чем обезжиривать цепь велосипеда
Как почистить цепь велосипеда от грязи и ржавчины
От того как часто производится чистка цепи велосипеда зависит состояние трансмиссии. Вы сможете плавно крутить педали и переключать передачи, а также ничего не будет скрипеть во время движения. При этом детали трансмиссии не будут так быстро изнашиваться, так как между движущимися деталями будет меньше трения.
Не важно, ездите вы на шоссейном или горном велосипеде; катаетесь часто или время от времени, вам нужно следить за чистотой цепочки. Уход за ней занимает много времени и сил, а в будущем позволит вам избежать лишних трат на обслуживание своего транспортного средства и замену его деталей.
Когда нужно чистить цепь
Чем можно чистить цепь велосипеда
Машинка для чистки цепи велосипеда
Простой в использовании девайс. Чтобы почистить велоцепь, нужно надеть на нее машинку, залить нужные чистящие жидкости и прокручивать педали. В комплекте с машинкой могут уже идти чистящие жидкости, но если их нет, можно воспользоваться, например, Fairy или подобными (но учите, что применение некоторых растворителей при данной процедуре может быть причиной разъедания пластика или даже поломки чистящей машинки).
С чисткой велосипедных звездочек такая машинка справляется не очень хорошо. Поэтому, если вы хотите тщательно помыть велоцепь, вам следует позже очистить звездочки с помощью щетки и тряпки.
Стоимость такой машинки различается в зависимости от качества, производителя и дополнительных мелочей в комплекте, а в среднем стоит около 500-800 рублей. Свою функцию машинка выполняет неплохо, но звездочки вам придется чистить другими средствами. Из недостатков – не отличается надежностью и не идеально справляется с чисткой звезд.
Щетки для чистки цепи
Выбираете любую подходящую вам щетку и с ее помощью избавляетесь от пыли и грязи. Чтобы результат был лучше, можно использовать какое-нибудь моющее средство. Такую щетку будет удобно взять с собой в велопоход. Из минусов – не самый лучший результат чистки, а также высокая трудоемкость.
Чистка в уайт-спирите
Данный способ считается если не лучшим, то одним из лучших точно. Для этого вам понадобится пластиковая бутылка или другая подобная емкость, в которую вы нальете уайт-спирит. Затем, сняв с велосипеда цепочку, опустите ее в жидкость на 15-20 минут. Для достижения лучшего эффекта желательно время от времени взбалтывать бутылку. При использовании такого способа удастся довольно легко избавиться почти от любых загрязнений.
Моющее средство, тряпка и зубная щетка
Самый бюджетный способ, но при этом не особо уступающий предыдущим. Вам необходимо иметь жесткую зубную щетку (подойдет самая дешевая), а также моющее средство (пример – Fairy). Затем мочите тряпку в жидкости и оттираете ей всю грязь и остатки старой смазки. То, что оттирается с трудом, оттираете с помощью зубной щетки. Также в этом способе вы можете задействовать и отвертку, чтобы избавиться от застарелых кусков грязи. Вот такой бюджетный способ, хоть и весьма трудоемкий.
В качестве альтернативы бытовым очистителям могут использоваться растворители и керосин. Ходят споры насчет целесообразности использования бензина в качестве аналога средства для мытья, но некоторые велосипедисты пользуются и им. При работе с такими средствами настоятельно рекомендуем использовать перчатки во избежание повреждения кожи рук.
Комбинированный метод чистки цепи
Самый трудоемкий, но в то же время самый эффективный метод. Используйте в нем все средства и предметы, перечисленные в пунктах выше. Сперва смоченной в моющей жидкости тряпкой протираете цепочку, после используете машинку для очистки, затем приступаете к очистке грязи при помощи специальных щеток и, при необходимости, зубной. Завершается процедура повторным использованием машинки для мойки, и после всех манипуляций велоцепь будет выглядеть как новая.
Что делать при появлении ржавчины на цепи
Сталь, из которой изготавливаются велоцепи, имеет свойство ржаветь, особенно под воздействием соли на дорогах, которая ее разъедает. Свежая ржавчина убирается достаточно легко, в то время как от уже накопившейся избавиться сложнее. Застарелая ржавчина влияет на гибкость цеочки и в целом на управляемость байка. Если запустить ситуацию, последствия могут быть плачевными.
чем чистить велосипедную цепь от ржавчины
Избавиться от ржавчины в домашних условиях вы сможете с помощью лимонной кислоты, колы или соды. Если образовались пятна средней сложности, на помощь придут уксус или уксусная эссенция.
Вместо соды можно использовать смесь из соли и лимонного сока в соотношении 3:1. Принцип очистки не отличается от выше описанного.
Как чистить цепь велосипеда от ржавчины
В начале нужно выяснить насколько ситуация сложная. Это может быть свежая ржавчина, и цепочку не придется снимать, чтобы ее убрать, ноо если ситуация тяжелее, придется демонтировать деталь чтобы добраться в каждое звено.
Если ржавчина слишком въелась, разумным вариантом будет просто заменить деталь целиком. Очистка мало поможет, и коррозия может распространиться и на другие детали.
На этом этапе вам понадобится обезжириватель.
Ржавчина образуется под слоем смазки, поэтому для эффективного избавления от ржавых пятен вам придется убрать и смазку. Тут на помощь и придет обезжириватель.
Лучший обезжириватель – тот, который эффективно удаляет жир и другие виды загрязнений, при этом безопасен для кожи рук и для окружающей среды. Например, можно использовать Pig Lube от Pedro или Green Smoove Prep.
С обезжиривателями надо быть осторожными. Почитайте про их эффективность, изучите отзывы, а также выясните, могут ли они причинить вред. Некоторые из них прекрасно очищают, но при этом могут повредить поверхности велосипеда. Каждый раз, используя обезжириватель, надевайте латексные перчатки.
Как только вы найдете подходящий обезжириватель, возьмите тряпку, пропитайте ее обезжиривающим средством и пройдитесь по всей поверхности. Если она не снята с велосипеда, будьте аккуратны во время этой процедуры.
Если велоцепь демонтирована, ее можно замочить в обезжиривателе. Вылейте его в пластиковый контейнер, который раньше нигде не использовался (любые оставшиеся химические вещества на поверхности могут привести к реакции и плохим результатам). Продолжительность замачивания будет зависеть от того, насколько въелась ржавчина. В особо запущенных случаях на это может понадобиться не меньше 24 часов. Чтобы полностью смыть жир, можно использовать тряпку или мягкую щетку.
На этом этапе вам будут нужны металлическая губка и сок лимона (или раствор лимонной кислоты, которая обладает антикоррозийными свойствами). Наденьте на руки латексные перчатки, затем смочите губку в соке или растворе и очистите поверхность от ржавого налета.
В процессе очистки губка будет забиваться ржавчиной, поэтому ее следует заменить на другую (вероятно, не один раз). Через несколько минут протрите цепочку мягкой тряпкой, чтобы увидеть, сколько еще осталось ржавчины. Повторяйте процесс до тех пор, пока не добьетесь чистоты, приближенной к идеальной.
Как только вы очистите каждое звено, все нужно будет полностью промыть и удалить остатки раствора и частицы стальной губки. Если хоть немного чего-то из этого останется, в последующем ржавчины будет еще больше.
Налейте немного воды в какую-нибудь чашку, добавьте туда чуть-чуть средства для мытья посуды, а затем с помощью щетки вымойте цепочку и удалите с нее все остатки. Внимательно осмотрите цепку и убедитесь, что на ней больше нет ржавых пятен. Дайте ей высохнуть.
Если цепочка не снята с велосипеда, можно приступить к ее смазке. Если же она была снята, верните ее на место и убедитесь, что она свободно двигается.
Roll All Day — Обслуживание велосипедной цепи, уровень: Васян
Записали с Васяном из Капибайка гайд по уходу за цепью.
Дисклеймер:
Естественно, это не единственно-правильный способ. Просто один из.
