чем обусловлено использование труда мигрантов
Использование труда мигрантов в РФ: мигранты на российском рынке труда сегодня
Вопросы трудовой миграции, несомненно, одни из самых проблемных в нашей стране. Трудовая миграция в последние десятилетия стала повсеместным явлением не только в России, но и во всём мире. Она затрагивает жизнь и быт как наших соотечественников и приезжих рабочих, вынужденных отправиться далеко за пределы своей родины в поисках заработка, так и их родных и близких людей, оставшихся дома.
В целом трудовые мигранты в России, а именно труд иностранных работников, представляется, положительным явлением, поскольку приток трудовых мигрантов позволяет решать множество проблем.
Смотря правде в глаза, одной из главных причин, по которой работодатели останавливают свой выбор на труде мигрантов, принято считать низкую стоимость оплаты труда данной категории граждан.
И с этим трудно поспорить. Оплата труда мигрантов часто вполовину меньше размера оплаты труда российских граждан. Однако у себя на родине мигрант будет получать ещё в 2, а то и в 4 раза меньше за ту же работу, в зависимости от отрасли и страны.
Среди прочего можно выделить и то, что иностранные мигранты на российском рынке труда – это люди, приезжающие в чужую страну на заработки для своей семьи, и они зачастую более трудолюбивы и исполнительны.
Поэтому не секрет, что работа с иностранцами из ближнего зарубежья выгодна всем: и работодателю, и государству, и самому работнику. Однако между этими лицами существует целая система сложных взаимоотношений и преград, созданных государством, которые призваны соблюдать баланс на рынке труда в интересах российских граждан.
Как показывает практика, безопасность труда мигрантов в России и официальное трудоустройство иностранных граждан в штат организаций оборачивается, как для первых, так и для последних, настоящей бюрократической войной, в которой работодатели вынуждены отстаивать своё право в приёме на работу мигрантов, а за любые ошибки наступают серьёзные последствия, с которыми порой они просто не в силах справиться. Работодатели обязаны неукоснительно соблюдать все правила приёма на работу иностранцев и знать все особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами.
Особенности регулирования труда иностранных граждан в РФ
За последние годы численность мигрантов в стране значительно выросла: по большей части трудовые мигранты в современной России – это иностранные граждане, прибывающие в порядке, не требующем визы, и делятся они на 2 категории:
1) Трудовые мигранты в России из СНГ, работающие по патенту.
2) Трудовые мигранты, имеющие право работать без него (граждане Армении, Киргизии, Белоруссии и Казахстана).
Ещё одной отдельной категорией граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России, являются визовые работники. Для них, помимо визы, необходимо разрешение на работу, а также разрешение на привлечение к труду иностранных граждан для работодателя в соответствии с Приказом ГУВМ МВД (ФМС) России от 30.10.2014 N 589.
Основным законом, по которому происходит регулирование труда иностранных граждан в России, является Федеральный закон N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
С перечнем необходимых для трудоустройства иностранцев документов можно ознакомиться на нашем сайте или получить необходимую консультацию у специалиста, поскольку это сложная тема, требующая отдельного внимания. Важным моментом при заключении трудового договора с иностранным гражданином является обязательное уведомление ГУВМ МВД (ФМС) о заключении или расторжении трудового договора.
Использование труда нелегальных мигрантов
Большим соблазном для некоторых работодателей является использование труда нелегальных мигрантов. Примеры:
1) В фирме А без разрешительных документов работают иностранные сотрудники.
2) Фирма B обращается к «чёрным» аутстафферам, которые за небольшую плату только подают уведомление о заключении трудового договора в ГУВМ МВД (ФМС). Далее никак не ведут сотрудников.
По приведённым схемам работы не платятся налоги с оплаты труда иностранцев, нет никакой отчётности и затрат на ведение сотрудника, помимо зарплаты. Но выгода «здесь и сейчас» чревата такими последствиями, с которыми справиться чрезвычайно сложно, а при выявлении нелегальных мигрантов госорганами бывает и невозможно.
Ответственность за использование труда мигрантов-нелегалов
Помимо очевидных плюсов использования труда иностранных граждан, существуют, как уже было ранее сказано, множество проблем с законодательством о труде иностранцев, из-за которых организации очень часто, и не в свою пользу, отказываются от труда мигрантов. Ведь даже приём на работу граждан, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство в России, часто создает много хлопот, поскольку правовое регулирование труда иностранных работников требует знания миграционного законодательства и кадрового учёта.
