чем опасны подводные лодки

5 подводных лодок способных уничтожить мир

Автор американского издания The National Interest приводит свой список самых опасных подводных лодок в мире. Обращает на себя внимание тот факт, что три из пяти упомянутых подлодок две российские. Из двух американских одна ещё не вошла в строй ВМФ США.

Вы не заметите их приближения, пока не станет слишком поздно.

В этой статье мы выбрали пять наиболее способных атомных подводных лодок, которые уже находятся на вооружении, либо скоро войдут в строй. Более старые суда, такие как огромный советский проект 941 «Акула» — известный на Западе как «Тайфун» — не включены, потому что в основном все эти суды выведены из эксплуатации и демонтированы. Только «Дмитрий Донской» остается на вооружении ВМФ России в качестве испытательного судна, лишенного своего ракетного вооружения.

Подводная лодка класса «Огайо»

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Атомный ракетоносец класса «Огайо» ВМС США может нести 24 трёхступенчатых ракет UGM-133 Trident II D5, каждая из которых вмещает до двенадцати термоядерных боеголовок W88 475 килотонн. В соответствии с ядерной программой 2010 года Соединенные Штаты рассчитывают сохранить в общей сложности 14 подводных лодок класса «Огайо». В эти дни каждое такое судно несет по 20 ракет из 240 развернутых Trident IIs. По состоянию на 2016 год, девять подводных лодок класса Ohio развернуты в Тихом океане, а еще пять назначены в Атлантику.

Подводная лодка класса «Колумбия»

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Подводная лодка класса «Огайо» несмотря на ее огромные возможности уже устаревший аппарат — у первых подлодок срок службы достиг уже 42 лет. Чтобы заменить «Огайо», военно-морской флот Соединенных Штатов строит новые судна класса «Колумбия». Новые ракетные крейсеры немного больше, чем «Огайо» при водоизмещении 20 800 тонн, но на борту судов есть только 16 ракет Trident II D5. Большая часть судов занята новым реактором и двигателем с постоянным магнитом, который, хотя и очень тихий, также огромен. Новые суда в значительной степени основаны на технологии ударных подводных лодок класса «Виргиния» и используют многие из систем небольших лодок. Строительство начнется в 2021 году, а первая лодка поступит на вооружение в 2031 году.

Проект 955 подводная лодка класса «Борей»

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

В связи с этим неудивительно, что Россия строит флот исключительно из новых баллистических подводных лодок проекта 955А класса «Борей». Меньший, чем их гигантский проект предшественник 941 «Акула», при водоизмещении 24 000 тонн, «Борей» больше, чем Огайо или Колумбия, но всё же уступает этим подлодкам. Тем не менее, «Борей» являются самыми тихими российскими подводными лодками с баллистическими ракетами. Эти корабли несут шестнадцать твердотопливных баллистических ракет RSM-56 Bulava, каждая из которых имеет до 10 ядерных боеголовок и дальность полёта 8000 километров. Боеголовки имеют точность от 250 м до 300 м и предназначены для уклонения от противоракетной обороны.

Подводная лодка класса 667БДРМ «Дельфин»

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Построенный в то же время, что и могучая «Акула», «Дельфин» в настоящее время составляет костяк российского подводного флота. Его вооружают 16 жидкотопливными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева», каждая из которых может нести от четырех до восьми боеголовок. В отличие от предыдущих вариантов конструкции проект 667 способен вести огонь ракетами в любом направлении не меня курса. Он также способен вести огонь баллистическими ракетами с глубины 55 метров при крейсерском движении со скоростью от шести до семи узлов.