Конечно местные аксакалы и так все знают, но новичкам авось будет в прок.
Комментарии ( 12 )
Про 0.5% вообще дичь (интересно узнать, откуда взята эта инфа), поскольку, во-первых, цепи растягиваются неравномерно (чаще всего в первые 100-200 км пробега новой цепи удлиннение большое, т.к. цепь «прирабатывается», а потом «вытягиваться» она начинает медленнее), а, во-вторых, после 1% удлиннения цепь можно выкидывать (причём вместе со звёздами), то есть всего по этой методике у цепей будет 2 круга использования (первый до 0.5%, второй до 0.5+0.5 = 1%).
Ещё не озвучен момент, что цепь изнашивается сильнее не только когда в ней присутствует абразив извне, но и когда отработка самой цепи (мелкая металлическая стружка) своевременно не удаляется из пары трения. В случае со смазкой парафином «поверх» без вымывания остатков старого так и происходит.
Про полярные растворители и воду много холиваров уже было, никто убедительных аргументов так и не привёл, но не будем начинать тут снова. Как минимум парафин проще смыть горячей водой, когда он плавится, всплывает в воде на поверхность и этой водой вымывается.
Да, парафин с отработкой выдавливается и «чешуйками» покидает цепь, попутно унося с собой и отработку, но не весь и не полностью (например часть остаётся на внутренних поверхностях щёчек). Добавляя новую порцию смазки, ты разбавляешь остатки старого парафина с отработкой и просто распределяешь отработку по чуть бОльшему объёму парафина, попутно доставляя её обратно в пары трения. На самом деле после того, как высохнет растворитель, парафина/воска там остаётся не особо и много, получается достаточно тонкий слой с некоторым количеством отработки. Но согласен, что если сравнивать с маслом, парафин гораздо больше подходит для тех, кому не хочется щепетильно обслуживать трансмиссию.
Я больше про то, что перед смазкой всё же лучше мыть, нежели чем не мыть. Проварка кстати в этом плане лучше жидких смазок тем, что оставшаяся в цепи отработка удаляется из неё (распределяется по объёму парафина в кастрюльке).
А почему на 12ск только 0.5%, а 8-10ск уже целый 1%? =)) Что там, профиль зуба другой? Ибо эти проценты по сути задаются только им.
Про ремонтный пин вообще ничего не было сказано. Было сказано про повторное использование уже выжатого обычного пина.
Как и чем почистить велосипедную цепь в домашних условиях
Капать велосмазку на грязную цепку – все равно что ездить на сухой: эффект тот же. Не нужно листать учебники, чтобы понять, что растворенная смазкой грязь проникнет в контактную пару «пин-ролик», отчего оси расточат свои посадочные места гораздо быстрее. Цепь удлинится раньше положенного интервала, и звезды в итоге прослужат меньше. Поэтому, сначала мойка, потом сушка, а уж затем обработка смазочным составом.
Как почистить велоцепь в домашних условиях
Задача чистки – растворить, а затем вымыть всю грязь из зазоров. Это можно сделать двумя методами: непосредственно на байке или демонтировать цепочку.
Технология №1: как чистить велосипедную цепь, не снимая ее с веломашины
Машинка
Цепемойка представляет собой разъемную конструкцию, внутри которой несколько роликов с щетками. Внутрь заливается едкий раствор, цепка пускается между щетинами, педали крутятся – объект моется. Очищать с помощью этого приспособления – одно удовольствие: быстро, удобно и руки чистые.
Как удобнее поступить
Помойте цепку сразу после поездки, тут же почистите кассету и звезды системы. Перед следующей покатушкой смажьте цепочку. За ночь она высохнет, поэтому терять время на сушку не придется.
Как улучшить чистящие свойства машинки
Прикрепите напротив щеток неодимовые магниты. Для этого с одной стороны достаточно оборудовать быстросъемный крепеж.
Улучшение моющих свойств изделия после привлечения магнитного поля описал Александр:
«Езжу только по шоссе, чищу через 80-100 км. Без магнитов цвет уайт-спирита практически не меняется. Стоит создать магнитное поле и моющее сразу становится черным».
Зубная щетка + ветошь
Удалите с велоцепи старую смазку с помощью тряпочки, а затем пройдитесь по каждому звену и каждой звезде зубной щеточкой. Для улучшения чистящих характеристик используйте две щетки, смотав их изолентой так, чтобы щетины были направлены друг к другу.
Способ малоэффективный и позиционируется как безвыходный экспресс-метод ввиду крупных недостатков:
WD-40 + тряпочка
«Вэдэшка» – это не смазка, а классический дегризер (растворитель) на основе керосина. Смахните старую смазку чистой ветошью, накиньте на тормозной ротор тряпку, продуйте каждое звено очистителем. В общей сложности это занимает 5 минут.
К сведению. Рассматривается как единственный способ чистки ржавых цепей.
Активные жители велофорумов нарекают на то, что такая очистка на пользу не идет. Подозревается, что наружная грязь загоняется внутрь, отчего контактным парам становится только хуже. Повод тому – хруст при изгибе, появляющийся после продувки. Выражается мнение, что лучше просто протереть велоцепь снаружи и смазать, чем дуть в каждое сочленение WD-40.
Впрочем, если вы взяли способ на вооружение, можете пользоваться любым автомобильным дегризером под давлением:
Технология №2: чистка снятой цепи от старой смазки
Классический и, по сути, самый лучший метод очистки велоцепи – это бросить ее в банку с растворителем, прополоскать или поставить откисать. На этот счет разработана целая методика:
К чему мыть дважды: сначала растворителем, а потом моющим на водной основе? Дело в том, что нефтяные жидкости плохо испаряются, и смазка на покрытых ими поверхностях не держится.
Средство для мойки посуды хорошо обезжиривает, и после высыхания нанесенная велосмазка отлично держится в зазорах. Некоторые велосипедисты практикуют продувку каждого звена компрессором, после которой можно сразу же смазывать цепку.
Быстро и без забот
Все способы ни к чему, если под рукой есть мойка высокого давления или немного денег + автомойка «под боком». Вода под высоким напором выбивает грязь из любых зазоров, продувка сжатым воздухом ускоряет высыхание цепочки. После такой процедуры достаточно погулять 10 минут, капнуть смазки на каждое звено, и в путь.
Внимание! Не направляйте высоконапорную струю «Керхера» на втулки. Для этого переключите цепь на самую большую звезду спереди и самую маленькую – сзади.
Чем чистить велосипедную цепь
Особые требования к химии могут быть разве что у тех, кто очищает велоцепь в квартире. «Чтобы не воняло и мыло» – вот, что требуют жители многоквартирных домов. Продвинутые велосипедисты посоветовали бы перейти на парафин или воск, перед нанесением которых достаточно пополоскать звенья в теплой водичке, но бытует мнение, что это плохая смазка.
По классике всем советуют уайт-спирит, как наименее навязчивый по запаху растворитель. Сподручен и бензин «Калоша» марки Б-70. Есть более прогрессивные средства, например, Pedro’s Bye Grease, которые перебивают запах WD-40 или уайт-спирита. В итоге цепка приятно пахнет.
Если работы проводятся на открытом воздухе или в гараже, где аромат не критичен, можно отмыть велосипедную цепь любой горючей жидкостью на основе нефти:
К сведению. На растворителе можно сэкономить, если после мойки его не утилизировать, а поставить отстаиваться. Грязь осядет на низ банки, а чистую жидкость можно слить в другой резервуар.
Справедливо уделить внимание и вопросу, чем заправлять машинку для мойки цепи. Спецжидкость-то удовольствие дорогое. Как такового запрета на использование перечисленных жидкостей в цепомойке не существует. Поэтому, смело пользуйтесь любым из растворителей.
Чем обезжиривать цепь велосипеда
Не будем ламерами, скажем буржуям: накося-выкуси!
Мой способ (копирайт не мой)
Список похожих тем:
Мойка цепи и ресурс. Результаты практического теста. (https://forum.velomania.ru/showthread.php?t=248920)
Приспособа для мойки цепи. (https://forum.velomania.ru/showthread.php?t=430426)
Чистка цепи в ультразвуковой ванне. Выбор УЗ ванны (https://forum.velomania.ru/showthread.php?t=121100)
Originally posted by Чингачгук
бензин лучше, хотя дороже
Не факт, да и бутылку разъест в момент (не каждую, конечно, но лучше не рисковать), а керосин она держит.
Originally posted by VELOMANIAK
Не факт, да и бутылку разъест в момент
Полиэтиленовые бутылке держат бензин без проблем. У меня в гараже уже полгода стоит поллитра бензина в бутылке из-под кваса Очаково (не реклама, хотя квас неплохой) для технических нужд.
Это чистая теория. На практике не проверял.
Originally posted by Asher
Не, ну через 500 км это слишком часто цепь менять. Через 1000-1200км самое оно.
А чистить лучше или в керасине (если снимать с байка), или трапочкой и щеткой в ручную, если не снимать.
Originally posted by VELOMANIAK
Да нет, за 1000 км зубъя уже ощутимо сожрутся и новую цепь будет здорово колбасить вначале, а то и вообще проскакивать начнет.
Понимаешь ли, кассеты тоже разные бывают. Какие-то стираются быстрее, какие-то медленнее. Так что универсальных рекомендаций нет.
Чищу цепь только когда внутри не остается достаточно смазки, т.е. когда она начинает скрипеть (такое редко), или слишком шумно работает (случается чаще всего).
Сначала чищу механически, зубной щеткой, вращая педали быстро и медленно, с разных сторон, пока видно что грязь отваливается. Потом прохожусь один раз по цепи одноразовой тряпкой, тру бока цепи, там больше всего грязи. Чищу звездочки, на которых буду мыть цепь. средняя впереди, и предпоследняя сзади (последняя это та что самая маленькая в диаметере 🙂 )
Далее применяю машинку для очистки цепи, наливаю на 80% горячей воды из под крана, 20% фейри, медленно размешиваю палочкой, что бы не было пены. Медленно прокручиваю цепь через машинку, что бы избежать пенообразования (эх, когда используешь фейри по назначению пенообразование приветствуется, здесь мне кажется оно не уместно). Через каждые две минуты меняю жидкость, повторяю раз так 5-6. потом 3 раза просто водой, что бы фейри поменьше осталось. Одноразовой тряпкой еще раз протираю бока.
Далее сушу цепь. Временами проходя мимо прокручиваю педали, что бы вода не застаивалась и цепь не пыталась заржаветь.
Наиболее оптимально видимо чистить именно машинкой с водным раствором фейри. Правда есть мнение, что цепь может заржаветь. Но в инструкции к дегризерам педрос написано что их можно разбавлять водой, а после применения надо промыть цепь водой. Так что если после чистки насухо вытирать цепь и сразу смазать, то цепи ничего не грозит.
Сам пользуюсь дегризером hanseline (210 р за пол литра).
Но задумался о его удалении с цепи после чистки. Водой он не смывается как педрос. А остатки внутри цепи могут повредить смазке.
Поэтому думаю переходить на фейри, да и дешевле выйдет.
Originally posted by thikone
Беру одноразовый шприц без иглы, набираю в него масла 1 мл (машинного для двигателя или любого средней консистенции), начинаю неспеша вращать цепь и постепенно выдавливаю из шприца масло на внутреннюю сторону цепи внизу.
По сему прошу вам, аки неграмотный, как часто мне нужно эту отраву на цепь распылять?
velo-travel.com |
Методы очистки и последующей смазки велосипедной цепи, плюс бонус!
Сегодня же мы поговорим о том, как часто смазывать цепь и опишем очень нестандартный метод и способ смазки цепи.
И так, если же Вы велотурист, значит, часто катаетесь по сухому асфальту, песку, и иногда Вас заносит и в болото. Если есть свободные средства, тогда нужно использовать хорошую смазку на силиконовой основе. Сейчас бывают дискуссии о тефлоновой смазке, но это очень смутная тема для нас. А если у Вас есть какие-либо знания по этой теме – пишите в комментариях.
Также можно использовать и смазки попроще, главное – чтобы они были в меру текучими и долго оставались на цепи. В основном о смазках мы описали в статье, на которую ссылались выше, далее продолжим разговор об очистке цепи перед смазкой.
Чтобы хорошо очистить цепь можно применить несколько методов.
Первый – это машинка для мойки цепи, которая стоит около 5-ти долларов. Некоторые ссылаются на удобство такой машинки, а остальные – на не качественную очистку цепи.
Второй способ – снять цепь и прочистить его вручную. Такой процесс достаточно качественный, но долгий. А еще дольше будете после этого чистить свои руки…
Третий способ – снять цепь и забросить ее в емкость с чистящим средством. Это средство может быть либо дизельное топливо, либо бензин, либо уайт-спирит. Взяли бутылку, обрезали верхушку, положили туда цепь на несколько минут и немного взболтали, если нужно. Цепь чиста. Нужно ее высушить и обильно смазать.
Четвертый способ – очистить WD-40, вытереть насухо и снова смазать, только смазывать уже маслом. Это можно сделать, когда нет много времени на проделывание процедуры, но мы бы не советовали делать это постоянно именно с помощью WD-40. Потому что это вещество очень хорошо очищает поверхность, но также вредит верхнему слою цепи, давая микро-эрозию. Лучше спросить в магазине что-то типа WD-40, только с силиконовой смазкой. Вот такая вещь намного лучше и качественнее не только очистит цепь, но и сохранит ее технические характеристики.
Пятый способ самый простой – взять две старых зубных щетки, связать их между собой лицом-к-лицу, то есть, чтобы зубные щетки смотрели друг на друга, и прочистить цепь. После этого обильно смазать цепь обычным, самым дешевым маслом, и опять прочистить. Повторив такую процедуру несколько (4-5) раз цепь будет чиста с наружи, но не втутри. Это самый дешевый способ, а самый эффективный – способ номер 3.
И наконец-то, нестандартный способ, который многие называют вело-колхозом. Это смазать цепь жидким парафином. Да, именно парафином. Об этом способе напишем чуть позже, а спустя несколько дней – выложим видео о том, как мы это сделали :).
Где взять парафин? Либо купить, либо расплавить свечи.
Когда я говорил об этом Сане, первый вопрос его был примерно такой «Это что, свечку втирать в цепь?:)» Конечно, нет, пол часа общения на форумах и самый оптимальный метод родился в голове – делаем водяную баню. Кто знаком с кулинарией — это хорошо знает, а кто нет – сейчас объясним.
Берем две кастрюли, одну побольше, вторую поменьше. Ту, что поменьше, лучше взять старую и ненужную. Идем домой, на плиту. Кастрюлю, которая побольше, наполняем наполовину водой, ставим на плиту. Меньшую кастрюлю наполняем парафином, то есть топим свечи или брикет. После того, как парафин растаял, окунаем туда цепь. Важно, воду не кипятить, а нагревать до температуры 90 градусов, не больше. После 10 минут такой варки выключаем все, извлекаем цепь и даем ей остыть.
Конечно же, перед самим процессом нужно хорошенько цепь очистить от масла и обезжирить, также, не мешало бы сделать все то же со звездами, в смысле – прочистить.
Что нам дает такой способ смазки?
Во-первых, что очень важно для тех, кто катает каждый день – чистая цепь, которая не пачкает штаны.
Во-вторых, не налипает пыль и грязь. Правда, после долгой поездке по болоту и песку процедуру нужно повторить, потому что парафин относительно легко смывается водой.
При сухой погоде – смазывать цепь нужно раз в 300-400 км, в то время, как при смазки жидкой смазкой – раз в 100 км.
Всю информацию мы дали, решать Вам и только, стоит ли это делать, или нет. Лично наше мнение – это хороший способ смазки для тех, кто ездит в основном по трассе.
Подписывайтесь на рассылку и следите за выходом видео обзора данного метода :).