чем облицованы стены тадж махала
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Другие фотографии здесь Осенний букет.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Тадж-Махал: 8 захватывающих фактов о памятнике мировой архитектуры
Тадж-Махал является одним из самых узнаваемых и посещаемых мест на планете, привлекая миллионы людей своей необычной красотой и удивительной легендой создания. Благодаря ухищрениям зодчих, особой технике создания и отделке драгоценными камнями величественный мавзолей больше похож на сказочное видение, нежели на земное сооружение, которое на протяжении многих веков не только вдохновляло художников, дизайнеров и поэтов своими невероятными очертаниями, но и порождало огромное количество мифов и легенд.
Не одно столетие мавзолей Тадж-Махал окутывает огромное количество мифов и легенд (Индия). | Фото: wonderslist.com.
Удивительной красоты мавзолей Тадж-Махал (Taj Mahal), уже ставший мировым достоянием и одним из 7 современных Чудес света, находится в городе Агра на побережье реки Джамны. Его создание в далеком XVII в., вызванное невероятной силой любви, уже не одно столетие будоражит умы людей, порождая мифы и легенды, которые наравне с божественным видом притягивают огромное количество посетителей. Чтобы помочь хоть как то ориентироваться в том, что правда, а что чистый вымысел, авторы Novate.Ru выбрали самые интересные факты, которые уж точно убедят в том, что такую красоту лучше увидеть собственными глазами, не полагаясь на фото или чьи-то фантазии.
1. Мавзолей построен во имя любви
Мумтаз-Махал – вторая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана. | Фото: interestingengineering.com.
Это сооружение уже не одно столетие подряд считают «символом бессмертной любви», передавая из поколения в поколение легенду о неземной любви императора Шах-Джахана к одной из своих жен Мумтаз-Махал (Арджуманде Бану Бегуме). И это действительно подтвержденный факт. Именно после смерти второй жены император Великих Моголов Шах-Джахан приказал построить величественный мавзолей, что бы таким образом увековечить память супруги и матери его 14-ти детей, которую он безумно любил.
Опечаленный смертью своей любимой жены Шах-Джахан отдал приказ о строительстве мавзолея (Тадж-Махал, Индия). | Фото: pinterest.ca.
Историческая справка: Мумтаз-Махал (1593-1631 гг.) – в девичестве Арджуманде Бану Бегуме была дочерью великого падишаха Джахангира. Во время бракосочетания она получила имя Мумтаз-Махал, что означает «украшение дворца». За 20 лет совместной жизни с Шах-Джаханом у них появилось 14 детей, а во время последних родов она скончалась.
2. Масштабность планировки и сооружения
Архитектурный ансамбль возвели на высоком постаменте, чтобы избежать подтопления (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: 24.kz.
Столь грандиозному строительству предшествовала грамотная подготовительная работа. Огромную площадь (1,2 га) у берегов реки Джамны, которую император обменял на один из своих роскошных дворцов в центре Агры, вначале перекопали, заменили верхний слой грунта, а затем всю строительную площадку подняли на 50 м. над уровнем берега реки. Это позволило избежать подтопления, а специальный фундамент помог устоять грандиозному зданию во время землетрясений. Сам комплекс решили создавать в виде пятикупольного ансамбля, центральное место которого занимает мавзолей – его высота достигает 74 м, а четыре минарета, установленных по углам взметнулись ввысь на 41 м. каждый.
Над разработкой пятикупольного ансамбля трудились многие известные архитекторы того времени. | Фото: armeniasputnik.am.
Исторический факт: Несмотря на то, что Тадж-Махал пережил не одно землетрясение и массу природных катаклизмов, он все-таки был на грани разрушения из-за вандальных действий британских военных, которые в 1857 г. прибыли на усмирение восставшего народа Индии. Пользуясь случаем и чувствуя полную безнаказанность, они кинулись извлекать драгоценные камни из стен, разрушая уникальный памятник.
3. Удивительная особенность конструкции
Чтобы защитить мавзолей Мумтаз-Махала, главный архитектор слегка наклонил все 4 минарета в противоположную сторону от него. | Фото: vokrugsveta.ua.
Помимо грамотной подготовки площадки, на которой был воздвигнут мавзолей, по-особому установили минареты. Если смотреть на них издалека, то, кажется, что они чуть склоняются к основному зданию, но это оптический обман. На самом деле минареты установлены под углом, противоположном от мавзолея. Такая архитектурная хитрость была применена для того, чтобы в случае землетрясения эти конструкции, падая, не нарушили всю красоту усыпальницы любимой женщины.
4. На строительство мавзолея было потрачено много времени и денег
Полированный полупрозрачный мрамор придает строению воздушность и невесомость (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: thousandwonders.net.
На строительство мавзолея, которое длилось более 20 лет (1632- 1653 гг.), император не жалел ни сил, ни денег. Возведением огромного сооружения небывалой красоты и роскоши занимались признанные архитекторы, известные зодчие и около 20 тыс. ремесленников. Существует предположение, что Шах-Джахан потратил около 32 млн. рупий (эквивалентно 1 млрд. дол. на сегодняшний день), чтобы увековечить свою любовь.
Роскошное украшение интерьера вызывает восторг и восхищение (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: 200traveltips.blogspot.com.
Примечательно: Для отделки стен использовали полированный полупрозрачный мрамор, который добывали за 300 км и доставляли при помощи нескольких тысяч слонов и быков, которые тащили мраморные глыбы по специально созданному пандусу. Чтобы придать строению особенный вид, император приказал инкрустировать мраморные стены самоцветами: бирюзой, агатом, малахитом, сердоликом и др. Всего же для отделки использовалось 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней, доставленных из Тибета, Китая, Шри-Ланки и некоторых районов Индии.
5. Загадочное слияние разных стилей и уникальные свойства мрамора
В оформлении архитектурного ансамбля переплетены различные стили и направления (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: interestingengineering.com.
Учитывая то, что в строительстве участвовали известные зодчие нескольких стран Ближнего Востока, переплетение архитектурных стилей не вызывает никакого удивления, ведь каждый из них привнес в дизайн Тадж-Махала все самое лучшее, что уже было наработано на их земле. В оформлении этого ансамбля гармонично сочетаются исламский, персидский и индийский стили. По архивным данным, изначально роспись как внутренних, так и наружных стен включала изобилие нарциссов, роз и фруктовых деревьев, но с приходом на эти земли Британской империи в XIX в. было все изменено на свой лад.
Надписи из Корана встречают всех тех, кто приходит к стенам мавзолея (Тадж-Махал, Индия). | Фото: interestingengineering.com.
Неизменными остались лишь надписи, которые цитируют строки мусульманского священного писания – Корана. Их вырезали на мраморных стенах под руководством главного каллиграфа Абдал-Хака, который даже получил редкую по тем временам возможность написать свое имя на стенах украшаемого здания.
В зависимости от времени суток мавзолей меняет цвет (Тадж-Махал, Индия). | Фото: travel.tochka.net.
В дни полнолуния Тадж-Махал открыт для посетителей, чтобы они могли собственными глазами увидеть метаморфозы мраморного мавзолея. | Фото: blissbusiness.co.nz.
Но не только красивая резьба и роспись украшают мавзолей, сами стены, созданные из уникального мрамора, помогают создать сказочную атмосферу во всем здании. Особенность именно этого камня заключается в том, что днем, когда солнечные лучи освещают сооружение, все кажется абсолютно белым, в ночное же время, при свете луны, стены мавзолея начинают переливаться серебристым цветом, ну а ранним утром, когда первые лучи солнца попадают на стены, они становятся невероятного нежно-розового цвета.
6. Быстрый способ разобрать строительные леса
Вся территория комплекса занимает практически 18 га, на которых разбиты прекрасные сады, оформлены зеленые поляны и создано несколько озер с фонтанами. | Фото: tudam.ru.
Этот факт так и не удалось подтвердить, поэтому он относится к самым устоявшимся легендам. Она гласит, что после окончания строительства, когда понадобилось разобрать леса, созданные из кирпича, ведь за 20 лет помосты из бамбука пришлось бы менять несколько раз, предприимчивый император придумал очень быстрый способ это сделать. Когда главный архитектор заявил, что на это понадобится еще несколько лет, Шах-Джахан просто разрешил рабочим и жителям близлежащих деревень унести кирпичи, кто сколько сможет и кому сколько надо. Практически за одну ночь большая часть конструкция была разобрана и вынесена.
7. Скромное оформление могил
Два символических мраморных надгробия установлены в центральном зале мавзолея (Тадж-Махал, Индия). | Фото: interestingengineering.com.
В соответствии с мусульманскими традициями, могилы не могут быть богато украшенными, поскольку это может рассматриваться как неуместное выражение тщеславия. По этой причине единственная часть мавзолея, в которой были захоронены Мумтаз-Махал и сам император Шах-Джахан (1592-1658 гг.) имеет весьма скромный вид, тем более что действительное захоронение находится глубоко под землей, а на поверхности только два мраморных надгробия символизирующих их могилы. До недавнего времени в подземелье пускали туристов, но сейчас вход закрыт.
8. Мавзолей из черного мрамора – миф или реальность
Шах-Джахан был одержим не только своей любовью к Мумтаз-Махал, но и идеальной симметрией в строительстве (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: vladivostok.bezformata.com.
Рассказы о том, что император Шах-Джахан планировал построить на другой стороне реки еще один мавзолей для себя, и что он хотел его сделать в черном мраморе, бродят миром уже не одну сотню лет. В поисках истины археологи начали раскопки в том месте, о котором слагают легенды и действительно смогли обнаружить руины из черного мрамора. Но детальное исследование показало, что это остатки строения созданы из обычного мрамора, почерневшего от времени и влаги.
Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии и достоянием всего человечества (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: informburo.kz.
Интересную деталь, связанную с существованием мнимого мавзолея. нашли ученые совсем недавно, когда смогли воссоздать часть пруда в «Лунном саду». Как оказалось, в его водах отражается черный силуэт Тадж-Махала, причем с полным сохранением симметрии. А вот такую странность и идеальный расчет не только строительства мавзолея, но и расположения пруда исследователям придется еще разгадать.
Рубрики: | история фото фэнтази пейзажи путешествия картины,художники архитектура музей мудрость |
Метки: история любви архитектура
Процитировано 7 раз
Понравилось: 8 пользователям
Тадж — Махал
Тадж-Маха́л (хинди ताज महल, урду تاج محل, англ. Taj Mahal) — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу потомка Тамерлана — падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).
Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».
Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают Лахаури. По другой версии, наиболее популярной среди гидов Тадж-Махала, одним из главных архитекторов был турок Иса Мухаммед Эфенди.
Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится ниже — строго под гробницами, под землей. Время строительства относится примерно к 1630—1652 годам. Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.
Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым.
Строительство
На строительство комплекса было приглашено более 22 000 мастеров со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока.
Месторасположение Тадж-Махала (Агра) и расположение мест, откуда доставлялись некоторые из материалов, использовавшиеся при строительстве
Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от окружённой крепостной стеной Агры. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Площадь размером приблизительно в три акра (1,2 гектара) была перекопана, произведена замена грунта для уменьшения инфильтрации, уровень площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде, Шах-Джахан огласил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь.
Для транспортировки мрамора и прочих материалов к месту строительства был построен пятнадцатикилометровый пандус из утрамбованной земли, и тридцать быков тащили блок за блоком на стройку на специальных запроектированных повозках. Тщательно разработанная объёмно-рамная конструкция с блоками использовалась для поднятия блоков на нужный уровень. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.
Строительство гробницы и платформы заняло примерно двенадцать лет. Остальные части комплекса строились ещё десять лет, и завершались последовательно: минареты, мечеть, джаваб, Большие ворота. Поскольку строительство велось этапами, существуют различные точки зрения о том, что можно считать окончанием строительства Тадж-Махала. К примеру, сам мавзолей был закончен к 1643 году, но после этого работы продолжались на оставшейся части комплекса.
Оценки стоимости строительства весьма разнятся ввиду сложности учёта цен многовековой давности. Приблизительно общая стоимость строительства по тем временам составила около тридцати двух миллионов рупий.
Материалы для строительства Тадж-Махала доставлялись со всей Индии и из многих мест Азии, для их транспортировки использовалось более тысячи слонов. Полупрозрачный белый мрамор доставлялся из Макраны, Раджастхан, яшма привозилась из Пенджаба, жад и кристаллы из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, а ляпис-лазурь из Афганистана, в то время как сапфиры привозились с острова Шри-Ланка, а карнеол — из Аравии. В целом, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор.
На стройке трудились двадцать тысяч рабочих, собранных по всей северной Индии. Среди группы из тридцати семи человек, отвечавших за художественных образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов. Некоторые из строителей Тадж-Махала:
Исмаил Афанди (Исмаил Хан) из Османской империи — турецкий архитектор, дизайнер главного здания.
Устад Иса (англ. Ustad Isa) (Иса Мухаммад Эффенди) из Персии — персидский архитектор, ученик Синана, его часто называют главным создателем архитектурного образа памятника.
Пуру из Бенаруса, Персия — упоминается как надзирающий архитектор.
Казим Хан, выходец из Лахора, — отлил золотое завершение шпиля.
Chiranjilal, резчик по камню из Дели — главный скульптор и специалист по мозаике.
Аманат Хан из Шираза, Иран — главный каллиграф.
Мухаммад Ханиф — главный из каменщиков.
Архитектура
Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые посетители Тадж-Махала заходят в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечены четыре заключительных аята из 89-й суры Корана «Заря» (Аль-Фаджр), обращённые к душе праведника:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»
С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника. Справа точная копия мечети. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Нарушает эту симметрию лишь гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти.
Все стены инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями, отчего при солнце или луне стены отражают их свет. Со всех сторон Тадж-Махал окружает, а прямо перед зданием расположен обширный мраморный бассейн, в водах, при определённом ракурсе, отражается всё сооружение.
Настоящее время
Недавно в стенах Тадж-Махала были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Джамна. Исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению. Также он начал терять свою легендарную белизну из-за загрязнённого воздуха. Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей всё равно желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой белой глины.
Туризм
Ежедневно Тадж-Махал посещают десятки тысяч человек, за счёт туристов «индийская жемчужина» приносит казне страны немалые деньги. За год Тадж-Махал посещает от 3 до 5 миллионов посетителей, из них более чем 200 000 — из-за рубежа. Большинство туристов приезжает в прохладные месяцы года — октябрь, ноябрь и февраль. Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы подходят пешком, либо могут подъехать на электрическом автобусе. В настоящее время восстановлен Хавасспурас (северный двор) — для использования в качестве нового центра для посетителей. В небольшом городке к югу, известном как Тадж-Ганджи или Мумтазабад, были построены караван-сараи, базары и рынки для удовлетворения потребностей посетителей и работников. Тадж-Махал также фигурирует в нескольких списках как одно из семи чудес в современном мире, в том числе в составленном в 2007 году списке Новых семи чудес света (после опроса более чем 100 млн голосов).
Экспозиции открыты с 6 утра до 7 часов вечера в будни, за исключением пятницы, когда комплекс открыт для молитвы в мечети в период с 12 часов вечера до 2 часов. Комплекс открыт для ночного просмотра в день полнолуния, а также за два дня до и после полнолуния, исключая пятницу и месяц Рамазан.
По соображениям безопасности проносить внутрь комплекса Тадж-Махал можно только воду в прозрачных бутылках, небольшие видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие дамские сумочки.
Мифы и легенды
С самого начала Тадж-Махал стал источником восхищения, минуя все культурные и географические преграды, и эмоциональный отклик, который сооружение находило во многих сердцах, превзошёл сухую статистическую оценку сооружения
Наиболее живучий миф, касающийся Тадж-Махала, говорит о том, что Шах-Джахан планировал построить ещё один мавзолей, уже из чёрного мрамора, как раз напротив Тадж-Махала, через реку. Данный миф восходит к несколько фантастическим запискам Жана-Батиста Тавернье, европейского путешественника, который посетил Агру в 1665 году. Было высказано предположение, что Шах-Джахан не успел построить мавзолей из чёрного мрамора, потому что был свергнут своим сыном, Аурангзебом. Руины из чёрного мрамора на противоположной стороне реки в «Лунном саду», казалось, подкрепляют эту легенду. Однако, произведённые в 1990-х годах раскопки показали, что камни «чёрного мрамора» на самом деле являются почерневшим белым мрамором. Более основательную базу под источник мифа про чёрный мавзолей подвели археологи в 2006 году, когда ими была реконструирована часть пруда в Лунном саду. Обнаружилось, что чёрное отражение Тадж-Махала в воде пруда отчётливо видно, что ещё раз подтвердило одержимость Шах-Джахана симметрией и обосновало место расположения самого пруда.
Нет никаких доказательств, которые бы подтверждали легенду, зачастую передаваемую с кровавыми подробностями, что по приказу Шах-Джахана многие из архитекторов и мастеров, принявших участие в строительстве, были жестко убиты и расчленены. Существуют байки, что многие строители подписывали специальный договор, согласно которому они обязались никогда не строить что-либо похожее на Тадж-Махал. Подобные басни существуют относительно многих известных сооружений.
Также нет никаких свидетельств того, что лорд Уильям Бентинк, генерал-губернатор Индии в 1830-х, планировал разрушить Тадж-Махал и распродать его мрамор с аукциона. Биограф Бентинка Джон Росселли говорит, что эта история возникла из действительного случая продажи Бентинком мрамора из конструкций форта Агры.
Интересные факты
Название Тадж-Махал может быть переведено с персидского как «Величайший Дворец» (где тадж — венец, а махал — дворец). Возможный перевод имени «Шах-Джахан» с персидского — «Правитель Мира» (где шах — правитель, джахан — мир, вселенная). Имя «Мумтаз-Махал» может быть переведено с персидского как «Избранница Двора» (где мумтаз — лучший, а махал — дворец, двор). Подобные значения слов сохранились в арабском, хинди и некоторых других языках.
Во многих туристических путеводителях говорится, что после свержения Шах-Джахан из окон темницы многие годы до смерти печально любовался своим творением — Тадж-Махалом. Обычно в этих историях упоминается Красный форт — дворец Шах-Джахана, построенный им в зените правления, часть покоев которого сын Джахана и Мумтаз-Махал по имени Аурангзеб превратил в роскошную тюрьму для отца. Однако здесь публикации путают делийский Красный форт (в сотнях километров от Таджа) и Красный форт в Агре, также построенный Великими Моголами, но раньше, и который действительно находится рядом с Тадж-Махалом. Шах-Джахан, согласно индийским исследователям, содержался в делийском Красном форте и оттуда не мог видеть Тадж-Махала.[источник не указан 1218 дней]
Очень похожа на Тадж-Махал и по могольскому происхождению и по внешнему виду гробница Хумаюна в Дели. Эта усыпальница могольского императора также построена как знак великой любви — только не мужа к жене, а жены к мужу. Несмотря на то, что гробница Хумаюна построена раньше, и Джахан при строительстве своего шедевра ориентировался на архитектурный опыт усыпальницы Хумаюна, она малоизвестна по сравнению с Тадж-Махалом.
Гробница Итимад-Уд-Даула (1622—1628), которую ещё называют Мини Тадж (Baby Taj), находится в городе Агра. Архитектура мавзолея напоминает уменьшенный в размерах Тадж-Махал.
Тадж-Махал имеет оптический фокус. Если двигаться спиной к выходу, лицом к Тадж-Махалу, то будет казаться, что этот храм огромный по сравнению с деревьями и окружающей средой.
Самолетам запрещено летать над Тадж-Махалом.
Появление в кино
«Армагеддон» — Тадж-Махал показан на фоне взрывающегося в небе метеорита.
«Жизнь после людей» — Тадж-Махал показан через 1000 лет без людей — землетрясения опрокинут все минареты, а затем рухнет сам мавзолей.
«Марс атакует!» — инопланетяне позируют на фоне взрывающегося мавзолея.
«Пока не сыграл в ящик».
«Последний танец» — главная героиня фильма, осуждённая к смертной казни, мечтает посетить Тадж-Махал. Влюблённый в неё, но не сумевший спасти её от приговора адвокат посещает мавзолей уже после её казни.
«Побег» — главный герой помогает директору тюрьмы строить макет Тадж-Махала.
«Огонь» — фильм, первая часть трилогии Дипы Мехты.
«Миллионер из трущоб» — главный герой фильма вспоминает, как они с братом зарабатывали деньги на нелегальных экскурсиях для туристов.
«Невеста моего брата» — фильм, брат главной героини просит чтобы её свадьба была проведена в Тадж-Махале, в самом красивом месте на Земле.
«Запределье».
«Пиксели» — возле Тадж-Махала парень делает девушке предложение, но являются пришельцы, и парня разрывает на пиксели.