чем опасен канал стамбул
«Дублер» Босфора: чем опасен «сумасшедший проект» Эрдогана
Проект строительства канала «Стамбул» вызывает серьезные нарекания. Экологи опасаются обмеления Черного моря, а политологи – геополитического кризиса в регионе и разрыва действующих международных договоренностей. Обзор «сумасшедшего проекта» Реджепа Тайипа Эрдогана – в материале Никиты Чикунова для Sputnik.
Нужный-ненужный канал
Турецкие власти почти закончили предварительную подготовку и готовы приступить к строительству канала «Стамбул» в ближайшее время. Такое заявление в минувшую среду, 7 апреля, сделал президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.
Впервые об этом проекте глава республики заговорил в 2011 году, назвав его «сумасшедшим». Канал будет представлять собой искусственный судоходный маршрут, соединяющий Черное и Мраморное моря. Фактически он станет «дублером» пролива Босфор – одной из главных транспортных артерий Европы.
Сейчас транспорт, перевозящий такие грузы, вынужден проходить сквозь исторические и густонаселенные районы города, расположенные по берегам Босфора. Для него, кстати, действуют строгие ограничения: в проливе может находится только одно судно с опасным грузом, его обязательно должны сопровождать буксиры, а сам проход возможен только днем. В результате, ожидая свою очередь, танкеры могут простаивать от 14 до 35 часов, что приводит к финансовым убыткам компаний.
Канал «Стамбул» призван не только увести опасные грузы из центра города, но и в целом разгрузить Босфор, через который ежегодно проходят в среднем 43 тысячи судов (примерно в два раза меньше судов проходит через Суэцкий канал – Sputnik). В то же время расчетная пропускная способность пролива составляет всего 25 тысяч единиц.
Преимущество искусственного транспортного коридора будет заключаться в отсутствии крутых поворотов. Самый резкий поворот Босфора составляет 90 градусов. Учитывая сильные течения и плотное движение в проливе, это серьезно повышает риск аварий, уточняется на сайте проекта.
Два моря под угрозой
По мнению океанографа, профессора Университета Хаджеттепе в Анкаре Джемаля Сайдама, строительство канала повлечет за собой необратимые последствия для экосистем Черного и Мраморного морей.
Дело в том, что уровень Черного моря превышает уровень Мраморного – приблизительно на 30-50 сантиметров. Два разнонаправленных течения, действующие в проливе Босфор, не позволяют Черному морю обмелеть, поскольку питают его водами «соседа».
«Кошмар наяву»: канал «Стамбул» станет экологической катастрофой для Турции
Стамбул, 27 июня. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал первый шаг в строительстве судоходного канала «Стамбул», который, по словам экспертов, может стать фатальным для экологии региона.
“Kanal İstanbul, ülkemizin en önemli değerlerinden biri olarak tarihteki yerini alacaktır” https://t.co/xzqDXJDNQJ pic.twitter.com/xPBg9mLPqI
Турецкий лидер объявил о начале реализации проекта по возведению водной артерии на церемонии, посвященной закладке моста Сазлыдере — одного из утвержденных в проекте мостов через канал «Стамбул».
«Сегодня мы открываем новую страницу в истории развития Турции. Сегодня мы делаем еще один шаг на пути развития нашей страны и укрепления нашей нации», — заявил Эрдоган на торжественном мероприятии.
Bugün Türkiye’nin kalkınma tarihinde yeni bir sayfa açtık, Kanal İstanbul Projesi Sazlıdere Köprüsü’nün temelini attık. #KanalİstanbulKazananTürkiye
Ülkemize ve milletimize eser kazandırma mücadelemizi sürdüreceğiz. pic.twitter.com/vZtYIOe2Er
По словам главы государства, новая водная артерия рассматривается как «проект сохранения будущего Стамбула»: она снизит нагрузку на Босфорский канал, облегчит морское движение и сократит время ожидания судов.
«Благодаря каналу «Стамбул» мы в первую очередь стремимся обеспечить безопасность жизни и имущества наших граждан в районе Босфоре и его окрестностях. Нам нужен этот проект, чтобы сохранить историческую и культурную ткань Босфора», — подчеркнул глава Турции.
Эрдоган отметил, что строительство 45-километрового канала, стоимость которого оценивается в 15 миллиардов долларов, займет шесть лет. Новая артерия сама себе обеспечит финансирование за счет доходов от проходящих судов и других инфраструктурных элементов, в первую очередь порта, уверен президент Турции.
На мероприятии присутствовали ведущие политики страны, и одним из выступавших был министр транспорта и инфраструктуры Адиль Караисмаилоглу. Политик заявил, что судоходство на канале «Стамбул» будет в 13 раз безопаснее, чем в Босфорском проливе.
Kanal İstanbul seyir güvenliği açısından İstanbul Boğazı’ndan 13 kat daha güvenli olacak https://t.co/Yv96BiSqhj
Изменение морского баланса
Тем не менее канал вызывает множество опасений у экспертов. Противники проекта озабочены финансовыми расходами, инвестиционными рисками, перспективой разлада отношений с другими странами, а также посягательством на конвенцию Монтре о статусе проливов и отходом от традиций, заложенных основателем республики Мустафой Кемалем Ататюрком. Однако значительная доля критики связана именно с экологической повесткой.
Специалисты предупреждают о серьезных последствиях, включая полное экологическое разрушение Мраморного моря. Это связано с тем, что между Черным и Мраморным морями, которые в настоящее время соединены проливом Босфор, существует хрупкое равновесие.
Erdoğan’s ‘crazy project’: new Istanbul canal to link Black and Marmara Seas https://t.co/ai5ExPIEjO
Турецкий инженер-эколог Джевахир Эфе Акчелик отмечает, что соленость Черного моря меньше, чем в Мраморном море, а содержание микроорганизмов в черноморской акватории намного выше, чем в Мраморном море. Кроме того, уровень Черного моря примерно на 50 см выше, поэтому, если канал будет построен, оно начнет «мелеть», а Мраморное — наполняться загрязненной водой.
По мнению специалиста, возведение новой артерии также приведет к притоку клеточных организмов в Мраморное море, которые будут потреблять дополнительный кислород. Бактерии и другие организмы вызовут сернистый газ, неприятный запах которого может распространиться по всему Стамбулу. Кроме того, есть опасения, что этот процесс может полностью уничтожить жизнь в Мраморном море.
«Некоторые океанографы говорят, что через 30 лет в Мраморном море не останется кислорода. Это действительно вредный и опасный проект», — резюмировал Акчелик.
Стамбул без пресной воды
После ввода в действие канала крупнейший город Турции также может столкнуться с дефицитом пресной воды. В частности, будет уничтожено водохранилище возле плотины Сазлыдере. Кроме того, под угрозой засоления окажутся и другие источники в этом районе, включая озеро Теркос, откуда брали воду еще в античные времена.
По словам специалистов, на европейской стороне Стамбула нет других альтернативных источников воды. Вместо этого правительству придется откачивать ее из реки Сакарья в азиатской части республики. Во-первых, это дороже. Во-вторых, это опасно для здоровья, учитывая, что река проходит через Анкару и загрязненные промышленные районы.
6 milyon kişinin su ihtiyacını karşılayan Sazlıdere Barajı tamamen yok olacak, Terkos Gölü’nün tatlı su kaynakları deniz ile birleşecek.pic.twitter.com/t5Wtz18Pkz
— Kanal İstanbul Gerçekleri (@kanal__istanbul) October 12, 2020
Новый проект также уничтожит лагуну Кючюкчекмедже, что, в свою очередь, может привести к исчезновению сотен различных биологических видов, предупреждают ученые. Лагуна является важным перевалочным пунктом для перелетных птиц, особенно широкохвостой камышовки, серой цапли, восточного имперского орла и фламинго. Все они откладывают яйца именно в Кючюкчекмедже.
Угроза землетрясения
Эксперты неоднократно предупреждали, что в ближайшем будущем Стамбул, вероятно, подвергнется сильному землетрясению. Это обернется значительными рисками для более 15 миллионов жителей.
«Когда произойдет землетрясение, вдоль маршрута канала «Стамбул» могут произойти большие оползни. Вы строите остров в Стамбуле. Если произойдет сильное землетрясение, вы не сможете проникнуть на этот остров», — обратился к властям профессор Стамбульского технического университета, геолог Наджи Горюр.
Prof Dr. Naci Görür’den Kanal İstanbul isyanı: Haykırmaktan sesim kesildi, yüz binlerce insanın can güvenliği yokhttps://t.co/BzdKnvOe0R
По словам ученого, правительство должно подготовить город к потенциальному землетрясению и вкладывать деньги в безопасность людей, а не заниматься затратным проектом в период экономической нестабильности в стране.
«Морские сопли»
В настоящее время Мраморное море и так переживает экологическую катастрофу. Его берега оккупировали так называемые «морские сопли», или морская слизь. Эта проблема усилилась в последние шесть месяцев и теперь может представлять угрозу для местной фауны, а также людей, которые более не могут рыбачить и купаться в зараженных водах.
Возникновение слизеподобного вещества связано с фитопланктоном. Его размножение может выйти из-под контроля, когда питательные вещества, такие как азот и фосфор, проникают в морскую воду, что вызывает химический процесс.
На днях министр транспорта и инфраструктуры Адиль Караисмаилоглу в одном из интервью заявил, что строительство канала «Стамбул» якобы поможет положить конец проблеме «морских соплей».
«Черное море намного чище, чем Мраморное. Когда канал «Стамбул» будет построен, воды из рек, впадающих в Черное море, вольется в Мраморное море. Это улучшит качество воды там и положит конец «морским соплям», — сказал министр.
Странную связь между исцеляющим эффектом проекта Эрдогана и избавлением от морской слизи не поняли в научном сообществе.
«Удивительно и грустно, что наш министр транспорта представил канал «Стамбул» в качестве решения проблемы слизи в Мраморном море. Надеюсь, он пошутил», — сказал Наджи Горюр.
«То, что случилось с нами в Мраморном море, произошло в результате пренебрежения наукой, отходом от знаний. То, что сказал наш министр, не имеет отдаленного отношения к науке. Слизь началась с Черного моря и достигла Мраморного моря. Теперь наша обеспокоенность связана с Эгейским морем», — заявил океанограф Ахмет Джемаль Сайдам.
Ночные кошмары мэра Стамбула
Один из наиболее ярых критиков проекта — мэр Стамбула Экрем Имамоглу, который по данным недавних опросов по популярности намного опережает Эрдогана. По его мнению, новая водная артерия нанесет беспрецедентный ущерб ресурсам планеты.
«Я не могу спать по ночам, когда думаю об этом цементном проекте. Мне снятся кошмары об этом», — заявил мэр Стамбула от оппозиционной «Республиканской народной партии» (РНП) журналистам во время недавней пресс-конференции.
По мнению политика, закладка фундамента нового моста является «иллюзией», которая связана со строительством автомагистрали, а не канала.
«Если проект будет завершен, первое, что приходит на ум, это право будущих поколений жить в здоровой окружающей среде. Никакая сумма денег не сможет исправить это, если это право будет потеряно», — сказал Имамоглу в интервью The Guardian.
Таким образом, несмотря на заверения Эрдогана о важности проекта канала «Стамбул», у специалистов и научных работников он вызывает огромные опасения. «Сумасшедший проект» создаст серьезные и необратимые неблагоприятные последствия для экосистемы и жителей не только в Стамбуле, но и во всем Мраморноморском регионе. Строительство канала может повлечь за собой потерю пресной воды, изменение баланса между морями и загрязнение почвы и подземных вод.
Кроме того, популярностью у народа проект тоже не пользуется. По данным последних опросов, лишь 28,6% граждан поддерживают идею воплощения безумного плана в жизнь.
Канал «Стамбул» и выход Турции из конвенции Монтрё — реальные риски для России?
10 отставных турецких адмиралов оказались арестованы по подозрению в госизмене, поскольку подписали письмо, в котором высказали обеспокоенность в связи со строительством канала «Стамбул» и возможностью выхода Турции из конвенции Монтрё, регулирующей статус ныне действующих каналов в проливах Босфор и Дарданеллы.
Напомню, разговоры о перспективах строительства нового канала в 100 км к западу от Стамбула начались десять лет назад, когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал проект, который планировалось завершить к столетию Турецкой республики в 2023-м году.
Проект имеет весьма спорное экономическое значение. Действительно, канал через Босфор в значительной степени обмелел и зачастую не справляется с нагрузкой. Полагаю, недавние события в Суэцком канале должны были еще больше укрепить уверенность авторов проекта в его необходимости. В любом случае, новый канал снимал бы значительную часть нагрузки с Босфора, который пропускает около 53 тысяч судов в год.
При этом несомненный плюс нового канала для Турции — возможность зарабатывать на нем. Согласно конвенции Монтрё, Анкара не может брать денег за проход по существующим каналам, довольствуясь лишь оплатой лоцманских и буксировочных услуг.
Новый канал будет подчиняться исключительно турецким законам, и за проход по нему Анкара сможет установить плату. Другой вопрос, многие ли судовладельцы захотят платить, когда есть возможность пройти бесплатно, если не происходит форс-мажорной ситуации в Босфоре?
Так или иначе, вопрос окупаемости канала остается дискуссионным. Кроме того, споры ведутся вокруг экологического вреда, который тот может причинить Стамбулу, — предполагается, что канал пройдет через водохранилища, питающие город пресной водой. По этой причине против канала активно выступают власти города.
Другой вопрос в том, что большинство экспертов сходится во мнении, что новый канал поможет увеличить влияние Турции.
«Турция хочет стать хабом, который объединяет Север и Юг, Запад и Восток, — уверен старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, доцент Дипломатической академии МИД России тюрколог Владимир Аватков. — Для этого ей необходимо создавать различные инфраструктурные проекты, которые позволяли бы ее использовать свое геополитическое положение. Одним из таких проектов как раз и является канал „Стамбул“, который будет приносить экономические выгоды Турции и геополитически повышать ее самостоятельность».
В любом случае ясно, что завершить проект в установленные изначально сроки — нереально. В прошлом году его не только не начали строить, еще даже не было тендера на строительство, так что предварительные сроки сдвинуты уже на 2025—2026 годы и, судя по всему, будут сдвинуты еще.
Повторю, экономическое значение канала — вопрос крайне спорный, и не исключено, что он вообще не будет построен. Некоторые эксперты считают, что это исключительно пиар-проект турецкого президента.
События вокруг письма дают основание предположить еще и то, что ситуация используется турецким лидером для сведения счетов с оппонентами — в первую очередь с оппозицией в лице военных, от которой турецким лидерам всегда исходила наибольшая опасность. Военные в Турции всегда прозападно настроены и считают себя хранителями заветов Мустафы Кемаля. Они трижды свергали правителей, которых подозревали в отходе от этих заветов. Четвертым чуть не стал сам Эрдоган летом 2016-го.
Очевидно, что ему выпала хорошая возможность «дозачистить» тех, кого не успел тогда.
«Те, кто выступают против реализации проекта, являются врагами Ататюрка и Турецкой республики», — заявил ранее Эрдоган.
Однако те, кто выступают против, как раз считают, что это Эрдоган разрушает систему, созданную Кемалем Ататюрком. Подписавшие письмо адмиралы считают, что необходимо сохранить действующую конституцию Турции на фоне инициативы Эрдогана о разработке новой конституции. Впрочем, похоже на то, что какой-то крупной «зачистки» все же не будет.
«На мой взгляд, связывать данный проект с тем, что он нарушает заветы Кемаля Ататюрка, не обосновано, ввиду того, что заветы относительно каналов и прочего, Ататюрк не оставлял», — отмечает турецкий эксперт Икбаль Дюрре. — Большинство этих адмиралов, да, являются приверженцами светских взглядов, но во время попытки военного переворота 2016 года, все же встали на сторону Эрдогана. Недавно в турецкой прессе была опубликована фотография одного действующего адмирала в облачении, принадлежащем одной из влиятельных религиозных сект в стране. Все это произошло на фоне горячих споров вокруг строительства канала «Стамбул», реализация которого может повлечь за собой серьезные геополитические изменения в регионе. Видимо, все эти факторы вызвали озабоченность у этих отставных адмиралов, которые подписали данное письмо.
При этом стоит обратить внимание, что арестованы лишь некоторые из них. Сначала 10 из 103. Потом четверых отпустили. Думаю, и других отпустят. Шумиха вокруг письма с подписями отставных адмиралов дала возможность правящей партии сменить повестку дня и отвлечь общественность от экономических и прочих проблем, которые сегодня остро стоят в турецком обществе. Не секрет, что партия власти переживает не лучшие времена, и подобные вещи дают хорошую возможность для консолидации своего электората».
Ведущий эксперт Центра военно-политического анализа МГИМО доктор политических наук Михаил Александров думает, что весь этот скандал с адмиралами организован, скорее всего самим Эрдоганом:
«Его задача — привлечь международное внимание к теме строительства канала и найти инвесторов. Чтобы такие инвесторы появились, Эрдогану нужно заинтересовать западные государства и прежде всего США. Для этого он поднял тему, о возможности пропуска через канал кораблей НАТО и выходе из конвенции Монтрё. Он надеется, что Запад клюнет на эту удочку и даст денег. Однако, когда канал будет построен, контроль над ним будет полностью в руках Турции. То есть она будет решать, пропускать ли ей НАТОвские корабли и подводные лодки, в каком количестве и за какие деньги».
При этом эксперт уверен, что отказываться от конвенции Монтрё турки не будут, поскольку она дает им права контроля над Черноморскими проливами, в то время как все другие проливы в мире регулируются Конвенцией по морскому праву, которая лишила бы Турцию тех привилегий, которая она имеет сейчас.
«Действительно, пускать — не пускать военные корабли третьих стран в обычных проливах никто не может, а Турция в своих проливах может», — поясняет он.
Владимир Аватков также уверен, что с созданием нового канала, конвенция Монтрё не будет ставиться под вопрос.
«Она продолжит свое существование, но при этом можно будет создавать условия по обходу этой конвенции через соответствующие каналы. Не обязательно в 21 веке выходить из конвенции чтобы менять среду международно-политического и регионального сотрудничества. Она сама изменится со строительством каналов, будут обеспечены абсолютно новые условия прохождения через каналы. Здесь очень важно то, что Турция пытается продемонстрировать России, что этот проект — это повышение самостоятельности в рамках системы международных отношений. В то же время США Турция хочет продемонстрировать, что может подорвать интересы России в Черноморско-Каспийском бассейне».
Так или иначе, повод для разговоров о возможном выходе из конвенции в конце 2019 года дал сам Эрдоган, заявив, что морское сообщение через новый стамбульский канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё.
«Стамбульский канал не имеет отношения к конвенции Монтрё. Мы проектируем новый канал как альтернативу для морского сообщения через Босфор. Только за последние два года на Босфоре произошла 41 авария с судами. Да и нельзя забывать катастрофы прошлого», — сказал тогда турецкий президент.
Напомню, конвенция Монтрё гласит, что через Босфор и Дарданеллы могут проходить беспрепятственно любые торговые суда любых государств. А вот для военных кораблей режим различается. Корабли черноморских государств также имеют право беспрепятственного прохода, а вот для кораблей не черноморских стран установлен лимит по тоннажу, водоизмещению, а главное — сроку пребывания в Черном море.
Учитывая, что Турция — член НАТО, да и в прошлом отношения с Россией были не самыми дружественными, для нашей страны Конвенция имела и имеет особое значение, в ней есть свои плюсы минусы. Во-первых, согласно ей, Турция не может взять и перекрыть проливы, за исключением случаев вовлеченности в войну. А во- вторых, наложенные на нечерноморские государства ограничения исключали, к примеру, появление в Черном море американского авианосца.
«Конвенция Монтре, действительно ограничивает общий тоннаж нечерноморских стран в Черном море, общим водоизмещением 45 000 тонн», — поясняет Михаил Александров. — Для примера, это 5 американских эсминцев класса «Арли Берк». Довольно внушительная сила. В этом плане строительство канала ничего не меняет. Однако есть другие ограничения, имеющиеся в Конвенции, которые не будут распространяться на канал. Это касается авианосцев и подводных лодок. Сейчас нечерноморские государства не могут проводить их через проливы, а со строительством канала теоретически смогут. И если современный американский авианосец не сможет войти в Черное море из-за своего тоннажа, то атомные подлодки класса «Вирджиния» вполне. Наличие в Черном море американских подводных лодок может создать серьезную угрозу безопасности России».
Риски для России приобретают особую серьезность сегодня, когда три из шести (не считая Абхазии) причерноморских страны уже члены НАТО, а две — стремятся туда вступить. Впрочем, тут есть еще ряд нюансов.
Во-первых, помимо Босфора, связывающего Черное море с Мраморным, есть еще и Дарданеллы, связывающий Мраморное море со Средиземным — и на этот пролив также распространяется действие конвенции. То есть туркам придется прорыть два канала, чтобы пускать в Черное море суда в обход Конвенции. А во-вторых, конвенция Монтрё, помимо использования проливов, регулирует и сам статус Черного моря. То есть, какими бы способами корабли не попадали в Черное море, правила конвенции действуют в любом случае!
Единственный способ изменить это для Турции — выйти из конвенции. Несмотря на то, что большинство экспертов не рассматривают такой сценарий, сам Эрдоган ранее давал понять, что это все же не исключено.
«Если цель состоит в том, чтобы внести свой вклад в дискуссию о конвенции Монтрё, нет смысла в публикации каких-либо документов, стоит дать возможность высказать свое мнение академическим кругам. Мы не пытаемся, и даже не думаем выходить из конвенции Монтрё. Но если эта потребность возникнет в будущем, мы не постесняемся пересмотреть любой договор, противоречащий нашим интересам», — заявил он недавно.
Есть еще одна опасность для России — война — единственный случай, при котором Турция имеет право закрыть существующие пролив. Правда, согласно конвенции, речь должна идти исключительно о войне с участием самой Турции, но Турция — член НАТО, а нападение на одну страну альянса означает вступление в войну всех остальных. То есть формально война России с НАТО, даже если Турция реально не будет участвовать в ней, будет означать войну между нами, и это даст Турции право закрыть проливы для нас, зато пускать в Черное море корабли тех же США. В этом случае, наверное, придется вспомнить слова Андрея Громыко, который говорил, что в случае закрытия каналов для СССР наш флот проделает новые — на месте Стамбула.
Остановить допуск НАТОвских кораблей через новый канал мы тоже можем.
«Этот канал Россия вполне сможет „закрыть“ пуском ракет комплекса „Бастион“, — уверен Михаил Александров. — Затопление даже одного судна в этом канале заблокирует его на достаточно длительный срок. И НАТОвские подводные лодки через него не пройдут».
Кроме того, эксперт считает, что Россия вполне может снабжать свою группировку в Сирии, не имея права на проход военных кораблей. А в случае враждебных действий со стороны Анкары — перекрыть движение турецких судов через проливы изнутри Черного моря. Тогда Турция лишится морского сообщения со своими причерноморскими областями и партнерами на постсоветском пространстве».
«Это, однако, не значит, что российская дипломатия должна сидеть сложа руки. Мы должны настаивать, чтобы положения конвенции Монтрё распространялись и на канал», — подчеркивает он.
Владимир Аватков также не верит в возможность радикального сценария. По его мнению, Турции выгоден нынешний правовой статус Черного моря:
«Что реально связывает Россию и Турцию и может послужить положительным моментом в рамках дальнейших консультаций по изменению ситуации после строительства канала „Стамбул“ — это то, что Турция также не заинтересована в усиление внерегиональных акторов в Черном море. Кроме того, очевидно, что Россия может участвовать в тендере на строительство этого канала, может участвовать в управлении этим каналом совместно с Турцией. Если что-то невозможно остановить, а при нынешнем режиме остановить строительство практически невозможно, значит, этот процесс нужно возглавить…»
«К чему может привести строительство канала, выйдет ли Турция после этого из конвенции Монтрё, и как это может повлиять на отношения с Россией — все это будет зависеть от того баланса сил, который будет складываться на тот момент в регионе, — уверен Икбаль Дюрре. — Но, конечно, не сложно догадаться, что в этом проекте заинтересованы Великобритания и США, потому что появление нового канала как минимум в будущем даст возможность манипуляции вокруг конвенции Монтрё, которая в своём нынешнем виде их не устраивает.
Выйдет ли Эрдоган из конвенции? Конечно, теоретически может, но другой вопрос, останется ли он у власти к тому времени? И вообще, как изменится баланс сил до этого времени в регионе? И будет ли проект нового канала реализован в принципе? Я думаю, что, если он его построит, то может и выйти из Монтрё. Эрдогану, как он уже неоднократно об этом заявлял, не то что Монтрё, но и Лозаннский договор не устраивает, а Монтрё и есть продолжение Лозаннского договора».
Что ж, если турецкий эксперт не преувеличивает и Эрдоган и впрямь захочет пересмотреть Лозаннский договор, то тут уже и не до проливов будет…
Дмитрий Родионов,
директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития