чем опасно целевое обучение
Что такое целевое направление
Целевое направление — это своеобразная официальная просьба государства (на уровне местной администрации) или заинтересованного работодателя, адресованная ВУЗу.
В данном запросе университет просят выделить места на обучение конкретных студентов определённой специальности. Целевое направление даётся персонально, только в один ВУЗ и на одну специальность. В свою очередь студент,получивший образование по целевому направлению, обязывается отработать на благо государства или в определённой организации некоторое количество времени (обычно от трёх до пяти лет).
ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ВУЗ
Позаботиться о получении целевого направления необходимо заранее, ещё обучаясь в школе. Есть несколько способов получить желанное место.
Во-первых, найти заинтересованного работодателя,который подал бы прошение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» на обучение требуемого специалиста. Во-вторых, можно самостоятельно подать заявление в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области», подкреплённое ходатайством от главного врача филиала.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» собирает все заявления на будущий учебный год и направляет их в университеты, сотрудничающие с Центром по программе целевого обучения. Количество выделяемых целевых мест определяет сам университет, исходя из своих возможностей и предполагаемого общего количества поступающих.
Подтверждение о предоставлении мест на целевое обучение ВУЗ должен дать до начала приёмной компании.Если желающих обучаться по целевой программе больше, чем количество выделенных мест, то среди «целевиков» проводится конкурс, обычно на основе результатов ЕГЭ. Не прошедшие по конкурсу на целевое обучение могут попробовать пройти на ту же специальность повторно, уже с общим потоком.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЦЕЛЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТ
Получая целевое направление, абитуриент решает сразу две задачи. Во-первых, значительно облегчается процедура поступления. Как правило, конкурс среди поступающих по целевому направлению гораздо ниже, чем на ту же специальность, но в основном потоке. Поэтому для успешного поступления требуется меньшее количество баллов по ЕГЭ. Во-вторых, обучение по целевому направлению теоретически должно быть бесплатно.
Если студента направил ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» — то ему выделяется бюджетное место.Ну и вторым немаловажным аспектом является дальнейшее трудоустройство студента, хотя на практике государство не всегда гарантирует получение работы. Если работодатель не в состоянии взять обученного им же специалиста, то он выдаёт «открепительный лист», где указано, что вакантных мест на данную специальность нет.
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Во-первых, в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» должно быть направлено заявление, где указываются личные данные ученика, номер общеобразовательного учреждения, и класс, в котором в данный момент учится ребёнок. Также необходимо указать желаемую специальность и ВУЗ.
Во время подачи документов по целевому направлению в ВУЗ абитуриент должен предоставить оригиналы аттестата, результата ЕГЭ и других требуемых документов. Только в этом случае его заявка будет рассмотрена. Одновременное поступление по целевому направлению и на общих основаниях хоть и практикуется, но не приветствуется.
Студенты, обучающиеся по целевому направлению, в первую очередь обеспечиваются благоустроенным общежитием.
После окончания этих ВУЗов все выпускники, обучавшиеся по целевому направлению от Тульской области, проходят интернатуру и ординатуру на базе Управления и Центра, с обязательным последующим трудоустройством в г. Туле и районах области.
По вопросам получения целевого направления обращаться:
Управление Роспотребнадзора по Тульской области, г. Тула, ул. Оборонная, 114, каб.402, тел.37-70-03 или
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области», г. Тула, ул. Оборонная, д.114, каб. 503, тел.37- 49-90
Что изменилось в квоте на целевое обучение
Выбор регионов, в которых можно работать, стал значительно меньше
Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или в процессе учебы заключить договор с работодателем.
Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, а студент обязуется минимум три года работать на него по окончании университета.
Ежегодно Правительство РФ устанавливает квоту приема на целевое обучение по образовательным программам всех уровней высшего образования — от бакалавриата до аспирантуры. Квота — это процентная доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность.
Источник: Распоряжение Правительства РФ № 3303-рPDF, 491 КБ
Как правило, изменения из года в год незаметны: долю мест увеличивают или незначительно сокращают. Но на 2022 год изменения значительные: сократилось количество регионов, которые можно выбрать для работы после целевого обучения, а целевых направлений на ординатуру стало больше — значит, шансов поступить на бюджет не в рамках целевого обучения теперь меньше.
Ординатура — последипломное образование у врачей, которое дает им право вести врачебную деятельность
Курс о больших делах
Коротко о целевом обучении
Целевое обучение — один из способов поступить в вуз в обход общего конкурса с большими баллами, для некоторых специальностей иногда единственный, кроме платного набора, как в случае с некоторыми направлениями ординатуры.
Подробно вопросы целевого обучения, например какой целевой договор считается действительным, я разбирала в другой статье.
Что изменилось
Изменились регионы трудоустройства и доли целевых мест.
Регионы. В распоряжении за 2020 год по большинству специальностей можно было трудоустроиться в любом субъекте страны — конкретные регионы были указаны для немногих специальностей.
Теперь ограничений больше. Например, поступающие на направление 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки» могут быть трудоустроены лишь в четырех регионах: Республика Тыва, Новгородская область, Орловская область и Еврейская автономная область. Хотя в прошлом году список не был ограничен. На направлении подготовки 01.03.05 «Статистика» осталось лишь два региона — Тульская область и Москва. В прошлом распоряжении их было 51.
Магистрам по лесозаготовлению (35.04.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств») в этом году предлагают четыре региона для трудоустройства: Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия) и Воронежская область против неограниченного списка прошлого года.
По-прежнему не запрещено учиться в одном регионе, устроиться на работу в другом, а регистрацию иметь в третьем. Но изменения означают, что студентам будет сложнее перебираться в столицу или крупные города: ведь придется отрабатывать три года в регионе, в котором был заключен договор — как правило, он подразумевает работу в том же месте.
Если же выпускник не хочет возвращаться, он может расторгнуть договор, но со штрафами: вузу нужно компенсировать расходы на обучение за все годы, а заказчику — всю материальную поддержку, например стипендию.
Количество направлений и мест по квоте. В перечень вошли направления, которых в прошлые годы не было, вроде промышленного рыболовства, изящных искусств и спорта. По некоторым направлениям квот или незначительно увеличилсь, или уменьшилсь.
Стоит обратить внимание, что для ординатуры на следующий год целевая квота в 100% установлена на 33 из 94 программ. Для нынешнего стопроцентной она была только на 22, на 2020 — на 48 специальностях, а на 2019 — на 12.
Квота в 100% означает, что на эту программу нельзя поступить иначе, кроме как заключить договор с заказчиком. Если вам интересна ординатура, лучше каждый год сверяться с распоряжением: возможно, в следующем году квоту в 100% снова увеличат. Нельзя точно сказать, по каким специальностям, ведь увеличения бывают довольно резкими, например с 33 до 100% для детской онкологии. Это и другие направления правительство считает дефицитными.
Целевое обучение: плюсы и минусы
После школы выпускника ждет масса испытаний: сначала поступление, потом учеба, поиски работы… Облегчает этот процесс целевое обучение: как получить за раз диплом и работу, а также плюсы и минусы этого?
Что такое целевой набор в вуз?
Такой формат пришел в Россию из СССР. Это необходимо из-за актуальности проблем, которые решает целевое обучение: как получить будущему специалисту гарантированное рабочее место, а работодателю — специалиста без собеседования. Выпускник занимает бесплатные места в рамках квоты, не участвуя в основном конкурсе. Он подписывает договор на целевое обучение, чтобы получить оплату образования в обмен на обязательство отработать конкретный срок (минимум три года).
Что нужно знать о целевом наборе?
Договор с предприятием — официальный документ, прописывающий обязанности как компании, так и выпускника. Разорвать его без материальной компенсации не может ни одна из сторон. Это гарантия, помогающая обеим сторонам при заключении договора на целевое обучение получить максимальную выгоду.
Плюсы целевого обучения
Поступление и получение диплома по направлению имеет несколько плюсов:
Минусы целевого обучения
Однако позволяет целевое обучение как получить массу преимуществ, так и связать себя существенными обязательствами. С этим связаны основные его недостатки:
Кто платит за обучение по целевому направлению?
Одна из возможностей, которую открывает целевое обучение, — получить оплату образования. По договору она лежит на компании. В обмен организация получает готового специалиста, то есть решает проблему нехватки кадров.
Платят ли стипендию на целевом обучении?
Выпускник может, поступая по направлению на целевое обучение, получить государственную академическую стипендию за успехи в учебе. Также он, как и другие студенты, может получать именные стипендии.
Более того, договор, заключенный с организацией, может предусматривать выплату дополнительной стипендии — стипендии предприятия определенного размера. Иногда она покрывает затраты на питание или проживание.
Как гарантированно попасть на целевое обучение?
Несмотря на упрощенную процедуру поступления, выпускник все же должен пройти конкурс среди других «целевиков». Он также основывается на баллах ЕГЭ, поэтому экзамены нужно сдать хорошо.
Также важно заранее договориться с организацией. Обычно прием заявок от выпускников начинается еще ранней весной. В качестве спонсора выступают не только государственные органы, но и частные компании. Нужно заранее сообщить организации о своем намерении, подав заявку: в случае ее успешного рассмотрения вам предложат заключить договор.
Специальности целевого набора в 2021 году
Организации рассматривают заявки на вакансии, не пользующиеся популярностью. Для них направить выпускника на целевое обучение — получить обученного постоянного работника. Например, в бюджетные учреждения маленьких населенных пунктов. Профиль может быть любым.
Чаще договора заключают с выпускниками, поступающими на медицинские и педагогические специальности, государственную службу, реже небольшие частные компании готовят для себя юристов, экономистов. Именно на эти специальности направление на целевое обучение получить легче всего.
Таким образом, лучше знать все, на чем строится целевое обучение: как получить направление, какие обязанности ложатся на выпускника и какими возможностями он сможет располагать. Это поможет избежать неприятных ситуаций в будущем.
Знания в кредит
Получается, программа, на которую всегда возлагали большие надежды, чтобы снизить дефицит кадров в глубинке, дала сбой? Как снова наладить процесс? В этом разбирались собкоры «Российской газеты».
В среднем целевики занимают от 10 до 30 процентов мест. В медицинских вузах их доля гораздо больше. По отзывам представителей вузов, до места работы не доезжает около 10 процентов целевиков. До 2019 года привлечь «отказника» к ответственности и заставить вернуть деньги, потраченные на учебу, было почти нереальным делом.
Договоры составлялись, но как только речь заходила о штрафах, возникало множество вопросов. Как быть, если целевик переехал, женился, отчислен за неуды, заболел?
В Свердловской области не хватает 678 врачей. И когда к руководству Серовской больницы поступило предложение от студента-медика Кирилла Б. заключить договор на обучение в ординатуре, там возражать не стали. Ведь контракт предполагал, что Кирилл отработает в клинике не менее пяти лет.
За два года Серовская больница из своего скромного бюджета перечислила 187 290 тысяч рублей. Но после диплома выпускник известил: на работу не приду. И не он один. Из шести человек, окончивших в этом году ординатуру, четверо решили разорвать контракты, рассказал пресс-секретарь больницы Олег Романов.
В Вологодской области вопрос с медицинскими кадрами тоже стоит остро. Своего медвуза в регионе нет, поэтому в области всегда много целевиков. В этом году в департамент образования поступило более 500 заявлений. Зачислили 246 студентов. Плюс 106 ординаторов.
Но даже если после вуза ребята и приедут работать в глубинку, не факт, что останутся там навсегда. Целевик-медбрат Амирхан Лузянин из села Оранжереи в Астраханской области честно признается: «Я отработаю, как обещал, и перееду в город. Хочу в городскую больницу устроиться и в медуниверситет поступить. Не хочу в селе прожить всю жизнь». Есть сомнения и у Натальи Барминой из поселка Волго-Каспийский, она целевик от Камызякской центральной райбольницы: «Меня там все знают: бабушка здесь была акушером, мама там же работает. Останусь ли в селе? Время покажет».
Что еще поможет зацепить их на рабочем месте? Жилье, пусть и служебное, детский сад, школа.
Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:
— Проблема в том, что целевой прием в том виде, какой сейчас сделан, не учитывает многие особенности.
Удержать в регионе можно материальными стимулами и предоставлением жилья. Если студент отучился семь лет в медвузе, он думает уже не только о работе, но и о семье. И вопрос жилья становится очень важным.
«Целевик» пролетел мимо цели: как вернуть деньги
Поступить в хороший вуз на бюджет иногда сложно из-за высокого конкурса. Проще сделать это по целевому направлению или ученическому договору, потому что за студента заплатит будущий или настоящий работодатель. Но после окончания вуза учебу придется «отработать». А что если выпускник «завалил» экзамены или у работодателя не нашлось для него подходящей вакансии?
Подборку дел, когда суды взыскивают деньги, потраченные на учебу неудавшегося специалиста, или, наоборот, встают на сторону студентов, предлагает «ПРАВО.ru».
Уважительные причины
В 2013 году девушка поступила в интернатуру Саратовского государственного медицинского университета по целевому направлению. По соглашению региональное министерство здравоохранения во время ее обучения обязалось ежемесячно выплачивать по 3000 рублей и предоставить единоразовую поддержку (100 000 руб.). За это интерн обещала отработать в хирургическом отделении Петровской районной больницы пять лет. После обучения, в конце 2014 года, выпускница устроилась в эту больницу хирургом.
Но нужный срок она не отработала: в начале 2017 года уволилась по собственному желанию. Это специалист объяснила тем, что ее ребенку поставили инвалидность, а так как она воспитывает его одна, то не может совмещать уход за ним и работу. Но областной минздрав решил, что девушка все равно должна вернуть 136 000 руб. (100 000 руб. единоразовой выплаты и 36 000 руб. стипендии). Первая инстанция указала, что хирург должна была отработать пять лет, но не отработала и трех. Поэтому суд взыскал 136 000 руб., такого же мнения оказалась и апелляция.
Но Верховный суд обратил внимание на то, по каким причинам девушка уволилась раньше времени. Ведь если она расторгла трудовой договор по уважительным причинам, не зависящим от нее, то возвращать деньги не должна. Это нижестоящие инстанции не исследовали, поэтому ВС РФ вернул спор в первую инстанцию (дело № 32-КГ19-14). В итоге Петровский городской суд Саратовской области признал инвалидность сына молодой сотрудницы уважительной причиной для увольнения. Поэтому в иске министерства суд отказал.
А по делу № 88-2126/2020 уважительной причиной увольнения «целевика» признали необходимость ухаживать за тяжелобольной матерью.
Роструд в своем письме от 18.10.2013 № 852-6-1 рекомендовал работодателям в соглашении об обучении прописывать причины, которые можно отнести к уважительным. Если в договоре их нет, то уважительность причин будет оценивать суд.
Студентка поступила в медицинский вуз по целевому направлению. После университета она должна была отработать пять лет в государственной больнице, но спустя год уволилась, поступив в ординатуру. Должна ли она возвращать деньги за обучение, решали суды. Три инстанции решили, что да, но Верховный суд оказался другого мнения. Гражданская коллегия указала, что нижестоящие суды неправильно поняли природу договора о целевом направлении (дело № 16-КГ21-11-К4).
Проблемы со здоровьем
Молодой человек заключил с филиалом Трамвайного управления ГУП «Мосгортранс» ученический договор. Работодатель должен был оплатить его учебу на водителя трамвая (сумма обучения из акта вымарана), а юноша обещал проработать два года по полученной специальности в Трамвайном управлении. Ученик окончил курсы, получил права категории «Tb» (трамвай) и устроился на работу. Но потом врачи обнаружили у него заболевание, которое требовало перевода на легкий труд: без физической нагрузки и длительного пребывания в одной позе.
Поскольку молодой человек уже не мог работать водителем по состоянию здоровья, он попросил уволить его из Трамвайного управления. Так как в общей сложности водитель не проработал два года (даты из решения вымараны), управление решило взыскать с сотрудника деньги, потраченные на обучение. Первая инстанция иск удовлетворила, но ее поправил Мосгорсуд. Он решил, что именно заболевание помешало дальше работать водителем трамвая. А в этом случае он освобождается от исполнения обязательств по ученическому договору (дело № 33-1601/2020).
Сейчас есть курсы на любой вкус – от программирования до фотопозирования. Надо только найти сумму для оплаты. Если ее нет, то можно оформить целевой кредит в банке. Закон позволяет и передумать. От услуг можно отказаться и вернуть неотработанную плату. Но можно ли расторгнуть кредитный договор? Клиентка одного из курсов попробовала добиться этого через суд. Первая инстанция ей отказала, потому что не увидела связи обучения с кредитом. Мосгорсуд ее поправил (дело № 33-29053/2020).
Вакансий нет
В 2014 году девушка заключила с ОАО «Российские железные дороги» договор о целевом обучении. Как в нем было написано, «РЖД» оплачивает ее обучение в Петербургском государственном университете путей сообщения по специальности «Эксплуатация железных дорог», а потом выпускница пять лет работает в структурном подразделении компании.
После окончания вуза, по словам «РЖД», сотрудник отдела кадров связалась с выпускницей и предложила ей вакансию дежурного по вокзалу (это помощник начальника железнодорожной станции). Так как выпускница отказалась, общество обратилось в суд, чтобы взыскать с нее деньги, потраченные на обучение (142 000 руб.), стипендии (85 500 руб.), штраф (455 000 руб.) и расходы по оплате госпошлины (10 000 руб.). Первая инстанция согласилась, что девушка свои обязательства по договору не выполнила, и взыскала с нее в общей сложности 437 500 рублей. Без изменения решения оставила и апелляция.
Выпускница с этим не согласилась. Она уверяла, что после окончания университета ей должным образом не предложили вакансию. Устные же переговоры ни к чему не привели, ей не направили проект трудового договора (дело № 88-3873/2021). Третий кассационный СОЮ указал, что судам следовало проверить, надлежаще ли уведомили «целевика» о вакансии. В материалах дела таких документов нет. А если выпускнице сообщили о ставке, то могла ли она ее занять: соответствует ли должность ее образованию? Кассация вернула спор в апелляцию, при повторном рассмотрении суд снял дело с рассмотрения (причина в карточке дела не указана).
Отсутствие у работодателя предложений о вакансии – это самостоятельное основание для отказа в удовлетворении требований о взыскании расходов на обучение. Если работодатель предлагает иные условия труда вместо тех, что были прописаны в договоре, то студент тоже может не согласиться на ставку. Возмещать деньги он не должен.
Правда, если выпускникам предлагают «декретные» ставки, отказ неправомерен, если в договоре нет обязательства предоставить работу на неопределенный срок, следует из акта Пермского краевого суда по делу № 33-12270/2017.
Юристы советуют студентам письменно запрашивать, если ли у работодателя подходящая для него свободная ставка. Письменное уведомление можно использовать как доказательство в суде.
Предъявили неправильное требование
В 2009 году девушка поступила в Майкопский государственный технологический университет по целевому направлению от министерства здравоохранения Адыгеи. По условиям договора, после обучения она должна была пять лет отработать в учреждениях здравоохранения республики, а в случае отказа вернуть министерству потраченные на ее учебу деньги (почти 530 000 руб.). В 2015 году она окончила университет, а на следующий год устроилась акушером-гинекологом в одну из городских больниц, только не Адыгеи, а Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2017 году министерство направило выпускнице претензию о том, что она должна «отработать» именно в своем регионе. Девушка не признала требования, и министерство обратилось в суд в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Ведомство настаивало, что студентка должна вернуть почти 530 000 рублей, затраченных на ее обучение, так как условия контракта она не выполнила. Истец сослался на статью 310 ГК РФ («Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства»): сторона договора не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательства. С этим согласилась первая инстанция и удовлетворила иск министерства. Решение осталось в силе в вышестоящих инстанциях.
Затем девушка пожаловалась в ВС РФ (дело № 70-КГ19-3). Коллегия сочла, что суды неправильно поняли природу договора о целевом направлении: к нему нужно было применять нормы трудового законодательства, а не ГК РФ. В итоге решения судов ВС РФ отменил, а спор вернули в первую инстанцию. Рассматривая дело повторно, городской суд указал, что в соответствии со статьей 392 ТК РФ («Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора») у работодателя есть год для того, чтобы взыскать с сотрудника ущерб. А министерство направило иск только спустя два года (ведомство считало, что срок исковой давности составляет три года). В итоге суд оставил иск министерства без удовлетворения.
Эту позицию ВС РФ подтвердил и по делу № 16-КГ21-11-К4, которое рассмотрел в июне 2021 года. С девушки, которая не отработала целевое направление в медицинский вуз, три инстанции взыскали не только стоимость ее обучения (391 000 руб.), но и проценты за пользование чужими деньгами (2500 руб.). Суды пришли к выводу, что между выпускницей и администрацией возникли гражданско-правовые отношения. Иного мнения был ВС РФ. Коллегия указала, что к спорным отношениям нельзя применять нормы ГК РФ, в том числе нельзя взыскивать со студента проценты за пользование чужими деньгами. Акты нижестоящих инстанций она отменила, а дело вернула в первую инстанцию. Повторно его еще не рассмотрели.
На заметку К отношениям по целевому обучению суды обычно применяют трудовое законодательство. Так, по делу № 88-1597/2021 Шестой кассационный СОЮ решил, что так как контракт заключен с целью дальнейшего трудоустройства после обучения студента, то такой договор по смыслу части 1 статьи 198 ТК РФ («Ученический договор») является ученическим.
Плохо учился
Работодатель может взыскать расходы на обучение, если ученик не окончил его или не сдал экзамены. Так произошло по делу № 88-5591/2021. В январе 2019 года сотрудник вагонного эксплуатационного депо в Нижнем Тагиле заключил с ОАО «РЖД» ученический договор. Он должен был получить новую специальность в подразделении Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций, а общество обязалось оплатить его учебу. Программа была рассчитана на полгода. Учился ученик плохо, не сдал один из экзаменов, поэтому его отчислили. После этого он попросил уволить его с работы по собственному желанию. В депо его заявление подписали, но подсчитали, сколько потратили на его обучение. Всего получилось 133 000 рублей: около 43 000 стоила сама переподготовка, 87 000 рублей ему заплатили в качестве стипендии. 41 000 рублей удержали с зарплаты недоучившегося при увольнении. Оставшуюся часть (92 000 руб.) «РЖД» решила взыскать через суд.
Первая инстанция решила, что бывший сотрудник должен возместить средства, потраченные на его учебу. Возвращать деньги, которые ему выплатили в качестве стипендии, не нужно, потому что выплата не превышала его дохода в месяц. Так работодатель сохранял среднюю зарплату по основному месту работы. В итоге суд взыскал в пользу «РЖД» около 6000 рублей (потому что остальную часть за обучение уже взыскали с зарплаты работника).
Студент пропал без причин
Если же студент после обучения пропал и не «отработал» целевое направление без уважительных причин, то деньги за учебу придется вернуть. Так, в 2014 году девушка поступила на юрфак МГУ по целевому направлению от Следственного комитета России. В соглашении было указано, что после окончания университета она обязана явиться в ведомство и заключить с ним трудовой договор на пять лет (отработать либо в самом СКР, либо в территориальных органах). В 2018 году она окончила университет, четыре года ее учебы обошлись федеральному бюджету в 1,1 миллиона рублей. В Следственный комитет после получения диплома студентка так и не пришла, поэтому ведомство обратилось в суд, чтобы компенсировать затраты на ее образование. Первая инстанция решила, что выпускница не приступила к работе без каких-либо уважительных причин, поэтому удовлетворил иск СКР. Без изменения это решение оставила и апелляция (дело № 33-3264/2020).