чем опасно одиночество для подростков
Чем опасно одиночество для подростков
Этот страх имеет первобытные корни, ведь много лет назад человек, оставшись один, не мог выжить. Подобные чувства имеют место и сейчас. Обособленность может восприниматься как дефицит любви, внимания, как отсутствие связи с людьми, с миром.
Отрочество — это возраст дезориентации в себе. Противоречивые чувства и эмоции мешают думать рационально. Ребята 11-17 лет отличаются слабым самоконтролем, эмоции их захлестывают, и в таком состоянии они способны наделать много глупостей.
Ребенок, столкнувшись с этим чувством, испытывает страх, обиду, ощущает себя оторванным от окружающих. Невозможность понять себя приводит к выводу, что и окружающие не смогут понять его внутренний мир. А значит, не стоит пытаться наладить связи с близкими и друзьями.
То есть, одиночество может быть вредным для психики взрослеющего человека. Если оно несет только негативные эмоции, если оно вынужденное, из-за моббинга, непринятия себя, неспособности найти свое место.
Однако одиночество в подростковом возрасте может быть и полезным. Именно в 11-17 лет человеку приходится очень часто анализировать свои чувства, учиться справляться с эмоциями. Поэтому, если подросток добровольно уединяется, избегает какое-то время общения, это неплохо. Главное, чтобы такое состояние не затянулось.
Взросление — это всегда встреча со своим внутренним миром. В этот период формируется самосознание, а глубокие раздумья о взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, своем месте в мире необходимы для развития и осознания себя. Естественно, заниматься этим можно только, если никто не отвлекает. Поэтому одиночество может быть и нормальным состоянием. Оно важно для развития, осознания себя.
Ситуативное — связано с определенными изменениями. Например, ссора с другом, переезд. Человек может сам пережить такие перемены, но помощь иногда не помешает.
Хроническое — самое опасное. Оно может вызывать депрессию и суицидальные мысли.
Постоянное желание быть одному, отсутствие контакта со сверстниками могут свидетельствовать о том, что есть определенные проблемы. Возможно, ребенок не может справиться с ними самостоятельно. Значит, ему следует помочь.
Причины одиночества могут быть психологические и физические.
Например, переезд в другой город, новая школа, где одноклассники не принимают в свою группу. Или подросток нетрадиционной сексуальной ориентации осознал свое отличие от других, а отношения в семье оставляют желать лучшего. Конечно, проблема усугубляется.
Что делать взрослым, как справиться с подростковой депрессией? Вот несколько советов родителям по воспитанию подростков.
Прежде всего, стоит понять: единого рецепта нет. Каждую ситуацию в определенной семье следует рассматривать индивидуально. Но общие рекомендации все-таки есть.
Чувство одиночества в подростковом возрасте — не повод сразу паниковать. Важно понять, полезно это или нет, понаблюдать, прислушаться, сделать определенные выводы. И если это чувство является разрушительным, принять меры. Найти #ключкподростку, помочь ему выбраться из создавшейся ситуации.
Проблема одиночества в подростковом возрасте
Психологические науки
Похожие материалы
В наш век, век информационных технологий человечество как никогда раньше столкнулось с такой проблемой как одиночество. Такое состояние люди переживают по-разному, но наиболее интенсивно и остро одиночество протекает в подростковом возрасте. Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Будучи подростком, в его организме, включая детскую несформировавшуюся психику, происходят качественные изменения. Это возраст желания заявить о себе, показать себя всему миру, возраст, когда ты уверен, что знаешь в это жизни все. В возрасте этом возрастном периоде расширяются и актуализируются такие социальные потребности, как потребность в установлении значимых межличностных отношений, в накоплении собственного социального опыта, в расширении дружеских контактов, в знакомстве с различными людьми, потребность в причастности и признании, а также желание быть принятым различными социальными группами. Учебная деятельность отходит на задний план, и, как считал Д.Б. Эльконин, ведущей деятельность данного возраста становится общение со сверстниками.
В настоящее время число подростков, испытывающих чувство одиночества, значительно растет. К сожалению, подростковое одиночество сопровождается такими опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания и попытки суицида. В такое время подросток чувствует себя беззащитным и неуверенным. Ему кажется, что он отделен от всех невидимой стеной, что его окружает облако непонимания. Сейчас становится все более популярным общение во всемирной глобальной сети, и подростки активно пользуются этой возможностью. Среди очевидного числа преимуществ данного вида коммуникаций, можно выделить ряд минусов[1]:
Подростковое одиночество, как правило, делят на несколько видов[2]:
Опираясь на психологические исследования можно выделить следующие причины одиночества в подростковом возрасте:
Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться принципа «золотой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества. Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства.
Способы преодоления одиночества в подростковом возрасте[4]:
Однако, один – не значит одинок. И наоборот. Лев Толстой однажды написал в своем дневнике: «Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми». Иногда чувствуешь себя одиноким даже в шумной компании друзей. Для начала стоит заметить, что одиночество может быть двух видов. Один из них – это физическое одиночество. Люди испытывают его, когда у них нет близких и друзей, или же когда никого нет дома. Оптимистически настроенные люди воспринимают это как возможность разобраться в себе, в своих чувствах и желаниях. Но пессимисты, и таких большинство, рассматривают одиночество как нечто ужасное, самое плохое, что только могло с ними сучится. Другой вид – чувство одиночества. И это гораздо серьезнее. Ведь в данном случае человек, имея семью и друзей, считает себя одиноким и думает, что его никто не понимает и не хочет слышать. Это тяжелое состояние для психики, так как оно порождает эмоциональные переживания, подавленность, депрессию. Такие люди чувствуют себя глубоко несчастными из-за отсутствия в их жизни по-настоящему близких людей, которым они смогли бы довериться. Обычно это проблема возникает у подростков, но иногда ей подвержены и взрослые люди.
Положительные стороны одиночества:
Использование одиночества как ресурса развития должно осуществляться путём организации коррекции от негативного, отрицательного одиночества к позитивному, положительному.
Отрицательны стороны одиночества:
Как отрицательное явление чувство одиночества проявляется в том, что подростки чувствуют себя покинутыми, забытыми, потерянными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому, что они возникают вопреки ожиданиям подростка[5]. Чувство одиночества может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Одиночество обычно переживается на двух уровнях[6]:
Таким образом, в психологии сильны две тенденция в изучении одиночества. Первая – трактовка его как психического состояния или субъективного переживания. Вторая – трактовка одиночества как исключительно негативного состояния и переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Почему подростки одиноки? Причины подросткового одиночества
Одиночество свойственно подростковому возрасту, именно в этом возрасте происходит переход на новое самосознание: у ребенка развивается эмоциональная и познавательная сфера, он начинает понимать себя, свою уникальность и свое место в этом мире, происходит обогащение внутреннего мира подростка. В этом — положительное влияние чувства одиночества на подростка, однако иногда одиночество приводит к депрессиям, подростковым суицидам.
Как же педагоги и родители могут помочь подростку справиться с негативными последствиями одиночества и не переступить опасную черту? Как вести себя, если ребенок часто хочет побыть в одиночестве, закрывается в своей комнате или пропадает целыми днями на улице?
Чувство одиночества возникает у ребенка от осознания своей уникальности и обособленности — это нормально, но одиночество может порождать недостаток общения, любви и тепла, отсутствие интересов в мире, связей с людьми. Такие подростки считают, что у них нет в этом мире человека, которому бы они могли доверять, испытывают недостаток общения или недовольны общением со сверстниками. При этом они могут просто замкнуться в себе и, испытывая потребность в общении, избегать его и не предпринимать активных шагов в поиске друзей по интересам.
При этом нужно понимать, что у подростка есть не только потребность в общении, но и, как у любого взрослого, потребность в уединении, когда ребенок хочет подумать о себе, об изменениях, которые с ним происходят, о своих отношениях с внешним миром. Тревожным может быть только преобладание потребности в уединении и размышлении над потребностью в общении.
Виды подросткового одиночества:
Почему подростки чувствуют себя одинокими? Причины одиночества
В сложных случаях подросткового одиночества детям нужно оказывать поддержку: в первую очередь, родителям, родным, во вторую, учителям и педагогам, если они видят, что ребенок не общителен, замкнут.
Подростковое одиночество — достаточно распространенное явление, которое вряд ли обходит стороной подростков (читайте статью об Особенностях подросткового возраста). Взрослым важно понимать причины возникшего одиночества и отчуждения подростка, чтобы вовремя успеть помочь ему, увидеть другие зарождающиеся проблемы.
Подростковое одиночество: причины и последствия
причины и последствия.
Несмотря на распространённость мнения о том, что одиночество чаще всего испытывают люди пожилого возраста, многие психологи считают это переживание возрастным новообразованием, появляющимся в результате перехода подростка на новый уровень самосознания.
Страх одиночества имеет древние корни. В первобытном обществе самой тяжкой карой была не смертная казнь, а изгнание, т. е. наказание одиночеством. Современное изгнание – это не обязательно удаление от общества. Это различные способы психологического отчуждения: отказ от общения, бойкот, обструкция и т. п.
Характеризуя одиночество следует сказать о том, что прежде всего оно связано с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Это отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, страх.
Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.
Развитие рефлексии. Это потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе, т. е происходит повышенное внимание к самому себе. Подросток формирует в себе уникальные качества, соответствующие избранному идеалу. Другие не смогут понять и оценить этк уникальность. Это и порождает одиночество подростка.
В подростковом возрасте становится потребность в уединении. Поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить происходящие с ним изменения. Когда у подростков появляется повышенная критичность по отношению к себе, то формируется кризис самооценки. В его основе лежит недовольство собой, т. е. подросток приписывает себе различные недостатки и отрицательные качества. Из-за этого повышается уровень агрессивности и тревожности, возрастает чувствительность к критике и неудачам, особенно в сфере общения.
Это личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении.
Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников ( социальное отчуждение ), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, переезд на новое место жительство, смена школы, потеря близкого друга.
В отдельную группу можно вынести факторы, связанные с семьёй подростка, в том числе с типом семейного воспитания.
Дисгармоничные взаимоотношения в семье ( частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать.
Отсутствие эмоциональной близости между ребёнком и родителями, недостаток родительского внимания и заботы о ребёнке (гипоопека) не дают положительного опыта общения и мешают нормальному развитию коммуникативных навыков. В этом случае подросток не верит ни в себя, ни в других, ни в то, что кто-то может понять и полюбить его, что кому-то он может нужен и интересен как личность. Замыкаясь в себе, такой подросток всё больше уходит в своё одиночество. Вместе с тем чрезмерная забота и повышенное внимание (гиперопека), характерные для воспитания ребёнка по типу «кумир семьи», способствуют развитию эгоцентризма, высокой требовательности к окружающим в сочетании с низким контролем собственного поведения. Как правило, подросток, имеющий такие черты характера, отвергается сверстниками.
Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания. Принято выделять три типа одиночества:
Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворённости общением и межличностными отношениями).
Хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека в течение длительного времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.
Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.
Для поддержки подростков, переживающих одиночество, нужна психологическая поддержка, то есть умение разделить их переживания. Что же значит – разделить с подростком его одиночество?
- Дать возможность подростку рассказать о своём одиночестве, т. е. создать атмосферу доверия, понимания и безопасности, в которой подросток захочет и сможет раскрыть свой внутренний мир, обнажить свою боль. Понять и принять его чувства без осуждения, без оценки, без поучения, но с искренним уважением и признанием ценности и значимости как самого подростка, так и его переживаний, вне зависимости от его личностных качеств и репутации. Нужно помочь подростку наладить отношения с семьёй, сверстниками и внутри школьного коллектива.
Таким образом: поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании подросткам помощи нужно придерживаться принципа «золотой середины», т. е. уделять подростку достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность помочь в трудной ситуации, но в то же время поощрять его самостоятельность, активность по поиску решения стоящих перед ним задач, в том числе и преодоления негативного переживания одиночества.
Сидит один в наушниках, а на все вопросы отвечает: «Нормально». У подростка депрессия?
Родители подростков чаще всего обращаются ко мне со своим беспокойством по поводу того, что их ребенок перестал нуждаться в общении с ними, проводит большую часть времени в своей комнате или за своим столом в наушниках и за компьютером.
Почему он предпочитает одиночество? С ним все в порядке? Что я делаю не так?
Подростки — об одиночестве
Я рассказываю в колонке о своем опыте — личном, материнском, профессиональном, иногда делюсь мыслями моих детей, но очень хочется дать слово самим подросткам. Сегодня я обратилась за помощью к моим клиентам и читателям.
Итак, тема нашего разговора сегодня: одиночество подростка. Послушаем, что об этом пишут и говорят наши дети.
«Я люблю быть одна в своей комнате. У меня есть младший брат, от него много шума. А в мою комнату он не заходит, игрушки не разбрасывает. Я делаю уроки, слушаю музыку. Если бы не надо было есть, я бы выходила еще реже. Потребности в общении с родителями не испытываю». Е.,15 лет.
«А что плохого в одиночестве? Мне интересно с собой. Я рисую. Мне этого достаточно. Тем более, в школе и в художке все время с кем-то общаешься. Родители? Да я заранее знаю все, что они скажут». М., 16 лет.
«Не люблю быть одна. Когда мама вечером приходит с работы, мы вдвоем ужинаем и разговариваем обо всем. Я и так все время одна. Мама работает врачом на скорой. Встретиться дома — редкость для нас. И в выходные тоже. Очень не люблю и даже боюсь одиночества». К., 14 лет.
«Я недавно думал о том, способен ли я провести 20 лет в одиночной камере. Пожалуй, нет. Мне нужны люди рядом, друзья. На карантине это было самым трешем — невозможность пойти гулять с друзьями. Нет. Одиночество — это плохо». С.,16 лет.
«Почему я не хочу выходить из своей комнаты? А зачем? Чтобы опять слушать, что я все не так делаю? Я настроение мамы знаю уже тогда, когда она вставляет ключ в замочную скважину. Зачем нарываться?» О., 14 лет.
Почему быть одному — нормально
А что вы, мои взрослые собеседники, думаете об одиночестве? Каково вам находиться в этом состоянии? Быть одному и быть одиноким — это ведь разные вещи.
Поверьте мне на слово: все будет хорошо. Уже потому, что вы читаете эту статью, можно сказать, что вы — хороший, заботливый и внимательный родитель.
А оставаться одному, проводить время в одиночестве для подростка — вариант нормы.
Хотя бы потому, что задача подросткового возраста — ответить на вопросы: «Кто я? С кем я? Куда я иду?» Согласитесь, размышлять на такие темы и принимать решения лучше вне компании. Да и компанию подростку свойственно менять именно для того, чтобы ответить на вопрос: «Мои люди. Кто они?»
Когда надо волноваться
И все же давайте сначала определимся с теми ситуациями, когда надо волноваться.
Если вы обнаруживаете подобное поведение у подростка, есть повод обратиться за помощью к психотерапевту для того, чтобы исключить или подтвердить депрессию.
В каждом из пунктов можно найти причины не делать этого (например, «бессонница у подростка потому, что слишком долго на компьютере играл», или наоборот — не спит из-за того же). Но поверьте, что это тот случай, когда лучше перестраховаться.
Не надо бояться походов к психотерапевтам! Не надо верить домыслам, что это как-то отразится на жизни ребенка или «его поставят на учет». Современные врачи способны не только оказать помощь, подобрав грамотное лечение, но и провести разговор с пациентом так, чтобы у него появилась мотивация изменить свое состояние. Да, психиатр — это тот, кто все-таки про таблетки, а не про разговоры. Но никто не отменял впоследствии встреч с психологом как раз для того, чтобы проговорить все болезненные темы.
Как отпустить ребенка
Когда исключено все то, что требует медицинской поддержки, на помощь нам могут прийти только терпение и любовь. Из-за чего чаще всего тревожатся родители в ситуациях, когда их чадо целыми днями не выходит из комнаты? Из-за потери контроля над ситуацией.
Ну, а что он или она там делает? Не будешь же каждый час заходить и проверять. Да и даже если зайдешь, то все равно ничего не поймешь. Опять же — не будешь же через плечо заглядывать.
В этой точке наступает и бессилие, и даже отчаяние накатывает.
В этом месте мы, родители подростков, обнаруживаем себя внезапно то ли ненужными, то ли свободными. И это тот самый момент, когда стоит обратить внимание на свою жизнь и начать отпускать ребенка в свободное плавание.
А это ох как нелегко. Да еще и страшно!
Последние 15 лет ты была нужна, занята, а теперь, как по щелчку пальцев, снова сама себе принадлежишь и совершенно не понимаешь, куда себя деть. Хорошо, если за эти годы родился еще один ребенок или с мужем удалось построить партнерские отношения. А если нет? А если у тебя самой в этот момент бурным цветом расцветает кризис среднего возраста? А если именно на этот сложный период в жизни ребенка пришелся семейный кризис и брак вот-вот рухнет?
Снова и снова повторю: занимайтесь собой, стройте свою жизнь.
Нервничая из-за того, что ребенок на все отвечает: «Нормально», — задавайте себе вопрос: «Что я сейчас не делаю для себя? Что пропускаю важное? Чего не вижу в своей жизни?»
Что делать, чтобы стать ближе
Но как же можно думать о себе, когда я соскучилась по своему ребенку, а он здесь, в соседней комнате, а его даже обнять нельзя?
Да. Согласна. Невозможно думать ни о чем.
И единственно правильное решение в этой ситуации — постучать в дверь комнаты сына или дочери, попросить разрешения войти, и сказать:
«Мне очень хочется тебя обнять. Когда захочешь пообщаться, приходи на кухню, я чай пью».
Это все, что мы можем сделать здесь и сейчас.
И если повезло, если подросток вышел из своей «берлоги», то говорить с ним надо не о школе/внешнем виде/ужасных друзьях, а о том, что сейчас происходит в вашей жизни (прочитала книгу, посмотрела кино, гуляла, думала, поняла, на работе интересный проект).
Как бы это ни было странно, но именно о подростковом одиночестве написано не так много статей и тем более — научно-популярных книг. А тема ведь очень острая. Но у нас с вами есть художественные книги и фильмы тоже. В сети можно найти уже сформированные списки.
Я же обращу ваше внимание на книгу (фильм тоже хорош) Фоер Джонатан «Жутко громко и запредельно близко» и кино «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Обычно я рекомендую читать и смотреть их вместе с детьми, но, поверьте, даже если ваш подросток к вам не присоединится, время, которое вы проведете за чтением книги и просмотром фильма, пойдет на пользу вам-родителю.
Итак, если вы исключили негативный сценарий, то, соприкасаясь с одиночеством, которое проживает ваш ребенок, наберитесь терпения. Расти всегда нелегко, а местами и больно. Нашим детям надо пройти через это, чтобы стать взрослыми, которые сделают наш мир лучше.