чем обливаются победители формулы 1
Может, пивом?
Чем еще обливались пилоты Формулы 1 на подиуме
После церемонии награждения победителей Гран-при Австралии новостные сайты разразились новостью, что Формула 1 осталась без шампанского. Все дело в Chandon, который заменил Mumm. Как гласит официальный сайт производителя, идея запуска винного завода в США принадлежит французской компании Moët & Chandon – многолетнему поставщику шампанского в Формулу 1, которая и открыла его в 1973 году под названием Domaine Chandon. А поскольку производится напиток за пределами французской провинции Шампань, то не может называться шампанским. Но это далеко не единственный случай в истории Формулы 1.
Предыстория
Как известно, впервые шампанское из кубка выпил победитель первого Гран-при Франции Ференц Сис в 1906 году. В рамках чемпионата мира такой чести удостоился Хуан-Мануэль Фанхио в далеком 1950 году во Франции, а именно, в самом сердце провинции Шампань – в Реймсе.
Однако традиция обливания игристым напитком появилась случайно спустя 17 лет, по окончанию 24-часовой гонки в Ле-Мане. В 1967 году ее выиграли подопечные Генри Форда, который лично поднялся на подиум, чтобы налить шампанское в кубки. Нагретая за сутки бутылка выстрелила, Дэн Герни выхватил бутылку, и зрители впервые увидели в брызгах шампанского радугу. По другой версии, согласно информации официального сайта Jo Siffert Swiss Watches, это случилось благодаря Йо Зифферту. Ему пришла идея встряхнуть бутылку, чтобы пробка, которая никак не хотела вылезать, вылетела сама.
Начиная с 1972 года, шампанское официально застолбило себе место в церемонии награждения победителя Большого Приза, а привилегированным поставщиком на долгие годы стал дом шампанского Moët & Chandon. Тем не менее, частенько его подменяли другие производители, и не всегда это было шампанское.
Очень трудно отследить, чем пилоты обливались в 1970-х. Например, на испанском этапе организаторы неоднократно предоставляли гонщикам игристое вино старейших виноделов Каталонии Codorníu. Каталонцы изготавливают свой напиток традиционным для шампанского методом, но его название – кава – говорит о том, что это особенный тип каталонского игристого вина из определенных сортов винограда.
Пожалуй, самым необычным напитком для празднования победы или подиума можно назвать пиво. Мы не беремся утверждать наверняка, но ничего другого в голову не приходит при виде бутылки непривычной формы с логотипом пивоварни Labatt в руках Жиля Вильнева на пьедестале Гран-при Канады 1979 года. Впрочем, из такой же точно бутылки канадец обливал окружающих и годом ранее.
Ламбруско
На предыдущем фото на комбинезоне можно заметить логотип Giacobazzi. Фотоархивы свидетельствуют о том, что этот итальянский бренд был не только спонсором Ferrari и Гран-при, но и снабжал подиум ламбруско. Лучшие сорта этого игристого или полу-игристого вина изготавливают в окрестностях городов Модена и Реджо-нель-Эмилия из одноименного сорта винограда. Бутылки с логотипом компании в руках триумфаторов были замечены на подиуме Сан-Марино, Австрии и Голландии в 1981 году. Годом позже Moët был представлен на всех этапах, но в Имоле Giacobazzi оставалась спонсором гонки.
Ferrari
Нет, вы не подумайте, что у Скудерии есть свой винный заводик. Дело в том, что в 1902 году некий Джулио Феррари решил делать игристое вино в итальянском Тренто по традиционной технологии изготовления шампанских вин. А чтобы не было проблем, он «придумал» метод, который ничем не отличался от традиционного и назвал своим именем. Итальянец умер задолго до того, как его творением воспользовались на подиуме Гран-при Италии-1981, а также Сан-Марино и Италии в 1984 году.
Самым разнообразным на различные винные марки стал сезон 1984 года. Например, на этапе в Канаде это был дом шампанского Lanson, во Франции – Besserat de Bellefon, а в Великобритании – Piper-Heidsieck. Great Western также можно было назвать шампанским, ведь изготовлено оно в Реймсе, только американском, а потому в Детройте Нельсон Пике обливался обычным игристым.
Сухой закон
В 1985 году в Moët, по-видимому, получили эксклюзивные права, и их шампанское потекло рекой на всех этапах чемпионата. Почти на всех. В 1990-х в ЕС начали борьбу с засильем табачной и алкогольной рекламы. Впереди планеты всей оказалась Франция, и пару лет на подиуме в Маньи-Кур триумфаторы Гран-при просто поздравляли друг друга и расходились.
В 1997 году Берни это надоело, и на трассу из ближайшего супермаркета доставили три бутылки Moët. Компании грозил штраф в половину годового оборота, но дело так и не завели благодаря проворности Экклстоуна. Он заявил, что для защиты продемонстрирует видео финиша кругосветной регаты в Марселе, где все, включая яхтсменов, операторов, фотографов и журналистов, с помощью шампанского праздновали завершение соревнования. Впрочем, с появлением в календаре чемпионата мусульманских стран, и эта дилемма была разрешена. На ближайшем Гран-при Бахрейна есть шанс увидеть, как Райкконен с невозмутимым лицом отпразднует свой подиум и выпьет обычную газировку.
Почему пилоты «Формулы-1» обливаются шампанским? Кто вообще это придумал?
Так с чего все началось?
Впервые шампанское появилось на подиуме «Формулы-1» в 1950 году, но никто им тогда не обливался. Произошло это на Гран-при Франции. Гонку принимала трасса Реймс-Гу, которая находилась в области Шампань. Самый известный продукт региона, конечно же, шампанское. Бутылку Moёt et Chandon и решили презентовать победителю Гран-при аргентинцу Хуану-Мануэлю Фанхио. После этого шампанское периодически стало появляться на подиумах различных соревнований. Гонщики без лишней эйфории, как старший брат в новогоднюю ночь, открывали бутылку и делали несколько глотков.
Все изменилось в 1966-м. Перед награждением победителей гонки 24 часа Ле-Мана кто-то оставил шампанское для победителей стоять на солнце. В результате когда приз вручили швейцарцу Йо Зифферту, бутылка «детонировала», и брызги шампанского полетели в стоявших рядом зрителей. Инцидент многих повеселил, но через некоторое время о нем забыли.
Однако через год, вновь на подиуме гонки 24 часа Ле-Мана, любитель повеселиться американец Дэн Герни решил повторить трюк Зифферта. Для этого он взболтал свою победную бутылку и стал поливать из нее всех вокруг.
Сейчас именно Герни считают родоначальником подиумной традиции. Потому что он, в отличие от Зифферта, брызгался напитком сознательно. Швейцарец же на Ле-Ман-1967 стал первым, кто направил свою струю шампанского не в толпу зрителей, а на других гонщиков. Он облил своего штурмана – Ганса Херрмана.
Герни умер в январе этого года в возрасте 86 лет. Зифферт погиб в 1971-м в результате аварии на внезачетной гонке «Формулы-1» в Брендс-Хэтче.
Какое шампанское на «Формуле-1»?
С начала использования напитка на подиумах и до 1999 года официальным шампанским в «Формуле-1» было Moёt et Chandon. Компания предоставляла трехлитровые бутылки бренда Brut Imperial. Чаще других их поднимали Ален Прост и Айртон Сенна. В 2014-м в честь Сенны Moёt et Chandon выпустила лимитированную часть винтажных бутылок шампанского. Цена за одну трехлитровую емкость составляла 4390 долларов. Всего было выпущено 41 штука – столько же, сколько раз бразильский гонщик выигрывал Гран-при «Формулы-1».
В 2000-м на подиумах «Формулы-1» появилось новое шампанское – Mumm, которое производят во французском Реймсе. На гонки поставлялся бренд Cordon Rouge. Перед тем как отправить шампанское на этапы Гран-При, за ним присматривали не менее 2,5 лет. Например, во время сезона-2010 на подиуме обливались шампанским 2007-2008 годов.
Также для компании было важно, чтобы ее название было видно всем зрителям «Формулы-1». Поэтому специальные работники вручную наклеивали надпись «Mumm» вокруг бутылки в двух местах – над и под этикеткой. Какой бы стороной гонщик не повернул бутылку – название было видно. Причем нижний ободок «Mumm» клеили вверх ногами. Таким образом, распознать бренд можно с любого ракурса.
В 2016-м 15-летний контракт Mumm и «Формулы-1» подошел к концу. «Королевские гонки» остались без шампанского. Гонщики стали поливать друг друга из бутылок Chandon, которая спонсирует команду «Макларен». Его производят в Аргентине, Австралии, Бразилии, США, Китае. Но не в области Шампань! А, значит, шампанским Chandon называться не может. Это игристое вино.
В 2017-м шампанское вернулось на «Формулу-1». Сделку заключили с компанией Carbon. Перед внедрением на подиумы этапов Гран-При над дизайном бутылки тщательно поработали – надпись бренда должно было отчетливо видно в объективах телекамер.
Компания основана в XIX веке. Но большую часть своей истории занималась вином. Шампанское там стали производить только пять лет назад. Руководители «Формулы-1» объяснили свой выбор в пользу этого бренда тем, что у шампанского уникальная бутылка, сделанная из углеродного волокна. Углепластик (или карбон) используется при создании гоночных болидов.
А что за музыка играет во время обливания?
В основном во время традиционного шампанского кутежа играет тема «Тореро» из Кармен-сюиты Жоржа Бизе. Она звучит торжественно, победоносно и в то же время хаотично. Идеально подходит для этой традиции
Как не стоит праздновать победу?
Вот несколько простых правил:
1. Не пить шампанское в странах, где алкоголь запрещен.
Шампанского не бывает на этапах в Абу-Даби и Бахрейне. Это связано с запретом употребления алкоголя в исламской культуре. Пилоты «Формулы-1» обливаются из бутылок на этих этапах Гран-При. Но внутри не шампанское, а безалкогольный пенный напиток. Так как реклама алкоголя в этих арабских странах также запрещена, то на бутылках вы не увидите этикеток с надписями «Mumm», «Chandon» или «Carbon».
2. Не стоит обливаться шампанским в неподходящий момент.
Если на трассе произошла серьезная авария или гонка закончилась летальным исходом, то после таких этапов Гран-При шампанское не используют.
Не стоило разбрызгивать напиток призерам Гран-при США в 2005 году. Этот этап считается одним из самых спорных в истории «Формулы-1». Гран-при началось с серьезной аварии Ральфа Шумахера из-за взорвавшейся покрышки. Выяснилось, что партия шин Michelin на этап была бракованной. Команды, выступающие на шинах Bridgestone, отказались идти на изменения в правилах, которые сделали бы гонку для обладателей Michelin безопасной. В результате на старт не вышли 14 участников (совершили прогревочный круг и уехали в боксы). Победу оспаривали шесть пилотов. Зрители недовольно кричали, бросали на трассу пивные банки, а многие не дождались финиша и просто ушли.
Недовольный свист продолжился на подиуме. Михаэль Шумахер и Рубенс Барикелло отстояли необходимое время на награждении и ушли, не притронувшись к шампанскому. Но Тьягу Монтейру, занявший третье место, отмечал по полной. Для него это был первый (и единственный) подиум в карьере. В тот день он стал первым португальцем, которому удалось занять место в тройке на «Королевских гонках». Тьягу себя не сдерживал в эмоциях, несмотря на протестующий гул толпы.
3. Не надо поливать шампанским того, кто этого не хочет.
Льюис Хэмилтон любит поливать шампанским на подиуме всех вокруг. Но одна его такая выходка однажды возмутила общественность. В 2015 году на Гран-при Китая британец решил разделить свою радость с грид-герл, стоявшей рядом с подиумом. Многим фанатам не понравилось, что пилот направил струю прямо в лицо девушке. Болельщики обвинили Хэмилтона в сексизме.
Кто придумал пить шампанское из ботинка?
В «Формуле-1» все началось в 2016 году. Первым был австралиец Даниэль Риккардо на подиуме Гран-при Германии. Затем он стал пить из ботинка все чаще, подбивать под это дело других гонщиков и приглашенных звезд, таких как Джеррард Батлер и Патрик Стюарт. Иногда пилоты брезговали и отказывались от предложения Риккардо. Гонщик считает, что шампанское из ботинка на вкус лучше, чем из бутылки.
Ритуал питья из ботинка под названием «шуи» популярен на родине гонщика – в Австралии. У истоков стояли Дин и Шон Харрингтоны. Их почин сделался лицом серфинга и рыболовного бренда The Mad Hues. По словам парней, они начали пить из ботинка в 2002 году. Компания The Mad Hues развивалась и становилась популярнее вместе с ритуалом. Тренд подхватывали все больше и больше людей, в том числе знаменитости, и в итоге это стало чем-то вроде национальной австралийской традиции.
В начале прошлого века в Европе считалось, что питье из ботинка приносит удачу. Таким образом потребляли пиво перед и после битвы немецкие солдаты во время Первой мировой войны. Также это было одним из ритуалов дедовщины в Германии – солдаты пили из сапогов вышестоящих по званию.
Самая интересная легенда датирована 1902 годом. В одном из элитных борделей Чикаго с танцовщицы слетел тапочек и упал на пол. Его поднял кто-то из окружения Генриха Прусского, налил в тапок шампанского и выпил.
Почему пилоты «Формулы-1» обливаются шампанским? Кто вообще это придумал?
Почему пилоты «Формулы-1» обливаются шампанским? Кто вообще это придумал?
Так с чего все началось? Впервые шампанское появилось на подиуме «Формулы-1» в 1950 году, но никто им тогда не обливался. Произошло это на Гран-при Франции. Гонку принимала трасса Реймс-Гу, которая находилась в области Шампань. Самый известный продукт региона, конечно же, шампанское. Бутылку Moёt et Chandon и решили презентовать победителю Гран-при аргентинцу Хуану-Мануэлю Фанхио. После этого шампанское периодически стало появляться на подиумах различных соревнований. Гонщики без лишней эйфории, как старший брат в новогоднюю ночь, открывали бутылку и делали несколько глотков. Все изменилось в 1966-м. Перед награждением победителей гонки 24 часа Ле-Мана кто-то оставил шампанское для победителей стоять на солнце. В результате когда приз вручили швейцарцу Йо Зифферту, бутылка «детонировала», и брызги шампанского полетели в стоявших рядом зрителей. Инцидент многих повеселил, но через некоторое время о нем забыли.
Однако через год, вновь на подиуме гонки 24 часа Ле-Мана, любитель повеселиться американец Дэн Герни решил повторить трюк Зифферта. Для этого он взболтал свою победную бутылку и стал поливать из нее всех вокруг. Сейчас именно Герни считают родоначальником подиумной традиции. Потому что он, в отличие от Зифферта, брызгался напитком сознательно. Швейцарец же на Ле-Ман-1967 стал первым, кто направил свою струю шампанского не в толпу зрителей, а на других гонщиков. Он облил своего штурмана – Ганса Херрмана. Герни умер в январе этого года в возрасте 86 лет. Зифферт погиб в 1971-м в результате аварии на внезачетной гонке «Формулы-1» в Брендс-Хэтче.
Какое шампанское на «Формуле-1»?
С начала использования напитка на подиумах и до 1999 года официальным шампанским в «Формуле-1» было Moёt et Chandon. Компания предоставляла трехлитровые бутылки бренда Brut Imperial. Чаще других их поднимали Ален Прост и Айртон Сенна. В 2014-м в честь Сенны Moёt et Chandon выпустила лимитированную часть винтажных бутылок шампанского. Цена за одну трехлитровую емкость составляла 4390 долларов. Всего было выпущено 41 штука – столько же, сколько раз бразильский гонщик выигрывал Гран-при «Формулы-1». В 2000-м на подиумах «Формулы-1» появилось новое шампанское – Mumm, которое производят во французском Реймсе. На гонки поставлялся бренд Cordon Rouge. Перед тем как отправить шампанское на этапы Гран-При, за ним присматривали не менее 2,5 лет. Например, во время сезона-2010 на подиуме обливались шампанским 2007-2008 годов. Также для компании было важно, чтобы ее название было видно всем зрителям «Формулы-1». Поэтому специальные работники вручную наклеивали надпись «Mumm» вокруг бутылки в двух местах – над и под этикеткой. Какой бы стороной гонщик не повернул бутылку – название было видно. Причем нижний ободок «Mumm» клеили вверх ногами. Таким образом, распознать бренд можно с любого ракурса. В 2016-м 15-летний контракт Mumm и «Формулы-1» подошел к концу. «Королевские гонки» остались без шампанского. Гонщики стали поливать друг друга из бутылок Chandon, которая спонсирует команду «Макларен». Его производят в Аргентине, Австралии, Бразилии, США, Китае. Но не в области Шампань! А, значит, шампанским Chandon называться не может. Это игристое вино.
В 2017-м шампанское вернулось на «Формулу-1». Сделку заключили с компанией Carbon. Перед внедрением на подиумы этапов Гран-При над дизайном бутылки тщательно поработали – надпись бренда должно было отчетливо видно в объективах телекамер. Компания основана в XIX веке. Но большую часть своей истории занималась вином. Шампанское там стали производить только пять лет назад. Руководители «Формулы-1» объяснили свой выбор в пользу этого бренда тем, что у шампанского уникальная бутылка, сделанная из углеродного волокна. Углепластик (или карбон) используется при создании гоночных болидов.
А что за музыка играет во время обливания?
Как не стоит праздновать победу?
Вот несколько простых правил:
1. Не пить шампанское в странах, где алкоголь запрещен.
Шампанского не бывает на этапах в Абу-Даби и Бахрейне. Это связано с запретом употребления алкоголя в исламской культуре. Пилоты «Формулы-1» обливаются из бутылок на этих этапах Гран-При. Но внутри не шампанское, а безалкогольный пенный напиток. Так как реклама алкоголя в этих арабских странах также запрещена, то на бутылках вы не увидите этикеток с надписями «Mumm», «Chandon» или «Carbon».
2. Не стоит обливаться шампанским в неподходящий момент.
Если на трассе произошла серьезная авария или гонка закончилась летальным исходом, то после таких этапов Гран-При шампанское не используют.
3. Не надо поливать шампанским того, кто этого не хочет.
Льюис Хэмилтон любит поливать шампанским на подиуме всех вокруг. Но одна его такая выходка однажды возмутила общественность. В 2015 году на Гран-при Китая британец решил разделить свою радость с грид-герл, стоявшей рядом с подиумом. Многим фанатам не понравилось, что пилот направил струю прямо в лицо девушке.
Кто придумал пить шампанское из ботинка?
В «Формуле-1» все началось в 2016 году. Первым был австралиец Даниэль Риккардо на подиуме Гран-при Германии. Затем он стал пить из ботинка все чаще, подбивать под это дело других гонщиков и приглашенных звезд, таких как Джеррард Батлер и Патрик Стюарт. Иногда пилоты брезговали и отказывались от предложения Риккардо. Гонщик считает, что шампанское из ботинка на вкус лучше, чем из бутылки.
До окончания чемпионата Формулы 1 осталось три гонки. Кто фаворит?
Поразмышляем о шансах Хэмильтона и Ферстаппена на чемпионство.
Экспозиция
На протяжении всего чемпионата ситуация в турнирной таблице несколько раз кардинально менялась. В какой-то момент казалось, что титул уже в руках у летучего Голландца, но после гран-при Великобритании чаша весов склонилась в сторону семикратного чемпиона. Сейчас же Макс идёт с преимуществом 14 очков над Льюисом, а в Кубке Конструкторов преимущество Мерседеса составляет 11 очков. В календаре остались гран-при Катара, Саудовской Аравии и Абу-Даби. Самое время оценить шансы гонщиков и команд перед тремя арабскими этапами.
Болиды
То, как Льюис накатывал соперников на прямых на протяжении всего спринта и гонки действительно выглядело впечатляюще. Похоже, механики раскрутили движок настолько, насколько это вообще возможно, и Льюис сполна этим пользуется. Особенно любопытно выглядит тот факт, что Вальтери Боттас выглядит вполне сопоставимо по темпу с Серхио Пересом, из чего мы можем сделать вывод, что Мерседес полностью сконцентрировался на борьбе за личный зачёт. Если у быков остались козыри в кармане, то их необходимо раскрывать.
Гран-при Катара
Гран-при Саудовской Аравии
Как видно по конфигурации трассы, она очень скоростная и идеально подходит болидам с хорошей максимальной скоростью. Если обойдётся без форс мажоров, Мерины должны с первых кругов уезжать в закат. В прочем, стоит отметить, что Ред Булл в этом сезоне уже показывал хорошие результаты на быстрых треках.
Гран-при Абу-Даби
Пачка прямых, скреплённых среднескоростными поворотами. Это конечно не Монца, но отыгрывать время будет для Макса довольно проблематично.
Но это всё в на бумаге. В реальности же всё может произойти абсолютно по другому.
Возможные факторы
Мы знаем, что у Мерседеса есть некоторые проблемы с надёжностью двигателей. А учитывая адовые мощности пятого мотора Льюиса, нельзя исключать сценарий, при котором он сойдёт на каком-нибудь гран-при и проиграет ещё пару десятков очков. У кого-то может лопнуть покрышка (вспоминаем Баку этого года). Вполне может быть такое, что лидеры встретятся на трассе после пит-стопов и устроят третий завал в сезоне. Да много чего может произойти. В конце концов не стоит исключать игры с регламентом, которые могут сильно повлиять на итог чемпионской гонки
Ну а теперь будет субъективное мнение автора, без которого в таких темах не обойтись. Невероятная скорость на прямых, позволяющая спокойно объезжать противников как стоячих, действительно кажется странной, и возможно Ред Буллу стоит инициировать проверку движка Хэмильтона. Вообще, на фоне игр с регламентом и многолетней доминации Мерседес начинает походить на эдакую «Империю Зла», которой героически противостоит команда газировки во главе с Максом Ферстаппеном (что, естественно, не совсем/совсем не так). Очевидно, что вундеркинд из Нидерландов не безгрешен, но то, как он противостоит Мерседесу и ведёт бескомпромиссную борьбу, не может не вызывать уважения.
Предсказывать что-либо в таком изменчивом сезоне действительно тяжело, но я всё же верю в победу Макса Ферстаппена. Для выполнения плана-минимум ему необходимо выиграть одну гонку и приехать вторым-третьим во всех остальных. Благодаря лучшей стратегии и удачным стартам этого вполне можно достичь. Что касается Кубка Конструкторов, тут всё зависит от результатов Боттаса и Переса, которые постоянно чередуют удачные гонки с откровенно провальными. Так что о каких-либо раскладах можно будет говорить только непосредственно перед гран-при Абу-Даби.
В любом случае, кто бы ни стал чемпионом в этом году, будь то Льюис Хэмильтон или Макс Ферстаппен, его титул будет заслуженным и взятым с огромным трудом.