Подводная лодка класса «Ясень» проект 885М

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Атомная подводная лодка с управляемыми ракетами класса «Северодвинск» — многоцелевая аппарат. Он может нести 32 ядерных или обычных крылатых ракет 3M-14K «Калибр», которые имеют дальность более 2500 километров. Лодки проекта 885M представляют угрозу для США. Класс «Ясень» является быстрым и чрезвычайно тихим и имеет чрезвычайно мощные датчики — если управление военно-морской разведки ВМС США верно в своей оценке лодок. Есть все основания полагать, что «Северодвинск» или ее сестра «Казань» могут легко приблизиться на 2000 км к восточного побережью США и ударить вглубь страны вплоть Великих озер. А если судну удастся приблизиться на 1000 км оно сможет ударить по Чикаго или даже по Сент-Луису.

Источник

«Не надо ничего там бередить» Радиация затонувшей АПЛ «Комсомолец» угрожает жизни людей. Почему ее не торопятся поднять

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

АПЛ К-278 «Комсомолец» на дне Норвежского моря. Фото: Norwegian Institute of Marine Research

Экспедиция к затонувшей в Норвежском море советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-278 «Комсомолец» обнаружила локальную утечку радиации. В настоящее время специалисты изучают взятые с морской глубины образцы и заявляют о безопасности акватории для рыболовства. Однако уже в обозримой перспективе затонувшие российские (советские) АПЛ могут спровоцировать ухудшение экологической обстановки в регионе. Почему — рассказывает «Лента.ру».

Чтобы лучше спалось

АПЛ К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» затонула 7 апреля 1989 года на глубине 1680 метров в 180 километрах к югу от острова Медвежий в Норвежском море. Из 69 находившихся на субмарине человек погибли 42. Считается, что катастрофу спровоцировал пожар в седьмом (кормовом) отсеке субмарины, однако внятного и однозначного объяснения причин инцидента власти до сих пор не предоставили.

Дело труба

В начале июля в рамках программы арктического мониторинга Arctic Monitoring and Assessment Programme (AMAP) подлодку «Комсомолец» изучал телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) Ægir 6000 научно-исследовательского судна G. O. Sars. ТНПА провел визуальное исследование подлодки, а также взял пробы воды и придонного грунта. Целью экспедиции, организованной Норвежским агентством по радиационной и ядерной безопасности и Институтом морских исследований (Норвегия) при участии Центра радиоактивности окружающей среды (Норвегия) и научно-производственного объединения «Тайфун» (Россия), стало исследование радиационной обстановки вблизи затонувшей подлодки.

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Научно-исследовательское судно G.O. Sars

Согласно предварительным данным, обнародованным специалистами, наибольшая удельная объемная активность цезия-137, составившая 800 беккерелей на литр, наблюдалась в образце воды, взятом непосредственно из вентиляционной трубы реакторного отсека субмарины. Данный показатель в 800 тысяч раз превышает естественный уровень радиации в Норвежском море, равный 0,001 беккереля на литр. Показатель радиоактивности другой пробы, взятой из той же вентиляционной трубы, как ранее сообщали ученые, составил 100 беккерелей на литр.

Содержание радионуклидов в других пробах оказалось значительно ниже. Например, заборы, проведенные на высоте нескольких метров над вентиляционной трубой, не продемонстрировали значимого превышения допустимого уровня радиации. Подобные результаты позволили специалистам предположить, что утечка радиации связана с пылевым облаком в районе вентиляционного отверстия, которое легко просматривается на видео с Ægir 6000, а разброс полученных значений удельной объемной активности обусловлен переносами водных масс. Такое объяснение фактически предполагает, что при сохранении текущей обстановки в регионе находящийся на морском дне радиоактивный К-278 «Комсомолец» не представляет угрозы.

Пока угрозы нет

Полученные предварительные данные не удивили ученых. Только Россия с момента аварии провела семь экспедиций к К-278 «Комсомолец». Последнее российское погружение к субмарине состоялось в марте 2007 года. Тогда же и была подтверждена утечка радиации в районе одной из вентиляционных труб реакторного отсека, ранее фиксируемая в российских и норвежских экспедициях.

Поскольку К-278 «Комсомолец» находится на глубине 1680 метров, где практически отсутствуют течения и крайне мало морских животных, вероятность попадания радиоактивных веществ в трофическую цепь человека ученые считают очень низкой. Тем не менее действующие в Норвегии нормы (измененные после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, ЧАЭС, в апреле 1986 года) устанавливают предельную удельную объемную активность в пищевых продуктах в 600 беккерелей на килограмм, что все же ниже, чем наблюдаемый максимальный уровень радиации от АПЛ.

«Загрязнение разрежается крайне быстро, что видно в отобранной нами воде. Во всех пробах, взятых не вблизи вентиляционной трубы, загрязнение не обнаружено», — сказала The Barents Observer руководитель экспедиции к К-278 «Комсомолец» Хильде Элисе Хельдал. Специалист подчеркнула важность регулярного мониторинга радиационной обстановки вокруг субмарины, поскольку Норвежское и Баренцево моря выступают одними из основных источников рыбы в Европе и имеют важное экономическое значение для Норвегии и России.

Лицо кирпичом

Реакция некоторых российских комментаторов на экспедицию норвежцев традиционно оказалась своеобразной. «Если посмотреть внимательно на опубликованные норвежцами снимки, то мы отчетливо видим, как щуп аппарата проникает внутрь лодки, но это недопустимо! Корпус играет роль саркофага, как в Чернобыле. А норвежцы, получается, проникли внутрь и теперь еще удивляются, что уровень радиации вырос тысячекратно», — заявил «Московскому комсомольцу» редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков.

Отметился и бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, руководивший операцией по спасению АПЛ К-141 «Курск», утонувшей 12 августа 2000 года со 118 членами экипажа в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. «Не может такого быть, чтобы без каких-то видимых причин фон в районе реактора вдруг возрос и превысил норму в сто тысяч раз», — сказал «Московскому комсомольцу» военный. По его мнению, «океан сам по себе хорошая защита» и «не надо ничего там бередить, ворошить, чтобы не возникло никаких осложнений». Справедливости ради нельзя не отметить, что Попов, сегодня заседающий в Мурманской областной думе, в свое время умолчал об остававшихся в живых после взрыва торпеды 65-76А («Кит») в девятом отсеке К-141 «Курск» 23 подводниках.

В отличие от военных комментаторов, российские ученые оказались сдержаннее. «Информация о превышении нормы в сто тысяч раз кажется нам странной. Уровень там, как я видел [из сообщений СМИ] — 800 беккерелей. Обычно в морской воде 2-4 беккереля. Это не в пищу уж точно. Важно дождаться радионуклидного анализа», — сказал ТАСС заместитель генерального директора «Тайфун» Владимир Булгаков. По его словам, последняя экспедиция к К-278 «Комсомолец» была исключительно норвежской, а с российской стороны в ней принимал участие всего один эксперт, который наблюдал за методами работы скандинавских коллег.

Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории по изучению климата, землепользования и биоразнообразия Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Александр Хаустов в беседе с «Интерфаксом» напомнил об отложенном эффекте накопления малых доз радиации. «Малые дозы приносят отдаленный эффект. То есть мы не знаем, какие последствия — они могут проявиться через 15-20 лет. Как сейчас в Чернобыле рождаются телята с двумя головами — вот это все отдаленные последствия», — отметил ученый.

Цветочки и ягодки

Руководитель международной общественной организации Bellona Foundation норвежский эколог Фредерик Хауге напомнил The Barents Observer, что еще в 1990-х годах фонд Komsomolets Foundation, организованный петербургским центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин» (разработчик российских АПЛ) и нидерландскими компаниями Mammoet и Smit International (при их участии поднимался К-141 «Курск»), счел трудновыполнимым подъем К-278 «Комсомолец». «В то время мы пришли к выводу, что поднять субмарину технически невозможно. Тросы длиной около 1700 метров будут слишком тяжелыми», — сказал ученый.

Хауге согласился с Элисе Хельдал в том, что радиационное загрязнение от К-278 «Комсомолец» практически не скажется на пищевой цепочке человека. Между тем эколог обратил внимание на гораздо более серьезную и актуальную на сегодняшний момент угрозу, исходящую от еще одной российской АПЛ — находящейся на глубине 248 метров в Баренцевом море севернее Кольского залива в местах рыбного промысла субмарине К-159 проекта 627А «Кит». Проржавевшая советская субмарина 30 августа 2003 года якобы из-за шторма утонула по пути буксировки из отстойника в закрытом городе Островной (Мурманская область) на плановую утилизацию в город воинской славы Полярный. В результате инцидента погибли девять человек.

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

АПЛ К-159 перед буксировкой на плановую утилизацию

Любопытно, что на утилизацию К-159 и других 15 атомных субмарин из отстойника западные страны выделили России около 200 миллионов долларов. По словам руководителя операции по буксировке К-159 капитана второго ранга Сергея Жемчужнова, впоследствии обвиняемого в инциденте с АПЛ (в 2005 году уголовное дело в отношении военного из-за недоказанности было прекращено), зарубежные «деньги требовалось как можно быстрее освоить, отрапортовав в Москву об очистке баз Северного флота».

В интервью «Коммерсантъ» военный рассказывал, что понтоны-двухсоттонники ССП-200, с помощью которых подлодка держалась на плаву, были изготовлены в 1940-х годах, предназначались для подъема кораблей, а не буксировки и крепились к проржавевшему «корпусу, прочность которого в некоторых местах была сопоставима с прочностью обыкновенной фольги». «Конструкция, созданная из таких деталей, вряд ли может считаться надежной. Но так как я по образованию не являюсь судоводителем, в данном случае я полагался на мнение специалистов, которые готовили проект и осуществляли контроль за подготовкой АПЛ к переходу», — утверждал Жемчужнов.

К-159, как отмечается в презентации Курчатовского института, представляет серьезную актуальную опасность для радиационной обстановки в Баренцевом море. Причина этого заключается, помимо сравнительно неглубокого залегания субмарины и неудовлетворительного состояния ее корпуса, в самом устройстве АПЛ, где фактически отсутствуют надежные защитные барьеры между отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и морской средой.

Все для людей

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Однако, например, еще в августе 2011 года мурманские «Вести» сообщали, что К-159 содержит 800 килограммов отработавшего ядерного топлива, в связи с чем «Росатом» решил поднять эту и «еще одну атомную подводную лодку, которая потерпела крушение на востоке Карского моря».

В октябре того же года руководитель проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности госкорпорации Анатолий Захарчев заявил РИА Новости, что подъем К-278 «Комсомолец» Россия самостоятельно в ближайшие десять лет провести не сможет, а перед этим имеет смысл извлечь советскую К-27 — единственную АПЛ проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя, у которой еще в мае 1968 года в реакторе левого борта произошел перегрев тепловыделяющих элементов. Тогда аварийный корабль на реакторе правого борта сумел добраться до базы. В результате инцидента погибли девять человек, остальные члены экипажа были переоблучены. В сентябре 1981 года К-27 с законсервированными реакторами затопили у полуострова Степового в Карском море, где до сих пор субмарина и находится на глубине около 70 метров.

Стоимость работ по извлечению К-27 Захарчев оценил в «50 миллионов долларов плюс-минус 10-15 миллионов». Для сравнения, подъем К-141 «Курск» во второй половине 2001 года обошелся всего в 100 миллионов долларов. После этого Россия ни разу не поднимала ни одну свою затонувшую АПЛ.

Источник

11 фактов, которые мало кто знает о жизни на подводных лодках

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Книги и фильмы нередко романтизируют жизнь на подводных лодках. Служба на подлодке демонстрируется как увлекательное путешествие или как захватывающие дух спецоперации прямо под носом у врагов. Но большинство людей понятия не имеют, с чем сталкиваются подводники, и, думаем, будет интересно узнать факты о жизни на подводных лодках.

1. Служба на подводной лодке — одна из самых сложных работ в мире

Если ты думаешь, что твой офис с опенспейсами — настоящий ад, то это даже близко не соответствует истине. Будучи на подлодке, тебе приходится неделями, а иногда и месяцами сидеть в закрытом пространстве в небольших помещениях, как правило, не более двух квадратных метров, без возможности выйти на поверхность. Прибавь сюда знание, что тебя со всех сторон окружает вода, и что над тобой десятки, а то и сотни метров не особо дружелюбного океана, и поймёшь, что это ничем не лучше добычи угля в шахте.

2. Освещение моделирует цикл дня и ночи

Так как подводники, по сути, находятся в огромной стальной бочке без окон, и неделями не видят белого света, у них, в замкнутых пространствах, начинается депрессия. Чтобы предотвратить это, на лодках монтируют цикличное освещение, которое моделирует смену дня и ночи. Причём для улучшения психического состояния моряков, применяют разноцветное освещение.

3. В подводной лодке очень шумно

В большинстве фильмов подводники буквально крадутся по отсекам, не издавая ни звука. Это действительно так, но только в случае учений или реальных боевых столкновений, когда любой шум может засечь эхолот противолодочных кораблей. В обычном режиме на лодке царит шум, который усиливается узкими вытянутыми помещениями. Да и можно понять подводников, не особо соблюдающих тишину, ведь в постоянном молчании они начали бы сходить с ума уже в первые недели дежурства.

4. Единственной обоснованной причиной выхода экипажа на поверхность является опасность для жизни одного из подводников

Если думал, что жизнь подводников — это регулярное всплытие для пополнения провизии или для того, чтобы моряки могли развеяться, то ты ошибался. Единственная веская причина для всплытия на атомной подводной лодке — угроза жизни одному из членов экипажа. И угроза эта должна быть действительно серьёзной, так как на борту есть корабельный врач, который может справиться со многими проблемами, в том числе провести небольшую операцию.

Более того, на подводных лодках есть холодильные камеры, в которые, если произойдёт несчастный случай во время дежурства, отправят тело погибшего подводника до прибытия в порт.

5. Большая часть подводников не знает, где они, и не могут ни с кем связаться

Перед началом дежурства весь экипаж проходит инструктаж, где им описывается, по крайней мере, примерный маршрут. После отплытия из порта большинство рядовых подводников не в курсе, где они плывут, даже в какой части света они находятся. На борту нет ни телефонов, ни интернета, ни каких-либо других средств связи с землёй, так что, по сути, моряки пропадают с радаров на недели или даже месяцы.

6. Между членами экипажа постоянно случаются конфликты

Представь, что ты заперт в небольшом пространстве с десятками мужиков, которым некуда сублимировать свою энергию. Даже с учётом регулярных занятий, случаются конфликты, которые происходят из-за усталости, депрессии и давления, вызванного важностью выполняемой миссии. Просто вспомни, каким испытанием для многих людей стал карантин из-за коронавируса, когда выходить из дома можно было только за продуктами, и поймёшь, насколько сложно приходится подводникам.

7. Есть ограничения в потреблении воды

Какие ограничения, ведь подлодка плавает, как ни странно, под водой, и проблем с обеспечением этой жидкостью не должно быть? Не забывай, что подлодка бороздит солёные водоёмы, и морская вода не подходит для употребления внутрь. Поэтому у моряков есть ограничения в потреблении жидкости, как правило, не более суточной нормы для человека. Во время боевых дежурств это количество может сокращаться до 1 литра в день. Что касается бытовых нужд, то на них идёт забортная вода, проходящая определённую очистку. Она менее солёная, чем за бортом, но всё же не пресная.

8. Рацион однообразный и состоит из долго хранящихся продуктов

Раньше с этим у подводников было ещё хуже, но, с появлением холодильников и атомных реакторов, питающих эти прожорливые устройства электричеством, стало чуть лучше. На борт даже загружают фрукты и овощи, но большую часть рациона составляют консервированные продукты. Так как в режиме дежурства подъём на поверхность запрещён, судовому повару приходится готовить ограниченное количество блюд, которые не отличаются разнообразием.

9. В подводных лодках есть места для развлечения

Не думай, что подлодка — это огромная казарма, где с пробуждения и до сна моряки постоянно заняты работой. Нет, у них есть развлечения, причём разнообразные. Так, например, на некоторых лодках оборудуются даже спортивные залы, где можно выпустить пар, побив грушу или покачав железо. Также у них есть кают-компании, где моряки играют в настольные игры и просто общаются.

10. На подлодках дают вино

Выше мы сказали, что рацион подводников однообразен, но он всё равно лучше, чем у моряков на кораблях. Кроме того, каждый день вместе с едой моряки получают небольшое количество красного сухого вина, которое, как считается, улучшает пищеварение, а также увеличивает производство красных кровяных телец, что позволяет немного уменьшить влияние недостаточного уровня кислорода на борту.

11. Морякам приходится жить бок о бок с ядерным оружием

Источник

Подводные Чернобыли: Затонувшие атомные субмарины, которые и в наши дни несут угрозу мировому океану

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

До развала СССР в 1991 году из-за всевозможных неисправностей и аварийных ситуаций 4 советские атомные подлодки затонули. Они до сих пор покоятся на морском дне и представляют реальную угрозу всему мировому океану.

Атомная подлодка К-27

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Аварийные ситуации на борту К-27 возникали так часто, что на флоте субмарине присвоили язвительное прозвище – «Нагасаки». Некоторое время экипажу удавалось справляться с внештатными ситуациями. Пока конструкционные недостатки и просчеты в реакторах РМ-1 не стали причиной настоящей трагедии. Случилась она в 1968 году, 24 мая, во время штатных испытаний силовой установки.

Подлодка находилась в Баренцевом море, когда вследствие тестовых проверок режимов работы реакторов произошел сбой в теплообмене активной зоны ядерной установки. В результате часть тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) под действием высоких температур попросту расплавилась. На лодке произошел сильный выброс радиоактивных элементов, из-за чего весь экипаж субмарины – 105 человек, получил разные дозы облучения.

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Больше всего радиации приняли на себя те члены экипажа, которые находились в непосредственной близости от аварийного реактора. Двадцать человек получили дозы в пределах 600-1000 рентген, что в тысячи раз больше максимально допустимых. В результате таких радиационных нагрузок 9 членов экипажа погибли прямо на месте. Корпус и внутренности субмарины также были сильно загрязнены радиацией.

Несмотря на это подлодка К-27 еще 11 лет эксплуатировалась и была исключена из состава ВМФ Советского Союза лишь 1 февраля 1979 года. Радиационное загрязнение субмарины после аварии 1968 года было настолько сильным, что ее решили законсервировать и после этого принудительно затопить. «Моторный» отсек, где располагались реакторы, был залит почти 300 тоннами битума и в сентябре 1981 года субмарину затопили на глубине 75 метров в Карском море.

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Еще в 2012 году после исследований состояния подводной лодки и всевозможных анализов, К-27 было решено поднять на поверхность для дальнейшей ее полной утилизации. Эти работы запланированы на следующий, 2022 год.

Подводная лодка К-8

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Весной 1970 года СССР проводил одни из самых крупных тактических военных учений для своего флота «Океан-70». Участвовала в них и подлодка К-8. Во время планового подъема с глубины 150 метров в отсеке гидроакустиков вспыхнул пожар, причиной которого стало короткое замыкание в электрических цепях оборудования. Огонь начал быстро распространяться по лодке, дойдя, в том числе и до реакторного отсека. Чтобы предотвратить ядерную катастрофу, персонал силовой установки, рискуя жизнями, потушил огонь. Субмарина благополучно всплыла и началась эвакуация экипажа.

Однако на поверхности Бискайского залива в те дни бушевал шторм, сила которого доходила до 8 баллов. Из-за неспокойного моря, а также повреждений, нанесенных субмарине огнем, она потеряла свою остойчивость. Несмотря на все попытки моряков исполнить приказ военного командования СССР и любой ценой спасти подводную лодку, через 4 дня после пожара К-8 вместе с капитаном В. Бессоновым и 52 членами экипажа (из 104) пошла ко дну.

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

В настоящее время субмарина вместе с 2 ядерными реакторами, а также 4 торпедами с атомными боезарядами, находится на дне Атлантики в 500 километрах от берегов Испании на глубине 4 тысячи 680 метров. Пока у человечества нет никаких технических возможностей, чтобы безопасно поднять со дна Бискайского залива опасные ядерные останки подводной лодки К-8.

Атомная подлодка К-219

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Во время тактического маневра проверки наличия слежения, при котором субмарина делает резкие изменения курса вплоть до поворота на 180 градусов (американцы называют такой маневр русских Crazy Ivan – «Сумасшедший Иван»), на борту К-219 произошла разгерметизация ракетно-пусковой шахты №6. Из-за резкого подтопления подлодка «провалилась» на глубину в 300 метров. Вода продолжала пребывать и было предложено экстренно всплыть для того, чтобы заполнить шахту водой и вытолкнуть поврежденную ракету за борт.

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Подоспевшие на помощь терпящей бедствие подлодке советские гражданские корабли, смогли эвакуировать большую часть подводников. На субмарине остались только капитан и члены так называемой «аварийной партии» экипажа. Что касается погибших, то непосредственно на борту их было 4. Еще столько же членов экипажа умерли немного позже. Подлодку было решено отбуксировать в мурманский порт.

На этапе буксирования трос не выдержал и оборвался. Вода постоянно пребывала внутрь отсеков субмарины. Днем, 6 октября 1986 года, К-219 на ровном киле пошла на дно Антарктики. Сегодня останки ракетного подводного крейсера стратегического назначения покоятся на глубине 5 с половиной километров.

Подлодка К-278 «Комсомолец»

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

На борту «Комсомольца», который в то время нес боевое дежурство и двигался со скоростью 8 узлов на глубине в 380 метров, начался пожар. До настоящего времени причины его возникновения так и не установлены. Все попытки экипажа ликвидировать огонь не увенчались успехом, однако лодке удалось благополучно всплыть на поверхность. Все это время пожар усиливался, превращаясь из локального в объемный.

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Корпус атомной субмарины начал давать крен на левый борт и корму, после чего командир «Комсомольца», капитан 1 ранга Е. Ванин, отдал приказ об эвакуации экипажа. Буквально через несколько минут после этого подводная лодка, полностью утратив остойчивость, начала стремительно погружаться в холодные воды Норвежского моря. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. В том числе и капитан субмарины.

В настоящее время «Комсомолец» покоится на глубине примерно 1,7 километра. Место нахождения затонувшей подлодки известно ученым и исследователям. Как норвежские, так и российские специалисты ведут постоянный мониторинг загрязнения радиоактивными изотопами на всей прилегающей акватории Норвежского моря.

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Последние исследования 2019 года показали, что хотя видимой угрозы Норвегии или континентальной части РФ пока нет – радиационный фон на дне возле «Комсомольца» уже превышает допустимый в 100 тысяч раз.

Американские «субмарины-Чернобыли»

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Останки подлодки покоятся на дне глубиной более 2,5 километров, хотя реактор субмарины при погружениях к ней исследовательских аппаратов так и не был обнаружен.

Еще одна американская атомная подлодка USS Scorpion затонула вместе с экипажем из 99 человек 22 мая 1968 года в том же Атлантическом океане во время возвращения в Норфолк из Средиземного моря. Причиной затопления является внезапное разрушение корпуса лодки под действием сильного гидростатического давления.

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

чем опасны подводные лодки. Смотреть фото чем опасны подводные лодки. Смотреть картинку чем опасны подводные лодки. Картинка про чем опасны подводные лодки. Фото чем опасны подводные лодки

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *