чем опасны старые телевизоры
Чем были опасны советские телевизоры
Наиболее массовое распространение отечественные телевизоры получили в СССР с 70-х годов. Тогда же в производство была запущена серия унифицированных лампово-полупроводниковых цветных телевизоров (УЛПЦТ, с 1974 года — с интегральными микросхемами — УЛПЦТИ).
Выпускавшиеся до конца 1989 года на ряде заводов Советского Союза телевизоры этой серии, как считают медики и телемастеры, могли нанести (и часто наносили) существенный вред их пользователям.
До 90-х годов все отечественные телевизоры оснащались электронно-лучевыми трубками (ЭЛТ) или, проще говоря, кинескопами. Как писал очень популярный в СССР журнал «Здоровье», учеными был доказан вред от излучения электронов ЭЛТ, в действительности являющимся маломощным рентгеновским излучением. Поэтому медики советовали не придвигаться к советским «Рубинам» и «Рекордам» ближе чем на 2 метра и не смотреть телевизоры более полутора — двух часов в сутки.
Современные ЖК-телевизоры и «плазма», как пишет «Здоровье», такого излучения не дают — именно из-за отсутствия в их конструкции электронно-лучевой трубки.
До 70-х годов часть моделей отечественных телевизоров («Радуга-5», «Рубин-401-1») имели дополнительный, и более мощный, чем кинескоп, источник рентгеновского излучения — стабилизирующие триоды, которые в 70-е годы появились и в УЛПЦТ.
Из-за чего горели и взрывались советские «ящики»
По мнению советских экспертов, среди отечественных УЛПЦТ (И) пожароопасными могли быть практически все модели телевизоров — украинские «Весна», «Славутич» и «Янтарь», белорусские «Витязь» и «Горизонт», российские «Лазурь», «Радуга», «Рубин» и многие другие советские лампово-полупроводниковые телеприемники, которые в СССР выпускались в течение 17 лет до конца 1989 года, пока не были признаны устаревшими.
Как писал в 1984 году в журнале «Радио» специалист по «реабилитации» советских телевизоров О. Ященко, «специфические неисправности» самых популярных в то время отечественных цветных телеприемников УЛПЦТ-59/61-II и УЛПЦТИ-59/61-II (то, есть, зачастую приводящие к возгораниям или взрывам самой аппаратуры и, как следствие, к пожарам в домах и квартирах советских граждан) заключались в перегреве плат в блоках телеприемников или плохой, некачественной, заводской пайке на этих же деталях.
В телевизорах УЛПЦТИ-61-II-30/31 пожароопасными были транзисторы, резисторы, катушки и другие элементы блока разверток. Самовозгорались платы резисторов также в моделях УЛПЦТ-61-II-10/11, УЛПЦТ-61-II-13 и УЛПЦТИ-61-II.
Часто «специфические неисправности» советских телевизоров, провоцирующие их взрывы и возгорания, случались из-за перепадов напряжения в электросети. Поэтому в домах и квартирах рядом с телеприемниками часто стояли специальные стабилизаторы (регуляторы) напряжения.
«Теле-мамонты» «дают жару» и сегодня
Несмотря на то, что производство УЛПЦТ (И) прекращено более 30 лет назад, на постсоветском пространстве нет-нет да встречаются такие работающие «мамонты». В 2008 году украинские СМИ сообщали, что в одной из херсонских квартир бабахнул советский телевизор «Горизонт», в результате чего в жилом помещении произошел пожар. Обошлось без жертв, пламя удалось быстро погасить.
Не спешите выкидывать старые телевизоры! Почему, объясняют эксперты
На протяжении последних 20 лет телевизионная индустрия развивается быстрыми темпами. Новые модели «умных» телевизоров появляются на рынке чуть ли не каждый день. Но эксперты утверждают, что не стоит избавляться от старых моделей, поскольку у них достаточно много преимуществ. Давайте разберемся, насколько хороши аналоговые телевизоры.
Долговечность
Аналоговые телевизоры могут гордиться большим сроком службы. Это объясняется тем, что в недалеком прошлом телевизоры пользовались меньшим спросом, соответственно, производство не было конвейерным. Над каждой моделью мастера работали индивидуально. В результате продукция отличалась высоким качеством. Многие экземпляры аналоговых ТВ, которые были выпущены в начале 2000 года, отлично справляются со своими обязанностями и в наши дни.
Искусственный износ современной техники
Чрезмерное нагревание – главный враг электроники. Поскольку у новых телевизоров тонкие корпуса, они плохо охлаждаются, что приводит к быстрому износу. Для долгой службы светодиодный ТВ нуждается в помещении, которое регулярно проветривается и защищено от источников тепла. Солнечный свет, лампа, жара и близость к другой электронике нагревают телевизор. Учитывая эту проблему, некоторые недобросовестные разработчики намеренно делают некачественное охлаждение, чтобы искусственно ускорить процесс износа техники. Это своего рода маркетинговый ход.
Контрастность и быстрое время отклика
Основной плюс аналогового телевизора связано с использованием ЭЛТ. Аналоговые экраны выделяются достаточно быстрым временем отклика. Это означает, что такие экраны отлично справляются с показом видео с быстрым движением. Они также могут похвастаться лучшей контрастностью, если сравнить их с большинством цифровых моделей.
Экологическая проблема
Новинки телевизионной индустрии содержат вредные, токсичные, химические вещества и детали. К их утилизации нужно подойти с огромной ответственностью. Большинство людей оставляют телевизоры гнить на свалках. Это приводит к тому, что вредные химикаты попадают в землю и воздух и портят их. Многие детали телевизоров перерабатываются. К примеру, металлические и пластиковые детали можно использовать для изготовления чего-то другого. Но в наши дни экологические проблемы практически никого не волнуют. Мало корпораций, которые готовы жертвовать деньги для строительства и содержания утилизационных заводов.
Как бы там не было, уже через несколько лет никто не будет мучиться над выбором цифрового или аналогового телевизора, поскольку современные технологии активно развиваются и совершенствуются. Однако пока не стоит избавляться от старых моделей. Стоит только добавить приставку, и старые телевизоры выдадут вполне неплохую картинку. Также, учитывая их долговечность, старые ТВ можно временно подключить, если вдруг ЖК-телевизор неожиданно сломается.
Вся правда об излучение от телевизора
Излучение от телевизора – достаточно старый страх, присущий старшему поколению. Современные тонкие плазмы считаются практически безопасными. Для многих семей ТВ-прибор превратился в необходимый элемент быта, а безопасность отошла на второй план.
Общая информация
Влияние телевизора на здоровье человека – не совсем миф. Согласно данным, полученным от ученых, на организм негативно влияет интенсивность электромагнитного поля, превышающая 0,2 мкТл. ЭЛТ-телевизоры, оснащенные кинескопом или имеющие электронно-лучевую трубку, способны сгенерировать поле в 2 мкТл.
Такое облучение от телевизора фиксируется в максимальной близости от источника: не более нескольких сантиметров. Чем дальше отходит человек, тем ниже показатели поля. Оптимальной дальностью считается 1,1-1,2 метра: вред практически отсутствует.
Опасность представляет также радиация от телевизора – ионизирующее излучение, напоминающее обычный рентген. Оно формируется при атаке электродов на защищенный экран. Нормальное анодное напряжение равняется 20-25 кВ. При каких-то неполадках в работе электроники уровень поднимается до 90 кВ, что уже превышает напряжение в трубках рентгена.
Кинескопные телевизоры
Основной источник излучения – электронно-лучевая трубка. Бета-частицы обладают низкой энергией. Если кинескоп качественный, он представляет собой надежную защиту, благодаря чему электронный луч практически не выходит за пределы аппарата.
Чтобы снизить рентгеновское излучение используется покрытое свинцом стекло. В совсем старых приборах есть дополнительный источник ионизирующего воздействия – триоды. Они расположены вне кинескопа и необходимы для стабилизации напряжения. Отсутствие надежной защиты приводит к тому, что триоды «выдают» больше лучей, чем сам кинескоп.
Жидкокристаллические телевизоры
Излучение от ЖК телевизора практически отсутствует, поскольку нет кинескопа – основного источника опасности. Проецируется изображение совершенно иначе. Задействованы специальные элементы, не нуждающиеся в значительном напряжении. Им достаточно примерно 5 Вт. Проводники генерируют незначительное излучение, «блокирующееся» особыми элементами, обеспечивающими защиту.
Бета- и рентгеновские лучи у таких приборов отсутствуют. Электромагнитное излучение незначительное. Зафиксировать его можно у задней стенки аппарата, где находятся основные узлы и части прибора. Матрица, создающая картинку, не является источником токсичного излучения.
Плазменные телевизоры
Вред от плазменного телевизора минимален. Монитор таких аппаратов разделен на многочисленные ячейки, в которых содержится инертный газ. При нагреве он начинает светиться. Прибор выделяет большое количество тепла, и его не рекомендуется располагать в маленьких помещениях.
Источники усиления сигнала
Чтобы усилить ТВ-волны, необходимо повышение токов в определенных узлах. Это приводит к усилению излучения. Человеческий организм не подвергается негативному влиянию, если приспособление работает только в качестве принимающего объекта. Важно, чтобы при расположении стационарных телевышек соблюдались принятые нормы: вблизи жилых домой такие приспособления не ставятся.
Возможный вред от телевизора
Реальную угрозу электромагнитные волны представляют не для всех. В зоне риска находятся:
Исследования показали, что люди, постоянно испытывающие воздействие электромагнитных полей, имеют повышенный риск заболеть лейкемией. Часто фиксируются психические, сердечнососудистые, вегетативные и репродуктивные патологии.
Опасность для зрения
Чаще всего вред от просмотра телевизора затрагивает органы зрения. Обусловлено это несколькими факторами. Так, во время длительного сидения перед ТВ глазной фокус сосредотачивается на одной точке, что приводит к нарушению работы хрусталика: снижается функция, отвечающая за изменение.
Мерцание экрана приводит к резкому изменению размера зрачков и напряжению зрительных органов, особенно если отдых ведется в темной комнате. Резкое и частое изменение оттенков и цветов опасно перенапряжением глаз, что провоцирует головную боль.
Вред для психики и образа жизни
Существует множество исследований, рассматривающих, как телевизор влияет на человека. Специалисты приходят к мнению, что регулярные и продолжительные просмотры негативно сказываются и на психике, и на взглядах на жизнь. Так, многие развлекательные шоу формируют разнообразные стереотипы, далекие от окружающего мира. Несовпадения транслируемой картинки и реальности способно спровоцировать депрессию.
Время, которое зритель мог бы потратить на общение с близкими или физические упражнения, тратится на «отупляющие» развлекательные передачи. Итогом становятся проблемы с социализацией, лишний вес, проблемы с сосудами. «Неправильный» подбор передач опасен моральной деградацией личности.
Некоторые сомневаются, – вредно ли спать под телевизор. Тихое «бубнение» часто помогает заснуть. Но постоянный звук мешает мозгу полноценно расслабиться и отдохнуть. После сна под ТВ-шоу человек просыпается разбитым, нет ощущения бодрости. Сильнее всего в таких ситуациях страдает несформированная детская психика.
Профилактика и защита от излучения телевизора
Если в доме имеется старый кинескопный прибор, необходимо соблюдать определенные меры безопасности. Ставить его нужно как можно дальше от дивана. Сидеть в непосредственной близости перед техникой нельзя. Несмотря на безопасность плазмы и жидкокристаллических телевизоров, их тоже не рекомендуется смотреть с близкого расстояния – это поможет уберечь глаза.
Вне зависимости от типа аппарата, придерживаться рекомендуют следующих правил:
Несмотря на то, что просмотр телевизора – комфортный домашний способ досуга, отдыхать тоже нужно с умом. При правильном обращении с прибором и соблюдении всех правил безопасности, неприятных последствий легко избежать.
Обратные ссылки
Опции темы
Есть!
Не только люминофор, но и порошок, которым покрыт кинескоп снаружи.
Маска скорее всего содержит вредные вещества, так как это самая сложная деталь в кинескопе(пушка не всчёт).
Маска служит для «правильного» попадания луча на нужный люминофор, и не пропускания отражженных лучей от зеркальных стенок, тоесть засвечивания кинескопа и снижения контрастности!
В Украине во времена СССР было только 2 завода по производству цветных кинескопов и те были херовые-работали до 5 лет и садились катоды.
Добавлено через 1 час 29 минут
Да! Послде «работы» с кинескопом или его частями не забывай мыть руки с мылом, ато гадости там хватает, конечно она тебе заметного вреда не принесёт, но лучше дома не хранить, особенно пыль, оставшуюся после «разборки » кинескопа.
Вот это ты точно херню гониш.Был такой аппарат Славутич202 потом 208 так вот в них кинесы работали по 10-12лет.Как раз кинесы производились во времена СССР.А вот в перестроичные времена пошла лабуда.Вот ты их как раз и застал судя по твоему возрасту на заставке.
Эт смотря где тот телик (из которого труба) эксплуатировался! Если в видеосалоне или у видеоэротомана, то такой гадости там осело.
Телевидение, конечно, окно в мир, но зачастую из него так сквозит.
![]()
Также есть кинескопы с масками в виде натянутых тончайших проводов(фирму не помню).
Рыдания ретрофаната над старым телевизором
Ой всё. Мне всегда было интересно, где у ретрохобби… не дно, а граница серьезного увлечения, на грани помешательства. Теперь я знаю, это — старый ЭЛТ-телевизор. Они тяжелые. Они мерцают. Качество изображения — в лучшем случае терпимое, или так мне поначалу казалось. Когда ты покупаешь гудящий ящик с тысячами вольт внутри, ты переходишь на новый уровень коллекционирования, и уже не будет пути назад.
Если серьезно, теплые (натурально, они греются) ламповые (как минимум одна) телевизоры — это большой этап развития технологий, как домашних-телевизионных, так и компьютерных. Этап, который закончился достаточно резким переходом на тощие ЖК-экраны в течение буквально пяти лет, в конце нулевых. Хотя на дачах или даже дома у многих из нас (или у родственников) старый телевизор найдется и сейчас, это ненадолго. Их больше не делают, слишком сложно и не стоит оно того. Срок жизни у них меньше, чем у ЖК-дисплеев. Мы наблюдаем завершение жизненного цикла большого ассортимента технологий, в прошлое уходят связанные с ними потребительские привычки.
Вот эти особенности старого телевидения, просмотра видео с аналоговых источников на «голубом экране», восьмибитного гейминга я и хочу сегодня повспоминать. Ну и поискать примеры задач, в которых ЭЛТ до сих пор вне конкуренции. А начну с самого простого аргумента про преимущество телевизора с трубкой: он стильный! Вы посмотрите, какая роскошная коробка! Какой возмутительно неплоский экран! Какие божественные крутилки! Это же микроволновка (с тостером), только вместо еды она подогревает ностальгические чувства.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
Околотехнические вводные
Я не стану в подробностях описывать технологию работы кинескопных ТВ — иначе может возникнуть ощущение, что я в них разбираюсь, а это не так. Базовые вещи можно узнать где угодно, от Википедии до Ютюба. Попробую сформулировать те моменты, которые важны для повторного открытия этой ретротехники. Ну, например так: «Изобретению телевизора предшествовало открытие катодных лучей — потока электронов, ускоряемого в вакууме разностью потенциалов между катодом и анодом». Тут важно следующее: для нормальной работы этой схемы стрельба электронами должна производиться в вакууме. Именно откачивание воздуха из кинескопа делает необходимым толстые стенки из стекла, чтобы противостоять атмосферному давлению, из-за чего все ЭЛТ-телевизоры — тяжелые. И еще: на кинескоп подается напряжение в тысячи вольт, что при неаккуратном обращении может быть смертельно.
Дальше: горячий катод, источник катодных лучей, подогревается до температуры в сотни градусов. Ламповые телевизоры греются и потребляют относительно много электроэнергии. Поток электронов ударяет в люминофор, вызывая свечение. Без системы электромагнитов у нас получилась бы одна яркая точка в центре экрана, но с их помощью поток электронов можно отклонять. Каждую секунду телевизор (в системе PAL или SECAM) с помощью катодных лучей и электромагнитов 50 раз проходит по всему экрану, сверху вниз и слева направо. За каждый из 50 проходов отображается только половина кадра, каждая четная или нечетная строка. Полных кадров получается 25 штук по 625 линий в каждом (видимых — 576), что достаточно для создания иллюзии движущихся картинок. Если сфотографировать экран с достаточно маленькой выдержкой, можно увидеть процесс создания изображения в действии:
Выводы: частота обновления кадров в 50 герц по ощущениям отличается от такой же на ЖК-телевизоре, где сразу отображается весь кадр. Ах да, телевизор у нас цветной, и это делает всю схему еще сложнее. Электронных пушек вместо одной становится три, они отвечают соответственно за красный, зеленый и синий компоненты изображения. Перед слоем люминофора появляется теневая маска: железная сетка с микроотверстиями, благодаря которой поток электронов от «красного» излучателя попадает только на «красный» люминофор. Выведем на ТВ сплошную заливку белым цветом и сфотографируем макрообъективом:
Так и хочется написать: красные, зеленые и синие пиксели «горят» одновременно, благодаря чему нам кажется, что мы видим белый цвет. На самом деле это не пиксели: просто зоны на экране, которые загораются под действием потока электронов. В ЭЛТ-телевизоре нет возможности зажечь один пиксель в произвольной точке экрана: такая техника просто не оперирует подобными понятиями. Можно посмотреть на границу между белым и черным участками: из-за аналоговой природы ЭЛТ она не такая четкая, как на современном дисплее.
Наконец: люминофор не вечен, он выгорает. Деградация происходит и с ЖК-дисплеями: кристаллы могут «застрять» в открытом или закрытом положении, может сесть подсветка. Но в ЭЛТ это происходит по-другому: постоянно включенный телевизор постепенно теряет яркость и контрастность изображения, становится блеклым. Если выводить на него статические элементы (логотип телеканала, меню «Пуск»), может выгореть именно эта часть люминофора, и тогда логотип останется с вами навсегда. Хороший телевизор может работать по 8 часов в день много лет подряд. Экран, который не выключают сутками, сядет за 5-7 лет. Пока нет проблемы найти ЭЛТ-телевизор в хорошем состоянии, но даже при бережной эксплуатации он рано или поздно выйдет из строя. Впрочем, на мой век хватит.
Персональная ТВ-история
Для правильной настройки на волну памяти приложу фото телевизора моего детства — модель Горизонт-736. Он дожил до конца девяностых, сначала как основной экран для семейного просмотра, потом — как монитор для восьмибитного компьютера. Хотя непосредственно телевещание не входит в сферу моих интересов, без нее тут не обойтись: начиная с довоенных времен и вплоть до конца семидесятых (а в моем случае — до начала девяностых) это был единственный способ отобразить что-то на экране вашего ТВ. Полноценное телевещание началось после войны, а моя бабушка еще помнила типичный телеприемник тех годов, «с линзой»:
Это КВН-49, и сразу видно, что он отличается от «Горизонта» диагональю экрана: 18 сантиметров против 61, или в устоявшихся позднее дюймах — 7 против 23. Помимо размеров экрана со временем улучшались параметры изображения — яркость и контрастность, повышался срок жизни кинескопа, с сотен часов до десятков тысяч в лучших экземплярах. Хотя в современные ЖК-матрицы упаковано куда больше технологий, кажется что сделать кинескоп — сложнее. Уж точно это было уникальное производство, просто так возобновить которое (на случай маловероятного CRT-ренессанса) не получится. Вот это видео показывает некоторые этапы производства кинескопов: Все Очень Сложно.
В девяностые к телеэфиру добавился видеомагнитофон, а также восьмибитный компьютер — сначала версия «Радио86-РК», а позднее — клон ZX Spectrum. Уставший «Горизонт» сменили на импортный 21-дюймовый JVC. Заграничная техника была прорывом по яркости, сочности картинки, хотя и произошла некоторая потеря по размеру экрана. К тому же добавился полноценный линейный вход, а до этого приходилось использовать RF-модуляторы, с неизбежной потерей в качестве. Да черт с ним с качеством, главное пульт, пульт появился! Больше не требовалось вставать с дивана, чтобы переключить канал! Старый телек в итоге переехал в гараж — просто так сразу выкинуть было жалко. Никогда не забуду это ощущение полноты и нестабильности, когда ты спускаешься по лестнице с советским телевизором в руках.
У моих родителей и многих знакомых стандартные, недорогие импортные телеки с диагональю в 21 дюйм прослужили по 10-15-20 лет и были заменены уже на большие ЖК-экраны. Наш экземпляр жив до сих пор, показывает кино на даче, хотя принимать эфирное ТВ самостоятельно уже не может — требуется декодер для цифрового сигнала. С отключением аналогового ТВ закончилась большая история: когда по воздуху передавался сигнал, непосредственно управляющий всей электроникой телевизора с трубкой. Помимо свойств приемника, на древний телевизионный экспириенс влияли удачное расположение дома относительно телевышки, качество антенны, хорошо (или плохо) распаянные разъемы, наличие радиолюбителя в соседнем доме или искрящего пылесоса этажом выше. Мы смотрели будто не сериал, и не новости, а весь окружающий мир, с полосами, снегом и рябью.
Телевизор часто не меняют, и я пропустил ЭЛТ-прогресс последних лет, уже в начале двадцать первого века. Между тем, технологии развивались до самого конца. В конце девяностых появились широкоформатные ЭЛТ-телевизоры. Увеличивались размеры экрана, достигнув максимума в 40 дюймов. Впрочем, в реальной жизни вы вряд ли найдете старый ТВ с диагональю больше 36″, а максимально распространены размеры 28-32. Это были монструозные аппараты весом под 50 кило. В них же золотым стандартом стало удвоение частоты смены кадров до 100 герц, что убирало мерцание. Самые последние ТВ имеют разъем HDMI и обрабатывают цифровую картинку с разрешением до 1080i (они же, кстати, не рекомендуются для ретро из-за лагов). В районе 2007 года произошло резкое падение продаж тяжелых телевизоров: потребитель голосовал за компактность, высокое разрешение ЖК-дисплеев и прочие удобства нового времени. Крупные вендоры в один год перестали показывать новые модели на выставках — ЭЛТ однозначно считался устаревшим. Обанкротились производители кинескопов. Сейчас ЭЛТ-телевизор проигрывает современным плоским почти во всем: от разрешения до диагонали, яркости и контрастности. Он превращается в ретро, но такое — для самых ценителей с хорошей физподготовкой или парочкой друзей. Качественные ЭЛТ-мониторы для компьютера сейчас стоят очень дорого, а вот просто телевизор достанется вам бесплатно или за копейки, только заберите.
Верните мне мой 1986-й
10 дюймов экрана), со встроенным видеоплеером, он был предназначен для дела. Например, для установки в присутственных местах. Особой фичей встроенного видеомагнитофона является возможность воспроизведения кассеты по кругу: включаете рекламный ролик вашего зубного кабинета и мучаете им посетителей до готовности. Предположу, что такую штуку можно было установить в автобусе, использовать для быстрого скрининга кассет из библиотеки, сделать переносную видеосистему в школе, и подобное. Помимо дизайна меня привлекла вот эта самодостаточность, а также наличие видеовхода. То, что в телевизоре нет собственно приемника телеканалов, меня совершенно не расстроило — ловить там все равно нечего.
Судя по дате в сервисном мануале, модель была разработана в середине восьмидесятых. В начале девяностых она продавалась в США за 500 долларов — немалые деньги за компактную модель.
Телевизор в таком возрасте может страдать большим количеством недугов, иметь севший кинескоп или выгоревшие секторы от статических элементов системы видеонаблюдения. Мне повезло, хотя и покупал без проверки: единственной неисправностью была застрявшая внутри кассета, которую со временем перекосило так, что пришлось разбирать весь механизм. Вытащил, вручную прокрутил механизм загрузки и выгрузки в штатное положение, и все заработало. Удивительно! Преимущество профессиональной техники: ее делали так, чтобы она работала даже в самых сложных условиях. Даже два резиновых привода в кассетном механизме не расплавились от времени, а это вообще фантастика.
Окей, я вставляю кассету с «Терминатором» и получаю восхитительный флешбек на придиванном столике. Он выглядит как гость из прошлого, и работает так же! Картинка качественная, но сам кассетный механизм — базовый, с двумя головками и без каких-либо средств улучшения изображения с VHS. Звук — монофонический, никакого Hi-Fi-стерео, но так даже лучше. Здесь вполне уместны артефакты видеокассеты, слегка бубнящий саундтрек. Именно так мы и смотрели кино в те времена, разве что экран был побольше.
Под откидной панелью спрятаны и стандартные регуляторы яркости и контрастности, и крутилка Vertical Hold, позволяющая подправить синхронизацию видеосигнала, если что-то пошло не так. В нашем случае — скорее сбить синхронизацию, для создания аутентичных артефактов старого ТВ-изображения:
Также вручную регулируется трекинг на видеокассете, отдельно для режимов воспроизведения и паузы. Покадровый просмотр — еще одна интересная фича магнитофона. Опять же, путем кручения ручки вызываем из небытия эффект пожеванной кассеты из видеопроката:
Вот оно, наше счастливое аналоговое детство! Можно ли сравнить изображение по технологиям 80-х с современным экраном? Для этого подойдет ретропланшет Apple iPad 2: размеры экрана похожие, такое же соотношение сторон.
Понятно кто выиграет по разрешению, хотя яркость и цветопередача у ЭЛТ неплохие. Главное, в 2021 году хочется иметь устройство со всеми артефактами из прошлого. Включение со свистом высоковольтных цепей, постепенное нарастание яркости изображения по мере прогрева. Даже отсутствие пульта не мешает — хочешь поставить на паузу, подойди и поставь! Больше всего досаждает то самое мерцание с частотой 50 герц: мы от него совсем отвыкли. Хотя если смотреть старый ТВ хотя бы час, перестаешь замечать.
Старый контент
Отличный компаньон для старого телевизора — DVD-рекордер, они сейчас тоже продаются очень дешево. Прежде всего я отметил, насколько все же качественнее картинка с DVD, по сравнению со встроенным VHS. Но дело не только в DVD: рекордер способен конвертировать любой вид аналогового сигнала в требуемый для этого ТВ композитный. Например, можно по S-Video подключить мой ретрокомпьютер на базе Pentium 4:
Но это полумеры. Я подключаю к телевизору микрокомпьютер Raspberry Pi 3. У всех версий Pi есть композитный видеовыход, способный работать со старыми телевизорами. Устанавливаю медиаплеер Kodi. Получаю ретротелевизор с возможностью стриминга с Ютюба, управляемый со смартфона. Но тут будет более уместен древний, соответствующий эпохе, контент:
Персональная машина времени оформлена, но самое интересное впереди.
Безудержный ретрогейминг на эмуляторе
По-хорошему, если у вас есть аутентичный телевизор, надо не останавливаться и покупать оригинальную игровую приставку или восьмибитный компьютер. Ассортимент тут огромный, и я пока даже не знаю, с чего начать — то ли со Спектрума, то ли с «Денди». Эмуляция на Raspberry Pi — вполне достойный способ сначала попробовать, понравится ли. Я пользуюсь заточенным под ретроигры дистрибутивом RetroPie (точнее форком CRTPi с оптимизацией под композит) и подключаю беспроводной джойстик Logitech F710.
Здесь мне пришлось отвлечься и изучить феномен, известный как 240p. Те самые консоли из 80-х и 90-х (вплоть до шестого поколения игровых приставок на рубеже веков) вместо 480 ТВ-линий чересстрочно выводят картинку по-другому: 240 линий с прогрессивной разверткой, то есть пропускают каждую вторую строку. По факту рабочих линий в изображении разных приставок в разных регионах может быть меньше (192 или 224, например), важен именно принцип их отображения. Любые аналоговые стандарты передачи видеосигналов поддерживают 240p без проблем. Проблемы начинаются при попытке подключить старую консоль к новому ТВ, который по сути оцифровывает аналоговый сигнал. Зачастую он пытается сконвертировать 240p в 480i, и портит картинку, теряет строки, а некоторые спецэффекты ломаются совсем.
Режим 480i или 576i вполне подходит для кино, но для компьютерной картинки он не идеальный: на контрастных горизонтальных линиях, которых в таком изображении много, наблюдается нечеткость и мерцание, как видно на фото выше — интерфейс RetroPie выводится в 480i. Читать элементы меню того же Kodi нелегко, особенно мелкие.
Зато в эмуляторе с правильными настройками на ЭЛТ — прекрасное четкое изображение. Для настоящих консолей и для эмуляторов есть современное ПО 240p Test Suite, которое позволяет убедиться, что у вас действительно «правильный» режим. В том числе можно оценить геометрию экрана:
И на моем телевизоре на удивление все хорошо, что вообще-то не гарантируется. Хорошо — не в смысле идеально, а «бывает гораздо хуже». Заметно плохое сведение лучей в верхнем правом углу, и это я переживу. Самое главное: игры для старых приставок разрабатывали под старые телевизоры, с учетом их особенностей. На ЭЛТ они выглядят более «правильно», чем в эмуляторе на современном дисплее. Посмотрите:
Относительная нечеткость изображения, непопадание лучей в конкретные точки на экране, искажения композитного видеосигнала придают кирпичам в Super Mario дополнительную текстуру и объем. Мыльноватым изображение кажется на фотоснимке, в реальности все нормально. Еще один пример из игры Metroid для NES:
Ретрокартинка здорового человека. Насколько это мешает играть в старые игры на эмуляторе с разрешением 4К? Нисколько не мешает. Но при помощи старого телевизора я теперь играю в Super Mario Bros аутентично.
Хочу ли я порекомендовать всем покупать старые телевизоры, пока не поздно, вытаскивать ненужные тяжелые ящики из чулана? Не обязательно, хотя если у вас стоит старый телек на даче, небольшие затраты на микрокомпьютер с композитным выходом дадут ему вторую жизнь. Более того, мой конкретный ТВ покупался в основном за стильный вид и компактные размеры. На 20-27 дюймах большого ЭЛТ может получиться еще лучше. Тут есть масса способов реализовать идеальное «аналоговое» изображение. Путем моддинга Raspberry Pi для вывода более качественного компонентного RGB-сигнала, или же подключением к компьютерному ЭЛТ-монитору по VGA с заведомо лучшими характеристиками. Либо путем модификации старых консолей или использования нативного компонентного выхода в приставках поздних времен (Playstation 2/3 или Xbox 360S). Даже телевизор без RGB-входа можно модифицировать — все равно сигнал внутри раскладывается на красную, зеленую и синюю компоненты, почему бы не подать на него изображение лучшего качества? Есть много ступеней в этой кроличьей норе. Когда-нибудь я этим улучшайзингом обязательно займусь, но не на этом телеке, он хорош и так, без модификаций. Или плох, это зависит от вашей точки отсчета.