чем опасны современные конфликты
и защита от них
3.4.1. Вооруженный конфликт как вид социального конфликта
Понятие «вооруженный конфликт», его сущность и виды.
Характерные особенности вооруженных конфликтов.
Безопасность населения в вооруженных конфликтах.
Поведение в зоне вооруженного конфликта.
Социальные конфликты могут проходить с применением или без применения насилия. Считается, что вооруженный конфликт существует тогда, когда применяется военная сила.
В ряде случаев локальный вооружённый конфликт является формой косвенного противостояния сверхдержав, избегающих между собой прямого вооруженного конфликта из-за страха перед гарантированным взаимным уничтожением и выступающих активными спонсорами противостоящих друг другу государств «третьего мира» (характерно для времен «холодной войны»). Военный (локальный) конфликт может перерасти в войну различной интенсивности или длительную враждебность между государствами без применения вооруженной борьбы.
Понятие «вооруженный конфликт», его сущность и виды
Большинство политологов и военных специалистов считает, что грань между войной и вооруженным конфликтом условна. Но имеется ряд существенных критериев, позволяющих определить различия между ними, а также место и роль каждого из этих социальных явлений в общественной жизни.
Во-первых, война обусловливается наличием коренных противоречий – экономических или политических – и ведется с решительными целями. Разрешение противоречий с помощью военной силы вызвано осознанием и потребностью реализации жизненно важных интересов общества, государства. Поэтому в войне всегда присутствует организационное начало. В вооруженном конфликте, как правило, на первый план выдвигаются национально-этнические, клановые, религиозные и другие, производные от основных, интересы и вызванные ими противоречия. Вооруженные конфликты могут принимать форму стихийных или преднамеренно организованных восстаний, мятежей, военных акций и инцидентов, в зависимости от того, кому принадлежат «конфликтные» интересы, кто является их носителем.
Во-вторых, война ведет к качественному изменению состояния всей страны и вооруженных сил. Многие государственные институты начинают выполнять специфические функции. Усиливаются централизация власти, концентрация всех сил страны, перестраиваются экономика и весь быт общества для достижения победы. Производится полная или частичная мобилизация вооруженных сил и экономики. Вооруженный конфликт, в отличие от войны, в основном определяет состояние вооруженных сил или их части. Боевые действия, как правило, ведутся частью боевого состава войск мирного времени.
В-третьих, в войне применяются соответствующими институтами государства все формы борьбы – политическая, дипломатическая, информационная, экономическая, вооруженная и др., а в вооруженных конфликтах стороны могут ограничиться вооруженными столкновениями, порою стихийными, хотя не исключается организованное применение ими других форм противоборства, в первую очередь – информационного.
В-четвертых, с юридической точки зрения войне присущи такие признаки, как формальный акт ее объявления (этого требует Гаагская конвенция 1907 года), разрыв дипломатических отношений между воюющими государствами и аннулирование договоров, которыми регулировались мирные отношения этих государств, введение военного положения (чрезвычайного положения) на территории воюющих государств (или ее части) и ряд других.
Таким образом, вооруженный конфликт не содержит основных признаков, присущих войне, как особому состоянию общества, а также необходимых правовых критериев, определяющих его как войну. Поэтому понятие «вооруженный конфликт» не тождественно понятию «война» и наоборот. Из этого следует известный принцип: любая война есть вооруженный конфликт, но не любой вооруженный конфликт является войной.
Вооруженный конфликт – одна из форм разрешения противоречий (национально-этнических, религиозных и др.) с применением средств вооруженного насилия, при которой государство (государства) не переходит в особое состояние, называемое войной.
Военные эксперты под вооруженным конфликтом понимают любой конфликт с применением оружия: вооруженный конфликт – конфликт между средними и большими социальными группами, в котором стороны используют вооружение (вооруженные формирования), исключая вооруженные силы.
В Российской Федерации под вооруженным конфликтом официально понимается вооруженный инцидент, вооруженная акция и другие вооруженные столкновения ограниченного масштаба, которые могут стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы (Военная доктрина РФ).
В соответствии с Военной доктриной РФ, вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух или нескольких государств) или немеждународный, внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства). Вооруженный конфликт характеризуется: высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения; применением нерегулярных вооруженных формирований; широким использованием диверсионных и террористических методов; сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска; вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил); опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.
Военный конфликт– любое столкновение, противоборство, форма разрешения противоречий между государствами, народами, социальными группами с применением военной силы.
После Второй мировой войны возникают и утверждаются новые подходы к определению вооруженных конфликтов. На сегодняшний день в науке сформировалось несколько основных концепций, позволяющих исследовать и оценивать вооруженные конфликты.
Одна из этих концепций оформилась в 80-е годы в США, а затем стала использоваться военными специалистами других западных государств. Методологической основой этих взглядов явилась общая теория конфликта. В соответствии с этой теорией, вооруженный конфликт является разновидностью конфликта социального (политического), в котором одна или обе стороны стремятся к достижению своих интересов с помощью военной силы. Исходя из этого положения, западные военные специалисты под вооруженным конфликтом предложили понимать любое военное столкновение, дифференцируя их в зависимости от интенсивности боевых действий.
В отличие от западной теоретической мысли, отечественные военные ученые гораздо позже стали заниматься теорией военного конфликта. По этой причине в нашей военной науке еще не сложилась достаточно стройная теоретическая основа для их изучения. Отсутствие разработок по общей теории конфликта не давало возможности отечественным военным специалистам до конца 80-х годов вести исследования по этой проблеме. Поэтому до последнего времени понятие «вооруженный конфликт» использовался как синоним по отношению к «малым», «ограниченным» и «локальным» войнам.
Вооруженный конфликт чаще всего возникает на границе региона (страны). Различают региональные, локальные и межэтнические вооруженные конфликты.
Региональный вооруженный конфликт – конфликт на почве региональных противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними странами, общинами или группировками.
Регион в данном контексте понимается как существенная географически или экономически выделяемая часть большой страны или континента (Сибирь, Урал, Ближний Восток, Балканы, Кавказ, Средиземноморье и т.п.).
Локальный вооруженный конфликт – это вооруженное столкновение с ограниченными политическими и военно-стратегическими целями, охватывающее относительно небольшое число участников и ограниченный географический район внутри региона.
Локальные войны велись в Югославии и на Ближнем Востоке (Ирак, Ливан, Палестина, Израиль и др.).
Конфликт вооруженный межэтнический – вооруженное противоборство между вооруженными формированиями или экстремистскими группами различной этнической и (или) религиозной направленности.
Нередко это столкновение между такими группами и правительственными войсками и силами правопорядка. Возможен вариант, когда официальные власти и силовые структуры государства прямо или косвенно выступают на стороне одной из конфликтующих национальных, территориальных или религиозных групп (например, Северная Ирландия, Испания, Турция, Ирак).
Для вооруженного межэтнического конфликта характерны:
— взаимные территориальные претензии и спор о справедливости границ, разъединяющих этносы;
— мифологизация истории и активная роль исторической памяти каждой конфликтующей стороны;
— наличие геополитических союзников у каждой конфликтующей стороны в лице иностранных (чаще всего, соседних) государств;
— особая роль психологического фактора, информационной и идеологической борьбы за умы гражданского населения, напрямую не вовлеченного в вооруженный конфликт;
— активное участие в развитии конфликта криминальных структур;
— отсутствие моральных и правовых ограничений действий конфликтующих сторон, а также территориальных границ конфликта;
— опасность перерастания в крупномасштабный конфликт при проведении террористических актов с массовыми трагическими последствиями.
Характерные особенности вооруженных конфликтов
Вооруженные конфликты имеют свои особенности, причины возникновения, политические и стратегические цели, масштабы, интенсивность, длительность, средства вооруженной борьбы, формы и методы ведения боевых действий и т.д. Вооруженный конфликт характеризуется:
— высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения;
— применением нерегулярных вооруженных формирований;
— широким использованием диверсионных и террористических методов;
— сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;
— вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);
— опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.
Кроме вышеперечисленного, особенностями вооруженных конфликтов являются:
— очаговый характер боевых действий;
— неопределенность продолжительности военных действий;
— активное участие в развитии конфликта криминальных структур;
— совершение убийств, актов мародерства, погромов;
— увеличение числа вынужденных переселенцев и беженцев, что усиливает криминогенную обстановку;
— зависимость от мирового общественного мнения (акции протеста, отказ в международной поддержке, экономическая и политическая блокада и др.);
— отсутствие моральных и правовых ограничений действий конфликтующих сторон, а также территориальных границ конфликта.
Все эти характерные черты ярко проявились в событиях августа 2008 года в Южной Осетии.
Безопасность населения в вооруженных конфликтах
Несмотря на то, что за последние 50 лет были приняты многочисленные конвенции по международному гуманитарному праву и правам человека, все чаще встречаются примеры жестокого обращения, пыток и убийств беззащитных гражданских лиц в вооруженных конфликтах. В современных войнах доля гражданских лиц среди жертв войны резко возросла и, по оценкам, составляет 75%, а в некоторых случаях и больше.
Во многих конфликтах воюющие стороны направляют свои усилия против гражданского населения с тем, чтобы изгнать или ликвидировать часть населения, или же чтобы ускорить военную капитуляцию.
Характерной чертой вооруженного конфликта является насильственное переселение. Сегодня насчитывается 30 млн. переселенных лиц, 80% которых женщины и дети. Перемещенные лица часто систематически подвергаются жестокому обращению и не имеют адекватной физической защиты, это вынуждает их к бегству, и они оставляют свое имущество, дома и родных.
ООН, Международный комитет Красного Креста, региональные организации и многие другие международные структуры уделяют все большее внимание защите гражданских лиц в вооруженных конфликтах. Помимо медикаментов и продуктов питания разрабатываются рекомендации и памятки для населения. Приведем некоторые рекомендации, подготовленные на основе разработок Г. Е. Цвилюка, А. В. Гостюшина, С. В. Петрова и других авторов:
Поведение в зоне вооруженного конфликта .
Если Вы стали свидетелем перестрелки, находясь дома:
— немедленно отойдите от окна (ложитесь на пол). Выключите свет, передвигайтесь по квартире пригнувшись. Подойдя к окну сбоку, палкой или шваброй задерните шторы. Укройте детей в ванной, в подвале, погребе, ином укрытии.
— Не выходите на улицу, предупредите соседей.
— Вместе с соседями забаррикадируйте двери в подъезд изнутри, если имеется опасность проникновения в дом погромщиков. Организуйте посменное дежурство у входной двери.
— Используйте для самообороны любые подручные средства.
— Выходите на улицу только после наведения порядка.
Если вы оказались на улице во время перестрелки:
– немедленно ложитесь на землю или спрячьтесь за ближайшим укрытием (столбом, машиной, деревом и т.п.), прижмитесь к стене дома.
— Старайтесь не оставаться на открытых участках улицы и передвигайтесь ползком или пригнувшись, чтобы не стать жертвой случайной пули.
— Чтобы не пострадать от выстрелов покиньте опасный участок, выберите место для укрытия. Покиньте город или опасную зону.
— Попытайтесь укрыться в церквях, зданиях международных организаций, медучреждений.
— Соблюдайте требования военных, правила маскировки, комендантского часа. Выбирайте безопасный маршрут и время передвижения. Не носите с собой вещи и ценности, которые могут привлечь внимание патрулей или мародеров.
— Всякое действие совершайте обдуманно. Экономьте свои силы, воду и продукты.
— Сохраняйте бдительность, чаще осматривайтесь.
— Покидая дом, оставьте информацию для родных, по которой вас можно будет отыскать.
Если Вас взяли в заложники:
— Выполняйте все указания вооруженных людей. Не показывайте своего страха, воздерживайтесь от излишних жалоб, резких движений и оскорблений, но можете попросить лекарства, воды, теплой одежды.
— Постарайтесь держаться незаметно, успокаивайте других, обдумайте план действия на случай эвакуации из опасной зоны.
— Используйте удобные моменты затишья для эвакуации.
— Не выбегайте навстречу военным и спасателям (вас могут принять за противника).
— В случае ранения постарайтесь меньше двигаться, чтобы уменьшить потерю крови, зажмите рану рукой, одеждой, перетяните раненую конечность поясом или платком.
— При использовании боевых газов дышите через ткань (шарф, платок, рубашку), при угасании сознания ложитесь на пол (на живот), чтобы язык не запал в горло в случае обморока.
В чем состоят причины и опасность межнациональных конфликтов?
Конфликтные ситуации случаются не только между отдельными личностями.
Возникают и гораздо более серьезные конфликты, когда в инцидент включаются целые государства, миллионы людей.
Многие люди не до конца понимают, в чем заключается опасность межнациональных конфликтов, насколько важно решать проблему мирным путем, в противном случае возможны серьезные последствия.
Как разрешить внутренний конфликт? Рекомендации экспертов помогут вам!
Понятие
Национальным конфликтом называют столкновение интересов, взглядов между национально-этническими общностями, либо их составляющими.
В большинстве случаев это результат национализма.
Обычно они носят государственный, политический, этносоциальный характер. В таких спорах принимают участие тысячи и миллионы человек. Они носят широкомасштабный характер, могут длиться годами, десятилетиями.
Если стороны перестают слышать друг друга, пытаются доказать свою правоту, ситуация сильно осложняется и может привести к военным действиям.
Именно поэтому такие ситуации стараются решить на первых стадиях, предотвращая их развитие.
В чем состоят причины возникновения?
Почему они возникают? Причины национальных и межнациональных конфликтов немного различаются. К первой группе относятся следующие факторы:
Указываются претензии к культурным, традиционным особенностям, на которые особенно эмоционально реагирует оппозиция.
К причинам межнациональных конфликтов относятся другие факторы:
Тогда оба народа имеют одинаковые права и судьба территории становится неопределенной.
Столкновение взглядов может возникнуть по разным причинам.
Это могут быть как материальные, вполне объяснимые противоречия, так и нематериальные, относящиеся к определенным идеологиям, составляющим той или иной культуры.
О межнациональных отношениях и конфликтах в этом видео:
Виды и примеры современных конфликтов
Национальные конфликты бывают:
Ярким примером является спор между Арменией и Азербайджаном о том, кому принадлежит Нагорный Карабах.
Территория имеет достаточно интересную историю, имеет большое значение для обоих государств, поэтому урегулировать спор не получается на протяжении многих лет.
К разновидностям межнациональных конфликтов относятся:
Межнациональные конфликты в истории являются весьма распространенными.
Это и борьба за ресурсы, за территорию.
Примером является Чеченский конфликт, когда поднимался вопрос независимости Чечни.
Были сторонники выхода Чечни из состава России и сторонники ее сохранения в пределах страны. Тогда разные этносы пытались доказать свою правоту, необходимость независимости, из-за чего и случился конфликт.
О способах разрешения межгрупповых конфликтов читайте здесь.
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг:
В чем опасность: последствия
Данные ситуации являются очень опасными. Они нарушают права граждан, принципы всеобщей свободы, угрожают миру, демократии.
Будут разрушены дома, города, села.
Последствиями являются:
В чем смысл ролевых конфликтов? Узнайте об этом из нашей статьи.
Пути преодоления и способы решения
В чем состоит план разрешения конфликтов? Чтобы преодолеть конфликты, решить такие ситуации, необходимо слышать друг друга. Применяются переговоры, заключение мирных договоров.
В переговорах участвую дипломаты, которые предлагают компромиссные решения.
Если стороны услышат друг друга, будут уважать оппозиционные взгляды, такие ситуации получится уладить.
Эксперты считают, что такие ситуации необходимо пресекать еще на начальном этапе, чтобы не допускать войны, гибели людей.
Нужно предотвращать дискриминацию населения, ущемление того или иного народа, следует воспитывать в гражданах уважение и любовь к другим культурам, стремление познать друг друга, а не проявлять ненависть.
Межнациональные конфликты и способы преодоления:
Можно ли предотвратить: профилактика
Предотвратить такие ситуации действительно можно. Для этого в людях с детства воспитывают уважение друг к другу вне зависимости от этнической принадлежности.
В школах проводят соответствующие уроки, рассказывают о разных культурах, об уникальности каждой из них. Детей учат взаимодействовать, несмотря на этнические различия.
Помогают предотвратить данные конфликты специальные фильмы, телепередачи и книги. Они воспитывают в представителях разных культур толерантность, терпимость по отношению друг к другу.
К наиболее эффективным способам предотвращения межнациональных конфликтов относят переговоры на официальном уровне между различными государствами, где каждая сторона выражает определенные взгляды, получает определенные советы и помощь.
Переговоры помогают решить некоторые вопросы, они предотвращают какие-либо недопонимания.
Конфликты могут случиться по разным причинам. Межнациональные являются одними из самых распространенных.
Они существовали как в далеком прошлом, так и существуют в двадцать первом веке, хотя их в большинстве случаев удается предотвратить на начальной стадии. Умение договариваться, находить компромисс может помочь в сохранении мира.
Каковы причины конфликтов в организации? Ответ узнайте прямо сейчас.
Современные конфликты и их особенности.
Современные международные конфликты характеризуются сильно возросшим значением национально-этнической составляющей. Сегодня рассуждения о современных международных конфликтах невозможны без соотнесения их с этнополитической обстановкой в мире. По данным этнологов, в мире существует до 5 тысяч этнических групп, которые потенциально готовы заявить о своих правах на самоопределение и образование государства. Большая часть этих движений протекает в латентной и ненасильственной форме.
Анализ некоторых международных конфликтов современности показывает всю многослойность данного социального феномена. В большинстве случаев легко узнаваемая национально-религиозная окраска столкновения интересов в действительности лишь производная от первопричины. Этнический и религиозный факторы в качестве источника конфликта используются в силу наибольшей трудноурегулированности подобных разногласий.
Проблематикой международных конфликтов озабочены практически все международные институты и организации, поскольку региональные войны и столкновения выносятся на международную арену, вовлекая новых участников, создавая угрозу международной безопасности. Безопасность отдельно взятого государства определяется через взаимоотношения и безопасность соседних, то есть достижение безопасности в одной стране невозможно без обеспечения безопасности всей структуры мирового сообщества. Однако, как показывает практика, исходя из анализа конфликтов, распространено заблуждение, суть которого в отождествлении понятия с бесконфликтным существованием
Стремление ряда государств к созданию надежных механизмов обеспечения европейской и глобальной безопасности выразилось в образовании международных форумов: Организации Объединенных Наций, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также в создании ряда региональных военно-политических организаций. Следует отметить, что образование новых источников конфликтов не сопровождается усилением инструментов для их разрешения. Вместо этого наблюдается кризис институтов обеспечения безопасности. ООН и ОБСЕ не обладают действенными механизмами урегулирования военных кризисов в связи с отсутствием у них собственных средств оперативного силового воздействия на явления социально- политической напряженности, сопровождающиеся вооруженной борьбой.
Следует сделать ряд выводов, характеризующих конфликты современного мироустройства:
— повышение конфликтности современной мировой системы произошло в силу стирания границ внешней и внутренней политики, усиления взаимозависимости государств, расползания региональных, локальных конфликтов;
— основная масса конфликтов сегодня обосновываются, легитимизируются при помощи принципа национального самоопределения.
— в мировой конфликтологии появился такой новый термин как ;
— мировая конфликтология не располагает достаточным количеством методов прогнозирования конфликтов и эффективных способов их предупреждения.
1) нанесение разоружающего удара по ядерным объектам «неблагонадежного» государства;
2) взятие под контроль ядерных объектов «проблемных» стран;
3) использование ЯО против территорий, находящихся под контролем террористических сетей, в случае использования последними ядерных устройств;
4) использование систем ПРО против ракетных потенциалов «государств-нарушителей».
Американские эксперты разработали новый комплекс стратегических идей. Во-первых, было признано, что окончание биполярной конфронтации с СССР не привело к решению ключевых стратегических задач США. «Холодная война» не завершилась демонтажом советскою военного потенциала, как это произошло с немецким и японским потенциалом после окончания Второй мировой войны. Россия, как и СССР, оставалась единственным государством мира, способным технически уничтожить Соединенные Штаты и вести с ними войну на базе сопоставимых видов вооружений.
Во-вторых, новую направленность получил фактор американского ядерного присутствия на территории союзников. В Вашингтоне прогнозировали, что с исчезновением «советской угрозы» возникнет вопрос о целесообразности продолжения американского присутствия за рубежом, что могло привести к пересмотру ряда договоров (с Японией), возрождению идеи Западно-Европейского союза (ЗЕС) и повышению самостоятельности Европейских сообществ, трансформации НАТО в политический блок.
В-третьих, американские эксперты разработали концепцию «контрраспространения (counter-proliferation). Речь шла о возможности использования механизмов принуждения для пресечения распространения ОМП. На официальном уровне эта концепция была применена министром обороны США Л. Эспином 7 декабря 1993 года. В ядерной политике США появилось новое направление: комплекс силовых и парасиловых действий, направленных на принудительное разоружение “опасных” режимов».
В-четвертых, американские эксперты возродили концепцию «принуждения» (compellence), где «принуждение» понималось как стратегия наказания оппонента за нарушение статус-кво. В 1998 г. группа американских и британских экспертов под руководством Л. Фридмана объявила целью стратегии принуждения навязывание противнику соглашения и обеспечение контроля над его выполнением. Моделью «принуждения» считалась Первая война в Персидском заливе (19901991), завершившаяся выводом иракских войск из Кувейта, созданием «бесполетных зон» над Ираком и свертыванием иракских программ создания ОМП под контролем ООН и МАГАТЭ.
Реформа системы ядерного планирования США началась в первой половине 1990-х годов. При администрации Дж. Буша-старшего в 1992 г. был создан ряд комиссий: «комиссия Хоффмана» по обновлению американской системы ядерного планирования, комиссия по переоценке американской системы ядерного планирования, специальная комиссия по повышению гибкости американского ядерного планирования. В оперативно-стратегическое планирование было введено понятие «оружие массового поражения» (weapons of mass destruction). При администрации Клинтона пересмотр ядерной стратегии СЩА продолжился. 18сентября 1994г. президенту. Клинтон одобрил новый «Обзор ядерной стратегии США» (Nuclear Posture Review). Документ постулировал, что наибольшую потенциальную угрозу для Соединенных Штатов представляли российские СЯС. Приоритетными задачами ядерной политики США, таким образом, выступали:
· сдерживание России путем создания угрозы поражения объектов, представляющих ценность для ее военно-политического руководства;
· поддержание «потенциала воссоздания» (potential of reconstitution) американских стратегических ядерных сил (СЯС): резерва складированных боезарядов для обеспечения сдерживания других ядерных держав;
· переориентация части американских СЯС для борьбы с «будущими угрозами»;
· подтверждение преимущественной ориентации американских СЯС на контрсиловые варианты поражения целей.
Администрация Дж. Буша-младшего учла и стратегические новации. «Четырехлетний обзор состояния обороны» (утвержден президентом США 30 сентября 2001 г.) подтвердил, что сдерживание остается основой американской ядерной стратегии. Политика ядерного сдерживания была названа многовекторной, в которой все большую роль будут играть другие ядерные державы, особенно КНР. Подписанный Дж. Бушем-младшим 8 января 2002 г. «Обзор ядерной политики США» предусматривал возможность проведения объединенных операций с применением ядерных и неядерных сил (Joint Nuclear Operations). С этой целью предполагался переход к новой структуре стратегической триады:
· ударные наступательные системы (ядерные и конвенциональные);
· оборонительные системы (ПРО, ПВО, средства гражданской обороны);
· инфраструктура, обслуживаемая информационно-космическими телекоммуникациями.
«Обзор ядерной политики США» 2002 г. скорректировал систему нацеливания американских СЯС. Документ предполагал сокращение количества целей на территории Российской Федерации и увеличение целей на территории других ядерных государств, прежде всего КНР.