чем определяется цель воспитания

Цели и задачи воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность воспитания

Воспитание – это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.

Процесс воспитания известен со времен Античности, именно в это время философы впервые задались мыслью, что подрастающее поколение необходимо целенаправленно воспитывать, то есть передавать им накопленный опыт и знания, прививать необходимые умения и навыки жизни в обществе.

Сущность процесса воспитания состоит в его двусторонности. Двусторонность подразумевает наличие минимум двух участников воспитательного процесса и их взаимодействие друг с другом. Сторонами воспитательного процесса выступают педагог (воспитатель) и воспитанники.

Объектом и одновременно субъектом воспитания выступает воспитанник. Это объясняется тем, что он сам совершает определенные действия, в результате которых происходит усвоение им норм поведения и постепенное формирование собственной линии поведения с окружающими.

Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя (руководящей стороны) и воспитанников (воспринимающей стороны). Сущность процесса воспитания заключается в формировании у воспитанников устойчивых норм и правил поведения, принятых обществом.

Цели воспитания

Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.

На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.

Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяют следующие цели воспитания:

Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.

Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач. Цели и задачи воспитания являются единым целым и находятся во взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Задачи воспитания

Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.

Общие задачи воспитания:

Конкретные задачи зависят от вида воспитания.

Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.

Задачи физического воспитания:

Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.

Задачи трудового воспитания:

Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.

Задачи нравственного воспитания:

Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,

Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:

Источник

Цели и задачи воспитания

чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания

чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания

Любое воспитание всегда целенаправленно. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.

Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Различают цели перспективные (на несколько лет), среднесрочные (в основном на год) и текущие (на неделю или месяц). Это различение целей по времени их достижения условно.

Перспективные цели включают в себя воспитание устойчивых качеств личности. Для их формирования выбирают в качестве средства долговременные факторы жизнедеятельности: коллектив воспитанников, коллектив воспитателей, детский производительный труд и т.п. С возрастом воспитанников изменяются и средства воспитания.

Среднесрочные цели связаны с решением воспитательных задач, актуальных для данного возраста, поэтому средства воспитания определяются с учетом возрастных особенностей учащихся. Например, в выпускных классах актуальна проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути. Для решения этой проблемы воспитанникам предлагаются различные средства по профессиональной ориентации: литература. Кинофильмы, биографии выдающихся специалистов по различным профессиям и др.

Текущие цели определяются воспитателем, исходя из уровня воспитанности детей и необходимости координации перспективных и среднесрочных целей, затем подбираются адекватные средства воспитания. Например, для формирования культурного поведения воспитанникам сообщаются правила поведения, средством также выступает личный пример преподавателя.

Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель — определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличает одни воспитательные системы от других.

История педагогики — это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов.

Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от:

— темпов социального и научно-технического прогресса,

— достигнутого уровня развития педагогической теории и практики,

— возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Традиционными составными частями воспитания (задачами) называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения закладываются основы научного мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.

Задачи:

— усвоение определенного объема научных знаний;

— формирование научного мировоззрения;

— развитие умственных сил, способностей, дарований;

— развитие познавательных интересов;

— формирование познавательной активности;

— развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.

чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания

Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Оно способствует формированию физически крепкого молодого поколения, а также выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи:

— укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

— развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

— развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

— формирование гигиенических навыков;

— формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;

— развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание и политехническое воспитание.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира. И как неотъемлемый компонент общего образования.

Политехническое воспитание направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.

Его главные задачи:

— формирование интереса к производственной деятельности;

— развитие технических способностей;

— развитие нового экономического мышления;

— развитие начал предпринимательства.

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо.

Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, и поступках.

Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности.

Нравственные чувства — это переживания своего отношения к нравственным явлениям, они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям собственной морали.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов воспитанников.

Задачи эстетического воспитания:

— формирование эстетических знаний;

— воспитание эстетической культуры;

— овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

— развитие эстетических чувств;

— приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

— формирование эстетического идеала;

— формирование стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Источник

Воспитание определение, виды, принципы и цели

чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания

Из поколения в поколение переходят стили и методы воспитания: многие родители воспитывают своих детей похожим образом на тот, которым воспитывали их самих.

Другие родители поверхностно знают, что это такое воспитание, что подразумевает данное понятие, какие цели и задачи ставит, и какой результат можно получить, приложить все практические и теоретические знания.

Что такое воспитание

Воспитание – это искусство и достаточно нелегкий процесс, эффективность которого во многом зависит от педагогической и психологической просвещенности взрослых.

чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания

Значение слова «воспитание» можно трактовать в двух смыслах:

Воспитание детей

Единство требований к воспитательному процессу, единые педагогические воздействия должны предъявляться к зарождающейся личности от обоих родителей и школы, не противореча друг другу – в этом случае у ребенка появляется определенная модель стереотипного отношения и поведения, он легче и успешней будет продвигаться в учебе, дисциплинированности, социализации и освоении общественных ценностей.

чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания

Когда требования родителей к ребенку противоречат друг другу, когда мама говорит одно, а папа противоположное, у малыша может возникнуть диссонанс, тревожность и психические проблемы. Поэтому в семье так важно выработать единую линию воспитания.

Такое единство индивидуально в каждой конкретной семье и культуре, оно выражается в согласованности правил и норм поведения, которые прививаются ребенку.

Психология дает следующее определение: воспитанный человек это тот, кто обладает культурой, вежлив и обходителен, имеет хорошие манеры и проявляет уважение к окружающему миру и другим людям. Вежливый индивид это не всегда признак воспитанности, но воспитанный человек всегда будет вежлив.

чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания

Воспитанность включает в себя владение собой и внимательность к окружающим. Воспитать – означает научить ребенка такой воспитанности. Воспитатель – это тот, кто воспитывает, причем им не обязательно окажется именно родитель или педагог.

Педагогика определяет воспитательный процесс как динамичное сложноустроенное сознательное взаимодействие между воспитанником и педагогом с целью формирования личности первого. Этот процесс означает и самостоятельное воздействие человека на самого себя.

Такое формирование личности касается трансформации личностных качеств и убеждений, жизненных ценностей и общей модели отношения ко всему миру. При этом из ребенка невозможно слепить как из пластилина желательную личность все гораздо сложнее.

Виды воспитания и воспитательные задачи

Цели обучения и воспитания индивидуальны для конкретных социальных норм и направленности семьи. Они определяются в соответствии с общественно-государственной системой и моделью отношения окружающих ребенка людей.

чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания

Идеальная цель воспитания, единая для всех, вряд ли существует, но можно выделить следующие примерные задачи этого процесса:

Хочется отметить самые важные аспекты, без которых любые методы и методики любого вида воспитания будут безуспешны.

При воспитании имеют центральное значение дом, семья и взаимоотношения между родителями. По существенности эти факторы перевешивают все остальные отношения, в том числе и отношение родителей к ребенку.

чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания

Прежде чем пытаться изменить взаимоотношения ребенка в положительную сторону, пытаться его научить и воспитать, принципиально необходимо обратить внимание на отношения между супругами. Пока они сами себе позволяют хамить и грубить друг другу, ребенок никогда не станет вежливым.

Второй важный аспект это безусловная любовь. Это значит любить не за какие-то заслуги, а любить независимо от плюсов и минусов ребенка, независимо от того, что мы от него ожидаем в будущем. Безусловная любовь базис, основа дальнейшего развития личности, ее жизненного пути, системы ценностей и отношений.

Современные принципы воспитания в педагогике

Виды воспитания, которые выделяют в настоящее время, представлены в таблице.

Вид воспитанияОпределение вида и задачи
Экологическое воспитаниеПодразумевает формирование у ребенка сознательной цели аккуратного и уважительного отношения к окружающей природе, рационального и здравого использования ее ресурсов.

1. Донесение до ребенка информации об окружающей природе.

2. Установка четких границ допустимых действий человека на окружающую биосферу, флору и фауну.

3. Просвещение о методах сохранения природных ресурсов.

Правовой воспитательный процессОзначает передачу формирующейся личности информации о юридических законах и нормах, соблюдение этих законов.

1. Привитие ребенку ответственности и уважительного отношения к законам конкретного государства.

2. Прививать активную позицию в политической сфере.

3. Вырабатывать критическое мышление по отношению к окружающему миру.

4. Вырабатывать дисциплинированность (не наказанием).

Умственное воспитаниеПодразумевает конкретно образование и обучение, педагогический процесс, интеллектуальное развитие и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации.

1. Руководство становлением познавательной сферы ребенка.

2. Одобрение попыток самостоятельности.

3. Брать во внимание индивидуальные особенности конкретного воспитанника.

4. Не предлагать ребенку уже готовое решение, а стимулировать его попытки решить проблему самостоятельно.

ФизическоеОзначает прививание ребенку понимания того, как совершенствовать свое тело и поддерживать здоровье организма.

1. Четкое понятие о здоровом образе жизни.

2. Выработка интереса к физическим упражнениям и занятиям спортом.

Воспитание трудовой сферыЭто формирование у ребенка потребности трудиться, обучение его добросовестности и честности.

1. Помощь ребенку в поиске той сферы, которая станет его профессией.

2. Выработка творческого подхода в трудовой деятельности.

3. просвещение в понимании значимости трудовой деятельности.

Экономический воспитательный процессОпределяется становлением у детей деловых характеристик – бережливости и адекватного восприятия материальной сферы жизни.

1. Формирование у ребенка адекватных представлений о рыночных отношениях и бизнесе.

2. Привитие принципов социальной справедливости в обществе.

3. воспитание у ребенка честности в рыночных взаимоотношениях.

Нравственное воспитаниеОбъясняется как сознательное воздействие на становление чувственной сферы ребёнка, воспитание нравственных характеристик, уместных для конкретного общества. К нравственным качествам относится вежливость, уважение ко всему окружающему, верность, тактичность, гуманность и другие.

1. Уважать свободу выбора ребенка.

2. Подавать взрослым наглядный положительный пример для детей.

Эстетическое воспитаниеОзначает развитие у ребенка правильного восприятия искусства и потребности в улучшении внешнего облика мира, видения прекрасного в природе.

1. Развитие у ребенка способности замечать в жизни и искусстве эстетические характеристики и свойства предметов и явлений.

2. Воспитание умения испытывать эстетические чувства (восхищение, адекватная оценка, удовольствие от увиденного).

3. Формирование потребности в эстетических и художественных переживаниях.

Общественное воспитаниеЭто выработка у ребенка способности взаимодействовать в обществе, занимать в нем определенную позицию и развивать общественные навыки.

1. Воспитание у ребенка чувства долга по отношению к своему государству.

2. Просвещение о негласных законах и правилах, принятых в конкретном обществе и культуре.

3. Просвещение о правилах поведения в общественных местах, учебных учреждениях, семье и т. д.

Цели воспитания в конкретных концепциях

Гуманистическая концепция определяет ребенка центральной ценностью, он выступает как объект и субъект воспитания. Метод гуманистического воспитания предполагает, что формирующая личность не только усваивает внешние культурные нормы, но и вносит в них ничто свое.

чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания

Социальный смысл гуманистического подхода означает восприятие ребенка как активного субъекта воспитания. Задачей является индивидуальный подход к каждому из детей, уважение к ребенку и учет его желаний и мнения.

Это полное принятие ребенка и положительное отношение к нему, уважение достоинства формирующейся личности.

Прагматическая концепция определяет функции воспитания не в подготовке ребенка к жизни в будущем, а ставит в центр жизнь в настоящем времени, здесь и сейчас. Этот новый подход называет главной задачей обучение воспитуемого находить решения проблемам в жизни в настоящее время, накапливая опыт.

Содержание воспитательного процесса же раскрывается в процессе решения бытовых проблем в жизни.

Задачи воспитания в системе российского образования

Система российского образования в процессе поиска новых путей развития и методов обучения и воспитания. Учебные заведения используют лучшие методики и планы советского подхода к учебно-воспитательной работе.

чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания

По одной из теорий, правильное построение задач воспитательной работы должно исходить из идеологии долга и служения своему обществу и будущим поколениям.

Современный подход к воспитательному процессу должен учитывать и создание единой целостной системы воспитания. Необходимо отказаться от стереотипа воспитательный процесс ребенка это забота его семьи и дома, а задача школы это обучение.

Как реализуются цели и задачи воспитания

Цели и задачи воспитательного процесса реализуются как в процессе пребывания ребенка в учебном заведении, так и в семье. Роль воспитания в жизни человека нельзя переоценить – как указывалось выше, оно зачастую передается из поколения в поколение.

чем определяется цель воспитания. Смотреть фото чем определяется цель воспитания. Смотреть картинку чем определяется цель воспитания. Картинка про чем определяется цель воспитания. Фото чем определяется цель воспитания

Многие цели и задачи воспитательного процесса реализуются в наглядном примере окружающих ребенка взрослых людей: воспитателей, родителей и педагогов.

Это важно: нельзя забывать, что воспитывать ребенка это означает в первую очередь воспитать себя.

Роль воспитания в жизни человека

Воспитание в семье закладывает основы поведения, становления, восприятия и мировоззрения. Процесс воспитания, принятый в семье, определяет судьбу воспитуемого.

Воспитание и обучение неделимый, взаимосвязанный и совместный процесс. Общая центральная задача обучения и воспитания это правильно направить развивающуюся личность, влияя на все сферы ее жизни: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

Источник

Шпаргалка по педагогике (для педагогов).

8. Понятие цели воспитания.

Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую осмысленность и направленность.

Цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы.

Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Сейчас целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует определенной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики.

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.

Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.

В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники.

Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств, т. е. эстетическому воспитанию.

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой.

Первостепенное значение имеет создание в школе условий овладения основами современных наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *