чем определяется выбор объекта исследования

Выбор объекта и предмета исследования (для проекта не надо)

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ПРОЕКТОМ (ИССЛЕДОВАНИЕМ)

Особой формой организации деятельности обучающихся является учебное исследование или учебный проект.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических, технических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Проект предполагает создание новых, прежде не существовавших объектов или изменение известных объектов с целью получения новых свойств и характеристик. В ходе проектирования создается объект с заданными качествами. Появляется овеществленный продукт. Один из главных критериев эффективности проектной деятельности – практическая значимость выполненной работы.

Учебное исследование– вид самостоятельной аналитической работы обучающихся, связанный с систематизированным изучением какого-то вопроса и предполагающий наличие определенной логики и структуры. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Исследование не ставит целью изменение окружающего мира и предполагает только его познание. В ходе исследования открываются, «получаются» новые знания. Нет овеществленного продукта (статья, реферат, доклад, сообщение – это «форма упаковки» новых знаний).

Дидактическая цель учебного проектирования, учебного исследования – освоение определенного набора умений (метапредметных в первую очередь) и знаний по определенному кругу вопросу.

Этапы работы над учебным проектом (исследованием)

Подготовительный этап

Определение темы проекта (исследования)

Выбор области исследования. Формулирование «надпроблемы» из общего «интересно все». Первое ограничение пространства замысла и дальнейшей деятельности.

Например, «Оценка состояния окружающей среды Урала» или «Традиции коренных народов Урала».

«Свадебные традиции коми-пермяков как элемент современного свадебного обряда» – тема исследования.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной темы.

Основные критерии выбора темы:

· тема представляет интерес для обучающегося, имеет непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

· тема должна быть реализована в имеющихся условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Правильная постановка и ясная формулировка темы очень важна. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

Постановка проблемы или обоснование актуальности темы

Тема должна быть интересна для обучающегося, актуальна, реализуема в имеющихся условиях и лежать в рамках учебной дисциплины. Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных, необходимости проверки новых методов и т.п.

Постановка цели

Цель – конкретный, охарактеризованный качественно, а при возможности количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени. Это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Обучающийся должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.

Цель может быть исследовательской, а может быть проектной. Все зависит от формулировки.

Рекомендуется при формулировке цели использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить», «обосновать», «разобрать»…

Постановка задач

Задачи – это сформулированные необходимые этапы работы. Решение задач последовательно приводит к достижению цели. Задачи не обязательно должны быть хронологически расставлены.

Например, задачи для исследования:

· Определить значимые параметры загрязненности реки – N.

· Апробировать и отработать метод биотестирования реки N.

· Провести отбор проб воды и провести их первичную обработку.

· Оценить вклад стоков с полей в общую картину загрязнения.

Выбор объекта и предмета исследования (для проекта не надо)

Объект исследования – рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти от планирования общей схемы к созданию плана исследования.

Объект исследования – это то, что будет взято для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Выбор предмета исследования определяется как адекватностью цели исследования, так и реальными методическими возможностями исследования. Выбор предмета исследования в значительной мере связывает цель исследования и собственно исследовательскую деятельность.

В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Объект исследования – традиционные семейные праздники коми-пермяков.

Предмет исследования – национальные и общие российские традиции свадебного обряда.

Источник

Шпаргалка Исследование систем управления 6

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

чем определяется выбор объекта исследования. Смотреть фото чем определяется выбор объекта исследования. Смотреть картинку чем определяется выбор объекта исследования. Картинка про чем определяется выбор объекта исследования. Фото чем определяется выбор объекта исследования

В чем проявляется роль времени для эффективности исследования?

А) Время — это ресурс эффективного исследования. Изменения мо­ гут стать необратимыми, если несвоевременно их исследовать и понять.

В чем главная особенность организации исследования?

А) Трудности функционального разделения исследовательской дея­тельности.

В чем заключаются преимущества диверсификации исследований?

А) Повышает эффективность исследований посредством комбини­ рованного использования различных методов.

Б) Позволяет наиболее рационально распределить ресурсы, выделя­ емые на исследование.

В чем отличие понятий и суждений?

а) Понятия отражают факты действительности, а суждения пони­мание этих фактов.

В чем преимущества диалектического подхода к
исследованию?

в) Ориентирует на поиск противоречий.

В чем проявляются главные признаки методологии исследования?

Б) В целях, подходах и методах исследования.

В чем главная
особенность исследования социально- экономических систем?

А) Затруднено получение объективной информации

В) Ограничены возможности экспериментирования.

В чем проявляются отличительные черты системного
подхода?

В) В установлении системообразующих факторов по любой проблеме и сследования.

Г) В определении условий целостности явлений, его элементов и свя­ зей между ними.

В чем преимущества метода тестирования?

В) Количественная определенность.

Д) Позволяет быстро получить информационный материал.

Зачем необходимо исследовать управление?

Г) Для эффективного совершенствования управления.

Из каких элементов складываются методы проектирования
концепций?

А) Дивергенции, трансформации и конвергенции.

Как взаимосвязаны методология и организация управления?

В) Организация определяет выбор методологии исследования.

Какое из определений исследования Вы считаете наиболее
полным?

В) Это способ использования знаний в практической деятельности.

Каковы
особенности индуктивных методов исследования?

Б) Они построены по схеме обобщения фактов.

Какова главная особенность диалектического подхода к исследованию?

Б) Поиск противоречий и путей их разрешения

Какова роль практики в исследовании систем управления?

А) Практика характеризует эмпирическую основу исследования.

Б) Практика является источником проблем и критерием оценки их решения.

Г) Практика является сферой реализации результатов исследований.

Каковы основные черты диверсифицированных методов исследования?

В) Это методы, построенные на соединении методологии, психоло­гии и организации исследования.

Какие проблемы управления лучше всего исследуются с помощью тестирования?

Г) Проблемы, не имеющие методики количественной оценки.

Каково содержание метода
SWOI
-анализа
?

А) Это метод структурирования экспертных оценок.

Каковы особенности метода синектического исследования проблем?

А) Этот метод построен на искусстве соединения творческих потен­циалов в определенных организационных условиях совместной деятельности исследователей.

Каково содержание метода Метчета?

А) Это метод регулирования режимов мышления в исследовательс­кой деятельности.

Какие элементы предполагает структура программы исследования?

Б) Цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза.

Какую роль играет консультирование в организации исследования?

В) Н e обязательно является элементом исследования.

Какой из факторов является решающим в успехе исследования?

Г) М етодология исследования.

Каким образом стратегия исследовательского мышления влияет на эффективность исследования?

А) Подчиняет мышление главной задаче исследования.

Какое определение понятия «эффективность исследования» вы сочтете наиболее корректным?

Б) Сопоставление результата исследования с затратами на его получение

Какую роль в исследовании играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?

В) Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факто­ров, свойств и пр.).

Может ли быть исследование функцией управления?

б) Исследование всегда должно быть одной из основных функций управления.

Можно ли при
помощи деловой игры исследовать
систему управления?

Б) Все зависит от характера и типа деловой игры.

Назовите главный признак концепции исследования.

Б) Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования.

В) Комплекс ключевых положений по методологии и организации и сследования.

Почему исследования становятся функцией современного
менеджмента?

Б) Обостряется конкуренция.

Г) Повышается сложность решаемых проблем.

Чем определяется выбор объекта исследования?

Б) Областью проявления и существования изучаемой проблемы.

Что является главным фактором, определяющим роль исследования в современном менеджменте?

Б) Уровень развития науки управления.

Г) Сложность решаемых проблем.

Что представляет собой типология исследований?

Б) Это совокупность типов исследования, выделенных по опреде­ленным образцам.

Что является системой управления?

А) Структура органов и звеньев управления.

Что является предметом исследования?

Г) Проблема.
Что такое методология исследования?

Б) Логическая схема исследования.

Что понимается под целью исследования?

д) Поиск путей эффективного развития.

Что представляет собой концепция исследования?

В) Это комплекс ключевых положений, определяющий методоло гию и организацию исследований.

Что является целью исследования?

Б) Разрешение проблемы, выступающей в качестве предмета иссле­ дования.

Что такое методы исследования?

в) Способы проведения исследования.

Что дает менеджеру знание типологии исследования?

А) Позволяет эффективно распорядиться ресурсами.

Г) Способствует выбору наилучшего типа

Что таков фактология исследования?

А) Использование фактического материала в процессе исследования.

Что такое проблема?

Д) Противоречие, требующее разрешения.

Что является
главным в системном подходе к
исследованию?

г) Определение целостности и связи явлений.

Что является операторами синектики?

Д) Виды аналогий, используемых в исследовании проблем.

Что характеризует технология исследования?

Г) Комбинацию и последовательность действий исследователя.

В) В правилах оперирования понятиями и вывода умозаключений.

Чем определяется главным образом эффективность использования метода «мозгового штурма»?

В) Организационными условиями реализации творческого потенци­ала каждого из членов исследовательской группы.

Что является главным условием формирования интегрального интеллекта?

Д) Сочетание организации работы и творческих способностей исследователей.

Что характеризует качество исследования?

Г) Свойства и характеристики исследования, отражающие потреб­ности развития управления.

Что характеризует валидность показателя?

Б) Соответствие измеряемому параметру.

Что характеризует понятие исследовательского потенциала?

Г) Это возможность использования необходимых ресурсов для проведения исследования

Чем определяется роль показателей в исследовании систем
управления?

В) Позволяют оценивать явления. Без оценки невозможно понима ние проблемы.

Источник

Выбор объекта, предмета исследования, определение цели и задач исследования

Рис. Последовательность работы по выбору темы исследования.

чем определяется выбор объекта исследования. Смотреть фото чем определяется выбор объекта исследования. Смотреть картинку чем определяется выбор объекта исследования. Картинка про чем определяется выбор объекта исследования. Фото чем определяется выбор объекта исследования

чем определяется выбор объекта исследования. Смотреть фото чем определяется выбор объекта исследования. Смотреть картинку чем определяется выбор объекта исследования. Картинка про чем определяется выбор объекта исследования. Фото чем определяется выбор объекта исследования

чем определяется выбор объекта исследования. Смотреть фото чем определяется выбор объекта исследования. Смотреть картинку чем определяется выбор объекта исследования. Картинка про чем определяется выбор объекта исследования. Фото чем определяется выбор объекта исследования

(происходит через определение таких позиций)

чем определяется выбор объекта исследования. Смотреть фото чем определяется выбор объекта исследования. Смотреть картинку чем определяется выбор объекта исследования. Картинка про чем определяется выбор объекта исследования. Фото чем определяется выбор объекта исследования

Связи с планами НИР и научными программами

Предмет и объект исследования

Ожидаемые результаты (общий обзор, новизна)

Ожидаемый эффект от практического применения

Выбор объекта, предмета исследования, определение цели и задач исследования.

Цель исследования – это конечный результат, на достижение которого оно направлено. Цель исследования большей частью содержится в формулировании темы. Важно чтобы цель адекватно отражалась в теме работы. Она должна быть сформулирована достаточно коротко и конкретно. Цель содержит в обобщенном виде ожидаемые результаты и задачи. Четкое вúдение научной цели исследования является предпосылкой целенаправленной деятельности исследователя, активизирует его творческий потенциал. Она может касаться разнообразных теоретических, прикладных вопросов. Как правило, ее усматривают в выявлении зависимостей между определенными факторами, выяснении связей между явлениями, установлении условий устранения недостатков в процессах, раскрытии возможностей усовершенствования процессов, познании закономерностей и тенденций развития и др. Нежелательно использовать таки слова как «исследование», «изучение», т.к они указывают на способ достижения цели, а не на саму цель.

Цель исследования конкретизируется в его задачах, которые дают представление о его направленности. Задачи раскрывают цель исследования, подчиняются ей и в совокупности должны быть адекватными ей. Крайне нежелательно, чтобы в формулировании задач присутствовали такие обороты как «изучить», «ознакомится», «исследовать», т.к. они указывают не на результаты, а на технологические процедуры исследования.

Наличие цели и задач является предпосылкой для обоснованного выбора методов, средств (анкет, тестов, приборов и т. п.) исследования, методов обработки результатов исследования, способов, с помощью которых они будут интерпретированы и соответственно оформлены. В программе работ также отображают пути внедрения результатов исследования (апробация) (устные выступления, публикации и т. п.).

Объект исследования – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию или требует получения более подробного знания.

Предметом выступает явление или процесс, который находится в пределах объекта и рассматривается как элемент, часть объекта исследования.

Сбор, накопление, систематизация и изучение необходимой научной информации, что подразумевает поиск, изучение и анализ литературных и других источников по теме исследования; проведение эмпирических исследований.

Накопление материалов должно быть систематическим. Этот процесс подразумевает поиск, изучение и анализ литературных и других источников по теме исследования, проведение эмпирических исследований.

Для сбора информации применяют разнообразные методы научного исследования. Их выбор зависит от цели и задач исследования. Все методы должны быть направлены на проверку убедительности выдвинутых в гипотезе предположений. Важную роль в подтверждении гипотезы играет эксперимент.

Эксперимент как составная часть научного исследования является одним из способов получения новых научных знаний. Главной целью эксперимента может быть выявления свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе всестороннее и глубокое изучение темы научного исследования.

Основой эксперимента является научно поставленный опыт, в процессе какого изучения явлений происходит по помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных условий. Они обеспечивают возникновение процессов, наблюдение за которыми необходимое для установление закономерных связей между явлениями. Понятие «эксперимент» означает действие, направленное на создание условий ради изучения определенного явления. В научном языке и в исследовательской деятельности экспериментом называют ряд родственных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организацию особых условий его осуществления, проверку прогноза. Вообще экспериментом считают научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в специальных условиях, которые дают возможность воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий.

Разработка гипотезы.

Важным элементом исследования является его гипотеза — возможный (предвиденный) ответ на вопрос, который ставит перед собой исследователь;научно обоснованное предположение о причине, которая вызывает следст­вие.

Составляется она из предвиденных связей между исследуемыми фактами. Формулирование гипотезы начинается во время раздумий над целью и задачами исследования. При формулировании гипотезы большую роль играет интуиция исследователя. Анализируя состояние избранной для исследования проблемы, исследователь размышляет над необходимостью выяснить прежде всего наиболее актуальные вопросы, сформировать предыдущее представления о связях, которые могут существовать между известными фактами. На этой основе постепенно возникает представление о гипотезе исследования.

Необходимость гипотезы в научном исследовании обусловлена такими причинами:

– гипотеза является своеобразным компасом, который определяет направление деятельности исследователя;

– удачно сформулированная гипотеза предотвращает неопределенность будущих результатов исследования;

— гипотеза направляет мысли исследователя и четко очерчивает круг материалов, которые должны быть собраны в процессе исследования.

Чтобы правильно сформулировать гипотезу, необходимо иметь широкий кругозор в сфере, к которой принадлежит исследуемая проблема, хорошо знать ее исторические предпосылки, теоретические основы.

По своей сущности гипотезы могут быть индуктивными и дедуктивными. Для индуктивной гипотезы характерно выделение отдельных фактов, на основе которых строят обобщающие заключения. Подпочва дедуктивной гипотезы образовывает общее положение, благодаря которому строят заключения о связях между частными явлениями.

Убедительность гипотезы определяют и доказывают экспериментально. Гипотеза всегда должна проверяться. Проверка состоит, во-первых, в установлении того, что следствие, вытекающее из гипотезы, действительно совпадает с наблюдаемыми явлениями; во-вторых, что вся совокупность наблюдаемых явлений с ее помощью находит достаточное объяснение, и, в-третьих, что данная гипотеза не противоречит тому, что счи­тается в науке уже доказанным.

Эффективность гипотезы зависит от того, насколько она является рациональным предположением, а не поспешной догадкой, просто и четко сформулированной, адекватной относительно определенного вопроса. Гипотеза должна отвечать фактам, на основе которых она образована и для объяснения которых она предназначена; учитывать раньше открытые закономерности, но не противоречить известным результатам исследований; объяснять определенный круг явлений действительности; предусматривать новые факты, явления и связи между ними; быть доступной для эмпирической проверки. Гипотеза может и препятствовать процессу исследования, если она не учитывает специфики исследуемых явлений.

5. Выбор методов исследования, которые являются инструментами получения фактического материала, а также его теоретического обобщения, необходимым условием достижения поставленной цели.

6. Уточнение проблемы (темы) и составление программы и плана исследования. Предварительное формулирование проблемы научного исследования не всегда является окончательным. Во время изучения избранной для исследования проблемы выясняются ее аспекты, рассмотренные и разрешенные раньше, что дает возможность конкретизировать вопросы, которые еще нуждаются в своем разрешении. Соответственно этому формулирование проблемы может суживаться или расширяться, а ее название – уточняться.

После уточнения проблемы составляют программу (план) исследования, цель которой заключается в обеспечении систематичности и последовательности работ в процессе исследования. Программа прежде всего предусматривает конкретную методику исследования — совокупность и взаимосвязь исследовательских способов, методов и приемов. В ней обосновываются выбор темы, раскрывают ее актуальность и научную новизну, определяют цель и задачу исследования, составляют календарный план работ, формулируют гипотезу исследования.

Предусмотренный программой календарный план-график работ оказывает содействие четкому распределению времени на каждый этап исследования. Отсутствие его порождает неопределенность, а нередко и нарушение сроков выполнения отдельных этапов исследования, ритмичности всей работы, приводит к снижению исследовательских результатов (см. приложение). Желательно составлять его после предварительного ознакомления с литературой, уточнением и конкретизацией темы – до начала основной работы.

Рабочий план– составляет основу исследования, определяет его общую направленность и последовательность решения задач. Он может быть сложным и простым. Его сложность зависит от объема и сложности работы, фундаментальности заявленной в ней проблемы. Разрабатывают план, исходя из цели и задач исследования, его предмета и гипотезы. Он должен быть полностью адекватным задачам и они должны быть отражены в нем в полной мере. Необходимо придерживаться последовательности действий. Рабочий план может состоять из полностью сформулированных пунктов или рабочих тезисов. Как правило, план составляют по такой схеме:

— список использованной литературы

Разделы, как правило, располагают примерно в таком порядке:

Раздел 1. Теоретические аспекты исследования.

Раздел 2. Методологические и методические аспекты.

Раздел 3. Прикладные аспекты или новизна исследования.

Для многих видов научных работ (магистерская, диссертации) необходимо составление обоснования темы исследования (обгрунтування). Этот документ подается на рассмотрение научного руководителя, кафедры, ученого совета или организации-заказчика исследования. Обоснование состоит из таких разделов:

— связь работы с научными программами, планами, темами,

— цель и задачи исследования,

— гипотеза (иногда при необходимости),

— объект и предмет исследования,

— методы (предварительно, предполагаемые методы исследования), их лучше излагать не в целом, а пояснять для реализации какой задачи какие методы предполагается использовать.

— ожидаемые результаты и их практическое значение,

— апробация результатов (будущая, предполагаемая),

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *