чем опасно венчание в церкви
Стоит ли венчать всех желающих?
Ответы пастырей
Брачная статистика сегодня весьма печальна: процент разводов увеличился и среди венчанных, и даже среди воцерковленных христиан. А значит, не все относятся к Таинству венчания достаточно серьезно и трезво, зачастую не понимая, что именно за самим фактом венчания должно следовать. Так кого можно венчать, а кого нет? Стоит ли венчать всех желающих и только потому, что жениху и невесте этого захотелось? Как донести до молодоженов всю важность и величие Таинства венчания?
«Венчать нужно всех желающих нести крест совместной жизни до конца»
– Перед венчанием, конечно, нужно беседовать с женихом и невестой, и, может быть, даже не один раз, объясняя им суть этого Таинства, его последствия и меру ответственности супругов. Чтобы молодые по крайней мере приступали к этому Таинству со всей полнотой осознания его духовной важности для своей общей жизни и для жизни каждого в перспективе вечности.
Надо обязательно разъяснять молодоженам смысл и значение Венчания как Таинства
Конечно, всё предугадать и предвидеть невозможно. И любой церковный союз – это вступление на путь несения креста, восхождения с Господом на свою Голгофу, чтобы сподобиться быть и причастником Светлого воскресения. Вот это надо обязательно объяснять брачующимся, чтобы они не ждали от церковного союза одних только восторгов и радостей и «благословений», непрестанно сыплющихся с неба, но и предуготовляли сознательно душу свою к искушениям. С тем чтобы, когда они случатся – не удивляться и не теряться, а мужественно преодолевать встречающиеся скорби и трудности на пути совместного восхождения в Царствие Небесное.
Венчать, конечно, нужно всех желающих, но желающих не попраздновать только, а и нести крест совместной жизни до конца, с верою и терпением. И это желание должно быть ответственным, осознанным и выверенным. Вот такое желание нужно нам, священникам, взращивать в брачующихся, пестовать и преумножать со всем усердием.
«Мы не знаем, каким образом благодать действует в человеке»
– В памятнике древнехристианской письменности – книге «Пастырь» апостола Ерма – есть замечательная притча. Однажды ангел показал Ерму много деревьев без листьев, казавшихся иссохшими. Последний отметил, что все они похожи друг на друга и сухие. В ответ ангел сказал, что деревья служат образом людей, живущих в этом мире, потому что в настоящем веке не различимы ни праведные, ни нечестивые люди: одни походят на других. Как во время зимы все деревья с облетевшими листьями сходны между собою и не видно, которые из них действительно засохли, а которые живы, так точно в настоящем веке нельзя распознать праведников и грешников.
Мне кажется, что эта раннехристианская притча хорошо подходит к нашему вопросу. Ведь мы действительно не знаем, каким образом благодать действует в человеке и кто принимает ее достойно, а для кого она является огнем палящим. Поэтому сложно согласиться с тем, что стоит отказывать желающим получить церковное благословение на совместную жизнь исходя из каких-то косвенных признаков их незрелости в церковной жизни. Наверное, стоит в таком случае потрудиться, уделить время, разъяснить смысл чинопоследования и значение Таинства.
С другой стороны, подобные вопросы – о непонимании значения церковной жизни внешними людьми – это, прежде всего, посыл к нам, людям Церкви: насколько мы сами приступаем с должным вниманием и благоговением к Таинствам, какой пример вдумчивого отношения к церковной жизни мы подаем окружающим, заметны ли в нашей жизни плоды участия в Таинствах Церкви?
«В Таинствах Церкви должны участвовать только прихожане»
– В наши дни процент разводов необыкновенно велик, поскольку современная молодежь – в большинстве своем эгоисты. Нет понимания, что брак – это труд над собой. Труд по взращиванию любви в своей душе к своим собственным «домашним». От брака ищут узаконенных «утех», и когда «медовый» период кончается и наступает время подвига, сразу собирают чемоданы под предлогом «непонимания». Стоит ли венчать всех? Наверное, нет. Как, собственно, не стоит и всех подряд крестить и отпевать. В Таинствах Церкви должны участвовать только прихожане.
Но как отделить прихожан от «захожан»? В современном приходе зачастую нет инструментов, чтобы это осуществить. К сожалению, у нас в основном не общины, где все – настоящие братья и сестры друг другу, а «приходы». Чтобы решить эту проблему, нужно сначала построить на приходе настоящую общину. Сегодня это практически невозможно по многим причинам.
«Если венчать всех подряд, Таинство превратится в профанацию»
– Вот небольшая история из жизни. Молодой человек пришел с невестой к знакомому священнику и выразил желание венчаться. Батюшка провел необходимую беседу, расспросил о серьезности отношения друг к другу, рассказал об ответственности перед Богом. После этого венчал. Не прошло и месяца, как молодой человек бросил жену, подав на развод. Бедная супруга впала в отчаяние. Священник, встретившись с горе-мужем, выразил недоумение произошедшим, на что тот совершенно спокойно ответил: «Женитьба – это была только попытка, а Венчание – просто красивый обряд». То есть: «никому я ничем не обязан, ну попытался связать свою жизнь с этой девушкой, быстро понял, что это – не мое, а ваше Венчание для меня ничего не значит».
Укреплять людей в духовной жизни: когда человек учится быть верным Богу, то этим он готовится быть верным и близким
Если венчать всех подряд, кто только выразил желание, то очень скоро Таинство превратится в профанацию. На мой взгляд, в наши дни вместо того, чтобы всех зазывать на Венчание, надо прежде всего укреплять людей в духовной жизни. Когда человек учится быть верным Богу, то тем самым он готовится быть верным и самым близким людям, хранить верность своей второй половинке. А без верности друг другу, без серьезного отношения к этому Венчание теряет смысл.
Это подобно тому, как ты крестил человека, надел на него нательный крест, а он тут же говорит: «Знаешь, мне твой Христос вовсе не нужен». Происходит надругательство над Таинством. Всякое Таинство предполагает верность. Крещение – верность Христу, Священство – верность служению Церкви, Покаяние – верность в своем исправлении, Венчание – верность друг другу и Богу, благословившему единство жениха и невесты.
Легкомысленное отношение к Таинству оборачивается дальнейшим предательством, а всякое предательство влечет за собой жизненный крах.
При этом наблюдается одна важная закономерность. Венчание оказывается легковесным у тех, кто в целом далек от Церкви, кому чуждо богослужение, кто не участвует регулярно в таинствах Исповеди и Причащения. В общем, если для человека чужда церковная жизнь, то и Венчание окажется малоэффективным для сохранения его семейных уз.
Как донести до молодоженов важность и величие Венчания? Донести это сложно, если молодожены до этого не доросли духовно. Существует хороший афоризм: «Когда в твоей жизни Бог встанет на первое место, то всё остальное встанет на свое». Если человек стремится к Богу, то всё в своей жизни будет делать в свете этого и поймет ценность Венчания. Любой грех, предательство, обман, неверность влекут за собой утрату общения с Господом. Любое добро, смирение, жертвенная любовь, терпение немощей друг друга – приближают нас к Богу. Христианин призван созидать, а не разрушать, восстанавливать, а не доламывать, исправлять, а не портить.
Семья – это то, что требует многих внутренних жертвенных усилий. И человек, ведущий духовную жизнь, прекрасно чувствует, как много дает ему таинство Венчания. Оно совершилось один раз, но всю дальнейшую жизнь благодатно питает семью, удерживает от ошибок, подчас становится единственным, что в момент кризиса удерживает от ложного шага. А впоследствии, когда все кризисы преодолены, благодать Венчания уже утешает и радует тебя, всю семью, всех твоих самых близких.
Венчание в Церкви. Что это дает и нужно ли вообще венчаться?
Вопрос: Кто сталкивался с аналогичной ситуацией, помогите, пожалуйста, разобраться. Родители мужа настаивают на венчание в церкви, но для чего это необходимо сделать, не объясняют, упорно твердя, что «так будет лучше». Что же дает венчание?
Содержание статьи:
Обряд венчания с точки зрения культуры
Славянские летописи подробно донесли до нас быт русского народа, его привычки, верования, делая акцент на значимых вехах жизни. Рождение, свадьба, уход из жизни были очерчены религиозными представлениями, которые со временем видоизменялись, однако суть их оставалась неизменной.
Венчание – это чисто церковный ритуал. Оно будет эффективным, если пара объединят друг друга до целого (две половинки – одного целого). В социуме, такой паре начинает очень сильно везти (удача, здоровье и т. д.).
Венчание у славян было наделено магическим смыслом – защитить молодоженов от порчи, сглаза и злобных духов. Свадьба готовилась долго, для нее специально шили одежду, выбирали головные уборы, кольца, обережные блюда – все действия были направлены на то, чтобы молодые жили в достатке, имели здоровых детей.
С введением христианства на Руси свадьба не перестала быть таинством, наоборот, считалось, что пары, обвенчанные Богом, будут счастливыми, принесут много потомства. Венчание стало вехой, когда два человека берут на себя заботу не только друг о друге, но и участвуют в рождении и воспитании детей, согласно христианским канонам. Расторжение брака, заключенного в церкви, было недопустимым, расценивалось как грех.
Что дает венчание в церкви?
В советские времена о венчании мало что было известно, но, несмотря на притеснение религии, такие понятия, как крещение, литургия, венчание остались и возродились с новой силой в конце прошлого века.
Таинство венчания стало проходить чаще, и даже люди, состоявшие в браке, решались провести церковный обряд, чтобы стать ближе к Богу. Почему молодые наряду со светским бракосочетанием выбирают венчание?
Божественное благословление – это не просто слова, сказанные в адрес молодых священником, проводящим обряд. Это пожелания добра и счастья, здоровья и долголетия, произносимые посредником – батюшкой, усиленное религиозным обрядом. Бракосочетание в церкви считается таинством, брак становится священным и не подлежит разводу.
Надо понимать, что обряд венчания не делает людей абсолютно счастливыми априори. Несмотря на то, что такой брак заключается «на небесах», он требует ежедневной работы в обычной жизни.
Венчание в церкви − усиливает помощь молодоженам на духовном уровне, дает внутренние силы для создания дружной семьи, помогает осознать ответственность за потомство. Молодые понимают, что сделали ответственный шаг, вступая в брак. Они просят и принимают Божественную помощь через венчание и стараются жить, согласно духовным канонам.
«Подводные камни» венчания
Реальная жизнь всегда отличается от теории, поэтому идеальное венчание, как осознанный шаг, принятый молодыми на духовном уровне, встречается не часто. Многих привлекает антураж ритуала, его торжественность, необычность, внимание, подарки.
Молодые не отдают отчет в главном – венчание – не «модное веяние». Это серьезное решение, которое принимается на земле, благословляется Богом. Венчание соединяет молодых, помогая счастливо прожить жизнь, вырастить детей, встретиться после смерти и оставаться вместе вечно.
Многие задают вопрос, является ли венчание в церкви − залогом счастливой жизни? Нет, ответственность за поступки лежат на каждом человеке, Бог лишь помогает осознать, насколько деяние плохо или хорошо. Выбор остается за человеком, в этом и сложность бытия. Трудно не ругаться, прощать, находить компромисс, уступать, понимать другого человека. Но всегда можно попросить помощи у Бога, услышать его, принять верное решение.
Повенчанные молодые получают покровительство и поддержку божественных сил. Но случается, что в дом приходит раздор, супруги начинают ругаться, унижать друг друга, изменять. Они забывают клятвы, что произносили при венчании, не слышат подсказки Всевышнего и в итоге их духовные каналы закрываются, люди становятся «глухи».
Нужно ли венчаться?
Всякого, кто хоть иногда задумывался о жизни, поразит мысль о том, насколько она далека от совершенства. Приличия, мораль, поведение в обществе и в частной жизни – все резко изменилось. Люди перестали брать ответственность на себя, перестали духовно трудиться, стараясь переложить решение на Бога, прикрывая им любые поступки.
Многие уверены, что венчание гарантирует им благодать. Отнюдь. Счастливы те семьи, где любовь зрелая, неэгоистичная, ответственная. Любовь – это труд, а Бог – помощник, направляющий, защитник, учитель. Венчаясь в церкви по велению души, вы принимаете помощь Всевышнего и одновременно прикладываете усилия для счастливого союза.
Никто за людей ничего не сделает: мужу и жене придется самостоятельно учиться жить на одной волне, совершенствовать себя, мириться со слабостями, стараться их минимизировать. Бог всегда на стороне людей, он направляет, и заботиться обо всех, для него нет «плохих» и «хороших»!
Означает ли это, что только венчанные в церкви люди могут вести достойную жизнь? Конечно, нет. Если молодые люди решили оформить брак в ЗАГСе, их помыслы чисты, они верны друг другу, а их отношения строятся на любви и доверии, то они могут обратиться к Богу по велению души.
Для благодарности не надо определенного места и времени, любой светлый, искренний порыв мыслей дойдет до Всевышнего и вернется благодатью.
Венчание в церкви – это внешний ритуал, и без настоящих чувств, любви и понимания происходящего он не будет иметь истинного смысла.
Прежде чем согласиться на венчание, необходимо остановиться и ответить на простые вопросы: люблю ли я, готов ли разделить с человеком радость, горе, материальные трудности, бытовые неудобства. Венчание в церкви ответственный шаг, он даст возможность открыть душу Богу, наполнить ее добротой, подарить ее супругу и будущим детям.
Для того чтобы это церковное таинство принесло вам максимум пользы необходимо поработать над собой: пересмотреть свои ценности и убеждения, провести самоанализ.
Венчание меняет жизнь, когда меняемся мы сами
Красивое и неповторимое таинство венчания мало кого оставляет равнодушным. Но вокруг него так много мифов, ложных ожиданий, а порой и разочарований. Как же сделать этот важный шаг семье и себе во благо? Как к нему правильно подготовиться и уберечься от ошибок? Почему венчаные пары тоже разводятся? Беседуем о сокровенном с клириком храма равноапостольной Марии Магдалины города Минска, преподавателем Минской духовной академии иереем Романом Артёмовым.
— Отец Роман, в чём же главная суть таинства венчания?
— Таинство венчания — это богослужение, в котором мы просим Господа, чтобы Он благословил людей на брак и сделал их единым целым. Непостижимым образом двое соединяются друг с другом и становятся семьёй перед лицом Бога. Это глубокое, удивительное явление, которое не имеет какого-либо аналога, ничто другое не может его заменить.
— А как появилось это таинство? Что ему предшествовало?
—У современного таинства венчания был довольно долгий процесс становления. В таком виде, как сегодня, оно полностью сложилось к XIV веку. В древней Церкви существовала практика, которая являлась прообразом таинства венчания. Когда собирались стать мужем и женой, приходили к священнику или епископу. Перед всей общиной говорили, что хотят создать семью, молились, причащались вместе. После этого получали новый статус. Поэтому у венчания есть общие моменты с Литургией. Накануне также, как и многие годы назад, обязательны исповедь и причастие, чтобы соединиться друг с другом в Боге.
— Стоит ли паре венчаться, если нет намерения менять жизнь, часто ходить в храм?
— Если люди не хотят жить церковной жизнью, сделать какие-то шаги в сторону воцерковления, то возникают вопросы: что они будут понимать в происходящем? Прочувствуют ли, какое важное событие происходит и к чему оно их обязывает?
— Порой люди решают сначала оформить гражданский брак, чтобы только спустя годы, проверив себя, повенчаться. Может, это всё же более правильный, взвешенный подход?
— Гражданский, зарегистрированный брак признаётся Церковью. В таком случае люди не живут в грехе. Но без венчания не будет и той глубины единения, и Божьего благословения, а разве их можно откладывать?
Может показаться, что это серьёзный довод: нужно разобраться, проверить отношения на прочность. Но делать это необходимо в статусе жениха и невесты, не играя жизнями друг друга. Ведь гражданский брак тоже должен заключаться без возможности уйти! Если мы создаём семью, то навсегда, несмотря на то, какие трудности появятся. За красивыми словами «пожить вместе, проверить себя» кроются неуверенность и отсутствие доверия. В таком случае мы изначально заключаем брак с оговоркой: «Знаешь, я всё-таки не уверен, и потом мы можем разойтись». В наше время произошла ценностная катастрофа, и это серьёзная проблема. Люди воспринимают брак не как окончательное решение, а один из вариантов.
— Может, именно поэтому так много разводов?
— Факторов несколько, но это, безусловно, один из них. Сегодня изначально часто браки заключаются с открытой дверью. Каждый из супругов понимает, что в любой момент сможет уйти, если ситуация не будет устраивать, даже не зависимо от того, будут дети или нет. С самого начала есть мысли о том, что можно развестись, и потом снова можно начать всё сначала, что это нормально, а значит, ответственность низкая.
Семья — это колоссальный труд, огромная жертва. Нужно каждый день «умирать» ради другого человека, ущемлять свои желания, интересы, амбиции во благо семьи. А современный человек, сталкиваясь с проблемой, нередко не решает её, а обходит. Так проще, но делать это можно бесконечно, так и не осознав, почему всё время отношения заходят в тупик.
— Часто после венчания люди ожидают перемен. Стоит ли их ждать? И как они должны происходить?
— Венчание не гарантирует чистый лист, полное отсутствие проблем, не гарантирует, что жизнь будет красивой и лёгкой. Перемены происходят только тогда, когда меняется сердце человека. Если есть понимание того, какое таинство совершено, готовность каждый день меняться, работать над собой друг для друга, то перемены обязательно будут! Иначе возможны и отсутствие понимания, и развод. Нам, к сожалению, проще сделать что-то вне и ждать перемен, чем изменить себя. Если повенчаться только с точки зрения получения какой-то выгоды, для решения проблем, и не работать над собой, то ждать перемен не стоит. Поэтому сегодня обязательно проводятся собеседования перед таинством для того, чтобы объяснить всё, правильно настроить людей.
— Насколько нужны собеседования перед венчанием? Есть ли от них положительные перемены?
— По собственному опыту вижу, что это нужная практика. Не было случаев, чтобы люди передумали венчаться. Зато, когда объясняешь, что значит таинство венчания, какова степень ответственности, к этому шагу подходят более осознанно. Тогда происходящее наполняется настоящим смыслом и становится большой радостью, делает семью более крепкой, дружной и гармоничной. К тому же, венчание может быть и первым шагом на пути воцерковления. Если сохраняется общение со священником, больше шансов, что супруги и потом придут в храм.
— Порой люди приходят к решению венчаться спустя долгие годы брака, хотя изначально таких мыслей не было.
— Это их право. Церковь идёт навстречу людям. Самое главное, чтобы к этому важному для семьи шагу пришли! Безусловно, очень ценно, когда это происходит осознанно и возникает потребность повенчаться! Не зря в нашей Церкви возник чин для пар, которые долго живут в зарегистрированном гражданском браке. Он более короткий, последовательность изменена, ведь некоторые молитвы и прошения, к примеру, о чадородии, уже могут быть «не актуальны». Радостно, что после венчания такие семьи чувствуют ещё большее единение.
— Как нужно готовиться к венчанию?
— Необходимо прийти на собеседование. Также обязательно нужно исповедаться и причаститься. Подготовка несложная, но требует усилий, особенно для тех, кто впервые или редко исповедуется и причащается.
— Что нужно учесть невесте, выбирая наряд для венчания?
— Cегодня венчаются пары разного возраста. Правила обычные: просто не допускать никакой вычурности, быть в меру сдержанной. В остальном по стилю и даже цвету наряды могут быть самые разные. Белый цвет — это символ чистоты, целомудрия.
— Что необходимо взять с собой на таинство?
— Нужно принести иконы, которые благословит священник. Ещё надо купить венчальные свечи — символ горения любви друг к другу и к Богу. Поскольку пара зарегистрирована, кольца будут с собой. Ещё нужен рушник, но это не обязательно.
Традиция использования особых венчальных свечей очень красивая. Они больше не применяются в обиходе, как память хранятся рядом с иконами. Можно зажигать их на годовщины венчания или бракосочетания. Но это не обязательно. В моей семье эти свечи не зажигают. Мы их храним рядом с иконами.
Есть ещё одна старая, но очень красивая, с глубоким смыслом традиция, связанная с венчальными свечами. Когда человек умирает, первой зажигают именно венчальную свечу. Она догорает как знак того, что люди сохранили любовь и верность друг другу.
— Как правильно отметить такое важное событие, как венчание? Кто-то делает это более уединённо, другие из храма спешат в ресторан…
— Оба варианта приемлемы. В посты и накануне не венчают как раз для того, чтобы не вводить людей в искушение, не нарушать запреты, оградить от неправильных действий. Поскольку венчание происходит не в пост, то каждый решает для себя. Кому-то хочется вернуться домой и отпраздновать в более спокойной, камерной обстановке. Другим важно сразу поделиться радостью с родственниками и друзьями, отметить событие в более широком кругу. В любом случае главное — не бесчинствовать.
— Что бы вы пожелали молодым людям, которые собираются стать мужем и женой, думают о венчании?
— Надо вступать в брак только тогда, когда готовы закрыть дверь до конца! Какая-то доля неуверенности может быть, мы можем бояться ответственности, переживать, насколько хороши будем в браке. Всё это свойственно человеческой природе. Нужное придёт с опытом, с преодолением новых трудностей. Самое главное — сразу запомнить: семья — это не всегда лёгкость и простота. Во многом это преодоление себя, ношение креста, путь, который сопряжён с трудностями, но на этом пути огромное количество счастья. Только не нужно горячиться, бояться трудностей — и тогда со временем семья будет только крепче!
Беседовала Татьяна Шимко
Фото предоставлены автором