чем опасен государственный долг
Отправить по почте
Структура долга
Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2021 гг.)
Дата публикации: 18.11.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 ноября 2021 года
Дата публикации: 18.11.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 октября 2021 года
Дата публикации: 21.10.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 сентября 2021 года
Дата публикации: 23.09.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 августа 2021 года
Дата публикации: 18.08.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июля 2021 года
Дата публикации: 16.07.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 июня 2021 года
Дата публикации: 17.06.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 мая 2021 года
Дата публикации: 13.05.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 апреля 2021 года
Дата публикации: 15.04.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 марта 2021 года
Дата публикации: 12.03.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 февраля 2021 года
Дата публикации: 16.02.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2021 года
Дата публикации: 11.02.2021
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 декабря 2020 года
Дата публикации: 15.12.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 ноября 2020 года
Дата публикации: 20.11.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 октября 2020 года
Дата публикации: 26.10.2020
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 сентября 2020 года
Государственный долг: проблема или необходимость?
Принято считать, что государственный долг может стать угрозой для безопасности экономики, однако формирование долгового механизма покрытия бюджетных расходов считается нормальной практикой как для России, так и для других развитых стран. Разбираемся, является ли госдолг проблемой современной экономики или необходимым фактором ее существования.
Чем опасен госдолг?
Наличие госдолга имеет свои недостатки. Это особенно актуально в отношении внешнего долга. Прежде всего, он усиливает зависимость государства от международных кредиторов, обесценивает национальную валюту. Растущая долговая нагрузка способствует увеличению стоимости государственных заимствований, что ведет к удорожанию стоимости капиталов на финансовом рынке и тормозит деловую активность. Рост объемов заимствований провоцирует инфляцию и нарушает баланс между товарным и денежным обращением.
Актуализация рисков государственного долга в мире наблюдается с 2008 года, когда в условиях мирового финансового кризиса некоторые страны (Греция, Испания, Италия, Португалия и др.) столкнулись с невозможностью рефинансировать накопленный за предыдущие периоды государственный долг для его погашения и обслуживания, что привело к дестабилизации их финансовой системы и экономики.
Ситуация в мире
Количественный анализ стран мира по уровню государственного долга в процентном отношении к ВВП за 2013, 2015 и 2018 годы показывает, что при устойчивом росте совокупной долговой нагрузки ее распределение в процентных диапазонах неравномерно. Заметно выросло число стран с долговой нагрузкой выше 60%. Если в 2013 году с уровнем государственного долга, превышающим 60% ВВП, было 48 стран, то в 2015 году их количество выросло до 61, а в 2018-м — до 67. Количество стран с уровнем госдолга от 80 до 100% также увеличилось: с 10 в 2013 году до 27 — в 2018-м. В то же время количество стран с нагрузкой выше 100% за рассматриваемый период сократилось с 15–17 в 2013 и 2015 годах до 11 к концу 2018 года. Около 64% стран мира от их общего количества к концу 2018 года имеют госдолг, не превышающий 60% ВВП. Среднее значение совокупного государственного долга к мировому ВВП составило при этом 80%.
Среди всех стран наибольший по абсолютному размеру государственный долг имеют США — около 21 трлн долларов. Однако в относительном выражении к ВВП самый крупный долг имеет Япония — 235%.
Количественное распределение стран мира по уровню государственного долга в % к ВВП в 2015 и 2018 годах
Ситуация в России
За последние 10 лет прослеживается умеренный рост совокупного объема государственного долга Российской Федерации с нарастанием его темпов начиная с 2014 года. Это связано с ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, началом торможения российской экономики, постепенным исчерпанием суверенных резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета. С 2013 по 2017 год государственный долг увеличился на 3,7 трлн рублей, или на 3,6 п.п. к ВВП.
Государственный долг РФ 2010 – 2021 гг.
Тенденция к росту сохраняется даже в периоды утверждения федерального бюджета с профицитом. Более того, этот рост с 2018 года имеет ускоренную динамику. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» государственный долг вырастет на 5,4 трлн рублей (на 3% к ВВП). Причиной такого роста является необходимость расширения финансирования национальных проектов за счет государственных займов, а не за счет дополнительных нефтегазовых доходов, создающих этот профицит. Это обусловлено действующим бюджетным правилом, которое используется при составлении и исполнении федерального бюджета.
Несмотря на рост государственного долга, общая долговая нагрузка Российской Федерации остается на безопасном уровне (менее 20%).
Основные показатели долговой нагрузки Российской Федерации в 2016–2021 годах
Прогноз на 2019–2021 годы
Российская Федерация будет иметь значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания. Рост долга будет происходить преимущественно за счет внутренних займов, что снижает валютные риски для суверенного заемщика и экономики в целом. Одновременно в два раза сократится отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг.
Сохранение долговой нагрузки федерального правительства на безопасных уровнях является одним из преимуществ бюджетной системы РФ в период нарастающих внутренних и глобальных рисков. Это позволяет Российской Федерации сохранять значительный запас как по объему государственного долга, так и по возможностям его погашения и обслуживания, а также дает возможность в случае возникновения трудностей с привлечением необходимой суммы государственных займов на внутреннем рынке компенсировать дефицит ресурсов с внешнего рынка заимствований.
Алла Чалова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова. (РЭУ-Аналитика).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Эксперты раскрыли, насколько критично рекордное увеличение госдолга России и что будет с экономикой дальше
Причины роста
Основной рост долга произошёл за счёт внутренних заимствований, говорится в докладе Счётной палаты России об исполнении федерального бюджета РФ за 2020 год. Внутренний долг РФ увеличился за год на 4,6 трлн рублей (на 45,4 %) и составил 14,79 трлн рублей, внешний долг в рублёвом эквиваленте вырос на 799,7 млрд рублей (на 23,6 %) и составил 4,2 трлн рублей.
Столь крупный прирост обусловлен тем, что в 2020 году возник огромный бюджетный дефицит, отметил экономист Райффайзенбанка Денис Порывай. В прошлом году значительно упали цены на нефть и газ, а также сократились налоговые поступления из-за того, что экономика просела, и малый и средний бизнес сильно пострадали. При этом государство не стало отменять национальные проекты, несмотря на то что доходы бюджета сократились.
«Дефицит был закрыт за счёт размещения облигаций федерального займа. Их купили в основном госбанки», — напомнил эксперт.
В предыдущие кризисные годы правительство тратило средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ), однако в 2020 году, в условиях низких процентных ставок, Минфин предпочёл наращивать долг, пояснила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Таким образом, рост государственного долга можно объяснить реализацией монетарной политики по борьбе с последствиями коронакризиса, отметила доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова Татьяна Скрыль. «Российская экономика требовала большей ликвидности для покрытия бюджетного дефицита, поэтому часть средств было решено компенсировать за счёт увеличения государственного долга», — отметила она.
Так ли велик российский госдолг
Общий объём госдолга достиг 17,8 % ВВП (против порядка 14% в 2019 году), говорится в докладе Счётной палаты. Закон о федеральном бюджете предполагал, что показатель вырастет ещё больше — до 19,1% ВВП. В 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8%, а в 2023-м — до 21,4%.
При этом по объёму показателя в отношении к ВВП госдолг России остаётся низким, отметил Порывай. «Мы являемся одной из немногих стран мира с таким низким уровнем долга. Этому показателю ещё есть куда расти, ничего критического здесь нет», — подчеркнул он.
Эксперт напомнил, что помимо объёма ВВП нужно также смотреть на международные резервы. «В нашей стране очень большие резервы, одни из самых больших в мире в целом и среди развивающихся стран в частности, можно по пальцам пересчитать страны, которые имеют больший объём резервов», — отметил Порывай. При этом доля нерезидентов в долге России небольшая, в основном долг в локальной валюте, добавил он.
Уровень госдолга в 19–20% от ВВП в мировом масштабе — довольно низкая величина, и это точно не представляет риска для экономики, добавила Наталия Орлова из Альфа-банка.
Стоит ли россиянам ожидать дестабилизации экономики
Опрошенные «Секретом» эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на повышение суммы госдолга, поводов для дестабилизации экономики пока нет.
В период высоких цен на нефть формировались государственные резервные фонды и опережающими темпами погашался государственный внешний долг, напомнил руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов.
Это привело к аномально низкому по сравнению с ведущими экономическими державами уровню долга по отношению к ВВП. По его мнению, низкий уровень госдолга всё ещё остаётся весьма существенной «заначкой на чёрный день», так как позволяет привлекать средства по мере необходимости, сохраняя государственный резервный фонд в качестве неприкосновенного запаса.
При этом, по мнению Скрыль, рост госдолга даёт ускорение развитию экономики за счёт дополнительно привлечённых средств. И для развитых стран жить в долг совершенно обыденное поведение, добавила она.
Даже увеличение уровня госдолга до 50–60% от ВВП не будет критичным, считает Денис Порывай. А вот паниковать нужно будет начинать при росте показателя до 100% от ВВП.
«Долг нужно обслуживать, и в этом случае обслуживание долга будет «съедать» рост ВВП. Деньги нужно будет изымать из экономики. В этом случае возникают чувствительность к процентной ставке и риск невозможности занять на рынке», — отметил эксперт. Он добавил, что этому подвержены развивающиеся страны с большим долгом по отношению к ВВП. Эти страны не могут занять, и возникает риск дефолта, яркий пример таких стран — Аргентина.
Проблема не в размере долга, в способности его обслуживать, согласился с коллегами научный сотрудник Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. «Пока покупают нефть и газ, мы долг обслуживать можем», — подчеркнул он.
Что будет дальше
Планируемый дефицит бюджета в 2021 году составляет порядка 2,75 трлн рублей, отметил Ордов. Это потребует и дальше расширять участие государства на рынке долгового капитала. То есть госдолг продолжит расти. С этим солидарны все опрошенные эксперты.
По мнению Порывая, основным фактором, который будет влиять на дальнейшее наращивание госдолга, остаётся относительно мягкая бюджетная политика из-за слабого роста экономики. Российский экспорт (налоги от которого формирует основную доходную часть бюджета) преимущественно сырьевой, а весь развитый мир потихоньку переключается на «зелёную» энергетику. Сильного роста цен на газ и рост объёмов экспорта не предвидится, и глобально это сдерживает экономику РФ.
«Драйверов для опережающего роста ВВП сейчас тоже нет. При текущем инвестиционном климате приток прямых иностранных инвестиций минимальный, и в целом преобладает вывоз капитала. Кризис сократил малый и средний бизнес, и собираемость налогов особо не растёт. В то же время присутствует много социальных обязательств и госинвестиций в инфраструктуру», — пояснил эксперт.
Новости без купюр и масок в инстаграме «Секрета фирмы».
Санкции на госдолг? Разбираемся
Джо Байден подписал указ, запрещающий финансовым учреждения США покупать новые выпуски рублевых гособлигаций с 14 июня 2021 г. госдолг.
Запрет коснется только покупок на первичных аукционах, по аналогии с введенным в 2019 г. запретом на участие в первичных размещениях российских государственных еврооблигаций.
Разбираемся, насколько чувствительными могут быть такие ограничения.
В марте Минфин разместил на первичных аукционах 562,6 млрд руб., из которых на нерезидентов пришлось около 50 млрд руб. (9,6%). В апреле, на фоне геополитической напряженности, эта доля могла быть еще меньше, но при этом совокупный спрос остается высоким.
На этой неделе прошли очередные аукционы, на которых был поставлен рекорд по объему продаж ОФЗ с фиксированным купоном. В ходе двух аукционов Минфин привлек более 380 млрд руб. Рынку были предложены 7-летний выпуск ПД-26236 и 14-летний ПД-26235. Спрос на более короткий выпуск почти в полтора раза превысил объем размещения. ПРАЙМ сообщает, что почти 72% (276 млрд руб.) от всего размещенного объема приобрел банк ВТБ.
Данные Банка России показывают, что в более широкой перспективе ключевым покупателем российских ОФЗ выступают локальные инвесторы. Доля нерезидентов в общем объеме привлечений не так велика.
Доля нерезидентов в ОФЗ за год сократилась более чем на 11 процентных пунктов. На 1 апреля 2021 г. она составила 20,2% или чуть более 3 трлн руб. В абсолютном выражении объем принадлежащих нерезидентам ОФЗ остается стабильным. Покупки на аукционах компенсируются нетто-продажами на вторичном рынке.
Санкции на госдолг не являются критичными для выполнения Минфином плана по заимствованиям. Волатильность на долговом рынке может вырасти, но серьезных негативных последствий не ожидается. Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина уже отмечала, что регулятор располагает всеми инструментами, чтобы справиться с возможными последствиями таких санкций.
«Что касается темы санкций США на государственный долг: эта тема постоянно обсуждается, мы ее многократно обсуждали. Если такие санкции будут, могут быть краткосрочные колебания ликвидности, но в целом у нас уровень государственного долга очень небольшой по международным меркам, один из самых низких. И то, что проводится бюджетная политика и госдолг находится в постоянно контролируемой зоне, — это не создает каких-то системных рисков финансовой стабильности. В любом случае у нас есть все инструменты для того, чтобы с волатильностью на финансовом рынке справляться», — цитирует Набиуллину Интерфакс.
Комментарий эксперта БКС Мир инвестиций Василия Карпунина:
«Естественно, любые ограничения по инвестированию в российский госдолг негативны. Более низкий спрос — это фактор в пользу более высоких процентных ставок. Однако с учетом доли нерезидентов в районе 20% ситуация не выглядит критичной.
Более того, мне кажется, что не стоит недооценивать важный психологический фактор. Участники рынка долгое время находятся в состоянии неопределенности по поводу рисков введения санкций. Сейчас с их утверждением этот навес негативных ожиданий уйдет. Ранее все понимали, что новые санкции могут спровоцировать локальный всплеск волатильности, бегство из рублевых активов. В связи с этим аллокация на российские акции могла быть пониженной. Сейчас же этот навес исчезает, а коррекцию на рынке могут достаточно быстро выкупить «по факту» свершившегося события.
Финансовой стабильности санкции в отношении госдолга не угрожают, учитывая крайне низкий долг относительно накопленных ЗВР. Минфин России в таком случае будет полагаться на внутренних инвесторов для покрытия потребностей в финансировании дефицита бюджета, а Банк России может поддержать ликвидностью российские банки для работы на рынке ОФЗ».
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Итоги торгов. Распродажи могут усилиться на следующей неделе
Идеальные фишки: дают максимум доходности на единицу риска
Агрегатор такси уезжает в Гонконг. Китайские бумаги поехали вниз!
Рынок США. Повод для размышлений ФРС — данные по занятости слабые, инфляция высокая
Главное за неделю. Будем качать посвистывая
Небольшой биотех потеснил Apple в топе по оборотам на СПБ Бирже
Акции CrowdStrike упали от максимумов на 30%. Какие перспективы
NVIDIA. Пора забыть про сделку с ARM?
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Что такое государственный долг страны
Инвестпривет, друзья! В последнее время всё чаще в новостях говорят о государственном долге различных стран. Разберемся, что это такое, из каких частей состоит государственный долг, как он измеряется, как влияет на экономику и почему инвестору необходимо о нем знать.
Что такое государственный долг
Госдолг, если говорить простыми словами – это макроэкономический показатель, характеризующий общий размер задолженности государства перед своими кредиторами. Кредиторами государства могут быть:
Основу госдолга составляют государственные облигации. В России, например, это ОФЗ (облигации федерального займа), ОФЗ-н и муниципальные облигации, в США – казначейские облигации (трежерис).
Купить госдолг любой страны можно на бирже в свободном доступе. Те же ОФЗ могут купить кто угодно. На Мосбирже также обращаются государственные облигации Белоруссии и Казахстана – можно вложиться в госдолг братских государств.
Также госдолг бывает отрицательным или положительным. Отрицательный госдолг – это хорошо. Его наличие означает, что резервов государства хватает для покрытия обязательств. Но у большинства стран госдолг положительный.
Главное для правительств – следить, чтобы соотношение госдолга и ВВП не переходило опасную черту в 77%.
У России традиционно низкий госдолг. На 1 июля 2020 года он составлял примерно 14,765 трлн рублей, из которых 11,171 трлн рублей – внутренний госдолг, а 3,594 трлн рублей (или 51 млн долларов) – внешний.
Внутренний и внешний долг
Итак, госдолг делится на внутренний и внешний. Внутренний долг – это обязательства правительства перед физлицами, организациями и банками внутри страны, а именно:
Внешний госдолг – это долги по бумагам, номинированным в иностранной валюте и выпущенных для покупки иностранными агентами. К ним относятся:
Основная масса госдолга обоих типов формируется гособлигациями.
В российский госдолг, кстати, можно проинвестировать с помощью БПИФа SBGB.
Как покрывается и обслуживается долг
Государство, как и любой другой должник, обязано погашать свои обязательства, выплачивая при этом проценты. И чем выше уровень доверия к государству, тем охотнее ему будут давать в долг, и тем меньшую ставку оно будет предлагать. Если же доверия к государству нет, и инвесторы ожидают от него дефолта (привет Венесуэле!), то для привлечения капитала правительство будет увеличивать ставку по своим облигациям.
Платит государство, как и любой другой должник, по графику – в каждом выпуске облигаций зафиксированы даты и суммы платежей, а также дата окончательного расчета, когда будет погашен весь выпуск.
Платежеспособность государства оценивается по многим параметрам. Самый главный – наличие ликвидных активов. Обычно к ликвидным активам относятся:
Государство покрывает свои долги за счет данных средств. Россия имеет валютные запасы практически эквивалентные по размеру госдолгу. То есть в случае чего наша страна может тут же расплатиться со всеми долгами разом.
Если у государства не хватает денег на покрытие внешних и внутренних долгов, то оно может нарастить резервы не совсем приятными для граждан способами: путем повышения налогов и акцизов или сокращения внутренних расходов.
Ну, или правительство можете перезанять денег у других стран (или у своих граждан), реструктуризировать задолженность или (если это США) напечатать недостающую сумму долга.
Чем грозят санкции против российского госдолга
США уже несколько раз грозились ввести санкции против российского госдолга (и иногда-таки вводили). Что это значит на практике? США запрещают своим внутренним инвесторам приобретать и хранить российские государственные бумаги – то есть ОФЗ.
Чем это грозит России?
Владельцами значительной части ОФЗ (в разные времена – от 30% до 44%) является нерезиденты России – иностранные инвесторы. Чтобы купить ОФЗ, они меняют свои франк, иены и доллары на рубли. Если они будут выходить из ОФЗ, это грозит:
В итоге для России выход нерезидентов из ОФЗ ничем хорошим не обернется. И сильная нефть тут не поможет.
С другой стороны, падение стоимости ОФЗ повлечет повышение их доходности – и внутренние инвесторы будут охотнее скупать российские госбумаги с высоким уровнем надежности. Но вот девальвация рубля – это будет очень неприятно.
Для чего нужно смотреть на размер госдолга
Само по себе значение госдолга мало о чем говорит – это всего лишь показатель. Гораздо интереснее (и полезнее) сравнивать госдолг с другими макроэкономическими показателями, например, резервами и ВВП.
В сравнении с резервами госдолг показывает платежеспособность страны. Его у страны нет возможности заплатить по долгам, то ее облигации начнут падать в цене. При прекращении выплат появляется вероятность дефолта. А это вообще неприятная вещь, уж поверьте.
В сравнении с ВВП госдолг показывает долговую нагрузку компании. Это некий аналог мультипликатора NetDebt / EBITDA для предприятия, который позволяет оценить «запас прочности» государства.
Специалисты Всемирного банка считают, что пороговым «безопасным» значением является размер госдолга в 77% от ВВП. Если ниже – всё нормально. Выше – пора бить тревогу.
У России на протяжении последних 10 лет соотношение госдолга и ВВП было меньше 17%. А вот у США он составляет 107%. Рекордсмен здесь Япония – соотношение госдолга и ВВП у нее 237%.
Власти обычно стремятся установить ограничение на размер госдолга, но помогает это мало. В тех же США потолок госдолга регулярно поднимают.
В целом для таких развитых экономик, как Япония, США или Италия, высокий уровень госдолга по отношению к ВВП не является проблемой, если он (госдолг) обслуживается. Но в той же Японии такая нагрузка – проблема. Уже больше трех десятилетий в стране пытаются разогнать инфляцию и простимулировать производство. Получается плохо.
Для развивающихся стран высокий показатель госдолг / ВВП критичен. Страна просто не сможет брать в долг по хорошим процентам и развиваться.
Страны с самым высоким и низким госдолгом
Рекордсменом по самому высокому размеру госдолга являются США – они должны кредиторам 26,728 трлн долларов. Затем идут:
Весь внешний долг Евросоюза составляет 15,378 трлн долларов, а Еврозоны – 11,807 трлн.
Единственная страна с отрицательным внешним госдолгом – Великобритания, ее госдолг равен –10,99 млрд долларов. Также небольшой долг у Никарагуа (0,21 млрд долларов), Сейшелов (0,837 млрд), Косово (1,414 млрд), Суринама (1,581 млрд), Ботсваны (2,27 млрд), Черногории (3,693 млрд).
По отношению госдолга к ВВП «места» распределены так:
Это, можно сказать, самые закредитованные страны. Они должны выплатить гораздо больше, чем производят внутреннего продукта.
С другой стороны находятся:
У этих стран долгов гораздо меньше по сравнению с ВВП.
У братской Белоруссии, кстати, отношение госдолга к ВВП составляет 26,5%, а у Казахстана – 21,9%. У Китая – 50,5%.
Теперь вы знаете, что такое государственный долг и почему на него нужно обращать внимание, когда вы выходите на международный рынок облигаций. Конечно, только по этому показателю оценивать платежеспособность страны не нужно – но этот индикатор важен в общей картине. Удачи, и да пребудут с вами деньги!