чем определяется цель воспитания
Цели и задачи воспитания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность воспитания
Воспитание – это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.
Процесс воспитания известен со времен Античности, именно в это время философы впервые задались мыслью, что подрастающее поколение необходимо целенаправленно воспитывать, то есть передавать им накопленный опыт и знания, прививать необходимые умения и навыки жизни в обществе.
Сущность процесса воспитания состоит в его двусторонности. Двусторонность подразумевает наличие минимум двух участников воспитательного процесса и их взаимодействие друг с другом. Сторонами воспитательного процесса выступают педагог (воспитатель) и воспитанники.
Объектом и одновременно субъектом воспитания выступает воспитанник. Это объясняется тем, что он сам совершает определенные действия, в результате которых происходит усвоение им норм поведения и постепенное формирование собственной линии поведения с окружающими.
Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя (руководящей стороны) и воспитанников (воспринимающей стороны). Сущность процесса воспитания заключается в формировании у воспитанников устойчивых норм и правил поведения, принятых обществом.
Цели воспитания
Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.
На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.
Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.
Готовые работы на аналогичную тему
Выделяют следующие цели воспитания:
Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.
Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач. Цели и задачи воспитания являются единым целым и находятся во взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.
Задачи воспитания
Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.
Общие задачи воспитания:
Конкретные задачи зависят от вида воспитания.
Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.
Задачи физического воспитания:
Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.
Задачи трудового воспитания:
Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.
Задачи нравственного воспитания:
Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,
Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:
Цели и задачи воспитания
Любое воспитание всегда целенаправленно. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.
Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
Различают цели перспективные (на несколько лет), среднесрочные (в основном на год) и текущие (на неделю или месяц). Это различение целей по времени их достижения условно.
Перспективные цели включают в себя воспитание устойчивых качеств личности. Для их формирования выбирают в качестве средства долговременные факторы жизнедеятельности: коллектив воспитанников, коллектив воспитателей, детский производительный труд и т.п. С возрастом воспитанников изменяются и средства воспитания.
Среднесрочные цели связаны с решением воспитательных задач, актуальных для данного возраста, поэтому средства воспитания определяются с учетом возрастных особенностей учащихся. Например, в выпускных классах актуальна проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути. Для решения этой проблемы воспитанникам предлагаются различные средства по профессиональной ориентации: литература. Кинофильмы, биографии выдающихся специалистов по различным профессиям и др.
Текущие цели определяются воспитателем, исходя из уровня воспитанности детей и необходимости координации перспективных и среднесрочных целей, затем подбираются адекватные средства воспитания. Например, для формирования культурного поведения воспитанникам сообщаются правила поведения, средством также выступает личный пример преподавателя.
Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель — определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличает одни воспитательные системы от других.
История педагогики — это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов.
Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от:
— темпов социального и научно-технического прогресса,
— достигнутого уровня развития педагогической теории и практики,
— возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
Традиционными составными частями воспитания (задачами) называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое.
Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения закладываются основы научного мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.
Задачи:
— усвоение определенного объема научных знаний;
— формирование научного мировоззрения;
— развитие умственных сил, способностей, дарований;
— развитие познавательных интересов;
— формирование познавательной активности;
— развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.
Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Оно способствует формированию физически крепкого молодого поколения, а также выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи:
— укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
— развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
— развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
— формирование гигиенических навыков;
— формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
— развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание и политехническое воспитание.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира. И как неотъемлемый компонент общего образования.
Политехническое воспитание направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.
Его главные задачи:
— формирование интереса к производственной деятельности;
— развитие технических способностей;
— развитие нового экономического мышления;
— развитие начал предпринимательства.
Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо.
Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, и поступках.
Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности.
Нравственные чувства — это переживания своего отношения к нравственным явлениям, они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям собственной морали.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов воспитанников.
Задачи эстетического воспитания:
— формирование эстетических знаний;
— воспитание эстетической культуры;
— овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
— развитие эстетических чувств;
— приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
— формирование эстетического идеала;
— формирование стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Воспитание определение, виды, принципы и цели
Из поколения в поколение переходят стили и методы воспитания: многие родители воспитывают своих детей похожим образом на тот, которым воспитывали их самих.
Другие родители поверхностно знают, что это такое воспитание, что подразумевает данное понятие, какие цели и задачи ставит, и какой результат можно получить, приложить все практические и теоретические знания.
Что такое воспитание
Воспитание – это искусство и достаточно нелегкий процесс, эффективность которого во многом зависит от педагогической и психологической просвещенности взрослых.
Значение слова «воспитание» можно трактовать в двух смыслах:
Воспитание детей
Единство требований к воспитательному процессу, единые педагогические воздействия должны предъявляться к зарождающейся личности от обоих родителей и школы, не противореча друг другу – в этом случае у ребенка появляется определенная модель стереотипного отношения и поведения, он легче и успешней будет продвигаться в учебе, дисциплинированности, социализации и освоении общественных ценностей.
Когда требования родителей к ребенку противоречат друг другу, когда мама говорит одно, а папа противоположное, у малыша может возникнуть диссонанс, тревожность и психические проблемы. Поэтому в семье так важно выработать единую линию воспитания.
Такое единство индивидуально в каждой конкретной семье и культуре, оно выражается в согласованности правил и норм поведения, которые прививаются ребенку.
Психология дает следующее определение: воспитанный человек это тот, кто обладает культурой, вежлив и обходителен, имеет хорошие манеры и проявляет уважение к окружающему миру и другим людям. Вежливый индивид это не всегда признак воспитанности, но воспитанный человек всегда будет вежлив.
Воспитанность включает в себя владение собой и внимательность к окружающим. Воспитать – означает научить ребенка такой воспитанности. Воспитатель – это тот, кто воспитывает, причем им не обязательно окажется именно родитель или педагог.
Педагогика определяет воспитательный процесс как динамичное сложноустроенное сознательное взаимодействие между воспитанником и педагогом с целью формирования личности первого. Этот процесс означает и самостоятельное воздействие человека на самого себя.
Такое формирование личности касается трансформации личностных качеств и убеждений, жизненных ценностей и общей модели отношения ко всему миру. При этом из ребенка невозможно слепить как из пластилина желательную личность все гораздо сложнее.
Виды воспитания и воспитательные задачи
Цели обучения и воспитания индивидуальны для конкретных социальных норм и направленности семьи. Они определяются в соответствии с общественно-государственной системой и моделью отношения окружающих ребенка людей.
Идеальная цель воспитания, единая для всех, вряд ли существует, но можно выделить следующие примерные задачи этого процесса:
Хочется отметить самые важные аспекты, без которых любые методы и методики любого вида воспитания будут безуспешны.
При воспитании имеют центральное значение дом, семья и взаимоотношения между родителями. По существенности эти факторы перевешивают все остальные отношения, в том числе и отношение родителей к ребенку.
Прежде чем пытаться изменить взаимоотношения ребенка в положительную сторону, пытаться его научить и воспитать, принципиально необходимо обратить внимание на отношения между супругами. Пока они сами себе позволяют хамить и грубить друг другу, ребенок никогда не станет вежливым.
Второй важный аспект это безусловная любовь. Это значит любить не за какие-то заслуги, а любить независимо от плюсов и минусов ребенка, независимо от того, что мы от него ожидаем в будущем. Безусловная любовь базис, основа дальнейшего развития личности, ее жизненного пути, системы ценностей и отношений.
Современные принципы воспитания в педагогике
Виды воспитания, которые выделяют в настоящее время, представлены в таблице.
Вид воспитания | Определение вида и задачи |
Экологическое воспитание | Подразумевает формирование у ребенка сознательной цели аккуратного и уважительного отношения к окружающей природе, рационального и здравого использования ее ресурсов. 1. Донесение до ребенка информации об окружающей природе. 2. Установка четких границ допустимых действий человека на окружающую биосферу, флору и фауну. 3. Просвещение о методах сохранения природных ресурсов. |
Правовой воспитательный процесс | Означает передачу формирующейся личности информации о юридических законах и нормах, соблюдение этих законов. 1. Привитие ребенку ответственности и уважительного отношения к законам конкретного государства. 2. Прививать активную позицию в политической сфере. 3. Вырабатывать критическое мышление по отношению к окружающему миру. 4. Вырабатывать дисциплинированность (не наказанием). |
Умственное воспитание | Подразумевает конкретно образование и обучение, педагогический процесс, интеллектуальное развитие и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации. 1. Руководство становлением познавательной сферы ребенка. 2. Одобрение попыток самостоятельности. 3. Брать во внимание индивидуальные особенности конкретного воспитанника. 4. Не предлагать ребенку уже готовое решение, а стимулировать его попытки решить проблему самостоятельно. |
Физическое | Означает прививание ребенку понимания того, как совершенствовать свое тело и поддерживать здоровье организма. 1. Четкое понятие о здоровом образе жизни. 2. Выработка интереса к физическим упражнениям и занятиям спортом. |
Воспитание трудовой сферы | Это формирование у ребенка потребности трудиться, обучение его добросовестности и честности. 1. Помощь ребенку в поиске той сферы, которая станет его профессией. 2. Выработка творческого подхода в трудовой деятельности. 3. просвещение в понимании значимости трудовой деятельности. |
Экономический воспитательный процесс | Определяется становлением у детей деловых характеристик – бережливости и адекватного восприятия материальной сферы жизни. 1. Формирование у ребенка адекватных представлений о рыночных отношениях и бизнесе. 2. Привитие принципов социальной справедливости в обществе. 3. воспитание у ребенка честности в рыночных взаимоотношениях. |
Нравственное воспитание | Объясняется как сознательное воздействие на становление чувственной сферы ребёнка, воспитание нравственных характеристик, уместных для конкретного общества. К нравственным качествам относится вежливость, уважение ко всему окружающему, верность, тактичность, гуманность и другие. 1. Уважать свободу выбора ребенка. 2. Подавать взрослым наглядный положительный пример для детей. |
Эстетическое воспитание | Означает развитие у ребенка правильного восприятия искусства и потребности в улучшении внешнего облика мира, видения прекрасного в природе. 1. Развитие у ребенка способности замечать в жизни и искусстве эстетические характеристики и свойства предметов и явлений. 2. Воспитание умения испытывать эстетические чувства (восхищение, адекватная оценка, удовольствие от увиденного). 3. Формирование потребности в эстетических и художественных переживаниях. |
Общественное воспитание | Это выработка у ребенка способности взаимодействовать в обществе, занимать в нем определенную позицию и развивать общественные навыки. 1. Воспитание у ребенка чувства долга по отношению к своему государству. 2. Просвещение о негласных законах и правилах, принятых в конкретном обществе и культуре. 3. Просвещение о правилах поведения в общественных местах, учебных учреждениях, семье и т. д. Цели воспитания в конкретных концепцияхГуманистическая концепция определяет ребенка центральной ценностью, он выступает как объект и субъект воспитания. Метод гуманистического воспитания предполагает, что формирующая личность не только усваивает внешние культурные нормы, но и вносит в них ничто свое. Социальный смысл гуманистического подхода означает восприятие ребенка как активного субъекта воспитания. Задачей является индивидуальный подход к каждому из детей, уважение к ребенку и учет его желаний и мнения. Это полное принятие ребенка и положительное отношение к нему, уважение достоинства формирующейся личности. Прагматическая концепция определяет функции воспитания не в подготовке ребенка к жизни в будущем, а ставит в центр жизнь в настоящем времени, здесь и сейчас. Этот новый подход называет главной задачей обучение воспитуемого находить решения проблемам в жизни в настоящее время, накапливая опыт. Содержание воспитательного процесса же раскрывается в процессе решения бытовых проблем в жизни. Задачи воспитания в системе российского образованияСистема российского образования в процессе поиска новых путей развития и методов обучения и воспитания. Учебные заведения используют лучшие методики и планы советского подхода к учебно-воспитательной работе. По одной из теорий, правильное построение задач воспитательной работы должно исходить из идеологии долга и служения своему обществу и будущим поколениям. Современный подход к воспитательному процессу должен учитывать и создание единой целостной системы воспитания. Необходимо отказаться от стереотипа воспитательный процесс ребенка это забота его семьи и дома, а задача школы это обучение. Как реализуются цели и задачи воспитанияЦели и задачи воспитательного процесса реализуются как в процессе пребывания ребенка в учебном заведении, так и в семье. Роль воспитания в жизни человека нельзя переоценить – как указывалось выше, оно зачастую передается из поколения в поколение. Многие цели и задачи воспитательного процесса реализуются в наглядном примере окружающих ребенка взрослых людей: воспитателей, родителей и педагогов. Это важно: нельзя забывать, что воспитывать ребенка это означает в первую очередь воспитать себя. Роль воспитания в жизни человекаВоспитание в семье закладывает основы поведения, становления, восприятия и мировоззрения. Процесс воспитания, принятый в семье, определяет судьбу воспитуемого. Воспитание и обучение неделимый, взаимосвязанный и совместный процесс. Общая центральная задача обучения и воспитания это правильно направить развивающуюся личность, влияя на все сферы ее жизни: когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Шпаргалка по педагогике (для педагогов).8. Понятие цели воспитания.Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую осмысленность и направленность. Цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы. Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. Сейчас целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует определенной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер. Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики. Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания. Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд. В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники. Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств, т. е. эстетическому воспитанию. Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой. Первостепенное значение имеет создание в школе условий овладения основами современных наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера. Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры.
|