чем охлаждается турбина в м51 525 tds
Турбина с изменяемой геометрией на м51. От Garrett 2256 толку мало((
Приветствую всех!
Предыдущая запись:
www.drive2.ru/l/544063368386839406/
Снова хочу поднять тему о турбине с геометрией от m57d30, так как разобрался немного в этом вопросе.
Может быть мои «записки охотника» помогут тем кто думает повторить мой подвиг собственноручно. В предисловии хочу сразу пояснить чтоб вы понимали нужна ли вам эта «улитка».
Турбина, именуемая Garrett 2256 от мотора m57d30, с низов не заставит ехать м51, как-бы мы этого не хотели! Не поедет! Говорю это так как сам потерял не один день на ее настройку. Для того чтоб машинка ехала на низах, нужна турбина от m57d25.
Наша же от 3,0, при правильной настройке, ехать начинает чуть раньше родной м51, примерно с 1700-1800об/мин. Разумеется динамика появляется с появлением наддува. А наддув на данной турбине, при правильной настройке, начинается примерно с 1600 об/мин. Плюс этой турбины в том что она на верхах может дуть больше 2 бар. Хотя для м51 это много.
Вы скажете что можно настроить так, что дуть начнет и с 1000 об/мин, прикрыв лопатки геометрии. Да можно. Но не думайте что динамика улучшится. Она станет только хуже. Давление наддува это одно, а давление выхлопных газов это совсем другое. И если достаточного выхода выхлопным газам не будет, то и давление на впуске никак не улучшит динамику. Не забывайте что давление выхлопных газов огромное, и если есть барьер при выходе из камеры сгорания, то и выходить они будут не полностью. Соответственно при наличии газов в цилиндре, они буду препятствовать входу воздуха, даже если он под давлением. Проявляется это в медленном наборе оборотов и под нагрузкой начинается цокот и «расколбас». Естественно об улучшении динамики речи быть не может.
Для оптимальной настройки геометрии надо лишь знать что нужно не только увеличить давление наддува, но и оставить достаточный зазор между лопатками для выхода газов. По этому сильно перекрыть геометрию не получится.
Может вы еще не поняли, но турбина с геометрией имеет не такой большой диапозон изменения наддува как хотелось бы. И Garrett 2256 слишком большая для м51. Геометрия позволяет ей раскрутится лишь на 1700 об/мин.
Итак товарищи «Кулибины»! Если вам все-же захотелось поставить турбу 2256 от 3,0, то раскажу пару слов о нюансах.
Начнем с работы над ошибками. Самой серьезной моей ошибкой было неправильно сделаное управление геометрией. Это важно!
Кстати, ставропольский кудесник говорит что родной актуатор от м51 не подходит. От части соглашусь. Без доработки он не подходит. Но доработав, все будет функционировать как надо (думаю будет критика от него в мою сторону))). О доработке пойдет речь дальше.
Что-же именно было не так?
По моей изначальной теории достаточно было просто скрестить «родной» актуатор от м51 с турбиной м57.
Работать это должно было так:
«По умолчанию актуатор держит геометрию на максимальный наддув (лопатки максимально прикрыты), и давление будет быстро вырастать. За счет этого нужный наддув будет достигаться раньше чем на «родной» турбине. Давление будет расти до того момента, пока актуатор не начнет выдвигать шток, тем самым поворачивая геометрию на уменьшение наддува.»
В действительности же все не так радужно.
В своей теории я не учел того что с ростом оборотов, давление выхлопа вырастает быстрее чем давление воздуха во впуске. А так как мой актуатор работает от давления воздуха на впуске и начинает двигаться при достижении аж 1 бара, то по законам физики мотор просто начинает «задыхаться» от собственного выхлопа( об этом и писал выше).
И вот чтобы этого не происходило, геометрия должна раскрываться плавно с ростом давления.
Чтобы заставить «родной» актуатор работать должным образом, нужно сделать «пружину-противовес» на шток актуатора. Она как раз и нужна нам для того чтоб помогать давлению воздуха преодолевать давление внутренней пружины актуатора.
Пружина должна быть чуть мягче внутренней пружины. Если она будет намного мягче, то помощи давлению воздуха от нее не будет и мотор так-же будет «задыхаться». Если пружина будет сильно жесткой, то она будет рано раскрывать геометрию, вследствие чего давление наддува будет вырастать позже чем надо.
Сама пружина должна быть такой жесткости чтоб при сжатии гайкой на штоке она не успев сжаться до упора, начинала преодолевать сопротивление самого актуатора( тем самым выдвигая его). Подобрав таким образом пружину, мы заставим наш актуатор двигаться при возникновении малейшего давления. Сколько пружин пришлось перебрать, пока нашел то что нужно, видно на фото))
Проверял работу актуатора с помощью ручного насоса, манометра, шлангов и тройника.Через тройник подсоединил манометр и ручной насос. Качаем и смотрим на манометр и на шток. Выдвигаться он должен практически с самого начала и постепенно с ростом давления.
Внедрив пружину таким образом, мы помогаем лопаткам геометрии вовремя двигаться на открытие, тем самым создавая нужные нам условия выхода выхлопных газов «на волю», эффективно раскручивая вал турбины.
Модернизировав актуатор, мы имеем три регулировки турбины:
1. Регулировка лопаток по умолчанию( на холостых оборотах). Регулируется шпилькой, упирающейся в рычаг изменения геометрии.
2. Регулировка жесткости пружины(той что мы установили). Регулируется гайкой, прижимающей нашу пружину на штоке актуатора.
3. Регулировка максимального наддува. Регулируется укорачиванием или удлинением штока актуатора.
Конкретно по настройкам подсказать не могу, так как это все делается опытным путем(путем проверок на дороге). Сложность еще в том, что изменение одной из настроек, может поменять остальные две. В этом и заключается весь «геморрой» с настройкой.
Самое главное выставить лопатки по умолчанию так, чтобы при наборе оборотов двигатель не «задыхался».
Проще всего отрегулировать следующим образом:
Отпускаем упорный винт под рычажком геометрии. Выкручиваем до тех пор, пока практически полностью не закроем геометрию. Дальше винт пока не трогаем. Пружину сжимаем так, чтоб она только-только начала сдвигать геометрию. Едем кататься, взяв с собой ключ для регулировки пружины. Пробуем закручивать по полоборота и проверять на ходу. Так до той поры, пока не найдем наилучшую динамику с низов. Как только это сделали, закручиваем упорный винт под рычажком геометрии. НО ЗАКРУЧИВАЕМ ДО ТЕХ ПОР, ЧТОБ ТОЛЬКО ЕЛЕ КАСАЛСЯ РЫЧАЖКА. Так мы нашли самое эффективное положение геометрии на низах. Дальше ослабляем нашу пружину и удлиняем шток актуатора так, чтоб актуатор работал во всем своем диапозоне. Напоминаю что ход актуатора примерно 13мм, что не сильно много. Ход рычажка геометрии чуть больше(это не страшно, так как турбина большая и даже через неполностью открытую геометрию, газы будут успевать уходить). Но тем не менее, нам нужно чтоб геометрия двигалась в максимально возможном диапозоне. Выставили актуатор, дальше регулируем натяжение пружины. Пробуем по полоборота( а лучше не полоборота, а по четверти оборота) натягивать пружину, и проверяем на ходу. Так мы найдем самую эффективную настройку открытия геометрии.
В принципе и все. Может что-то не точно или неправильно, пишите. Исправлю что не так. Хотя, думаю, что мало тех кто делал такой тюнинХ. Все боятся «ломучих» м51)))
Всем добра и резвых коней!
Замена турбины на двигателе М51
Что-то начался расход масла и периодический дым черный в трубу при старте. Либо мотору карачун, либо турбине. начал с простого-с турбины. Забегая вперед скажу, что вроде коптить на старте перестала, но визуально обе турбины в одинаковом цвете и с одинаковыми люфтами крыльчатки.
Итак, имеем М51
Снимаем воздушный фильтр с корпусом (фотки сего процесса выкладывать не стал, ибо если у вас трудности с этим возникнут, то лучше не лезть менять турбину) и видим М51 голеньким
Затем скидываем патрубки на впуск и на воздушный фильтр
Далее начинаем откручивать выхлопную трубу. Длинна головка на 14
Затем я полез снимать шланг масляный, по которому масло возвращается в картер, для этого мне пришлось снять одну из штатных защит, вторую открутить и подвинуть
Увидели шланг, открутили
Затем я отвандалил шланг подачи масла. Головкой не подлез-мешал компрессор кондиционера
открутил рожковым
Остается открутить три болта, которые соединяют турбину с коллектором
Для этого нужна 12 гранная головка на 12
Один из болтов плохо выкручивался. мочил соляркой, крутил вперед-назад.
Ну, собственно, турбина снята
При сборке!
надо прогнать масло по магистрали смазочной устанавливаемой турбины, нельзя допустить старта турбины «на сухую»!
Желательно сменить прокладку и кольцо уплотнительное на сапун
Охлаждение М50 и М51
Доброго времени суток уважаемые друзья Драйвовчане)))
Да. Знаю редко пишу посты, да и вообще не слежу практический за Драйвом, ибо времени к моему большому сожалению очень мало! Но пост собственно не об этом. а о том что происходит с автомобилем последнее время, Итак по порядку.
Еще прошлым летом на моей красавице потек расширительный бачок радиатора ( проблема довольно распространенная среди владельцев М50) Бачок начинает как правило течь в местах соединения радиатора и бачка, как видите на фото
, и кому-то помогает замена резиновых прокладок на бачке кому-то нет, лично я считаю что замена прокладок маловероятно помогает на долго, именно по этому я сделал вывод что нужно решать проблему по-другому
. Мне повезло с тем что у меня есть вторая Е34 она тоже на драйве дак вот вторая Е34 у меня с двигателем М51 что по сути кардинально меняет многое), однако, точки соприкосновения имеются. Вторая Е34 у меня на данный момент разобрана и на стадии продажи запчастей (пишите если что нужно), и соответственно вся система охлаждения тоже снята, вспоминая о том что на М51 расширительный бачок выносной меня тронула идея установки такой системы
после ее установки больше чисто на теории проблем с бачком не будет да и плюсом ко всему радиатор на М51 очень сильно похож на радиатор от 540 и в сравнении с родным радиатором от М50 кажется просто огромным по площади охлаждения
(кстати кто нибудь мне скажет по какой причине на М51, на дизельный двигатель такое мощное охлаждение? )
. Проблема всей этой системы охлаждения в том что она разработана по сути для другого двигателя и немного другая, в СО (СО=Система Охлаждения) М51 бачек находиться в самой верхней точке и все патрубки подобраны и сделаны с такими изгибами чтобы весь лишний воздух выходил именно через него в автоматическом режиме, в СО М50 есть для этого специальный винт (винт удаления воздуха). Таким образом получается что установить то систему можно но прокачивать ее нельзя, или можно но как? где в тисе это описано? там нету не ищите так как бочек поставить в то же место где он стоит у М51 не получиться М50 мешает он выше ))))) (Знаю сейчас меня завалят помидорами), но я все же рискнул все установил и каким то непонятным мне и многим другим людям образом данную СО прокачал и печка грела и все бы ничего НО…
Ездил я с ней и не знал печали, все стояло как надо грелось охлаждалось до того момента пока у меня случайно не обнаружился люфт в Помпе СО. Да подумал Я, заменю помпу, да и поеду дальше…
Впервые этот 6-цилиндровый рядный дизельный мотор был установлен в 1991 году на BMW 325td. М51 пришел на смену устаревшему М21.
Особенности конструкции М51
Чугунный блок цилиндров с кованым коленвалом накрыт ГБЦ с шестью цилиндрами, по два клапана на каждый цилиндр.
Двигатель оснащен турбонаддувом и системой рециркуляции отработанных газов EGR.
Управляется двигатель электронным блоком Bosch DDE2.1.
Рабочий объем мотора составляет 2,5 литра. Мощность в зависимости от модификации варьируется от 115 до 143 л.с. при крутящем моменте от 222 до 260 Нм.
Устанавливали М51 на модели:
Версии М51
Эксплуатация М51
Расход топлива на М51 составляет 8,9 л по городу, 5,5 л на трассе и 6,7 л в смешанном цикле.
Владельцы отмечают ровную работу и экономичность двигателя, при этом это далеко не «задумчивый», а очень динамичный дизель.
Цепь ГРМ достаточно ресурсна. Но проверять ее состояние нужно хотя бы раз в 50 тыс. км, или в случае посторонних шумов в подкапотном пространстве. Меняют цепь и звездочки в комплекте на пробеге порядка 150 тыс. км.
Особо тщательно стоит владельцам следить за системой охлаждения двигателей М51: регулярно проверять уровень антифриза и состояние патрубков. Если антифриз через трещину в ГБЦ попадет в камеру сгорания, двигатель получит гидроудар, ЦПГ выйдет из строя.
Типичные проблемы и недостатки М51
Но если бережно относиться к мотору, капитальный его ремонт может ограничиться лишь заменой вкладышей коленвала, поршневых колец и ремкомплекта. Чугунные цилиндры не изнашиваются даже к 400 тыс. км.
Итого
Но в силу своего возраста и сомнительного обслуживания, покупка БМВ с мотором М51 остается лотереей для нового владельца.
Двигатель М51 (модели 525td/tds) БМВ 5 Е34
Особенность двигателя BMW M51
Мотор БМВ М51 устанавливался на BMW 3 (E36 (седан, туринг, купе, кабриолет, компакт)), (E34, E39) и 7 серии (E38).
Технические характеристики
В сборе имеем рабочий объем 2.5 литра. Накрывает блок цилиндров одновальная ГБЦ с двумя клапанами на цилиндр. Диаметр впускных клапанов 36 мм, выпускных 31 мм, а диаметр стержня клапана 6 мм. Привод распредвала здесь цепной, срок службы однорядной цепи ГРМ высок и при должном уходе она может пройти 400+ тыс. км.
В качестве ТНВД здесь использован насос Bosch VE. Мотор оснащен турбонаддувом, где роль турбонагнетателя выполняет MHI TD04-11G-5 на версиях с индексом 25td и такая же турбина с интеркулером на автомобилях с обозначением 25tds.
Для снижения токсичности выхлопа, М51 оснащен системой рециркуляции отработавших газов EGR. Управляет мотором ЭБУ Bosch DDE2.1. Последние М51 на БМВ ставились в 2000 году, затем их заменил новый дизель М57, но М51 продолжал жить в автомобилях Opel Omega B и Range Rover до 2001 года.
Технические характеристики мотора BMW M51:
Наименование параметра | Характеристика |
Марка двигателя | BMW M51 |
Года выпуска | 1991 — 2001 |
Объём | 2,5 (2497 см. куб) |
Мощность | 115/4800 115/4800 131/4500 136/4400 143/4600 143/4800 |
Количество цилиндров | 6 |
Количество клапанов | 12 |
Диаметр поршня | 80 |
Расход топлива | 6,7 |
Количество масла в двигателе | 6,5 литра |
Рекомендуемое масло для использования | 0W-30 0W-40 5W-30 5W-40 |
Ресурс | 300+ тыс. км |
Модификации двигателя BMW M51
Мотор имеет модификации, которые устанавливались на некоторые модели автомобилей:
Двигатель BMW M51D25T
Эта версия двигателя M51D25 UL без интеркулера выпускалась с сентября 1991 по декабрь 1995 года и устанавливалась на:
Вариант M51D25UL TU выпускался с февраля 1996 по февраль 2000 года и производил крутящий момент на 8 Нм больше. Мощность осталась прежней, а система управления DDE2 была заменена на DDE2.1 (в дальнейшем заменена на DDE2.2).
Двигатель BMW M51D25S
Это версия двигателя M51D25 OL с интеркулером, с промежуточным охладителем, и благодаря теплообменнику мощность была увеличена на 28 л.с., а крутящий момент на 39 Нм. Этот вариант двигателя М51 выпускался с сентября 1991 по декабрь 1995 года и устанавливался на E36 325tds и E34 525tds. Версия M51D25OL TU/M51S развивала ту же мощность, только крутящий момент был увеличен на 20 Нм. M51TU выпускался с февраля 1996 по февраль 2000 года и устанавливался на E39 525tds и E38 725tds.
После того, как компания BMW приобрела Rover, и после соглашения между баварцами и Opel, – этот двигатель был установлен на Range Rover 2.5 D/DSE и Opel Omega B1 2.5 TD (M51D25 OL). В случае с Омега, двигатель развивал мощность от 130 до 143 л.с. и максимальный крутящий момент 250 Нм.
Характеристики двигателя BMW M51
M51D25UL | M51D25OL | M51D25TUUL | M51D25TUOL | |
Объем, см³ | 2497 | 2497 | 2497 | 2497 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 80,0/82,8 | 80,0/82,8 | 80,0/82,8 | 80,0/82,8 |
Порядок работы цилиндров/двигателя | 1-5-3-6-2-4 | 1-5-3-6-2-4 | 1-5-3-6-2-4 | 1-5-3-6-2-4 |
Мощность, л.с. (кВт)/об.мин | 115 (85)/4800 | 143 (105)/4800 | 115 (85)/4800 | 143 (105)/4600 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 222/1900 | 260/2200 | 230/1900 | 280/2200 |
Степень сжатия, :1 | 22,0 | 22,0 | 22,0 | 22,0 |
Максимальные обороты в мин. | 5200 | 5200 | 5200 | 5200 |
Система управления | DDE2 | DDE2.1 | DDE2.2 | DDE2.2 |
Вес двигателя, ∼ кг | 132 | 136 | 140 | 142 |
Двигатель M51 сняли с производства 21 февраля 2000 года, он был заменен на M57.
На основе М51 был создан первый дизельный 4-цилиндровый мотор М41.
Двигатель М51 (модели 525td/tds) БМВ 5 Е34
Двигатель М51 (модели 525td/tds)
Признаками повреждения прокладки головки цилиндров являются:
■ потеря мощности;
■ снижение уровня охлаждающей жидкости, белый дым из выпускной трубы при прогретом двигателе;
■ снижение уровня масла;
■ присутствие охлаждающей жидкости в масле, при этом уровень масла не снижается, а повышается; серый цвет масла, пена на маслоизмерительном стержне, разжижение масла;
■ примесь масла в охлаждающей жидкости.
Внимание: в этом случае посте проведения ремонта необходимо снять радиатор и промыть его чистящей жидкостью «Solvethane» для удаления остатков масла;
■ сильное бурление охлаждающей жидкости;
■ отсутствие компрессии в двух соседних цилиндрах.
Снятие
• Отсоедините провод массы (-) от аккумуляторной батареи. Внимание* при отключении батареи стирается охранный код. записанный в память радиоприемника, а также содержимое памяти накопителя неисправностей. Батарея должна отключаться только при выключенном зажигании, так как в противном случае возможно повреждение блока управления системы впрыска топлива. При отсоединении проводов соблюдайте указания, приведенные в главе «Электрооборудование», раздел «Снятие и установка аккумуляторной батареи».
• Отсоедините приемную трубу от турбокомпрессора.
• Слейте жидкость из рубашки охлаждения двигателя. Для этого отверните сливную пробку на блоке цилиндров сбоку под выпускным коллектором. Сразу после слива жидкости заверните и затяните пробку.
• Отверните болты крепления кронштейнов впускного коллектора и снимите кронштейны.
• Снимите нижеперечисленные шланги из держателей головки цилиндров: 1 —вакуумный шланг усилителя тормозного привода; 2 — шланг ото-пителя; 3 —топливный шланг насоса высокого давления.
• Отсоедините вакуумный шланг от клапана рециркуляции отработавших газов, расположенного на впускном коллекторе.
• Отсоедините разъем от датчика температуры на впускном коллекторе, нажав на проволочный фиксатор.
• Снимите впускной коллектор, отвернув крепления.
• Отверните накидные гайки топливопроводов форсунок и топливного насоса высокого давления. Для этого требуется специальный ключ BMW или HAZET 4550. Заглушите отверстия пробками
• Отсоедините провода от свечей накаливания и отверните гайки крепления проводов массы.
• Снимите клиновой ремень (см. стр 53).
• Равномерно ослабьте болты крепления крышки головки цилиндров на 1/2 оборота, после чего выверните. Снимите крышку головки цилиндров.
• Отверните болты крепления гидравлического на-тяжителя клинового ремня и отсоедините демпфер.
Внимание: после снятия натяжитель следует хранить только в рабочем положении, т.е вертикально. В противном случае его работоспособность может быть нарушена.
• Отверните два болта крепления вакуумного насоса и снимите насос. Болт (2) крепит также направляющую цепи. При установке на резьбу этого болта необходимо нанести жидкий герметик для обеспечения необходимого уплотнения, или заменить болт новым.
• Установите поршень первого цилиндра в ВМТ. Для этого включите пятую передачу и перекатите автомобиль по ровной площадке или проверните коленчатый вал за ременный шкив в направлении нормального вращения, пока вершины кулачков впускного и выпускного клапанов первого цилиндра не будут одинаковым образом направлены вверх. Первый цилиндр расположен со стороны приводной цепи.
• Заблокируйте распределительный вал специальным приспособлением BMW. Если этого приспособления нет. при отворачивании звездочки распределительного вала можно удерживать вал за имеющийся на нем шестигранник 27 мм.
• Отожмите натяжитель. уперев подходящий рычаг в башмак натяжителя
• Выверните заглушку и зафиксируйте натяжитель в сжатом состоянии, вставив в отверстие стержень.
• Выверните из головки цилиндров опорный палец башмака натяжителя и снимите палец вместе с уплотни-тельным кольцом.
• Выверните опорный палец направляющей цепи и снимите его вместе с уплотнительным кольцом
• Отверните крепления крышки цепного привода Крепление (1) выполнено в виде шпильки с гайкой.
• Ослабьте болт (указан стрелкой) и отсоедините шланг для слива масла от форсунки.
• Ослабьте болты крепления головки цилиндров на 1/ 2 оборота в последовательности обратной нумерации (начиная с 14 и кончая 1) и выверните в той же последовательности. Для отворачивания болтов требуется ключ с ton-головкой размером 12 мм
• Снимите головку цилиндров.
Внимание: после снятия не ставьте головку цилиндров на привалочную плоскость, т.к. при этом можно повредить полностью открытые клапаны
Подкладывайте под головку два деревянных бруска.
Установка
• Перед установкой очистите при вал очные плоскости блока и головки цилиндров от остатков материала старой прокладки с помощью подходящего скребка. При этом частицы прокладки не должны попадать в отверстия цилиндров Закройте цилиндры тряпками.
• Проверьте правильность посадки направляющих втулок (указаны стрелками).
• Проверьте, не покороблены ли при вал очные плоскости головки и блока цилиндров, прикладывая стальную линейку в продольном и поперечном направлениях Внимание: головка цилиндров обработке не подлежит. Если неплоскостность превышает допустимый предел, замените головку новой.
• Проверьте, нет ли трещин в головке цилиндров или царапин на ее привалочной плоскости.
• Тщательно очистите отверстия для болтов головки цилиндров от масла и посторонних частиц. При отсутствии сжатого воздуха можно счистить отверстия тряпкой, намотанной на отвертку.
Внимание: если в отверстиях останется масло, болты, затянутые правильным моментом, не бу дут прижимать головку цилиндров с необходимым усилием Кроме того, возможно появление трещин в блоке цилиндров.
• Прокладка головки цилиндров обязательно должна быть заменена новой.
• Наложите новую прокладку головки цилиндров так. чтобы она не перекрывала отверстия Герметик не применяется. Обратите внимание, что новая прокладка должна иметь ту же толщину (такое же количество маркировочных отверстий), что и снятая.
• Если неясно, какую прокладку устанавливать (например, после ремонта блока цилиндров), измерьте величину выступания поршней с помощью индикатора часового типа. Толщина прокладки определяется по максимальной из величин, полученных для шести поршней. Для измерения установите индикатор в точке А, после чего, слегка поворачивая коленчатый вал в обе стороны, определите самое высокое положение поршня. Повторите измерение в точке В. величина выступания поршня определяется как среднее значение результатов измерения в точках А и В. Повторите измерения для каждого из шести поршней.
• По результатам шести измерений необходимо определить среднее значение. Для этого сложите все шесть величин и разделите сумму на шесть. Если результат меньше 0,76 мм. устанавливайте прокладку с 2 отверстиями, если он превышает 0,76 мм — с 3 отверстиями
Внимание: если поршень хотя бы одного цилиндра выступает более, чем на 0,81 мм. долж на устанавливаться прокладка с 3 отверстиями.
• Установите головку цилиндров.
Внимание: после снятия головки цилиндров коленчатый и распределительный валы не должны поворачиваться, иначе при установке открытые клапаны будут упираться в поршни. Если валы все же поворачивались, их необходимо снова установить в правильное положение, как описано в подразделе «Снятие». Метка на приводной звездочке топливного насоса высокого давления (указана стрелкой) должна быть обращена вверх. • Вставьте новые болты головки цилиндров, слегка смазанные моторным маслом, и затяните их усилием пальцев. При установке должны обязательно применяться новые болты.
Внимание: при затяжке болтов крепления головки цилиндров необходимо строго выдержи вать момент затяжки и соблюдать все указания. Перед началом работы проверьте точность динамометрического ключа. Вам также потребуется угломер, например HAZET 6690. Если его нет в распоряжении, можно приставить транспортир к рукоятке надетого на болт ключа и мелом отметить нужный угол, после чего повернуть ключ до отметки.
• Болты головки цилиндров затягиваются в 6 этапов. На каждом этапе затяжка должна производиться в последовательности 1-14, указанной на рисунке.
1 этап: затяните болты моментом 80 Н-м, используя динамометрический ключ.
2 этап: доверните болты жестким ключом на 180/’ (1/2 оборота) и снова ослабьте.
3 этап: затяните болты моментом 50 Н-м, используя динамометрический ключ.
4 этап: доверните болты жестким ключом на 90°
5 этап: доверните болты жестким ключом на 90° После окончательной сборки и прогрева двигателя в течение 25 минут на холостом ходу:
6 этап: доверните болты жестким ключом на 90°
• Замените прокладку на опоре топливного насоса высокого давления. Нанесите на установочные поверхности крышки цепного привода герме тик типа «3 Bond 1209».
• Установите крышку цепного привода и затяните крепежные болты моментом 10 Нм.
• Затяните болт рядом с форсункой и присоедините шланг для слива масла (см. рис. W-10254 в подразделе «Снятие»).
• Заверните опорные пальцы башмака натяжителя и направляющей цепи, установив новые уплотнитель-ные кольца.
• Установите на распределительный вал звездочку вместе с надетой на нее цепью. Болт пока не затягивайте. Внимание: соприкасающиеся поверхности должны быть чистыми и обезжиренными.
• Удалите стержень, фиксирующий натяжитель, цепь при этом должна натянуться. Вверните заглушку в отверстие для фиксирующего стержня в головке цилиндров.
• Если блокировка распределительного вала осуществляется специальным приспособлением BMW, учтите, что оно предназначено для регулировки цепей с пробегом не более 20 000 км. Если цепь эксплуатируется дольше, со стороны впускных клапанов следует подложить прокладку (щуп) толщиной А=4,61 мм. Если приспособление не используется, поверните распределительный вал на 2 влево и удерживайте в этом положении за шестигранник 27 мм.
• В этом положении распределительного вала затяните болт крепления звездочки в два этапа.
1 этап: затяните болт моментом 20 Н-м, используя динамометрический ключ.
2 этап: доверните болт на 35° жестким ключом.
Внимание: удалите стержень блокирующий ко ленчатый вал, и приспособление, блокирующее распределительный вал Проверните двигатель вручную и проверьте правильность установки фаз газораспределения.
• Установите вакуумный насос, используя новое уплотните льное кольцо. Поводок должен при этом войти в зацепление с пазом в звездочке распределительного вала.
Внимание: болт с torx-головкой. крепящий звездочку распределительного вала, имеет отверстие для смазки вакуумного насоса. Очистите отверстие от загрязнений
• Затяните два крепежных болта вакуумного насоса моментом 20 Н-м. Внутренний болт необходимо заменить новым или покрыть жидким герметиком, т.к. его резьба должна быть уплотнена.
• Установите демпфер и кронштейн на то жителя клинового ремня и затяните крепежные болты.
• Установите клиновой ремень (см. стр. 53).
• Проверьте прокладку крышки головки цилиндров и замените при необходимости.
• Установите крышку головки цилиндров и затяните крепежные болты от внутренних к наружным в перекрестном порядке моментом 15 Н-м. При этом обратите внимание на правильность положения прокладки в пазах головки цилиндров в указанном месте.
• Присоединимте приемную трубу к турбокомпрессору, используя новую прокладку и новые самостопорящиеся гайки. Предварительно покройте болты медной высокотемпературной пастой Болты затягивайте в два прохода, сначала моментом 30 Н-м, затем моментом 50 Н-м. Если установлены прижимные пружины, затяните гайки до длины пружин 27 мм.
• Приверните провода массы свечей накаливания и присоедините разъемы. Разъемы должны защелкнуться.
• Присоедините топливопроводы к форсункам, не перегибая их. Накидные гайки затяните моментом 20 Н-м специальным ключом.
• Замените прокладку впускного коллектора. Установите впускной коллектор, затянув крепежные болты в перекрестном порядке моментом 25 Н-м.
• Установите кронштейны впускного коллектора и заверните крепежные болты.
• Закрепите шланги в держателях впускного коллектора (см. подраздел «Снятие*).
• Присоедините электрические провода.
• Присоедините провод массы к аккумуляторной батарее.
• Заполните систему охлаждения (см. стр. 266).
• Проверьте уровень масла в картере двигателя и при необходимости доведите до нормального. Если прокладка головки цилиндров была повреждена, рекомендуется полностью заменить масло и масляный фильтр, т.к. в масло могла попасть охлаждающая жидкость.
Внимание: прогрейте двигатель в течение 25 минут на холостом ходу, снимите крышку голов-ки цилиндров и доверните болты головки цилиндров жестким ключом, как было указано выше.
• Установите крышку головки цилиндров и затяните крепежные болты от внутренних к наружным в перекрестном порядке моментом 15 Н*м.
↓ Комментарии ↓
1.0 Двигатель 1.1 М20 (520i, 525i до апреля 1990 г.) 1.2 М50 (520i, 525i с мая 1990 г.) 1.3 М30 (530i, 535i до августа 1992 г.) 1.4 М21 (524td до августа 1990 г.) 1.5 М51 (525td/tds с сентября 1990 г.) 1.6 Основные технические характеристики двигателей 1.7. Снятие и установка двигателя 1.8. М30. Снятие и установка. 1.9. М21. Снятие и установка. 1.10. Двигатель М20. Снятие и установка. 1.11. Снятие и установка крышки головки цилиндров 1.12. Снятие и установка головки цилиндров 1.17. Привод клапанов 1.25. Двигатель моделей 518i выпуска с января 1993 г (4 цилиндра, М40) 1.26. и установка головки цилиндров. 1.27. установка и натяжение приводного ремня генератора. 1.28. установка и натяжение приводного ремня генератора. Двигатель М50 (модели 520i, 525i с мая 1990 г.)
2. Система зажигания
2.0 Система зажигания 2.1. Принцип действие параметрической системы 2.2 Проверка угла опережения зажигания 2.3. Снятие и установка крышки/ ротора распределителя 2.4 Проверка катушки зажигания 2.5. Проверка и замена проводов высокого напряжения 2.6 Технические данные системы зажигания DME
3.0 Свечи зажигания 3.1 Определение неисправностей системы зажигания
4. Смазочная система двигателя
4.0 Смазочная система двигателя 4.1 Проверка давления масла 4.2. Снятие и установка масляного поддона 4.3. и установка масляного насоса. Двигатели М20, М30, М50 4.4 Определение неисправностей смазочной системы
5. Система охлаждения двигателя
5.0 Система охлаждения двигателя 5.1 Циркуляция охлаждающей жидкости 5.2. Снятие, проверка и установка термостата 5.3. Снятие и установка вентилятора и вискомуфты 5.4. Снятие и установка радиатора 5.5. Снятие и установка водяного насоса 5.6 Антифризы 5.7 Определение неисправностей системы охлаждения
6.0 Система питания 6.1 Меры предосторожности при работе с системой питания 6.2 Проверка реле включения топливного насоса 6.3 производительности топливного насоса. Бензиновые двигатели 6.4 уровня топлива/топливный насос. Двигатели М20 и МЗО 6.5 Двигатель М21 6.6. Снятие, проверка и установка датчика уровня топлива 6.7. Снятие и установка топливного насоса 6.8. и установка воздухоочистителя/измерителя расхода воздуха. Модели 520i/525i 6.9. и установка воздухоочистителя/измерителя расхода воздуха. Модель 524td
7. Система впрыска топлива — бензиновые двигатели
7.0 Система впрыска топлива — бензиновые двигатели 7.1 Правила соблюдения чистоты при работе с системой впрыска 7.2 Меры предосторожности при работе с системой впрыска 7.3 Регистратор неисправностей 7.4 Проверка частоты оборотов холостого хода и содержания СО в отработавших газах 7.5. Регулировка троса привода дроссельной заслонки 7.6. Проверка, снятие и установка регулятора холостого хода 7.7. Проверка, снятие и установка датчика температуры охлаждающей жидкости 7.8. проверка и установка клапана продувки адсорбера. Двигатели М20 и М20 7.9 Технические данные системы впрыска бензиновых двигателей (DME)
8. Система впрыска топлива — дизельные двигатели
8.0 Система впрыска топлива — дизельные двигатели 8.1 Коды неисправностей дизельной системы впрыска 8.2 Удаление воздуха из системы питания 8.3. Проверка, снятие и установка запорного клапана 8.4. Снятие и установка форсунок 8.5 Система подогрева топливного фильтра 8.6 Проверка угла начала впрыска 8.7 Технические данные системы впрыска дизельных двигателей 8.8 Определение неисправностей системы впрыска дизельных двигателей
9. Система выпуска отработавших газов
9.0 Система выпуска отработавших газов 9.1 Модель 524td 9.2 Модели 520i/525i 9.3. Снятие и установка выпускной системы 9.4. Снятие и установка лямбда-зонда 9.5 Автомобили с каталитическим нейтрализатором 9.6 Эксплуатация автомобилей с каталитическим нейтрализатором 9.7 Подъем автомобиля
10.0 Сцепление 10.1. Снятие, проверка и установка сцепления 10.2 Удаление воздуха из гидравлического привода выключения сцепления 10.3. Снятие и установка подшипника выключения сцепления 10.4. Снятие и установка рабочего цилиндра привода выключения сцепления 10.5 Определение неисправностей сцепления
11. Коробка передач
11.0 Коробка передач 11.1. Снятие и установка коробки передач 11.2. Снятие и установка карданного вала
12. Привод переключения передач
12.0 Привод переключения передач 12.1. Снятие и установка рычага переключения передач
13. Автоматическая коробка передач
13.0 Автоматическая коробка передач 13.1 Буксировка автомобилей с автоматической коробкой передач 13.2 Амортизационная стойка 13.3. Снятие и установка амортизационной стойки 13.4. Разборка амортизационной стойки (снятие и установка амортизатора и винтовой пружины) 13.5 Проверка амортизатора 13.6. Снятие и установка подшипника передней ступицы
14. Задняя подвеска
14.0 Задняя подвеска 14.1. Снятие и установка задних амортизационных стоек 14.2 Приводные валы 14.3. Снятие и установка приводного вала 14.4. Замена защитного чехла шарнира равных угловых скоростей
15. Рулевое управление
15.0 Рулевое управление 15.1. Снятие и установка рулевого колеса 15.2 Рулевые тяги 15.3. Снятие и установка наконечника рулевой тяги 15.4. Замена средней тяги 15.5 Регулировка схождения передних колес 15.6 Коррекция развала 15.7 Устранение вибраций рулевого колеса и передка автомобиля
16. Углы установки колес
16.0 Углы установки колес 16.1 Схождение, развал, поперечный и продольный наклон оси поворота 16.2 Условия проверки углов установки передних колес
17. Тормозная система
17.0 Тормозная система 17.1 Дисковый тормозной механизм 17.2. Снятие и установка тормозных колодок передних дисковых тормозных механизмов 17.3. Снятие и установка переднего суппорта и тормозного диска 17.4. Снятие и установка тормозных колодок задних дисковых тормозных механизмов 17.5. Снятие и установка заднего суппорта 17.6. Снятие и установка заднего тормозного диска 17.7 Проверка толщины тормозного диска 17.8 Устранение скрипа дисковых тормозов 17.9 Тормозная жидкость 17.14. Снятие и установка тормозных колодок стояночного тормоза 17.16. Снятие и установка рычага стояночного тормоза 17.17. Снятие и установка троса привода стояночного тормоза 17.18. Проверка и замена выключателя стоп-сигналов
18.0 Колеса и шины 18.1 Размеры шин и дисков колес 18.2 Маркировка дисков колес 18.3 Давление в шинах 18.4 Маркировка шин 18.5. Правила обращения с шинами 18.6 Обкатка шин 18.7 Балансировка колес 18.8 Цепи противоскольжения 18.9 Движение с поврежденными шинами
19.0 Кузов 19.1 Передний бампер 19.2. Снятие и установка переднего бампера 19.3. Снятие, проверка и установка переднего энергопоглощающего буфера 19.4 Задний бампер 19.5. Снятие и установка заднего бампера 19.6. Снятие, проверка и установка заднего энергопоглощающего буфера 19.7. Снятие и установка передней декоративной решетки 19.8. Снятие и установка переднего крыла 19.9. Снятие и установка капота 19.10. Регулировка положения капота 19.11. Снятие и установка троса привода замка капота 19.12. Снятие, установка и регулировка крышки багажника 19.13. Снятие и установка замка крышки багажника и цилиндра замка 19.14. Замена молдингов, декоративных накладок и таблички с номером модели 19.15. Снятие, установка и регулировка двери 19.16. Снятие и установка обивки двери 19.18. Снятие и установка наружной ручки двери и цилиндра замка 19.19. Снятие и установка замка двери 19.20. Снятие и установка моторедуктора механизма центральной блокировки замка 19.21. Снятие и установка стеклоподъемника и регулировка стекла 19.22. Снятие и установка стекла двери и уплотнителя стекла 19.23. Снятие и установка наружного зеркала заднего вида 19.24. Снятие и установка стекла зеркала 19.26. Снятие и установка консоли и полки под панелью приборов 19.27. Снятие и установка вещевого ящика 19.28. Снятие и установка моторедуктора люка крыши 19.29. Снятие и установка переднего сиденья 19.30. Снятие и установка заднего сиденья
20. Отопление и вентиляция
20.0 Отопление и вентиляция 20.1. Снятие и установка вентилятора отопителя 20.2. Снятие, проверка и установка резисторов вентилятора отопителя 20.3. Снятие и установка панели управления отопителем 20.4. Снятие и установка тросов управления отопителем 20.5 Определение неисправностей отопителя
21.0 Электрооборудование 21.1 Измерительные приборы 21.2. Техника измерений 21.3 Установка дополнительного электрооборудования 21.4. Управляющая электроника и электрические разъемы 21.5. Снятие и установка аккумуляторной батареи 21.6 Необслуживаемые батареи 21.7 Заряд батареи 21.8. Проверка батареи 21.9 Поиск утечек тока 21.12. Предохранители и реле 21.15. Снятие и установка генератора 21.16. Двигатель М50 21.17. Проверка и замена щеток и регулятора напряжения 21.20. Снятие и установка стартера 21.21. Проверка, снятие и установка тягового реле
22. Освещение и световая сигнализация
22.0 Освещение и световая сигнализация 22.1. Замена ламп 22.2 Таблица ламп 22.3. Снятие и установка фар ближнего и дальнего света 22.4 Регулировка света фар 22.5. Снятие и установка передних указателей поворота 22.6. Снятие и установка противотуманных фар 22.7. Снятие и установка задних комбинированных фонарей
23.0 Приборы 23.1. Снятие и установка комбинации приборов 23.2. Снятие и установка контрольных ламп 23.3. Снятие и установка контрольно-измерительных приборов 23.4. Снятие и установка подрулевых переключателей 23.5. Снятие и установка переключателя наружного освещения/регулятора яркости подсветки приборов 23.6. Снятие и установка звуковых сигналов 23.7. Снятие и установка цилиндра замка и выключателя зажигания 23.8. Снятие и установка радиоприемника (магнитолы) 23.9 Ввод кода в магнитолу 23.10. Снятие и установка громкоговорителей
24. Очиститель и омыватель ветрового стекла
24.0 Очиститель и омыватель ветрового стекла 24.1. Замена резиновых элементов щеток очистителя ветрового стекла 24.2. Регулировка, снятие и установка форсунок омывателя ветрового стекла 24.3. Проверка и замена насоса омывателя ветрового стекла 24.4 Очиститель ветрового стекла 24.5. Снятие и установка очистителя ветрового стекла 24.6 Определение причин плохой очистки стекла 24.7 Мойка автомобиля 24.8 Уход за лакокрасочным покрытием 24.9 Защита днища кузова и скрытых полостей
25. Инструменты и приспособления
25.0 Инструменты и приспособления
26. План технического обслуживания BMW 5-й серии
26.0 План технического обслуживания BMW 5-й серии 26.1 Ежегодное обслуживание с заменой масла 26.2 Техническое обслуживание
27. Выполнение работ по техническому обслуживанию
27.0 Выполнение работ по техническому обслуживанию 27.1 Двигатель и система выпуска отработавших газов 27.2. Проверка и регулировка зазоров в клапанах 27.3. Замена масла в двигателе 27.4 Определение места утечки масла 27.5 Проверка уровня масла 27.6 Проверка уровня охлаждающей жидкости 27.7. Замена охлаждающей жидкости 27.8 Проверка герметичности системы охлаждения 27.9 Проверка плотности охлаждающей жидкости 27.10. Проверка компрессии 27.11. Замена свечей зажигания и проверка проводов высокого напряжения 27.12. Замена фильтрующего элемента воздухоочистителя 27.13. Замена топливного фильтра/удаление отстоя 27.14. Проверка клиновых ремней, проверка натяжения и замена зубчатого ремня 27.16. Проверка и замена лямбда-зонда 27.20. Проверка уровня масла/замена масла в автоматической коробке передач 27.40. Проверка аккумуляторной батареи 27.41. Кузов и оборудование салона
28. Схемы электрооборудования
28.0 Схемы электрооборудования 28.1 Использование схем 28.2 Обозначения на схемах 28.3 Обозначения на схемах 28.4 Обозначения на приборах 28.5 Обозначения на схемах 28.6 Обозначение на приборах 28.7 Система предпускового разогрева 28.8 Система предпускового разовгрева 28.9 Генератор
29. Компоненты салона
29.0 Руководство по эксплуатации автомобилей BMW 5 серии 518i/520i/525i/530i/540i/524td/525tds 29.1 Рычаг регулировки рулевой колонки 29.2 Ключи 29.3 Сиденья 29.4 Лампочки в крышке багажника 29.5. Лампы