чем объясняется раскаяние катерины

Признание Катерины. Финал драмы

Это прекрасная сцена. Жаль только, что в драме она мало подготовлена. Со времени приезда мужа развитие характера Катерины происходит за сценой, и мы узнаем о нем из короткого разговора Варвары с Борисом. Оттого-то эта сцена так и озадачила многих.

Тут же скажем кстати, что вообще два последние акта драмы по нашему мнению ниже первых трех, ниже уже, пожалуй, потому, что не выше их.

В данном деле, во всем четвертом акте у г. Островского одна только сцена относится до действия. Все другие, за исключением маленького разговора Варвары с Борисом, совершенно посторонние для пьесы. Не говоря уже о том, что в четвертом действии пятиактной пьесы всякое уклонение от сущности дела охлаждает только действие, самое признание Катерины, вдруг, неожиданно, прежде чем зритель сам бы стал очевидцем ее мук и страданий, выходит каким-то неготовым. Мы совершенно понимаем эту минуту в жизни Катерины и, вероятно, немалая часть зрителей точно так же верно поняли ее; но нам все-таки было жаль, что такой важный процесс в ее характере совершился как будто без ведома зрителей. Это только охолодило их. Вместо того, чтоб трепетать от восторга и стараться не проронить ни одного слова, они должны были раздумывать о законности такого явления, о том, в порядке ли это вещей или нет. А между тем сама по себе это превосходная сцена. Она прямо вытекает из характера Катерины; она необходимое следствие ее положения. Нам особенно нравится то, что эта сцена случилась на площади, в присутствии посторонних, на месте, где, кажется, никак уж нельзя ожидать подобных явлений, одним словом, случилась при самых враждебных и неудобных для нее обстоятельствах. Одно это уже рисует характер Катерины.

Удивительно хороша также сцена прощания в пятом акте. В ней полно и ясно выразилась одна милая черта русской женщины. Катерина сама разрывает связь свою с Борисом, сама, без постороннего принуждения, делает мужу и свекрови ужасное признание. С кровью и с мясом она вырывает грех из своего сердца, и между тем прибегает проститься с Борисом, и обнимает, и плачет на груди у него. Разговор у них не вяжется, ей что-то хочется сказать ему и нечего сказать: сердце у нее переполнено. Ему хочется уйти от нее поскорее, а нельзя уйти: совестно. Не нравится нам только предсмертный монолог Катерины.

Но все это можно было высказать и без последнего монолога, в более драматической форме.

Достоевский М.М. «»Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. Островского»

Читайте также другие темы анализа драмы «Гроза»:

Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»

Писарев Д.И. «Мотивы русской драмы»

Достоевский М.М. «»Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. Островского»

Источник

Какие события предопределили публичное покаяние катерины. Тема греха, возмездия п покаянии в пьесе А.Н. Островского «Гроза

«Сочинение на тему:»В чем трагедия Катерины?»»

Сочинение на тему:»В чем трагедия Катерины?» Произведение — «Гроза» Островский

План, которого желательно придерживаться при написании сочинения:

I часть — Объяснить суть вопроса «В чем трагедия Катерины?».Кто вообще такая Катерина?

II часть — Доказательства:

1)Жизнь в родительском доме: а)Сердечное отношение родных б)Времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, вышивание) в)Относительная свобода — «птица»

2)Черты характера, развивающихся под влиянием жизни родителей(Болезненная мечтательность, романтическое отношение к жизни)

3)Жизнь в доме Кабановых(жестокое отношение Кабанихи, постоянный духовный бунт Катерины на это заточение, эту «клетку», осознание своей обреченности, замкнутость, разочарованность в семейной жизни,свободолюбивый характер, рост и стремление к свободе, к счастью. Можно вставить сюда вот эту цитату :»Не хочу здесь жить и не буду!»

4)Честность, моральная чистота, решительность, мужество, страстность натуры, поэтичность натуры, незаурядный ум, доброта — основные черты характера

III часть — заключение

В сочинении обязательно: Четкий тезис и использование цитат(Минимум 3 цитаты) Слов примерно 200-320

«Незаурядность натуры Катерины (по драме Островского «Гроза»)»

Поприще, на котором А.Н. Островский наблюдает и показывает нам русскую жизнь, не касается отношений чисто общественных или государственных, а ограничивается семейством. Добролюбов пишет: «В семействе же кто более всего выдерживает на себе весь гнет самодурства, как не женщина? Кто менее ее имеет возможности высказать свой ропот, отказаться от исполнения того, что ей противно?» В те времена положение женщины в семье усугублялось еще и тем, что она считалась обузой для мужа. Недаром люди говорили: «Жена-то ведь не лапоть, с ноги не сбросишь!» Это осознание своей никчемности, отсутствие смысла жизни и порождало во многих женах беспрекословное подчинение мужу, свекрови. В женщинах, особенно купеческой среды, терялась индивидуальность человека, они умирали как личность, становились какой-то придаточной частью своего мужа.

С первого взгляда, Катерина кажется нам такой же покорной. Однако в ее душе далеко не все подчиняется законам «темного царства». Она тоже терпит, но терпит до поры. Сноха, которая не смела слова сказать, позволяет себе возражать старшим: «Напраслину-то терпеть кому же приятно!» Становится ясно, что если уж женщина захочет высвободиться из подобного положения, то ее дело будет серьезно и решительно.

В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Однако нам кажется, что живут по домостроевским порядкам, которые приписывают семье, сельской общине. Это глубочайшее заблуждение. «Домострой» и народно-крестьянская нравственная культура – начала во многом противоположные. В «Грозе» лишь Катерине дано сохранить чувство нравственной ответственности. Создавая характер Катерины, драматург пренебрег бытовой достоверностью, противопоставив циничному миру «темного царства» идеальный образ героини.

В образе Катерины идеален не только ее внутренний мир, но и идеальна ее внешняя красота. В «темном царстве» красота – проклятие, красота – гибель. Но именно потому, что красота несовместима с жестокой действительностью, она становится протестом, призывом к борьбе против самодурства и деспотизма. Потому и сумасшедшая Барыня, воплощающая мрачную душу царства самодуров, и проклинает красоту как торжество жизни: «Красота-то ведь погибель наша. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!»

Образы женщин «горячего сердца» вносили в обстановку «темного царства» идеальное начало. Героическое самопожертвование становилось провозвестником гибели мира невежества, корысти, жестокости.

Катерина выступает как воплощение судьбы народа. В этой непросвещенной замученной женщине, противопоставившей гнету окружающего мира одно лишь чистое сердце, «узнает себя судьба народа, безвыходностью рабства толкаемого к стихийному возмущению во имя торжества или смерти». Катерина – плоть от плоти этого народа. Островский нарочито подчеркивает детскую умиленность мечтаний своей героини: «Кабы я маленькая умерла, лучше было бы. Глядела бы я с неба на землю, да радовалась всему».

Однако кажущаяся наивность Катерины становится столь же многозначительной, как важна народная сказка во всем разнообразии ее персонажей. В детской беззащитности Катерины Добролюбов увидел горькую беззащитность угнетенного народа, наивного, честного, трудолюбивого, лишь безмерностью страданий вынужденного к бунту.

В мироощущении героини Островского гармонически срастается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, и христианская культура. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц в небесной вышине и порхание бабочек с цветка на цветок.

В трудную минуту жизни она посетует: «Отчего люди не летают… Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». В народных песнях тоскующая по родной стороне в нелюбимой семье женщина часто оборачивается кукушкой, прилетает в сад к любимой матушке, жалобится ей на лихую долю. А как молится Катерина, «какая у ней улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»! Не сродни ли она «солнечнопрозрачной» Екатерине из чтимых народом жизнеописаний святых.

Погибая, Катерина сохраняет все черты, которые, согласно народному поверью, отличали святого – она и мертвая выглядит как живая: «А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна. Как есть одна, капелька крови».

Речь героини плавная, певучая, близкая к устному сказу, поэтически приподнятая. Язык ее чист, чужд грубости Кабанихи и Дикого. Он прозрачен, как прозрачна ее душа, как чужда Катерина смрадному миру базара, торгов, купли-продажи.

Встреча Катерины с Борисом еще раз подтверждает народные истоки характера героини. Восклицание: «Зачем ты пришел, погубитель мой?» – точно соответствует свадебному обряду встречи жениха с невестой.

Образ Катерины Добролюбов считал «шагом вперед» в развитии народной жизни. Бунт Катерины дал возможность представить трагическую борьбу женщины отражением «великой народной идеи».

Трагизм Катерины заключается в столкновении двух равновеликих и равнозаконных побуждений: если она победит естественное влечение сердца и в глазах людского суда останется чистой, то прощай счастье и радость жизни. Но последуй героиня велению своей души – и она преступница в собственных глазах, жертва собственной совести.

Катерине некому отдать сжигающее ее чувство – еще и в этом заключается ее трагедия. С какой мукой силится она оживить Тихона! Правдивая и чистая, она бросается к нему на шею, тщетно борясь за него – робкого, злым миром придавленного. Добролюбов заметил, что Катерина вышла замуж за Бориса от безысходности. Однако все же есть что-то, к чему влеклось истомившееся сердце героини. Я думаю, это искра человеческого в ее возлюбленном. Тут женщина кинулась в омут иллюзорной любви, как потом кинется в Волгу.

Для Катерины проснувшееся чувство любви сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Однако в мертвом мире Дикого и Кабанихи нет и не может быть подлинной любви, и Катерина никогда не найдет здесь человека, достойного ее светлого чувства.

Нередко читатель недоумевает: зачем она бросилась в Волгу? Ушла бы из дома, как Варвара, этим бы она больше досадила Кабанихе. Но вчитаемся внимательно в текст драмы – мы увидим, что сама Катерина готова была уйти на волю. Ее не пугают далекая Сибирь, трудный путь, возможность преследования. «Возьми меня с собой отсюда!» – умоляет она Бориса. Но слаб и забит ее друг. «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду…» – таков его ответ. Путь к вольной жизни отрезан. «Куда теперь? Домой идти?» – спрашивает Катерина и сама же отвечает: «Нет, мне домой, что в могилу – все равно».

Итак, в «Грозе» Островский обратился к образу героической женщины, ищущей избавления от постыдных условий жизни. В свою идею «горячего сердца» драматург вложил сыновнюю тоскующую любовь к Родине, веру в ее людей, ненависть к ее поработителям, преклонение перед непобедимостью красоты.

Драма А.Н.Островского «Гроза» была признанной общественной пьесой сразу после своего выхода. И это неудивительно, ведь автор показал новую героиню, противопоставленную купеческому обществу с его домостроевским укладом. Судьба главной героини пьесы Катерины Кабановой в самом деле трогает своей драматичностью. Героиня противопоставила себя невежеству и закоренелости, царящих в обществе, где нет места духовно одаренным натурам. Неравная борьба с человеческой черствостью приводит Катерину к добровольной смерти, завершающей драматическую судьбу героини и сам ход пьесы.

Но, несмотря на незатейливый сюжет, образ Катерины является невероятно ярким и выразительным, становясь символом неприятия враждебного консервативного общества, живущего по законам домостроя. Не зря в своей критической статье, посвященной пьесе, Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Выросшая в вольной обстановке родной семьи, Катерина была чрезвычайно эмоциональной и искренней натурой, отличаясь от представителей «темного царства» глубиной своих чувств, правдивостью и решительностью. Открытая другим людям, Катерина не умела обманывать и лицемерить, поэтому не прижилась в семье мужа, где даже ее ровесница Варвара Кабанова считала главную героину слишком «мудреной», даже чудной. Сама Варвара давно уже приспособилась к правилам купеческой жизни, способностью к лицемерию и лжи все больше напоминая мать.

Катерина отличалась невероятной силой духа: следовало обладать сильным характером, чтобы отвечать пожилой жестокой свекрови на многочисленные оскорбления. Ведь в родной семье Катерина не привыкла к унижению человеческого достоинства, потому что была по-другому воспитана. Автор с чувством глубокой любви и уважения к Катерине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложился сильный женский характер главной героини. Недаром Островский несколько раз по ходу пьесы вводит образ птицы, символизирующий саму Катерину. Подобно пойманной птице, она оказалась в железной клетке, доме Кабановых. Как тоскующая по свободе птица рвется к воле, так и Катерина, осознав невыносимый, невозможный для нее образ жизни в чужой семье, решилась на последнюю попытку обрести свободу, найдя ее в любви к Борису.

В чувстве Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь должна приносить радость, а Катерину она ведет к пропасти. Ведь Борис, племянник Дикого, по сути своей мало отличается от остальных жителей «темного царства», в том числе мужа Катерины Тихона. Борис не сумел оградить Катерину от ее душевных мук, можно сказать, предал, разменяв свою любовь на почтительное уважение к дядюшке ради получения своей части наследства. В своем безволии Борис также стал причиной гибельного отчаяния Катерины. И все же, несмотря на понимание обреченности своего чувства, Катерина всеми силами души отдается любви к Борису, не испытывая страха перед грядущим. Она не боится, как не боится грозы Кулигин. И потом, на мой взгляд, в самом названии пьесы, в свойствах этого явления природы, есть что-то присущее характеру главной героини, подверженной искренним стихийным порывам своей души.

Таким образом, душевная драма Катерины заключается именно в том, что в силу своего характера главная героиня, не сумев принять убеждений среды, в которую попала, не пожелав притворяться и обманывать, не видит другого пути, кроме самоубийства, добровольного ухода их жизни в лицемерной и ханжеской купеческой среде города N. Есть особая символика в эпизоде покаяния Катерины, во время которого разразилась гроза и пошел дождь. По сути своей дождь, вода являются символами очищения, но в пьесе Островского общество оказывается не столь милосердным, как природа. «Темное царство» не простило героине подобного вызова, не позволив ей выйти за жесткие границы негласных законов ханжеского провинциального общества. Так, окончательный покой нашла измучившаяся душа Катерины в водах Волги, спасаясь от жестокосердия людей. Своей смертью Катерина бросила вызов враждебной ей силе, и как бы ни рассматривал читатель или критики этот поступок, нельзя отказать героине «Грозы» в силе бесстрашного духа, приведшего её к освобождению из «темного царства», став в нем истинным «лучом света»!

Источник

Презентация по литературы на тему » Образ Катерины в драме Островского «Гроза»

чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть фото чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть картинку чем объясняется раскаяние катерины. Картинка про чем объясняется раскаяние катерины. Фото чем объясняется раскаяние катерины

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

ЖИЗНЬ КАТЕРИНЫ В ДОМЕ КАБАНИХИ И В ДОМЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДОМЕ РОДИТЕЛЕЙ: « точно птичка на воле» «маменька в ней души не чаяла» «работать не принуждали» «вышивала, ходила в церковь, гуляла» В ДОМЕ КАБАНИХИ: «завяла, как цветок» «от любви вас и бранят» «все по принуждению» «меня не станет бояться, тебя и подавно»

ЧЕМ КАТЕРИНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА КАЛИНОВА? непосредственность, доброта, искренность, честность

Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.

В ЧЁМ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПЬЕСЫ?

МОТИВ ГРОЗЫ ПРИСУТСТВУЕТ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ПЬЕСЫ. Гроза в природе Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души. Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.

ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ РАСКАЯНИЕ КАТЕРИНЫ? Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.

КРИТИКИ О ПЬЕСЕ Добролюбов «Луч света в темном царстве» «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы Критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности. Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.

КРИТИКИ О ПЬЕСЕ Д.Писарев «Мотивы русской драмы» Катерина – это «полоумная мечтательница» Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий Она постоянно кидается из одной крайности в другую Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

Какие проблемы затрагивает в своём произведении А.Н.Островский? (В качестве аргумента каких проблем можно использовать в сочинении ЕГЭ драму Островского «Гроза»?)

ТЕМЫ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПЬЕСЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»: 1. Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме Островского «Гроза». 2. Проблема трагической любви на примере образа Катерины в драме Островского «Гроза». 3. Проблема человеческого достоинства в драме Островского «Гроза». 4. Проблема нравственности и личного выбора в пьесе Островского «Гроза» 5. Проблема духовной свободы личности на примере образа Катерины в драме Островского «Гроза».

чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть фото чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть картинку чем объясняется раскаяние катерины. Картинка про чем объясняется раскаяние катерины. Фото чем объясняется раскаяние катерины

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть фото чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть картинку чем объясняется раскаяние катерины. Картинка про чем объясняется раскаяние катерины. Фото чем объясняется раскаяние катерины

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть фото чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть картинку чем объясняется раскаяние катерины. Картинка про чем объясняется раскаяние катерины. Фото чем объясняется раскаяние катерины

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть фото чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть картинку чем объясняется раскаяние катерины. Картинка про чем объясняется раскаяние катерины. Фото чем объясняется раскаяние катерины

Номер материала: ДВ-309195

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть фото чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть картинку чем объясняется раскаяние катерины. Картинка про чем объясняется раскаяние катерины. Фото чем объясняется раскаяние катерины

чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть фото чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть картинку чем объясняется раскаяние катерины. Картинка про чем объясняется раскаяние катерины. Фото чем объясняется раскаяние катерины

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть фото чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть картинку чем объясняется раскаяние катерины. Картинка про чем объясняется раскаяние катерины. Фото чем объясняется раскаяние катерины

ОНФ проверит качество охраны в российских школах

Время чтения: 2 минуты

чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть фото чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть картинку чем объясняется раскаяние катерины. Картинка про чем объясняется раскаяние катерины. Фото чем объясняется раскаяние катерины

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть фото чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть картинку чем объясняется раскаяние катерины. Картинка про чем объясняется раскаяние катерины. Фото чем объясняется раскаяние катерины

Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть фото чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть картинку чем объясняется раскаяние катерины. Картинка про чем объясняется раскаяние катерины. Фото чем объясняется раскаяние катерины

Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты

Время чтения: 1 минута

чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть фото чем объясняется раскаяние катерины. Смотреть картинку чем объясняется раскаяние катерины. Картинка про чем объясняется раскаяние катерины. Фото чем объясняется раскаяние катерины

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Можно ли признание катерины назвать покаянием почему. Записи с меткой покаяние катерина пьеса «гроза»

Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)

— В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

Гроза в природе – освежает

Гроза в душе –очищает

Гроза в обществе –просвещает.

— Как жители Калинова воспринимали грозу ( как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

— Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)

-В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

— Чем объясняется раскаяние Катерины?

( Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

— могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Теперь совершенно понятна и капитальная сцена четвертого акта, о которой так много толковали и теперь еще толкуют. Раскаяние охватило ее [Катерины

] душу, как только приехал муж и прекратились ее ночные свидания с Борисом. Сознание греха не давало ей покоя. Не доставало только капли, чтоб переполнить полную чашу. Но лишь только капнула эта капля, и казнь ее началась. Она во всем признается мужу. Нужды нет, что это случилось среди белого дня, на гулянии, в присутствии посторонних. Для такого характера, как Катерина, обстановка ничего не значит. Притворяться, лицемерить, затаить в себе чувство до улучения удобной минуты — не в ее крови. Она слишком чиста для этого. В деле же покаяния она всегда предпочла бы всенародное, если б заранее решилась каяться. Чем более позора, чем более стыда, тем легче станет на душе у ней. Но в том-то и дело, что она вовсе не намеревалась и не решалась каяться, выйдя на гуляние, хотя, без всякого сомнения, это признание мужу не нынче, так завтра, не завтра, так через несколько дней, а случилось бы, потому что грех-то тяготил ее невыносимо. Тут же оно вызвано было и грозою, а она с детства боится грозы, и появлением зловещей барыни, и, наконец, сценой из ада на одной стене развалин, куда загнал всех начавшийся дождь. Она во всем признается мужу.

Это прекрасная сцена. Жаль только, что в драме она мало подготовлена. Со времени приезда мужа развитие характера Катерины происходит за сценой, и мы узнаем о нем из короткого разговора Варвары с Борисом. Оттого-то эта сцена так и озадачила многих.

Тут же скажем кстати, что вообще два последние акта драмы по нашему мнению ниже первых трех, ниже уже, пожалуй, потому, что не выше их.

В данном деле, во всем четвертом акте у г. Островского одна только сцена относится до действия. Все другие, за исключением маленького разговора Варвары с Борисом, совершенно посторонние для пьесы. Не говоря уже о том, что в четвертом действии пятиактной пьесы всякое уклонение от сущности дела охлаждает только действие, самое признание Катерины, вдруг, неожиданно, прежде чем зритель сам бы стал очевидцем ее мук и страданий, выходит каким-то неготовым. Мы совершенно понимаем эту минуту в жизни Катерины и, вероятно, немалая часть зрителей точно так же верно поняли ее; но нам все-таки было жаль, что такой важный процесс в ее характере совершился как будто без ведома зрителей. Это только охолодило их. Вместо того, чтоб трепетать от восторга и стараться не проронить ни одного слова, они должны были раздумывать о законности такого явления, о том, в порядке ли это вещей или нет. А между тем сама по себе это превосходная сцена. Она прямо вытекает из характера Катерины; она необходимое следствие ее положения. Нам особенно нравится то, что эта сцена случилась на площади, в присутствии посторонних, на месте, где, кажется, никак уж нельзя ожидать подобных явлений, одним словом, случилась при самых враждебных и неудобных для нее обстоятельствах. Одно это уже рисует характер Катерины.

Удивительно хороша также сцена прощания в пятом акте. В ней полно и ясно выразилась одна милая черта русской женщины. Катерина сама разрывает связь свою с Борисом, сама, без постороннего принуждения, делает мужу и свекрови ужасное признание. С кровью и с мясом она вырывает грех из своего сердца, и между тем прибегает проститься с Борисом, и обнимает, и плачет на груди у него. Разговор у них не вяжется, ей что-то хочется сказать ему и нечего сказать: сердце у нее переполнено. Ему хочется уйти от нее поскорее, а нельзя уйти: совестно. Не нравится нам только предсмертный монолог Катерины.

Но все это можно было высказать и без последнего монолога, в более драматической форме.

Достоевский М.М. «»Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. Островского»

Записи с меткой покаяние катерина пьеса «гроза». Почему катерина публично признается в своем грехе

Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

Гроза в природе – освежает

Гроза в душе –очищает

Гроза в обществе –просвещает.

Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

(Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

Проблема покаяния в пьесе А. Островского «Гроза»

В пьесе Островского “Гроза” были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и разгульность молодого поколения. Все персонажи пьесы условно можно разделить на две части: тех, кто считает, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, и тех, кто считает, что за грехом следует наказание и нет от него спасения. Здесь возникает одна из важнейших проблем человека в целом и “Грозы” в частности. Покаяние как проблема появилось очень давно. Тогда, когда человек поверил в то, что есть высшая сила, и убоялся ее. Он стал стараться вести себя так, чтобы умилостивить своим поведением Бога. Люди постепенно вырабатывали способы умилостивления Бога через определенные действия и поступки. Все нарушения этого кодекса считались неугодными Богу — грехом. Сначала люди просто приносили жертвы богам, делясь с ними тем, что имели. Апогеем таких отношений становится человеческое жертвоприношение. В противовес этому возникают религии монотеистические, то есть признающие одного Бога. Эти религии отказались от жертвоприношения и создали кодексы, определяющие нормы поведения человека. Эти кодексы стали святынями, так как считается, что они начертаны свыше. Примеры таких книг — Библия христиан и Коран мусульман. Нарушение устных или письменных норм является грехом и должно караться. Если сначала человек боялся быть убитым на месте, то потом он начинает бояться за свою загробную жизнь. Человек начинает беспокоиться о том, куда попадет его душа после смерти: в вечное блаженство или в вечное страдание. В блаженные места можно было попасть за праведное поведение, а грешники попадают туда, где будут вечно страдать. Тут-то и возникает покаяние, так как редкий человек мог прожить, не совершая грехов, и перечеркнуть свою жизнь из-за нескольких грехов было страшно для всех. Поэтому появляется возможность спастись от наказания, вымолив у Бога прощение. Таким образом, любой человек, даже последний грешник, получает надежду на спасение, если покается. В “Грозе” проблема покаяния является наиболее острой. Главная героиня трагедии — Катерина — испытывает страшные муки совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, праведной жизнью и падением. Она не может запретить себе любить Бориса, но она сама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж для жены — это как Бог для церкви. Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а значит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считает непростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния. Катерина очень набожная женщина, с детства она привыкла молиться Богу и даже видела ангелов, вот почему ее мучения столь сильны. Эти страдания доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей, олицетворяющейся в виде грозы, бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание люди реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нет возможности ее простить. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога. Катерина верит в покаяние, так как опасается, что умрет внезапно, — опасается не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что боится предстать перед Богом непокаявшейся, со всеми своими грехами. Отношение людей к возможности покаяния проявляется во время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы испытывают страх. Некоторые стараются что-то придумать. Например, Ку-лигин хочет построить громоотводы и спасти от грозы людей, потому что он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, если покаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю через громоотвод. Дикой же считает, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния (хотя надо заметить, что он может каяться, так как кидается в ноги мужику и просит прощения за то, что обругал его). Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве. Самоубийство в христианстве является одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергал Бога, поэтому у самоубийц не было надежды на спасение. Тут возникает вопрос: как такая набожная женщина, как Катерина, смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настоящему? Но этому можно противопоставить то, что она считала свою душу уже загубленной и просто не захотела жить дальше в таких мучениях, без надежды на спасение Перед ней возникает гамлетовский вопрос — быть или не быть? Сносить мучения на земле и знать то зло, которое здесь есть, или же совершить самоубийство и прекратить свои мучения на земле. Но никто не знает точно, что есть после смерти и не будет ли хуже. Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность спасения. Но в развязке получается так, что у нее есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль — чашу с кровью Господа. Святой Грааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Таким образом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

https://studall.org/all2-89468.html https://profikiss.ru/zapisi-s-metkoi-pokayanie-katerina-pesa-groza-pochemu-katerina.html https://www.litra.ru/composition/get/coid/00042701184864109334

Грех в Грозе Островского

В произведении поднимается тема греха и покаяния. Данная тема сохраняет свою актуальность и по сей день. Ведь жизнь человека полна разочарований, когда ему приходится смириться с чем-нибудь, принять тот факт, что нужно жить дальше. Но иногда это сделать очень непросто. Ситуации, в которых оказывается человек, могут быть совершенно разными. Но все они зависят от одного: какое решение примет человек-пойдет на отчаянный шаг или смирится.

В заключение хочется сказать, что иногда выбор человека зависит от того, в какой ситуации он оказался. В данном произведении проявляется тема отчаяния и смирения. Судьба несчастной девушки Катерины и ее трагический конец подтверждают, что смириться с чем-либо может быть очень сложно и иногда отчаянный поступок может оказаться единственным выходом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *