чем обусловлено многообразие плодов
Урок биологии по теме Плод.Разнообразие плодов.
Плод. Разнообразие и значение плодов
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения. групповой деятельности, развивающего обучения.
Формируемые УУД : к.-строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию; р.-формировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, п.-устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы на основе сравнений, передавать содержание в сжатом виде, л.-формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение, применять полученные знания в практической деятельности.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: плод, околоплодник, покрытосеменные растения, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, объяснять процесс образования плода, определять типы плодов, классифицировать, описывать способы распространения плодов и семян.
Оборудование и материалы: таблицы «Цветковое растение и его органы», «Типы плодов», гербарии.
Двойной околоцветник образован ….
Околоцветник выполняет важные функции – ….
Пестик состоит из трех частей: ….
В пестике образуются ….
В тычинках различают ….
В тычинках образуется ….
Обоеполыми называются цветки, имеющие ….
Однополые цветки – это цветки, в которых ….
Однодомными называют растения, у которых ….
К однодомным растениям относятся: ….
Двудомными называют растения, у которых …
К двудомным растениям относятся: ….
Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (груша)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
Сегодня наша задача состоит познакомиться с плодами, которые развиваются из цветка после оплодотворения. Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.
— По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод – это «зрелый цветок». – Огромное разнообразие плодов, ровно, как и цветов, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.
1. Семянка, зерновка, коробочка, желудь, орех, боб, стручок, крылатка.
2. Костянка, ягода, тыквина, яблоко, померанец. ( учитель демонстрирует таблицу на доске, спроецированную с помощью компьютера)
(Как мы усвоили знания о плодах?) Учитель предлагает ребятам встать со своего места и при названии сухих плодов руки поднять вверх, а когда учитель называет сочные, то ученики разводят руки в стороны. Побеждает ученик, который правильно ответил на все вопросы
Учитель продолжает рассказ:
Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению (ученики рассматривают предложенные учителем коллекции плодов и семян), работа с дидактическими картинками на доске. К доске вызывается ученик, который на картинках показывает типы плодов и называет их.
Учитель просит учеников начертить в тетради таблицу «Типы плодов». Ученики заполняют самостоятельно.
Плоды. Разнообразие и значение плодов
Описание презентации по отдельным слайдам:
Составитель: учитель биологии МБОУ СОШ № 20 С.Шепси Туапсинского района Минасян Назик Бениковна
Цель урока Познакомить учащихся со строением плода, многообразием плодов, способами распространения плодов и их ролью.
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся из цветка после опыления и оплодотворения.
Строение плода Плод состоит из: 1.Околоплодника 2.Семян.
По количеству семян плоды бывают: 2.Многосемянные 1.Односемянные
В зависимости от количества воды в околоплоднике различают: 1.Сочные а)односемянные плоды б)многосемянные плоды 2.Сухие плоды а)односемянные плоды б)многосемянные плоды
Коробочковидные плоды Боб — образуется из одного плодолистика, вскрывается по брюшному шву и средней жилке плодолистика. Стручок — удлиненный плод, образуется из двух плодолистиков, между двумя створками имеется продольная перегородка, к которой прикрепляются семена.
Распространение плодов и семян. С помощью воздуха 2.Спомощью воды 3.Человеком и животными 4.Саморазбрасыванием
Распространение плодов и семян 1.С помощью ветра 2.С помощью воды 3. С помощью человека и животных 4.Саморазбрасывание
Значение плодов Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, используются для приготовления лекарства, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян.
Домашнее задание Изучить § 12.стр. 66 – 70, ответь на вопросы стр. 70.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-132620
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Плоды. Их классификация и распространение
Урок 28. Биология 6 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Плоды. Их классификация и распространение»
После того как цветок отцвёл, наступает новый этап его развития — образование плода. Плоды развиваются из частей оплодотворённых цветков, прежде всего из завязи пестика.
Науку, изучающую форму, строение и классификацию плодов, называют карпологией.
Плод – это орган цветковых растений, содержащий в себе семена. Основные части плода – это наружная оболочка, называемая околоплодником и расположенные внутри неё семена. Околоплодник — это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Околоплодник обеспечивает сохранность семян во время созревания, и после – их распространение.
Из семязачатков, которые расположены в полости завязи, образуются семена.
Способы развития, функции и строение плодов настолько разнообразны, что среди учёных до сих пор нет единого мнения по их классификации.
Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него, называют простым (у пшеницы, гороха, вишни). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сборный, или сложный, плод (у малины, ежевики). Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое (у ананаса, инжира).
По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.
В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сухие и сочные.
Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют. У сухих плодов околоплодник кожистый или деревянистый. Они могут быть односемянными и многосемянными, вскрывающимися или невскрывающимися. Невскрывающиеся плоды, как правило, содержат только одно семя. Оно освобождается из околоплодника только после того, как плод попадает в почву и околоплодник разрушается. Вскрывающиеся плоды — многосемянные. Такие плоды, как правило, имеют различные приспособления для вскрывания: дырочки, створки, крышечки.
Сочные плоды имеют хорошо развитую мякоть, в крупных паренхимных клетках которой накапливается много воды, углеводов, витаминов, органических кислот. Сочные плоды могут содержать одно или несколько семян.
Сухие плоды подразделяют на ореховидные и коробочковидные. К ореховидным относятся такие плоды как – орех, жёлудь, семянка, зерновка. Это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
К коробочковидным плодам относятся боб, стручок и коробочку. Это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
Сочные плоды подразделяют на ягодовидные и костянковидные. Ягода, яблоко, тыквина, померанец – это ягодовидные плоды. Так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные. А костянка и многокостянка – костянковидные плоды. Это плоды с сочной мякотью и твердой косточкой.
Познакомимся более подробно со строением данных плодов.
Орех — это сухой плод, который имеет жёсткий, деревянистый околоплодник. Семя лежит свободно. Такие плоды имеют лещина, фундук.
Орешек отличается от ореха меньшим размером (у гречихи).
Жёлудь имеет менее жёсткий околоплодник, чем у ореха, у основания плод окружён чашевидным защитным покровом. Плод жёлудь имеет дуб.
Семянка имеет околоплодник, который прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Такие плоды образуются у подсолнечника, одуванчика.
Зерновка — плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы.
Крылатка имеет на околоплоднике кожистый или перепончатый крыловидный вырост различной формы (клён, вяз).
Боб — плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов.
Стручок, как и боб, вскрывается двумя створками, но от основания к верхушке. Семена в стручке прикрепляются к перегородке, которая разделяет плод на две части. Стручки характерны для капусты, редьки, редиса.
Коробочка может иметь различные приспособления для вскрывания. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки. Так, коробочки мака вскрываются дырочками, гвоздики — зубчиками, тюльпана — створками.
Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов смородины, крыжовника, черники, винограда много мелких семян. Встречаются и односемянные ягоды, например у барбариса.
Тыквина, в отличие от ягоды, при созревании имеет довольно плотный, твёрдый наружный слой околоплодника (дыня, арбуз, огурец).
Померанец – плод, характерный для цитрусовых. Имеет толстый, снаружи железистый, внутри волокнистый околоплодник, гнёзда разделены плёнчатым слоем и заполнены мешочками с соком (лимон, апельсин, мандарин).
Яблоко — это тип плода, в образовании которого кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах. Такие плоды имеют яблоня и груша.
Костянка относится к односемянным костянковидным плодам. У неё имеется очень твёрдый внутренний слой околоплодника, так называемая «косточка», внутри которой находится семя (слива, вишня, персик).
Многокостянка — на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, костяники.
Плоды и семена различных растений имеют большое биологическое значение. Важнейшие функции плода — защита и распространение семян.
Благодаря их распространению увеличиваются площади, занимаемые различными видами растений. Плоды и семена являются основным кормом для животных. Плоды и семена многих растений используются человеком как пищевое, кормовое, лекарственное и техническое сырье.
У цветковых растений сформировались различные приспособления для распространения семян и плодов. Они могут распространяться ветром, водой, животными и человеком. У многих растений плоды распространяются ветром. Они имеют небольшие размеры, лёгкие, часто снабжены крыловидными выростами или летучками (у осины, ивы, клёна). Ветром разносятся на своих «парашютиках» и плодики одуванчика.
Плоды некоторых растений распространяются водой (ольха, кувшинка, кокосовая пальма). Так распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растёт по берегам рек; её плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко от материнских растений. Плоды кокосовой пальмы с одного острова на другой переносят морские течения.
Сочные плоды с яркой окраской и ароматным запахом охотно поедаются многими видами животных. Это плоды, например, рябины, черники, арбуза. Семена этих плодов не перевариваются и вместе с экскрементами попадают в почву.
Распространение саморазбрасыванием можно наблюдать у многих растений. Например, если задеть плод растения недотрога, то его створки разрываются, скручиваются и с силой разбрасывают семена. На сухих склонах и морских побережьях можно встретить растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.
У сухих плодов развиваются различные прицепки, крючочки, которые цепляются за шерсть животных, одежду человека и переносятся ими (лопух, липучка, череда). При перевозке грузов к мешкам могут прилипнуть плоды некоторых растений. При разгрузке они падают на землю и прорастают. Так из Европы в Америку был завезен подорожник.
Разработка урока биологии «Плод. Разнообразие и значение плодов»
Разделы: Биология
Таблицы, коллекции плодов и семян, дидактический материал с использованием ИКТ (информационно – компьютерных технологий), натуральные плоды и семена, открытки, рисунки, блюдца, зубочистки, салфетки.
Тип урока – комбинированный.
Учитель: на прошлых уроках мы изучали строение цветка и соцветия. Начинаем урок с биологического диктанта по теме: “Строение цветка”.
Проверяем, обменялись с соседом работой.
Ответы: 9; 1; 4; 2; 3; 5; 8; 7; 6. (за работу без ошибок “5”; за две ошибки “4”; за три, четыре ошибки “3”; за пять “2”).
После выставления оценки на листочке работы сдать.
Изучение нового материала.
Тема урока – плоды. Задача наша знакомиться исследовать разные виды плодов, выяснить, чем они похожи друг на друга и чем отличаются, какое значение имеет употребление этих плодов в пищу.
Итак, как мы с вами выяснили, что после опыления и оплодотворения яйцеклетки к завязи притекают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод. Из стенок завязи развивается околоплодник, он защищает семена от неблагоприятных воздействий. А из семязачатка образуются семена.
Итак, плоды состоят из околоплодника и семян. Плоды бывают чрезвычайно разнообразны по консистенции оплодотворения – сочные и сухие, по числу семян (односемянные, многосемянные), по особенностям скрывания (вскрывающиеся, не вскрывающиеся наличию приспособлений для распространения).
Ученик 1. (маслина Европейская или маслины)
Ученик 2. (плод яблоко, плод померанец)
Ученик 3. (апельсин, лимон)
Ученик 4. (ананас)
Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, используются для приготовления лекарства, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян.
О каких плодах ведется речь?
Было зеленое платье атласное
нет, не понравилось –
Выбрала красное.
Но надоело так же и это
Выбрала платье синего цвета.
(слива, плод костянка)
На ветки – конфетки
С начинкой медовой
А кожа на ветке
Породы ежовой.
(крыжовник, плод ягода)
Целый табун лошадей
На одной привязи.
(виноград, плод ягода)
Формой яблоко иль груша
Этот плод приятно кушать
Ароматный, твердый с юга
Угощу таким я друга.
Вкусны – оближешь пальчики
Оранжевые мячики
Но только в них я не играю
А неизменно их съедаю.
(апельсины, плод померанец)
В желтеньком улье
Пчелки уснули.
Сбились в клубок
А в семках медок.
На жарком солнышке подсох
и рвется из стручков.
Золотое решето –
Черных домиков панно.
Сколько черных домиков,
Столько беленьких жильцов.