Классическим примером может служить банальная ошибка в уведомлении о заключении трудового договора при приёме иностранца на работу, которая может привести компанию работодателя к штрафу до 1 миллиона рублей и дорогим судебным тяжбам. Это вообще может разрушить организацию работодателя, легкомысленно не уделившего должного внимания таким, на первый взгляд, мелочам.
К нам за помощью часто обращаются фирмы, находящиеся на грани банкротства из-за штрафов со стороны государственных органов за нелегальное привлечение иностранных граждан к труду, о котором они даже не подозревали, поскольку были уверены, что их кадровики знают все особенности регулирования труда иностранных работников в РФ.
Что же касается патентников, то они обязаны ежемесячно вносить за него оплату. В случае не исполнения этого правила предусмотрена административная ответственность по ст. 18.20 КоАП РФ, а также аннулируется действующий патент. А труд иностранцев в России без действующего патента уже будет нелегальным и опять же навлечёт на работодателя миллионные штрафы.
Ко всему прочему, компании, принимающие на работу граждан СНГ, привлекают к себе лишнее внимание налоговой, миграционной и других служб, что, в свою очередь, может спровоцировать появление нежелательных гостей в лице зарплатных комиссий и проверяющих служб со стороны ГУВМ МВД (ФМС). Даже если эти товарищи не найдут никаких нарушений в труде иностранных граждан, что очень вряд ли, сама перспектива траты времени и нервов никого не радует.
В этом случае сразу стоит задуматься, а платит ли организация налоги за своих сотрудников?
Сумма налогов, при минимальной заработной плате 18 000 рублей в Санкт-Петербурге, составляет около 6 000 рублей в месяц, и вряд ли ваш контрагент будет работать за 170 рублей. «Чёрные» аутстафферы могут создать вам много неприятностей, подробнее об этом можно узнать на нашем сайте в этой статье.
Как обезопасить иностранный труд на предприятии?
В этом случае компания-аутстаффер берёт всю ответственность за труд иностранных граждан в РФ на себя: все миграционные и кадровые риски, законно отвечает за каждого сотрудника и занимается ведением кадрового учета персонала в целом. Заметьте, это позволяет работодателю значительно экономить на оплате труда иностранным работникам.
Эта идея не нова. Она начала свой путь в далёких 70-х, когда на западе произошло резкое увеличение количества мигрантов на рынке труда, вызвавшее давление проверяющих служб, и возникла острая необходимость сокращения затрат на кадровые расходы. Именно тогда бизнесмены стали искать решения, позволяющие сделать свой бизнес прибыльным и безопасным с точки зрения правового регулирования труда иностранных граждан.
Для нашей страны сегодня услуга вывода сотрудников за штат является актуальной как никогда, поскольку теперь мигранты на рынке труда России – это неотъемлемая доля рабочей силы. Времена копеечных, по нынешним меркам, штрафов, относительной лёгкости решения проблем с регулированием труда иностранных работников, а также фактического бессилия и лояльности государства в трудовой сфере подошли к концу!
И с целью совершенствования использования труда иностранцев на своём предприятии работодатели, которые не до конца понимают все особенности регулирования труда иностранных граждан в России, всё чаще обращаются за помощью в аккредитованные государством частные агентства занятости за услугами аутстаффинга персонала.
Однако важно помнить, что в соответствии с федеральным законом № 116-ФЗ заниматься аутстаффингом персонала с 2016 года могут только частные агентства занятости, аккредитованные государством и отвечающие всем требованиям трудового законодательства.
Поэтому если вы уже используете труд иностранцев, но хотите вывести их за штат, тщательно проверяйте поставщиков услуги по государственному реестру. Таким образом вы легко обезопасите себя от «чёрного» аутстаффинга и сможете быть уверенными в том, что на территории вашей компании не работают нелегальные трудовые мигранты.
Если после прочтения нашей статьи у вас остались вопросы о мигрантах на рынке труда России или вас интересует правовое регулирование труда иностранных граждан в РФ, просто свяжитесь с нами.
Мы непременно ответим на ваши вопросы по телефону и с удовольствием расскажем вам про все особенности труда иностранных граждан.
Если вам была полезна наша статья про иностранную рабочую силу на рынке труда России, пожалуйста, оцените её. Или поделитесь информацией о том, как защитить свою компанию от миграционных рисков и обеспечить безопасность труда трудовых мигрантов в России, в соцсетях.
5 мифов о пользе трудовых мигрантов
Работодатели активно отстаивают свое право нанимать низкооплачиваемую рабочую силу из южных республик бывшего СССР. Сейчас они близки к победе: ограничения на количество мигрантов могут быть отменены. Редакция портала Rabota.ru обобщила аргументы бизнеса в пользу привлечения мигрантов и подвергает их критическому обзору.
25 февраля на портале regulation.gov.ru появился проект закона, позволяющего работодателям привлекать на работу мигрантов (тех, которые прибывают в РФ в порядке, не требующем получения визы) на основании патента, а не разрешения на работу. В первоначальной редакции проект предусматривал, что количество патентов, которые могут быть выданы мигрантам на работу в данном регионе, ограничено квотами на количество мигрантов. Однако, по результатам заседания Правительственной комиссии по миграционной политике, решено, что «оформление патента будет осуществляться без учета квот». Таким образом, появившийся в 2007 году институт квот для ограничения количества гастарбайтеров будет упразднен.
Такое решение, должно быть, принималось с расчетом на развитие экономики (вряд ли наоборот). И, должно быть, с учетом мнения российского бизнес-лобби, в том числе в научных кругах. Которое несколько лет убеждает власть и общество, что без мигрантов всем (в том числе автору и читателю этих строк) станет плохо.
Только один пример: «Сейчас Россия конкурирует за мигрантов из стран Средней Азии с Казахстаном, но потребность в трудовых ресурсах в России будет несравнимо выше», — докладывают сотрудники Института демографии НИУ ВШЭ в рамках экспертной группы «Стратегии-2020». Эти же эксперты в презентации «Международная миграция в России — осознаваемая необходимость» утверждают, что для удвоения ВВП при темпах роста производительности труда в 4% к 2020 году России потребуется еще 20 млн мигрантов.
Обычные работодатели такими сложными понятиями не оперируют, но на авторитетные источники ссылаться любят. Какие доводы чаще всего приводят владельцы и менеджеры компаний в пользу неограниченного потока гастарбайтеров?
1. Сокращение трудоспособного населения РФ создает потребность в притоке рабочих рук
Численность экономически активного населения Российской Федерации (тыс. чел.)
Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России (тыс. чел.)
— с 1997 по 2012 годы численность экономически активного населения России увеличилась примерно на 11,1%; — с 1997 по 2011 годы численность (официально учтенных) трудовых мигрантов выросла в 7,14 раз или на 614%.
Иными словами, мигранты появились на рынке труда не в качестве компенсации отсутствия местных работников, а наряду с ними. Возможно, потребность в новых работниках — следствие появления новых рабочих мест в экономике? Смотрим другую таблицу.
Среднегодовая численность занятых по отраслям (тыс. чел.)
Всего в перечисленных отраслях
Вывод: мигранты не восполняют нехватку местного трудоспособного населения. Они занимают его места на и без того сжимающемся рынке труда.
2. Мигранты занимаются такой работой, за которую не берутся россияне
Средняя начисленная заработная плата по обследованным видам экономической деятельности (в октябре 2013 г., руб.)
Гостиницы и рестораны
Тут же можно вспомнить и «эксперимент» в Кронштадте по замене дворников-гастарбайтеров местными жителями. Как известно, никакой катастрофы не произошло, а эксперимент признан успешным.
Вывод: в словах «Мигранты занимаются работой, за которую не хотят браться русские» мало правды.
3. Российские работники обходятся слишком дорого, многие компании просто закроются
Для начала: по данным Росстата, торговля и автосервис — отрасли, активно привлекающие мигрантов — в 2012 году оказались самыми высокоприбыльными. Неужели их прибыль так зависит от низкой оплаты труда?
Поскольку в России подобных расчетов никто не производил (или они тщательно скрываются), то можно сослаться на опыт США. По расчетам экспертов, представленным на сайте газеты The Huffington Post, если компания McDonald’s удвоит зарплаты своих сотрудников, биг-мак подорожает всего на 68 центов. Другой пример: расчеты исследователей Калифорнийского университета в Беркли показали, что если поднять оклады в сети гипермаркетов Wal-Mart, где зарплаты ниже среднерыночных, до 12 долларов в час, то убытки компании не превысят 1% от ее годового оборота.
Вывод: компании-представители розничной торговли и сферы питания вряд ли сильно обеднеют от отсутствия дешевой рабочей силы.
4. Повышение зарплат при сокращении миграции вызовет рост цен и безработицу
С утверждением, что рост зарплат приводит к инфляции, спорит в своих работах Степан Сулакшин, генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии. В интервью порталу Rabota.ru эксперт отметил: «Опасение, что повышение оплаты труда вызовет ускорение инфляции, ничем не обоснованно. Эти же средства поступят в накопление населения, которое в свою очередь поступает на депозиты банков и помогает им наращивать депозитно-кредитную эмиссию, которая в том числе идет на инвестиционное кредитование, развитие основных фондов и увеличение количества товаров и услуг».
Еще одна цитата — из экономической монографии: «В России доля оплаты труда в структуре затрат на производство гораздо меньше, чем в индустриально развитых странах. Это является причиной низкой платежеспособности населения, затрудняющей развитие российской экономики» [Прангишвили И., Островский Ю. Увеличение платежеспособного спроса населения на товары отечественного производства путем использования внутренних платежных средств // Проблемы управления, 2003. № 3. С. 56].
Иными словами, рост зарплат приведет не к инфляции, а к росту покупательного спроса и доступности кредитов. В перспективе многим это даст возможность открыть свое дело и создать новые рабочие места. Впрочем, по этому вопросу между экономистами идут ожесточенные споры.
5. Мигранты более дисциплинированы, чем русские работники
Измерить отношение работодателей к мигрантам помогает исследование НИУ ВШЭ и «Левада-центра» [Варшавская Е. Иностранный работник на российском рынке труда (взгляд работодателя) // Трудовая миграция: тенденции, политика, статистика. Материалы чтений памяти Е.В.Тюрюкановой, 12 июля 2012 года. М., 2012. С. 20-27]. Работодателей попросили сравнить по ряду параметров мигрантов с местными сотрудниками. Выяснилось, что российские работники больше устраивают нанимателей с точки зрения базовых профессиональных знаний (разница между оценками «россияне-мигранты» — +7%) и умения обучаться новым навыкам (+3%). При этом мигранты затыкают россиян за пояс по таким параметрам как «Следование правилам трудовой дисциплины» (-26%), «Возможность работы сверхурочно и в режиме аврала» (-42%), «Возможность работы за меньшие деньги» (-39%).
Предпочитать «умение работать в режиме аврала» профессиональным качествам, наверное, может лишь тот работодатель, у которого аврал случается более-менее постоянно. То есть компания с низкой квалификацией менеджмента. Предпочитать сотрудников, «менее требовательных к условиям работы», наверное, может лишь тот, кто не в состоянии обеспечить условий приемлемых.
Вывод: жалобы на немотивированность и недисциплинированность русских — попытка слабых управленцев переложить проблему с больной головы на здоровую.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Новации в законодательстве упорядочат ситуацию с трудовыми мигрантами в РФ
С другой стороны, нам нужны любые профессионалы, не важно какой они национальности. И главное, мы готовы принимать у себя русскоязычных сограждан, которые волею судеб оказались за пределами России. Увы, сделать это быстро и безболезненно удается не всегда, в том числе из-за сложностей нашего миграционного законодательства.
Какие, так сказать, буквы закона сегодня определяют нашу миграционную политику, рассказал «Российской газете» президент российской секции Международной полицейской ассоциации генерал-лейтенант, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Юрий Жданов.
Юрий Николаевич, что сегодня происходит с самим процессом миграции? Поляки не пускают беженцев через свою территорию в Германию, у нас говорят о необходимости замещения трудовых мигрантов своими гражданами. Что, Европа, в том числе и мы, закрываемся? Условно говоря, будем сами подметать свои улицы?
Но ведь и к нам идут беженцы из бывших советских республик.
Юрий Жданов: Да, но не в таких количествах и не из стран, которые именно мы разрушили. Сейчас нам надо разобраться с так называемой трудовой миграцией из ближнего зарубежья.
Давайте разберемся.
Сколько у нас всего приезжих?
Откуда едут эти люди?
Зачем они приехали?
Понятно, что с этой массой, особенно в условиях пандемии, надо адекватно управляться. Как?
Юрий Жданов: Уж точно не водометами. Нужны законодательные решения и механизмы их исполнения, которые можно применить без особых структурных изменений.
Разве у нас такое бывает?
Предполагается высылку назначать или судом, как вид административного наказания, или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти во внесудебном порядке в иных установленных проектом федерального закона случаях.
То есть упрощается, ускоряется и удешевляется процедура расставания с нежеланными гостями. При этом разные чиновники перестают кивать друг на друга. И во многие еще акты, касающиеся миграции, надо вносить такую же ясность?
Юрий Жданов: Да почти во все. По большому счету надо заново переписывать все миграционное законодательство.
И что вы предлагаете поменять?
Юрий Жданов: Не поменять, у нас вполне адекватное законодательство. Мое личное мнение, миграционное законодательство надо обобщить и более компактно сформулировать, унифицировать. Как выражаетесь вы, журналисты, подсобрать.
Но ведь никакая унификации, тем более в законодательстве, не обходится без модернизации. Если свести сотню поправок в одну, это уже будет другой закон.
Юрий Жданов: Возможно, несколько изменится буква закона, но его дух и смысл останутся. Ведь миграционное законодательство преследует, по сути, две главные цели. Во-первых, облегчить людям въезд в страну и выезд из нее. И во-вторых, сделать так, чтобы этот процесс не нанес вреда нашим гражданам и государству.
Получается?
Юрий Жданов: Вполне, хотя есть, как говорится, нюансы. Так, наше миграционное законодательство вполне либеральное. Происходит постепенное смягчение условий въезда в Россию, упрощение процедуры и увеличение сроков пребывания. Последняя такая либерализация миграционного законодательства произошла в 2020-2021 годах, она была вызвана в том числе развитием пандемии COVID-19. Однако, я считаю, и со мной согласны многие мои коллеги, сделано это было почему-то с недооценкой оперативного анализа актуальных, последних тенденций миграционных процессов, их взаимообусловленности и влияния на миграционную ситуацию в целом, состояние правопорядка в настоящем и в прогнозном периоде, с учетом внешних и внутренних факторов.
Если более конкретно, то налицо недооценка афганского фактора и усиления преступной активности мигрантов в России. Что, как вы понимаете, не вызывает восторга у нашего населения.
Но ведь были введены требования по обязательной дактилоскопии мигрантов, прочие виды контроля?
Юрий Жданов: В том-то и дело, что сроки реализации концептуально важных и перспективных законодательных инициатив в сфере миграционного законодательства, особенно касающиеся электронных форм учета личных данных иностранных граждан, биометрической идентификации мигрантов, серьезно запаздывают, в том числе в связи с отсутствием технических, инновационных возможностей их внедрения. К сожалению, это придает важнейшим направлениям миграционной концепции декларационный характер рекомендации. Например, законопроект МВД России от 1 марта 2021 года «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», в котором прописаны все необходимые меры контроля, планируется к введению в действие только в 2024 году. Кто знает, что за это время произойдет? Но я убежден, что закон нужен уже сейчас.
Кому выгоден труд мигрантов?
Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Квоты, которые должны регулировать количество иностранных работников в стране, уменьшаются, но они не влияют на реальную численность трудовых мигрантов в стране. Дело не только в том, что есть масса способов обойти установленные ограничения, но и в том, что труд гастарбайтеров оказывается выгоден слишком многим.
Бесполезные квоты
В действительности сокращение квот, разрешающих иностранцам работать легально, не способно уменьшить число гастарбайтеров. По экспертным оценкам, в Москве трудится не менее 2 млн работников с иностранными паспортами. Большая часть из них – из стран бывшего СССР. Причем три четверти гастарбайтеров работают незаконно, то есть у них нет либо регистрации, либо разрешения на работу. Их услуги востребованы в первую очередь в сфере строительства, торговли, ЖКХ, общепита и в транспортных компаниях. Суммарное число трудовых мигрантов в России, опять же по экспертным оценкам, может достигать 15 млн человек.
Еще один достаточно простой способ легализоваться работнику в стране – покупка патента, который стоит 1 тысячу рублей в месяц и дает право работать на частное лицо. По оценке главы Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского, патент может быть привлекательным для 3 млн трудовых мигрантов.
Гастарбайтеры – это «лимитчики» 21 века
Трудовая миграция – не новое для России явление. В советское время она также существовала, правда, была в основном, внутренняя. Людей, приезжавших на заработки в другие регионы, называли «лимитчиками» (они ехали работать по лимиту – официально установленной властями предельной норме, квоте на въезд). На основании трудового договора эти люди получали временную прописку (она была введена в 1956 году), чаще всего в общежитии. В течение пяти лет приехавшие по лимиту не имели права менять работу, зато по прошествии этого срока могли претендовать на жилплощадь и постоянную прописку в Москве. Без прописки у человека не было возможности не только найти работу, но и, например, пользоваться поликлиникой или устроить ребенка в детсад. Правда, тогда трудовых мигрантов все же было значительно меньше, чем сейчас. К примеру, количество «лимитчиков» в Москве в 1970-80 годы увеличивалось всего лишь примерно на 50-100 тысяч человек в год.
После распада СССР экономическая ситуация в России оказалась лучше, чем в большинстве постсоветских республик. В итоге на заработки в Россию стали приезжать многие бывшие соотечественники. Для постоянного роста числа трудовых мигрантов находится множество экономических, геополитических и демографических аргументов. При этом упорно распространяется миф, что русские вымирают, пьют, не хотят и не умеют работать. Обвинения огульные, бездоказательные, а потому бороться с ними непросто.
В мигрантах заинтересованы все
Работодатели, привлекая трудовых мигрантов, получили возможность платить им значительно меньше, чем обладателям российского паспорта. Значительная часть иностранцев зарабатывает немногим больше минимальных для Москвы 10,1 тысяч рублей в месяц. Поскольку они согласны работать за такую зарплату (заметим, выжить иногороднему человеку, которому нужно снимать жилье, на эти деньги в столице невозможно), то москвичи, например, рабочие, строители вынуждены снижать свои требования или менять сферу деятельности. По экспертным оценкам, москвичи, имеющие строительные специальности, стоят как минимум на 50% дороже.
Замена своих квалифицированных рабочих на иностранных способствует деградации внутреннего рынка труда.
Устроиться на должность дворника аборигену и вовсе нереально: все места заняты мигрантами из Средней Азии. Причина проста: им можно платить в разы меньше, чем пришлось бы платить москвичу. К примеру, еще семь лет назад уборкой моего подъезда занималась женщина из соседнего дома, причем делала это больше двух десятков лет. Гибкий график работы позволял ей ухаживать за дочерью-инвалидом. Потом вместо нее мыть подъезд стали незаметные как тени работники из Киргизии, вежливые и неприхотливые (живут в подвале, даже антенну телевизионную над входом в него установили). Правда, платить им стали в два раза меньше. При этом они не требуют от начальников ЖЭКов оплаты больничных и отпускных, социальных льгот, да и документы (в том числе и зарплатные ведомости) подписывают безропотно.
Здесь гастарбайтеры вносят свой посильный вклад в увеличение доли теневой экономики.
Готовность трудовых мигрантов мириться со сложившейся повсеместно системой мздоимства способствует увеличению коррупции.
Многие рядовые москвичи также зарабатывают на мигрантах, сдавая квартиры. Причем если у арендаторов нет российского паспорта, то ставка может быть выше, чем при сдаче внаем россиянам. Неуплата налогов с такого дохода для россиян уже стала доброй традицией.
Говоря о незаменимости труда приезжих, нужно учитывать, что лишь 20%-25% трудовых мигрантов являются высококвалифицированными. Большинство из них выполняют работу, не требующую специальных навыков и знаний. Нет массовой миграции в Россию ученых, инженеров, технологов – они предпочитают уезжать в другие страны.
Перекос в сторону расширения доли неквалифицированного труда способствует технологическому отставанию страны.
Миф о необходимости привлечения мигрантов выгоден и федеральным властям. Поскольку Россия видит себя геополитическим центром в границах бывшего СССР, то увеличение числа мигрантов позволяет добиться лояльности властей азиатских и закавказских государств. Платой за амбиции становится не только перекос на рынке труда, но и растущая социальная напряженность. К примеру, в столице, по словам мэра Юрия Лужкова, 46% преступлений совершают мигранты. Сводки информагентств пестрят данными о конфликтах между коренным населением и приезжими, а также мигрантами между собой. При росте конкуренции на рынке труда (ведь власти стимулируют привлечение работников из других регионов России) конфликтов станет еще больше.
Получается, что в привлечении трудовых мигрантов свой интерес есть и у власти, и у части граждан. Значит, найдутся новые аргументы, которые будут объяснять, почему низкоквалифицированный труд мигрантов России очень нужен. Государство, в свою очередь, будет нести затраты на ассимиляцию решивших остаться в стране трудовых мигрантов, на их соцзащиту, обучение их детей. При этом значительная часть доходов таких работников будет вывозиться за границу, а не работать на экономику России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции