в перспективе останутся распространение коронавируса, нестабильные цены на энергоносители и ограничение доступа к передовым западным технологиям, внешним кредитным ресурсам. Главной целью Запада остается обострение социально-политической ситуации в России и создание предпосылок для слома существующей системы государственной власти, в том числе, военными средствами.

Таким образом, тенденции мирового развития свидетельствуют о высокой динамичности военно-политической обстановки в мире и международного положения Российской Федерации. При этом сохраняется возможность применения рядом стран или их коалициями военной силы для реализации собственных национальных интересов.

В этих условиях личный состав должен быть готов к выполнению основных задач Вооруженных Сил России в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, перечисленных в Военной доктрине Российской Федерации и конкретизированных в руководящих документах Министерства обороны.

Методические рекомендации

Во вводной части занятия руководитель, прежде всего, должен подтвердить актуальность изучаемой темы. Для этого можно привести примеры, иллюстрирующие основные тенденции изменений геополитической ситуации и военно-политической обстановки в мире в последние годы. Акцент следует сделать на тех тенденциях, которые затрагивают интересы нашей страны.

В первом учебном вопросе необходимо последовательно раскрыть структуру новых вызовов и угроз национальной безопасности России.

При изложении второго учебного вопроса следует сосредоточить внимание аудитории на принимаемых руководством страны мерах, направленных на парирование военно-политических вызовов и угроз и социально-экономическое развитие государства.

При изложении третьего вопроса руководителю занятия нужно изложить слушателям задачи, поставленные Министром обороны на новый учебный год, связав их с задачами, решаемыми конкретным воинским подразделением того вида (рода) войск, в котором проводится занятие.

Для повышения наглядности лекции желательно использовать политическую карту мира; если имеется техническая возможность, можно продемонстрировать обучаемым видеофрагменты из выступлений высших политических и военных руководителей страны, посвященных оборонным вопросам

ЛИТЕРАТУРА:

Конституция Российской Федерации.

Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. — 2014. — 30 декабря 2014 г.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. — 2015 г. — 31 декабря.

Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию РФ от 15 января 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 15.10.2020).

Выступление В.В. Путина перед Советом Федерации 23 сентября 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64076 (дата обращения: 15.10.2020).

Стенограмма видеообращения В.В. Путина на юбилейном пленарном заседании 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64074 (дата обращения: 15.10.2020).

Международная обстановка в 2020 году: опасности и угрозы Зарубежное военное обозрение. — 2020. — № 1. — С. 3-12

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *