чем опасна болезнь шизофрения
Чем опасна шизофрения и чем ее лечить?
Шизофрения – тяжелое душевное заболевание, протекающее с распадом умственных и эмоциональных процессов. «Shizis» переводится с латыни как раскол и в отличие от других психических заболеваний шизофрения действительно протекает с сумасшедшими проявлениями во всех смыслах этого слова.
Что представляет из себя шизофрения?
Существует несколько видов шизофрении, каждый из них уникален по-своему, в зависимости от классификации встречается до 22 ее типов, но в последнее время врачи выделили 5 основных видов:
Определение и диагностика
Даже на сегодняшний день диагностирование и определение шизофрении являются одними из самых трудных задач, которые в одиночку не определить. Поставить верный диагноз сможет лишь врач-психиатр, ориентироваться который будет по следующим критериям:
Поводом задуматься о наличии заболевания будут симптомы на начальных сроках:
Наличие отдельных симптомов, к счастью, не является показателем шизофрении, а скорее просто особенностью характера.
Как лечить?
Первым делом придется посетить психиатра. Он поставит точный диагноз и назначит лечение в соответствии с тяжестью заболевания. Неуходящие в течение долгого времени симптомы, такие как апатия, безразличие без наличия депрессии, могут оказаться совсем не психическим заболеванием, а неврологической проблемой. Показаться хорошему неврологу в этом случае будет не лишним.
Причины развития шизофрении до сих пор не установлены, она появляется после родов, физических и душевных травм, частых стрессовых ситуаций, напряжения и возрастных кризисов. При своевременном лечении не представляет никаких угроз и больших неудобств, но без их лечения пациент скорее станет овощем нежели будет хоть чем-то похож на человека.
Мифы о шизофрении
Больной шизофренией в семье – это всегда множество преград и сложностей, с которыми сталкивается семья. Семья и шизофрения становятся неразделимыми. Для кого-то больной шизофренией в семье становится обузой и его предоставляют самому себе. Кто-то сдает своих родственников в специализированные учреждения. А кто-то продолжает бороться, стараться и всячески помогать родным заболевшим шизофренией. Множество непонятных и пугающих симптомов отталкивают простых людей от больных шизофренией. В обществе сложились определенные стереотипы о неизлечимости и опасности таких больных. Так ли это на самом деле?
Шизофрения как диагноз
Необходимо создавать форумы, сообщества и специальные школы, направленные на улучшение информированности общества о психических заболеваниях, помощи психически больным людям. Объяснять людям, что болезнь шизофрения не смертельное заболевание, и так же как и все остальные поддается лечению.
Миф №1 Шизофрения самое тяжелое психическое расстройство.
Болезнь действительно загадочна, и не до конца исследована, сопровождается множеством продуктивных симптомов ( бред, галлюцинации) но это не дает права называть шизофрению самым тяжелым психическим заболеванием.
С середины 50-х годов XX века активно применяется психофармакотерапия в лечении душевных заболеваний. Благодаря внедрению лекарств, многие заведения практически полностью отказались от физических методов сдерживания больных. При многих клиниках существуют трудовые мастерские для реабилитации больных и возможности приобретения новых навыков, в связи с утратой предыдущих в результате заболевания.
Своевременно оказанная квалифицированная помощь дает возможность длительной ремиссии. Человек возвращается к привычной жизни, он может заниматься прежними делами, работой и семьей. У небольшой части пациентов будут наблюдаться легкие расстройства, но они не будут вести к ивалидизации человека и ухудшения его качества жизни. По мнению некоторых авторов, у 20-25% больных наблюдалось полное выздоровление после первого приступа болезни (Tsuang M. T., Winokur G., Chiompi L., Muller C., Bleuler M, Huber G., Westermeyer J. F., Harrow M.)
Миф №2 Основным признаком шизофрении является синдром раздвоения личности.
Раздвоение личности вовсе не означает, что внутри человека существует несколько разных личностей. Раздвоение личности при шизофрении означает, что происходит расщепление единых процессов психики. Например расщепление эмоций: проявление положительных и добрых чувств к человеку или животному в последствии сменяются немотивированной злобой и агрессией. Человек может сильно расстроиться при малозначительном событии, зато испытывать эмоциональную холодность при гибели близкого человека.
Миф № 3 Финал заболевания – шизофреническое слабоумие
Да, в действительности в некоторых клинических вариантах течения развивается шизофреническое слабоумие. Однако, при правильно подобранной и применяемой терапии в течение всей жизни, можно наблюдать отличные результаты. Среди пациентов можно встретить известных деятелей культуры, науки и простых людей которые прожили полноценную качественную жизнь, продолжая при этом работать.
Миф №4 Шизофрения опасна для окружающих
Действительно, не опасна ли шизофрения для окружающих?
Шизофрения это психическое заболевания которое не является заразным и не предается ни одним из возможных путей передачи заболеваний. Даже наследственная форма передачи шизофрении до сих пор не доказана. Случаи нападения больных шизофренией на людей достаточно редки, в отличие от случаев нападения на психически больных людей здоровыми.
Миф №5 Шизофрения неизлечима
По некоторым статистическим данным у приблизительно 25 % переживших психотический приступ, повторных рецидивов не развивается либо развивается спустя долгие десятилетия, до которых многие больные просто не доживают. Лишь у небольшого процента больных шизофрения прогрессирует после первого эпизода. Однако, при своевременном выявлении болезни и ее лечении можно быстро снять острый психотический приступ и увеличить время ремиссии.
Миф №6 При шизофрении принимают таблетки и лежат в психиатрических больницах всю жизнь
В психиатрических больницах снимают острые состояния пациентов. Дальше больные находятся под патронажем родственников и реабилитация происходит либо дома, либо в специализированных реабилитационных центрах для больных.
Да, при шизофрении нужно принимать таблетки, это необходимо. Дозировка подбирается совместно с врачом, для получения максимального эффекта от препарата, и при этом, отсутствия побочных явлений. Все дальнейшие изменения в терапии согласуются строго с лечащим врачом. Психотерапия является неотъемлемой частью лечения больных шизофренией.
Насколько опасен больной шизофренией?
У больных с шизофренией существует небольшой, но повышенный риск склонности к насилию. Однако, большинство больных шизофренией никогда не совершают насильственных действий, эта ассоциация может вызвать страх и способствовать стигме в отношении большой группы пациентов.
Насилие является многофакторным явлением, которое коррелирует с такими факторами окружающей среды, как злоупотребление психоактивными веществами, низкий социально-экономический статус и травма в детском возрасте, которые также являются факторами риска развития шизофрении. Однако повышенный риск насилия остается даже после контроля за факторами окружающей среды, что свидетельствует о том, что нейробиологические факторы также могут иметь значение для повышенного риска насилия при шизофрении.
Насилие представляет собой сложнвй феномен, который может быть концептуально разделен на две категории: инструментальная (плановая, без активации вегетативной нервной системы) и импульсивная (страх / агрессия с автономной активацией), которые связаны с различными нейробиологическими механизмами Однако эти категории не имеют строгих границ, и обе формы могут возникать одновременно.
Высокие показатели агрессии также коррелировали с увеличением объема хвостатого ядра (caudatus) в базальных ганглиях. В единственном DTI-исследовании на сегодняшний день иследователи обнаружили корреляцию между уменьшенным FA в лобной коре и увеличенными показателями импульсивности, которые коррелировали с агрессией
Шизофрения у детей. Неочевидные признаки
Несмотря на длительную историю изучения шизофрении, до настоящего времени существуют лишь гипотезы о причинах её возникновения. Описанная Э. Крепелиным в конце XIX века под названием «раннее слабоумие» (dementia praecox), шизофрения всегда была одной из центральных проблем психиатрической науки. Стараниями учёных всего мира накопился огромный массив данных о её вариациях, найдены эффективные способы лечения многих форм.
В данной статье будут рассмотрены признаки и потенциальные предвестники подострых вариантов шизофрении у детей и подростков, выявление которых требует внимательного отношения со стороны родителей.
Шизофрения: мифы и реальность
Для начала «разрушим» некоторые устоявшиеся мифы, прочно сформировавшиеся в общественном сознании:
№1. Диагноз шизофрения ставит крест на будущем.
№2. Наличие шизофрении означает обязательную инвалидизацию и лишение дееспособности.
№3. При шизофрении человек пожизненно получает лекарства.
№4. Лекарства от шизофрении не лечат, а лишь затормаживают психику.
№5. Человек с шизофренией социально-опасен и его следует изолировать.
Все это далеко не так! Подобное бывает далеко не в каждом случае!
Как правило, мифы касаются наиболее тяжёлых вариантов течения болезни. Стоит отметить, что иные варианты шизофрении у детей (подострые, медленно прогрессирующие) составляют не менее половины от всех случаев. Правильный лечебно-реабилитационный подход в таких случаях позволяет сохранить на достаточном уровне качество жизни.
Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики
Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.
Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.
Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет «по-взрослому» диагноз будет более очевиден.
Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если «необычность» поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.
Шизофрения у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, «бедность» эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.
Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.
Следует также обращать внимание на резкие «откаты в развитии», утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).
В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.
Следует внимательно относиться к любому чрезмерному «перекосу» фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.
Младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.
Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему «с ними скучно». Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.
Подростки
В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.
Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.
Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.
Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.
Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 лет – начало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала «питаться правильно», избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоционально – стала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.
В беседе с врачом жаловалась на «плохие мысли – зачем я живу, вдруг у меня ничего не получится», «как будто все знания стерли из головы». Противоречиво относилась к состоянию – говорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.
По наблюдению через 5 лет – успешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.
Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.
Шизофрения и страхи
Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.
Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их «грязными», говорит, что их грязь может «прилипнуть к нему». Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе «грязные» дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что «грязь» – это «не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно». Старался не думать о «плохих вещах», создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.
Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.
Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбе – необходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.
В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!
Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Публикации в СМИ
Расстройство шизотипическое
Шизотипическое расстройство в МКБ–10 отнесено в раздел «Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства», а в DSM–IV — в раздел «Расстройства личности». Диагностические критерии шизотипического расстройства личности практически совпадают с принятыми в отечественной психиатрии критериями вялотекущей шизофрении. Вынесение шизотипических расстройств личности за скобки шизофренического спектра отражает стремление отказаться от «навешивания ярлыка» психической болезни таким пациентам.
До появления МКБ–10 в отечественной психиатрии существовали рекуррентная и вялотекущая формы шизофрении. В МКБ–10 (как и в DSM–IV) диагнозы рекуррентная шизофрения и вялотекущая шизофрения отсутствуют. В настоящее время эти расстройства выделены как отдельные нозологические единицы — шизоаффективное расстройство и шизотипическое расстройство соответственно. Частота. 3% населения (чаще диагностируют у мужчин).
Клиническая картина
• Грань между шизотипическим расстройством и шизофренией довольно тонка, поскольку ретроспективно в преморбидном периоде у ряда манифестных больных шизофренией выявляют шизотипическое расстройство. Тем не менее, многие из них в состоянии поддерживать достигнутый уровень социальной адаптации в течение всей жизни.
• Галлюцинаторные и бредовые переживания занимают небольшое место в картине заболевания и обычно выявляются только путём направленного опроса.
• Чаще всего отмечают идеи отношения, при которых больной высказывает убеждение, будто бы окружающие обращают на него особое внимание, что-то замечают в выражении его глаз, со значением переглядываются. Иногда эти идеи сочетаются с дисморфофобией: больной убежден, что глаза у него стали «какие-то дикие», переносица мешает смотреть; разубеждать в этом больных бесполезно. Мышление больных приобретает магический характер, который влияет на поведение и не соответствует нормам данной субкультуры (например, избыточные суеверия, приписывание себе способности к ясновидению, телепатии или наличия «шестого чувства»; у детей и подростков — причудливые фантазии или увлечения).
• У пациентов часто отмечают лёгкие депрессивные состояния, сочетающиеся с ипохондрическими расстройствами и сенестопатиями (например, «нагревание головы», «переворачивание мозгов», жжение в области половых органов). Эти ощущения вызывают у больных страх умереть или заболеть тяжёлой болезнью, из-за чего они постоянно измеряют частоту пульса, АД, проводят анализы крови и т.д.
• В общении больные малоэмоциональны, холодны. Для таких больных характерны странная внешность, отсутствие близких друзей, тревога при общении с окружающими, которая не ослабевает при близком знакомстве и не связана с негативной самооценкой.
• С течением заболевания на первый план выступают навязчивые состояния с нелепыми ритуальными действиями. Например, страх перед возможным загрязнением рук каловыми массами в туалете заставляет больных в течение всего дня мыть руки, стирать бельё. Дома больные ведут крайне однообразный образ жизни, стараясь ни на шаг не отступить от раз и навсегда заведённого порядка, донимают родственников причудливыми прихотями: перед сном ложиться к ним в постель, делать инъекции всегда одного и того же лекарства в определённое время, не включать телевизор.
МКБ-10 • F21 Шизотипическое расстройство
Код вставки на сайт
Расстройство шизотипическое
Шизотипическое расстройство в МКБ–10 отнесено в раздел «Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства», а в DSM–IV — в раздел «Расстройства личности». Диагностические критерии шизотипического расстройства личности практически совпадают с принятыми в отечественной психиатрии критериями вялотекущей шизофрении. Вынесение шизотипических расстройств личности за скобки шизофренического спектра отражает стремление отказаться от «навешивания ярлыка» психической болезни таким пациентам.
До появления МКБ–10 в отечественной психиатрии существовали рекуррентная и вялотекущая формы шизофрении. В МКБ–10 (как и в DSM–IV) диагнозы рекуррентная шизофрения и вялотекущая шизофрения отсутствуют. В настоящее время эти расстройства выделены как отдельные нозологические единицы — шизоаффективное расстройство и шизотипическое расстройство соответственно. Частота. 3% населения (чаще диагностируют у мужчин).
Клиническая картина
• Грань между шизотипическим расстройством и шизофренией довольно тонка, поскольку ретроспективно в преморбидном периоде у ряда манифестных больных шизофренией выявляют шизотипическое расстройство. Тем не менее, многие из них в состоянии поддерживать достигнутый уровень социальной адаптации в течение всей жизни.
• Галлюцинаторные и бредовые переживания занимают небольшое место в картине заболевания и обычно выявляются только путём направленного опроса.
• Чаще всего отмечают идеи отношения, при которых больной высказывает убеждение, будто бы окружающие обращают на него особое внимание, что-то замечают в выражении его глаз, со значением переглядываются. Иногда эти идеи сочетаются с дисморфофобией: больной убежден, что глаза у него стали «какие-то дикие», переносица мешает смотреть; разубеждать в этом больных бесполезно. Мышление больных приобретает магический характер, который влияет на поведение и не соответствует нормам данной субкультуры (например, избыточные суеверия, приписывание себе способности к ясновидению, телепатии или наличия «шестого чувства»; у детей и подростков — причудливые фантазии или увлечения).
• У пациентов часто отмечают лёгкие депрессивные состояния, сочетающиеся с ипохондрическими расстройствами и сенестопатиями (например, «нагревание головы», «переворачивание мозгов», жжение в области половых органов). Эти ощущения вызывают у больных страх умереть или заболеть тяжёлой болезнью, из-за чего они постоянно измеряют частоту пульса, АД, проводят анализы крови и т.д.
• В общении больные малоэмоциональны, холодны. Для таких больных характерны странная внешность, отсутствие близких друзей, тревога при общении с окружающими, которая не ослабевает при близком знакомстве и не связана с негативной самооценкой.
• С течением заболевания на первый план выступают навязчивые состояния с нелепыми ритуальными действиями. Например, страх перед возможным загрязнением рук каловыми массами в туалете заставляет больных в течение всего дня мыть руки, стирать бельё. Дома больные ведут крайне однообразный образ жизни, стараясь ни на шаг не отступить от раз и навсегда заведённого порядка, донимают родственников причудливыми прихотями: перед сном ложиться к ним в постель, делать инъекции всегда одного и того же лекарства в определённое время, не включать телевизор.
МКБ-10 • F21 Шизотипическое расстройство