чем очистить оцинкованный лист
Методы удаления ржавчины с оцинковки
Оцинковка, или сталь с цинковым покрытием, относится к числу материалов с высокой устойчивостью к коррозии, потому широко используется в условиях повышенной влажности. Кузова автомобилей, кровельные материалы, водостоки из оцинкованной стали — вот лишь малая часть примеров применения покрытия. Несмотря на высокую устойчивость к коррозии, оцинкованная сталь тоже может ржаветь. Рассмотрим, как это проявляется в реальных условиях и чем можно устранить ржавчину.
Как ржавеет оцинковка
Цинк способен активно взаимодействовать с кислородом в воздухе, а потому может и окисляться. Последствия окисления выглядят, как рыхлый белый налет по поверхности материала, под которым могут появляться темные пятна, а в особо тяжелых случаях и незначительные, порядка нескольких мкм, углубления.
Коррозия возникает из-за нарушения целостности тончайшего верхнего слоя карбоната цинка, может постепенно распространяться по поверхности и со временем привести к нарушению эксплуатационных свойств детали. Поэтому белую ржавчину нужно по возможности удалять и для этого есть несколько способов.
Очистка в промышленных условиях
В условиях производства есть возможность проводить пассивирование — применять хроматные растворы в ваннах охлаждения. При этом поверхность металла обрабатывается растворами полностью, а не частями. Известно несколько составов растворов, применяя которые можно, дополнительно, менять цвет детали. После пассивирования на поверхности создается тончайшая пленка, защищающая изделие от контакта с кислородом, значит, и от белой ржавчины. Прочность защиты такова, что оцинкованная сталь выдерживает даже контакт с морской водой, которая сама по себе весьма агрессивна.
В числе недостатков метода можно выделить высокую стоимость, требования к оборудованию и токсичность используемых растворов. Их компоненты способны накапливаться в организме человека, вызывая со временем сильнейшее отравление. В европейских странах технология применяется все реже, а в скором времени планируется и вовсе отказаться от изделий, защищенных от белой ржавчины пассивированием.
Удаление ржавчины в домашних условиях
Если на поверхности изделия, например, водостока из оцинкованной стали, появились белые или черные пятна — можно попробовать зачистить их с помощью одного из перечисленных ниже способов. Однако восстановить цинковое покрытие дома не получится, потому нужно подумать об альтернативной защите от ржавчины, например, с помощью окрашивания.
Убрать ржавчину можно следующими методами:
Если нанесенное цинковое покрытие серьезно повреждено, можно зачистить проблемный участок по максимуму жесткой металлической щеткой, а затем нанести тонким слоем с помощью ветоши алюминиевую краску. При глубокой коррозии действуют также, но наносят для защиты эпоксидный состав, обогащенный цинком.
Как избавиться от белого налета оцинкованной поверхности
На процесс формирования «белой» ржавчины оказывают существенное влияние:
• способ нанесения цинкового покрытия, • этапы формирования поверхностной пленки, • химический состав воды.
Что такое белый налет на оцинковке
Иногда при использовании металлических изделий с оцинковкой, можно заметить появление белого налета на поверхности.
По консистенции, налет белый и рыхлый.
Так проявляется оксид цинка, единственная возможность, справиться с которым является механическое удаление.
Главная проблема заключается в том, что когда вы удаляете оксид стандартными средствами, покрытие сильно повреждается и не может больше выполнять своих защитных функций.
Постараемся ответить на вопрос о том, что делать, если оцинкованный лист покрылся белым и из-за чего это происходит.
Ремонт и покраска крыши
При осмотре все же выявлено, что поверхность повреждена? Тогда ее очищают, обрабатывают моющим спецсредством, высушивают и прокрашивают. Если испорчено лишь внешнее покрытие, довольно нанести краску всего в один слой. Но при том, что нарушение добралось аж до цинка, специалисты рекомендуют покраску в несколько слоев, но только после высыхания первого.
Профсталь — эстетичный, замечательно долговечный, прочный и недорогой стройматериал, прекрасное решение для создания кровли. За ним требуется не очень сложный, но постоянный, уход, который подарит вам возможность много-много лет наслаждаться своей чудесной привлекательной крышей. Продлите жизнь своей крыше, регулярно осматривая и ухаживая за ней!
Узнать подробнее о профнастиле!
Загрузка комментариев…
Предыдущая Следующая
Где может использоваться профнастил
Сферы использования профилированного настила
Причины появления белого налета
Белый налет начинает появляться из-за того, что цинк вступает в реакцию с воздухом.
Будучи активным металлом, он может быстро покрыться таким слоем и это сильно пугает клиентов.
Стоит ли бояться такого явления? В большинстве случаев – нет. Причина заключается в том, что хотя сам по себе налет может портить внешний вид изделия, пленка из карбоната цинка не пропускает кислород дальше.
Степень поражения и уровень опасности зависит от того, какая именно реакция запускается и как быстро она протекает в нормальных условиях.
Так, если воздух сухой и уровень влажности не превышает 70%, реакция будет протекать очень медленно.
Намного быстрее она будет происходить при наличии увлажнения, а также при неправильном складировании.
Когда поверхность часто намокает или находится в увлажненном состоянии, начинает развиваться гидроксид цинка, постоянно увеличивающий опасность полного разрушения защитного покрытия.
Также сам тип цинкования и особенности изделия будут сильно отражаться на скорости протекания формирования белой ржавчины.
Забор из профнастила: особенности ухода
Забор для дома из профнастила станет надежной оградой и сохранит имущество. Красивый и ухоженный забор – гордость хозяина. Следующие простые рекомендации по осуществлению мытья такого ограждения позволят надолго сохранить его качества и эстетичный внешний вид.
Использование мягких чистящих средств
Неагрессивные химические моющие препараты – единственно подходящие средства для мытья забора из профнастила. Ведь они не будут агрессивно воздействовать на металл. А значит, не вызовут разрушения поверхности, целостности лакокрасочного покрытия.
Использоваться могут неабразивные средства. Жесткие частицы также способны нанести вред покрытия профлиста.
Забор из профнастила требует использования мягких губок и тряпок
Для металлической поверхности подойдут мягкие губки или тряпочки.
Для труднодоступных мест (например, на высоте) могут применяться губки с длинной ручкой.
Часто намыливая и смывая моющее средство с губки, можно отмыть даже особо сильные загрязнения. Если проводить очищение забора регулярно, хотя бы раз в полгода, то ограждение всегда будет выглядеть привлекательно. А также сохранит свои качества на более длительное время.
Периодическое промывание шлангом
Использование сильного напора воды, получаемого из шланга, позволит легко поддерживать чистоту забора. Струя воды удалит загрязнения, снимет налет пыли. Такой метод наиболее хорош после тщательного промывания сильно загрязненных мест.
Благодаря такому уходу, забор из профнастила длительное время будет радовать своим привлекательным внешним видом. А также сохранить свои остальные характеристики: прочность и надежность.
Почему на профнастиле появляются ржавые пятна
Профнастил, как и любое металлическое изделие, подвергается воздействию влажности.
Она опасна тем, что происходит постепенное разрушение, потеря прочности. Со временем лист может прохудиться и прийти в полную негодность.
Большинство производителей заявляют о том, что их материалы защищены от ржавчины, но на деле к ее возникновению приводят сразу 4 фактора:
Также в списке распространенных проблем – некачественный металл, нарушение требований по оцинковке, несоблюдение требований по эксплуатации и другие.
Причины возникновения ржавчины на профлисте
Хранили листы в пачке на улице, закрытым тентом 1 месяц прошлого года. После монтажа где недели через 3 появились белесые пятна, а сейчас и ржавчина в 4 местах.
Любовь, г.Саранск, Республика Мордовия.
Привет, Любовь из Саранска!
Такое появление ржавчины на новых профлистах не является редкостью.
Мог бы выдать вам увесистую многостраничную информацию по оцинкованным листам, но зачем? Ограничусь лишь фрагментарным объяснением.
Профлисты оцинкованные изготавливают из горячекатанных рулонных стальных листов после прокатного стана, погружением в ванны с расплавленным цинком. Чаще всего марки Ц0 или Ц1 с добавками свинца, алюминия и некоторых других металлов. В результате химической реакции и по истечении определенного времени на стальном листе по обе его стороны образуется слой цинка чаще всего толщиной не менее 0,02 миллиметра.
После этого листы защищают от коррозии с помощью консервации, которая заключается в пассивировании, иногда промасливании, а иногда и того и другого.
Все это делается в соответствии с ГОСТ 14918-80.
Затем рулоны поступают в соответствующие заготовительно-прессовые цеха, где их режут в размер и штампуют для придания волнообразной или трапециевидной формы. Готовые профлисты поступают в продажу.
Но это в теории. А на практике получается несколько иначе. В результате чего и образуются «бяки», подобные вашему случаю.
Причиной брака, поначалу порой и скрытого, бывает недостаточная очистка стального листа перед его погружением в ванну с цинком. Нарушение технологии изготовления (малого времени выдержки в ванной, недостаточной концентрации компонентов), в результате чего слой цинка получается значительно меньшей толщины.
Да и консервация может далеко не отвечать предъявляемым требованиям.
Мне несколько раз приходилось сталкиваться с подобным. Когда привозишь на объект большую партию профлиста, начинаешь его монтировать на кровлю и видишь, что часть из листов уже имеют видимые изъяны. Которые чаще всего представляют из себя круглые белесого, а то уже и рыжего цвета окружности и пятна.
Естественно, что со временем они будут только увеличиваться в своих размерах и приобретать все более угрожающий вид. А в одно, далеко не прекрасное время, лет так через десять или более могут и вовсе образоваться дыры в листах под влиянием осадков.
Наученный горьким опытом, теперь при покупке любого вида оцинкованных листов (гладких, профилированных, коньковых элементов, торцевых, капельников и т.п.) требую от продавцов погрузки листов каждого по отдельности. Или сам их гружу с тщательным осмотром поверхностей. Обычно в партии из 50 — 100 листов всегда штук 5 — 10 имеют дефекты. Их безжалостно откладываю в сторону.
Продавцы же обычно грузят все подряд. И потом вернуть им брак всегда бывает проблематично, не хотят связываться с возвратом. Хотя попробовать сие можно при наличии чека.
Что делать вам? Самое лучшее демонтировать бракованные листы и установить вместо них новые. Либо смириться с таковыми. Попытки закрасить такие места, конечно продлят срок службы листов, но смотрится такое не очень. Если же красить все листы кровли и плохие и хорошие, то смотрится неплохо. Но через три-четыре года краска в большинстве мест облупится так, что без слез не взглянешь. Какая бы она отличная не была. Потому что по качеству ручная покраска и промышленная это две большие разницы.
Это все, что имею вам сказать.
Все вопросы Семенычу по строительству
Семенычу (автору материалов)
Наш сайт регулярно пополняется интересными и уникальными материалами и статьями по тематике пиломатериалов, строительных материалов и работ, приводится авторское мнение и знания реального шабашника с опытом работы более 15 лет. Имеется раздел — забавные истории шабашников. Если вы желаете получать информацию об этом, подпишитесь на рассылку новостей нашего сайта. Гарантируется непередача вашего адреса третьим лицам.
Ремонт квартир в Москве и подмосковье
Работаем с гарантией! Широкий спектр ремонтных работ. Профессиональные мастера.
+7 (905) 797-20-34
Дача | Баня |
Для дачи | Инструмент |
Материалы | Байки |
Фундамент | Срубы |
Крыши | Утепление |
Стены | Сайдинг |
Полы | Подвалы |
Мансарды | Двери окна |
Лестницы | Пристройки |
Колодцы | Туалеты |
Балконы | Лоджии |
Конденсат | Затопление |
Заборы | Конуры |
Тротуар | Скворечник |
Саман | Телеги |
Гаражи | Сарай |
Теплицы | Баня |
Качели | Мангал |
Душ |
Турник |
Как устранить белый налет
Если видите, что на поверхности появился слой белого цвета, беритесь за его устранение как можно скорее.
Алгоритм борьбы с таким явлением выглядит так:
Самым опасным случаем считается ситуация, когда белый цвет переходит в черный. В таком случае зачистить пораженное место не получится, нужно как можно скорее выполнять повторное цинкование.
Как нельзя мыть трейлер или прицепную платформу?
Обратите внимание: далеко не все детали буксируемых транспортных средств можно отчищать от загрязнений обыкновенной водой.
Во время мойки и чистки прицепа обращайте внимание на общее техническое состояние транспортного средства, проверяйте, не повреждены ли поверхности кузова, днища, дышла, других элементов конструкции.
Заметив где-то царапины, аккуратно почистите эти места, просушите и заклейте самоклеящейся пленкой. Также можно покрыть поврежденные места силиконовой аэрозолью, которая создаст на поверхности пленку, защищающую металл от влаги. Такой способ поможет сохранить транспортное средство от коррозии до прибытия на станцию техобслуживания, где произведут качественный ремонт.
Напоследок осталось добавить, что кроме регулярной чистки и мойки всем транспортным средствам и прицепам в частности необходимо своевременное обновление смазки в определенных узлах конструкции. Например, надо регулярно смазывать штоки в тормозе наката, наносить смазку на шар фаркопа и другие детали.
Регулярный уход за прицепом, смазка и чистка – гарантия долгожительства вашего транспорта.
Оцинкованная сталь – это сталь с цинковым покрытием, которое защищает металл от коррозии и увеличивает износостойкость и долговечность стали. Оцинкованная сталь часто выпускается в виде листового металла, из нее делают водосточные трубы, двери автомобилей и складные автомобильные крыши. Несмотря на то, что оцинкованная сталь обладает достаточной стойкостью к образованию ржавчины, она может пачкаться и нуждается в бережном обращении. Чтобы позаботится о предмете из оцинкованной стали и обеспечить ему долгую жизнь, а также хороший внешний вид, его необходимо регулярно чистить.
Заказывайте оцинковку в «Точинвест Цинк»
выполнит повторную оцинковку после удаления налета на поверхности.
В пользу обращения в компанию говорит сразу 3 довода:
Чтобы получить ответы на интересующие вопросы и заказать услуги компании, оставьте заявку на сайте или звоните.
Вернуться к статьям Поделиться статьей
Удаление ржавчины с оцинковки
Процедуру начинают с очистки уже замеченных участков коррозии. Эффективным способом является последующее поверхностное покрытие оцинковки пассивирующим химическим веществом или маслом. В первом случае предотвращается окисление (хотя и на короткое время), а во втором между цинком и водой создаётся защитный барьер, который препятствует формированию слоя гидроксида цинка. Большинство применяемых масел, однако, через короткий промежуток времени испаряются, поэтому требуется периодическое возобновление такого защитного покрытия.
Ранее для предотвращения коррозии оцинкованного железа использовали составы на основе соединений шестивалентного хрома, но сейчас такие вещества признаны токсичными и применяются крайне редко.
Чем отмыть оцинкованный лист
Оцинкованная сталь – это сталь с цинковым покрытием, которое защищает металл от коррозии и увеличивает износостойкость и долговечность стали. [1] Оцинкованная сталь часто выпускается в виде листового металла, из нее делают водосточные трубы, двери автомобилей и складные автомобильные крыши. [2] Несмотря на то, что оцинкованная сталь обладает достаточной стойкостью к образованию ржавчины, она может пачкаться и нуждается в бережном обращении. Чтобы позаботится о предмете из оцинкованной стали и обеспечить ему долгую жизнь, а также хороший внешний вид, его необходимо регулярно чистить.
Очистка от грязи и налета
Протрите оцинкованную сталь влажной тряпкой. Сначала протрите поверхность металла тряпкой, смоченной в чистой воде; это позволит удалить с поверхности оцинкованной стали грязь и грязевые потеки. Регулярный уход за оцинкованной сталью уменьшит объем накапливаемой грязи и образуемого химического налета, которые появляются на поверхности стали с течением времени. Поэтому последующая очистка стали будет проще.
Обработайте сталь мыльным раствором с помощью щетки. Возьмите 15 мл жидкого средства для стирки и добавьте их в ведро воды. Тщательно потрите поверхность стали, уделяя особое внимание тем местам, где скопилась грязь и образовался налет. Используйте для работы нейлоновую или пластиковую щетку, так как щетки из других материалов могут вступить в реакцию с оцинкованной сталью и вызвать изменение цвета.
Чтобы почистить сталь, воспользуйтесь средством для мытья легковых машин или грузовиков. Такие средства имеют специальный состав, который снижает риск коррозии, кроме того, обычно они хорошо подходят для очистки оцинкованной стали. [4] Не забудьте тщательно сполоснуть сталь холодной водой после применения чистящего средства.
Если требуется отмыть большую площадь стали, воспользуйтесь минимойкой для машин. Когда необходимо почистить большую площадь оцинкованной стали, например, крышу или стены дома, обшитые сайдингом, минимойка для машин сэкономит ваши силы и время. Она быстро смоет любые химикаты и чистящие средства, которые вы применяли для очистки стали.
Удаление следов коррозии из-за хранения в сырости
Смешайте в ведре 1 часть аммиака с 10 частями воды. Чистящие средства на основе аммиака можно приобрести в большинстве крупных хозяйственных магазинов. Смешайте чистящее средство с водой в ведре и используйте полученный раствор для очищения оцинкованной стали.
Смочите жесткую нейлоновую щетку в растворе и обработайте ею сталь. Смачивайте нейлоновую щетку в растворе и трите сталь круговыми движениями. Уделяйте особое внимание проблемным участкам. [9] Белый налет вскоре должен начать сниматься.
Запросите химическое пассивирование стали. Производитель стали может по вашему запросу произвести химическое пассивирование оцинкованной стали. Химическое пассивирование снижает вероятность образования на оцинкованной стали следов коррозии, или так называемой «белой ржавчины». В процессе пассивирования на сталь наносится тонкий слой водного раствора хромовой кислоты, который в дальнейшем защищает ее от вредного воздействия окружающей среды.[10]
Сполосните сталь водой и дайте ей полностью высохнуть. Сполосните оцинкованную сталь чистой водой. Любые химикаты, оставшиеся на ее поверхности, могут вызвать коррозию и постепенное уничтожение защитного покрытия.
Не храните оцинковку во влажных и плохо вентилируемых помещениях. Неправильное хранение оцинкованной стали может вызвать образование пятен коррозии из-за высокой влажности. [12] Не складывайте стальные листы горизонтально, обеспечьте им наклон, чтобы любая попавшая на них влага могла спокойно стечь. Застой влаги с течением времени может привести к образованию на поверхности стали белых цинковых пятен. [13]
Удаление пятен краски
Соскребите основную массу краски деревянным или пластиковым скребком. Не используйте металлический скребок для удаления краски с оцинкованной стали, так как он легко может поцарапать и испортить ее покрытие. [14] Сначала работайте, удаляя крупные пятна краски, а затем сконцентрируйтесь на более мелких. Не стремитесь сразу удалить всю краску, так как дальше вы воспользуетесь химическими средствами, чтобы убрать ее остатки.
Сотрите свежую краску с помощью обычного растворителя для красок. Чтобы удалить свежую краску с поверхности оцинкованной стали, можно взять нейлоновую щетку и растворитель для красок. [16] Нанесите растворитель непосредственно на металл с помощью тряпки, а затем счистите с него краску нейлоновой щеткой.
Сотрите засохшую краску с помощью смывки для краски, которая не содержит щелочи. Высохшую и затвердевшую краску удалить достаточно сложно. К счастью, большинство красок плохо сцепляется с цинком, поэтому после высыхания они сами начинают отслаиваться, что облегчает очистку оцинкованной стали от краски. [17]
Тщательно смойте остаточные следы смывки для краски, когда сталь будет очищена. Любые остаточные следы химикатов могут в будущем привести к изменению цвета оцинкованной стали. Обязательно тщательно сполосните сталь от химикатов под струей чистой воды.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 42 950 раз.
Была ли эта статья полезной?
На рис. 11.54 дан внешний вид изделий, пораженных белой ржавчиной в различных стадиях ее развития. Она представляет из себя рыхлый белый налет на поверхности изделия, являющийся оксидом цинка. После механического удаления этого белого налета остаются видимые следы разрушения поверхности, заключающиеся в появлении более темных пятен на поверхности, а также (в случае очень сильных повреждений) визуально видимые углубления. На самом деле уменьшение толщины покрытия в таких поврежденных местах относительно невелики (порядка нескольких мкм), но и это вызывает серьезные опасения будущих потребителей продукции.
Поэтому очень часто (чаще, чем хотелось бы) от потребителей определенных типов оцинкованной продукции (не будем скрывать, что почти 100% это барьерные ограждения) высказываются претензии, вплоть до финансовых, по поводу появления белого налета на поверхности изделий.
Рис. 11.54. Виды проявления белой ржавчины на хранящихся изделиях — от незначительного (левый и средний рисунки) до глубокого поражения (правый рисунок).
Белая ржавчина является продуктом взаимодействия свежеполученного цинкового покрытия с кислородом воздуха. Причины и условия образования белой ржавчины сейчас хорошо изучены, предложены методы как профилактики, так и борьбы с ней, в том числе радикальные, хотя и дорогостоящие.
Как мы уже говорили ранее, цинк является очень активным металлом, и он активно взаимодействует с кислородом воздуха. Однако возникающая на поверхности цинка защитная пленка из основного карбоната цинка, будучи почти непроницаемой для кислорода и влаги, резко ограничивает дальнейший процесс взаимодействия цинка с кислородом.
На поверхности цинка в условиях внешней среды (то есть в присутствии кислорода, углекислого газа и воды) происходят следующие химические реакции:
2Zn + O2 → 2ZnO
2Zn + 2H2O + O2 → 2Zn(OH)2
Zn(OH)2 → ZnO + H2O
5Zn(OH)2 + 2CO2 → 2ZnCO3 * 3Zn(OH)2 + 2H2O
5ZnO + 2CO2 + 3H2O → 2ZnCO3 * 3Zn(OH)2
5Zn(OH)2 + 2 SO2 + O2 → 2ZnSO4 + 2H2O
В условиях относительно сухой среды (то есть при влажности воздуха 60-70%) происходят, в основном, четвертая и пятая реакции, но эти реакции идут достаточно медленно, и, скажем, за неделю достаточно плотным слоем покрывается не более половины оцинкованной поверхности, а вся поверхность оказывается достаточно эффективно защищенной через месяц — три месяца хранения (или службы) на открытом воздухе в условиях минимального периодического увлажнения изделия.
Иное происходит, если только что оцинкованное изделие с еще влажной поверхностью упаковывается в пачки и далее хранится на открытом воздухе в условиях, когда вероятность образования конденсированной (дождевой) влаги велика, а условия ее быстрого испарения или удаления недостаточны (рис. 11.55). В этих условиях преобладают реакции 1-3. В результате получаются гидроксид и оксид цинка – вещества в виде белого порошка, обладающие низкой адгезионной способностью к поверхности, легко пропускающие кислород к цинку и допускающие его последующее окисление. Кроме того, гидроксид цинка легко смывается с поверхности дождем.
Рис. 11.55. Общепринятый (неправильный) способ хранения оцинкованных дорожных ограждений.
Опасность при образовании белой ржавчины представляют участки соприкасающихся между собой поверхностей. На рис. 11.56 показаны поверхности уголкового оцинкованного проката, соприкасавшиеся друг с другом в условиях неправильного хранения. В этих местах задерживается дождевая влага (или конденсируется влага из воздуха при нахождении изделий на воздухе при температуре ниже точки росы), а испаряется она в последнюю очередь. В эти области затруднен подвод углекислого газа, способствующего образованию плотной оксидно-карбонатной пленки, что и приводит к серьезному развитию процессов образования белой ржавчины.
На рисунке 11.57 представлены результаты экспериментов, наглядно показывающих различие в скорости коррозии на свежеоцинкованной поверхности и на цинковой поверхности, которая закрыта плотной карбонатно-оксидной пленкой. Опыты проводились в реальной атмосфере конкретного города (г. Миддльтаун, штат Огайо). Кривые представлены в координатах величина потерь массы образца – время выдержки. Верхняя кривая представляет условия, когда только что оцинкованный образец был выставлен для экспозиции в период дождей, нижняя – когда начало экспозиции образца началось в условиях относительно сухой погоды (то есть при отсутствии дождей в течение нескольких недель). Видно, что результаты эксперимента полностью идентичны друг другу за исключением начального периода экспозиции, когда защитная пленка в условиях дождливой погоды еще только формировалась.
Рис. 11.56. Характер развития белой ржавчины на уголковом оцинкованном железе в местах соприкосновения изделий друг с другом при неправильном хранении.
Опыты показывают, что оксидно-карбонатная пленка заканчивает свое формирование примерно за 100 дней (чуть более трех месяцев) в сухом воздухе, 14 дней при относительной влажности 33% и от одного до шести дней при влажности 75%. При этом в результате многочисленных реакций, о которых говорилось выше, поверхность становится более грубой и приобретает более темный оттенок.
Рис. 11.57. Потеря массы свежеоцинкованных образцов как функция времени для различных условий экспонирования: в сырую погоду (верхняя кривая) и в относительно сухую погоду (нижняя кривая).
Причина постепенного уменьшения толщины цинкового покрытия – это, как ни странно, нахождение покрытия во влажном состоянии, и чем эта величина больше, тем скорость уменьшения толщины покрытия больше. Дело в том, что и дождь, и конденсат из воздуха по утрам (роса) – это вода, содержащая очень малое количество стабилизирующих солей (солей жесткости), но растворившая из воздуха некоторое количество сернистого газа, который попадает в воздух в результате промышленной деятельности человека (сжигание угля, выхлопные газы автомобилей и т.п.). Именно образующиеся на поверхности изделия кислоты служат основной причиной постепенного растворения цинкового покрытия, и скорость исчезновения покрытия поэтому пропорциональна доле времени, когда поверхность изделия находится во влажном состоянии. Согласно реакции 6 на поверхности изделия в результате взаимодействия SO2 с оксидно-карбонатной пленкой образуются растворимые соли, которые затем уносятся с поверхности стекающей влагой.
Обнаружено, что именно периодичность смачивания и высушивания оказывает главное влияние на скорость исчезновения покрытия. В то же время наличие влаги на поверхности способствует восстановлению оксидно- карбонатного слоя на поверхности покрытия.
Скорость коррозии возрастает с повышением температуры и влажности, что естественно с точки зрения информации, представленной выше, и это наглядно иллюстрируют следующие два рисунка (11.58 и 11.59).
Иногда при очень сильно развитой белой коррозии после удаления белого порошка (механически или дождем) обнаруживаются следы этой коррозии в виде черных пятен различного размера. Исследования показали, что это результат существующей технологии, а именно, в состав цинкового покрытия входит свинец в количестве 0,6-1,4%. Этот свинец в результате коррозии взаимодействует с цинком, в результате чего на поверхности выседает мелкодисперсный металлический свинец. Но, как уже говорилось ранее, через три месяца максимум все изменения в цвете исчезают – покрытие становится темносерым и ровным по поверхности. Изменения же толщины покрытия за счет белой ржавчины незначительны и не превышают нескольких микронов. Поскольку толщина покрытия на изделиях превышает минимально допустимую раза в полтора, такое уменьшение не влияет на работоспособность изделия. При минимальном поражении изделия белой ржавчиной после удаления последней механическими или химическими способами это изделие может успешно служить практически с тем же самым временем жизни (рис. 11.60).
Несколько хуже обстоит дело с белой ржавчиной на листах, полученных методом непрерывного цинкования. По технологиям непрерывного цинкования в расплав добавляется значительно большее количество алюминия, и при цинковании листа алюминий откладывается на поверхности. Потемнение листа вследствие образования карбонатно-гидроксидной пленки протекает значительно медленнее, и последствия «белой ржавчины» проявляются на листах значительно большее время (рис. 11.61).
Особенно развитию белой ржавчины способствует наличие в атмосфере аэрозолей, содержащих хлориды. На рис. 11.62 показано влияние этого воздействия на крышу объекта, расположенного в двух километрах от морского побережья.
Рис. 11.58. Зависимость скорости коррозии (в виде доли поверхности, пораженной белой ржавчиной) от температуры.
Рис. 11.59. Зависимость скорости коррозии (в виде доли поверхности, пораженной белой ржавчиной) от влажности при 25°С и 38°С.
Рис. 11.60. Изделие, пораженное белой ржавчиной, успешно используется по своему прямому назначению.
Рис. 11.61. Наличие серьезной белой ржавчины на стенках хранилища, изготовленных из оцинкованного листа.
Для борьбы с белой ржавчиной предложен ряд радикальных мер. Самый эффективный способ – это использование хроматных растворов в составе ванны охлаждения. Предложено множество рецептов состава этих растворов, которые позволяют получать не только эффективную защиту от белой коррозии, но и в определенных пределах изменять цвет покрытия (светлое, голубое и радужное пассивирование). При этом на поверхности изделий создается прочная, не пропускающая кислорода, не растворимая в воде хроматная пленка. Изделия, обработанные таким образом, можно сразу же после изготовления перевозить открытым способом даже в условиях такой агрессивной среды, как морская поверхность.
Рис. 11.62. Характер развития белой ржавчины на крыше объекта, расположенного в 2 км от морского побережья через два года после строительства.
Однако у метода имеется лишь один, но существенный недостаток – шестивалентный хром является сильнейшим ядом для живых организмов. Его ПДК является одним из самых низких из применяемых в промышленности металлов. Хром, как, впрочем, и еще один элемент, кадмий, не входит в состав биологических циклов человека, поэтому, накапливаясь в организме, он постепенно отравляет его. Поэтому в настоящее время в Европе принято решение о постепенном выведении указанных элементов из технологической практики, сначала из процессов, где происходит непосредственный контакт человека с растворами, содержащими указанные элементы, затем из тех процессов, где контакт человека с продукцией, содержащей данные вещества, минимален.
Очевидно, что ванна охлаждения изделий – это то место, где контакт человека с хроматами максимален. В результате окунания горячего изделия в ванну поднимается в воздух большое количество паров и аэрозолей. Поэтому хроматный способ защиты оцинкованных изделий сейчас находится под запретом.
В настоящее время разработаны и продолжают разрабатываться «бесхроматные» способы защиты изделий от белой коррозии. В России это, прежде всего, разработки ИФХ РАН. По эффективности некоторые из них приближаются к эффективности хроматной обработки, но цена еще достаточно высока, поэтому они применяются или могут применяться только там, где это технологически необходимо.
Очевидно, однако, что если хранить изделия правильно, можно добиться хороших результатов и не прибегая к вышеупомянутым способам защиты. В случае, когда невозможно установить полученные дорожные оцинкованные изделия непосредственно на местах, где дождевая или конденсационная влага быстро удаляются с поверхности, связки балок дорожного ограждения необходимо хранить под углом, как это показано на рис. 11.63, места хранения необходимо размещать так, чтобы на изделия не попадали дождевая влага, а сами изделия легко обдувались потоками воздуха. Тогда процесс образования оксидно-карбонатной пленки произойдет в требуемые сроки без заметных нарушений качества покрытия.
Рис. 11.63. Рекомендуемые способы хранения только что оцинкованных изделий.
Возможно Вас так же заинтересуют следующие статьи: