чем определяется спрос потребителя
Что такое спрос: определение, виды
Узнайте больше о законе спроса и предложения, а также о факторах, которые влияют на спрос
Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое потребители могут и хотят купить по строго определенной стоимости в конкретный промежуток времени.
Чтобы узнать, как спрос зависит от стоимости товаров и что влияет на его рост, посмотрите это видео.
Содержание
Закон спроса и предложения
Прежде чем установить цену на товар или услугу, сначала рассчитывают себестоимость и делают наценку. Однако, слишком высокая стоимость будет отпугивать потенциальных клиентов. Поэтому, цену чаще всего устанавливают в точке равновесия спроса и предложения.
Отсюда и выплывает закон спроса и предложения. Он гласит, чем ниже цена, тем выше спрос и наоборот. Исключение составляет товар Гиффена. Для него при повышении цены растет и спрос. К товарам Гиффена можно отнести хлеб, гречку, рис, чай и некоторые другие продукты. Это малоценные товары, которые в потребительском бюджете занимают значительное место, при этом их практически невозможно заменить.
Далее вы узнаете, какие факторы влияют на спрос и как им можно управлять.
Факторы спроса
На спрос в первую очередь влияет цена. Однако, есть и неценовые факторы. Ниже мы разберем именно их.
Конечно, каждый фактор может в одной нише оказывать более сильное влияние, чем в другой. Поэтому, важно тщательно изучать свою целевую аудиторию, привлекать новых покупателей, вести базу данных в CRM-системе и регулярно анализировать эффективность своих маркетинговых действий. Читайте дальше, чтобы больше узнать о спросе.
Виды спроса в маркетинге
Существует несколько видов спроса. Давайте познакомимся с ними ближе.
Как видите, спрос бывает разным и зависит от множества факторов. Однако, им можно управлять с помощью разных маркетинговых подходов и инструментов. Например, вы можете повышать продажи с помощью email рассылок, чат-ботов в мессенджерах, BTL-рекламы и так далее. Зарегистрируйтесь в SendPulse, чтобы начать использовать эти и другие инструменты уже сегодня.
Спрос в рыночной экономике
Спрос – это экономическая категория, отражающая желание и возможность потребителей купить какое-либо количество товара по определенной цене в определенное время. При этом если величина спроса рассматривается в рамках макроэкономики, то речь идет о совокупном спросе во всей экономической системе государства.
Основу спроса составляет предельная полезность товара (прирост полезности блага с потреблением его каждой последующей единицы до уровня насыщения), скорректированная на покупательную способность потребителя, иначе говоря, доход.
На величину спроса оказывает влияние два вида факторов:
– неценовые факторы: потребительские предпочтения, инфляционные ожидания, покупательная способность потребителей, цены на товары-заменители и прочие товары и услуги.
При этом важно учитывать, что при изменении цены происходит изменение величины спроса. В случае же корректировки неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса, которая, в свою очередь, определяет динамику величины спроса.
Кривая спроса показывает, какое количество товара потребители могут приобрести при различных значениях цены, и демонстрирует действие закона спроса, согласно которому чем выше будет установлена цена, тем ниже будет величина спроса на товар, и наоборот.
Существенное значение при анализе динамики спроса на тот или иной товар либо услугу имеет показатель эластичности, который выражает колебания величины спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги, и определяет степень чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам.
Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объем продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.
Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объем продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающим этот же товар дешевле.
Как отслеживать потребительский спрос: цели, показатели и рабочие методы для интернет-магазинов
Динамика потребительского спроса показывает, насколько потенциальные покупатели заинтересованы в продукте. Его параметры довольно изменчивы, поскольку поддаются влиянию множества разных факторов. Поэтому важно отслеживать спрос на всех этапах деятельности интернет-магазина. Данные, получаемые в процессе непрерывного анализа, помогут корректировать стратегию и удерживать интерес целевой аудитории. На какие показатели обращать внимание и какими инструментами пользоваться – вся подробная информация в статье.
Зачем и когда оценивать спрос?
Покупательская способность во многом зависит от конкретного периода времени и стоимости продукта. Это «плавающая» величина, которая меняется под влиянием сезона, модных трендов, демографической составляющей, экономической ситуации в стране.
Спрос бывает:
По динамике различают чрезмерный, отрицательный, импульсивный, падающий, нерегулярный типы спроса. Любой компании важно, чтобы показатели покупательской способности всегда оставались на стабильном уровне. Для этого необходимо исследовать рынок и контролировать колебания. В случае «проседания» показателей должны приниматься оперативные меры: изменение ассортимента, пересмотр ценовой политики, улучшение сервиса и так далее.
Что еще позволяет анализ спроса:
Показатели для оценки в e-commerce
Изучение потребительского спроса состоит из сбора, обработки и анализа информации о целевой аудитории интернет-магазина. В процессе исследования оценивают периодичность и подвижность спроса, степень удовлетворенности продуктом, популярность предложения.
Если интернет-магазин уже запущен и активно работает, смотрят на показатели:
На основании этих показателей можно сделать выводы о том, интересна ли продукция покупателям.
Если запуск бизнеса только планируется и нужно выяснить, какой товар будет пользоваться спросом, тогда отслеживают:
Эти же показатели важно знать для того, чтобы усилить слабые места в уже действующей компании. Далее рассмотрим инструменты, с помощью которых можно достать всю необходимую информацию для анализа.
Инструменты для анализа спроса
Google Trends
В Google Trends анализируют тренды. Инструмент помогает оценить общие тенденции перед стартом бизнеса, продажей новых товаров или полным обновлением ассортимента.
Сервис поддерживает анализ и сравнение тенденций. В нем можно увидеть динамику спроса по всей стране, нескольким странам или отдельно взятым регионам.
Анализ выполняется по простому алгоритму:
Например, вводим фразу «корейская косметика для лица» и изучаем динамику популярности запроса за последние 12 месяцев в графике. Видим, что товар достаточно популярен, но спрос нестабильный, хотя тенденций к снижению интереса нет.
Динамика популярности запроса в Google Trends
Чтобы сравнить две ключевые фразы, нажимаем кнопку «Сравнивать» и вносим в соответствующее поле вторую ключевую фразу. Например, «натуральная косметика». По графикам интересов к трендам делаем выводы, что второй запрос популярнее.
Для анализа узких запросов Google Trends не подходит. В нем оцениваются только широкие категории.
«Яндекс.Вордстат»
Сервис «Яндекс.Вордстат» дает больше возможностей для исследований. В нем содержится огромная база данных по всем поисковым запросам, которые когда-либо вводились пользователями в поиске системы «Яндекс».
В сервисе отслеживают:
Алгоритм также прост:
Для анализа можно брать общие фразы или конкретизированные со словами «купить», «заказать», «интернет-магазин», «стоимость». Лучше оценивать те запросы, которые напрямую связаны с намерением покупки.
Если переключиться на историю запросов под поисковой строкой и ввести необходимые ключевые слова, «Яндекс.Вордстат» покажет динамику спроса за выбранный период времени.
К примеру, вводим «велосипед» и видим, что основные всплески продаж приходятся на май-июль. Когда информации недостаточно, нужно смотреть на смежные категории. Это позволит отследить популярные и востребованные на данный момент товары/услуги.
История показов по фразе в «Яндекс.Вордстат»
В любом случае следует учитывать, что оценка спроса с помощью инструментов «Яндекс» и Google будет приблизительной. Некоторые потребители покупают товар сразу на сайте или в соцсетях, обходя поиск.
«Яндекс.Маркет»
На «Яндекс.Маркете» размещены информативные карточки с подробными сведениями о каждом представленном товаре. Сделать выводы можно по ранжированию в выставленной географии поиска.
О высокой востребованности говорят:
Чтобы проанализировать конкретный товар, нужно зайти в карточку и посмотреть динамику изменения цен, количество конкурентов, реакцию потребителей.
Поиск по ключевому запросу в «Яндекс.Маркет»
В качестве дополнительного источника информации стоит брать любые похожие сайты-агрегаторы – Blizko.ru, Tiu.ru. В основном их посещает уже теплая аудитория, планирующая покупку.
Кроме того, спрос оценивают на крупных рекламных площадках по типу «Авито». На них видна востребованность товара по всей стране или в конкретных регионах. Для оценки достаточно ввести нужные запросы в поисковую строку и изучить выдачу.
Пробное размещение контекстной рекламы
Еще один рабочий способ проверки спроса – запуск пробной рекламной кампании. Он не бесплатный, но эффективный. Разместить рекламу можно в контекстно-медийной сети Google или «Яндекс».
Тестовый запуск поможет просчитать и оценить:
По результатам будет понятно, нужны ли платные маркетинговые кампании для привлечения новых покупателей на данном этапе.
Конкурентный анализ
Полезный источник информации, который многие недооценивают – конкуренты. Брать нужно тех, кто уже сформировал ассортимент, давно работает на рынке и удерживает позиции лидера.
Иногда стоит обращать внимание не только на успешных игроков, но и на не совсем удачный опыт. Это укажет на ошибки и позволит определить товар, не пользующийся спросом.
Что конкретно смотреть:
Для более глубокого анализа конкурентов стоит пользоваться специальными сервисами. Например, Serpstat, Ahrefs, Similar Web.
Сервис для анализа конкурентов
Информация от поставщиков
Поставщики – не самый надежный источник, но некоторую полезную информацию от них вполне можно получить.
Способы простые:
Отчеты в «ЕКАМ»
Наиболее достоверный и точный метод оценки спроса – ведение планомерного учета соответствующих показателей в специализированных программах. Одна из таких программ – «ЕКАМ». С ее помощью можно не только отслеживать спрос, но и вести полноценный учет товаров, продаж и клиентов. Все это дает возможность оптимизировать процессы и в разы повысить эффективность бизнеса.
Ключевые функции системы «ЕКАМ» для интернет-магазина:
Отчеты по товарам в «ЕКАМ»
Прогнозировать и оценивать спрос покупателей позволяют детальные отчеты по товарам в разделе «Аналитика». В них отображаются важные показатели по конкретным позициям:
По отчетам легко определить самые ходовые продукты с высокой маржей.
Анкеты и опросы
Популярный и недорогой метод отслеживания спроса и потребностей аудитории – онлайн-опросы. Грамотный отбор ЦА и правильные формулировки вопросов позволят раздобыть массу ценной информации, выбиться в лидеры ниши и обойти конкурентов.
Что показывают опросы:
Используя эти инструменты, можно отследить формирующийся спрос на только появившуюся новинку, реализованный – на самые популярные товары в нише, неудовлетворенный – на то, что потребитель хотел бы купить, но не может найти в продаже.
Также в анкеты включают вопросы общего характера, которые помогают понять ситуацию в целом:
К каждому вопросу нужно прилагать 3-5 вариантов ответа.
Подобные опросы составляют в Google Forms, запускают вручную или через специальные сервисы. Например, «Анкетолог». Для составления коротких онлайн-опросов (квизов) есть много платных и бесплатных конструкторов. Задавать вопросы клиентам лучше всего на сайте или лендинге интернет-магазина, в группах соцсетей, где бывает ЦА.
На информативность и точность анкетирования влияет репрезентативность выборки и количество опрошенных респондентов. Честнее и охотнее потребители отвечают на анонимные опросы.
В любой сфере бизнеса активнее всего продается тот товар, которым интересуются покупатели. Каким бы ни был качественным продукт, при отсутствии спроса он будет залеживаться и замораживать оборотные средства. Избыток на складе целесообразен только для тех позиций, которые часто покупают.
Чтобы обеспечить стабильный сбыт, нужно давать релевантное предложение, соответствующее текущим потребностям целевой аудитории. Именно поэтому необходимо регулярное отслеживание спроса. Для получения более полной и объективной информации рекомендуем использовать все предложенные методы анализа в комплексе.
У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы
Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно
Читайте также
Соглашение о конфиденциальности
и обработке персональных данных
1.Общие положения
1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.
1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.
1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:
«Пользователь» –
либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
которое приняло условия настоящего Соглашения.
1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.
1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).
2.Обязанности Сторон
2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.
2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.
2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.
2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:
(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;
(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;
(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;
(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;
(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.
2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.
2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».
2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.
2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.
2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.
Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.
2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.
2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.
3.Ответственность Сторон
3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.
4.Иные положения
4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.
4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).
4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».
Дата публикации: 01.12.2016г.
Полное наименование на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»
Сокращенное наименование на русском языке:
Наименование на английском языке:
InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)
Юридический адрес:
125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11
Почтовый адрес:
107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»
ИНН: 7714843760 КПП: 771401001
Банковские реквизиты:
В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222