чем не торговали жители крита
«Они поклонялись быку!» Самая развитая цивилизация Средиземноморья эпохи бронзы (часть третья)
Итак, самый главный вывод относительно возникновения минойской цивилизации такой: раннеминойская культура не связана напрямую с неолитической культурой Крита, а была принесена пришельцами из Азии, с востока, через земли Анатолии. В Месопотамии, например, имеются многочисленные аналоги минойской культуры.
В Кносском дворце были обнаружены замечательные фрески с изображением акробатов — юношей и девушек, прыгающих через стремительно бегущего длиннорогого быка. Все они одеты одинаково —повязка на бедрах, на талии металлические пояса. Изображения подчеркивают их ловкость, гибкость и бесстрашие. Подчеркнуты также ширина груди, тонкость талии, мускулатура рук и ног. Видимо, все это считалось признаком красоты. Что до смысла таких опасных упражнений, то очевиден не только зрелищный, но и сакральный смысл. Интересно, что среди множества критских фресок только эти акробатические сцены отличаются такой жизненной правдивостью, как и фрески, на которых изображена природа. Остальные содержат значительно больше условности.
Впрочем, любые фрески Кносса по-своему прекрасны. Сколько здесь, например, мы видим женских фигур и ведь все они… «парижанки»!
Но на формирование минойской культуры свое влияние оказала и культура материковой Греции («пеласгов»). Например, характерные орнаменты минойских ваз имеют гораздо больше общего с орнаментами керамических изделий материковой Греции (например, «культуры Винча»), чем с бедными орнаментами убайдской культуры с востока.
Помосский идол эпохи энеолита. (Музей Бенаки в Афинах)
Мой собственный Помосский идол с острова Кипр. (Оригинал в Археологическом музее Кипра в Никосии) Очевидно, что ареалом их распространения была вся территория Эгейской культуры.
Можно считать доказанным, что в третьем тысячелетии до н. э. минойцы уже совершали плавания на Сардинию. Во всяком случае античная традиция говорит о том, что сарды были выходцами с Крита, однако на этом острове сменилось так много культур, что вычленить именно критскую уже невозможно.
Голова женской фигуры с Кикладских островов. Ранний период (2700–2300 гг. до н.э.). (Лувр)
Происхождение минойского (этеокритского) языка до сих пор представляет собой лингвистическую загадку. Дело в том, что критское письмо расшифровано лишь частично. Это позволило определить лишь некоторые его морфологические показатели, так что можно утверждать, что он не относится к индоевропейским, ни является родственным этрусскому. По-прежнему, чтобы там не утверждали разного рода спекулянты на истории, не поддается расшифровке Фестский диск, и все тексты, написанные «линейным письмом А».
Мраморные женские идолы канонического типа с Кикладских островов. Самый большой имеет высоту 18.5 см. (Музей Кикладского искусства, Афины)
Группа из трех мраморных идолов. Найдены на Крите в Текке около Кносса. (Археологический музей Ираклиона)
Интересно, что на протяжении многих лет союзником минойцев был Древний Египет. И напротив, их контакты с противниками Египта (тем же Хеттским царством) не зафиксированы.
Известно, что выходцы с Крита поселились также на Кипре. И неудивительно почему – там богатые залежи медной руды. Критяне колонизировали также ряд островов Эгейского моря (например, те же самые Киклады), но тут их экспансия скорее всего натолкнулась на сопротивление пеласгов. А вот с Грецией контакты были налажены уже после того, как Крит захватили ахейцы. До этого их она, по-видимому, мало интересовала.
Так называемый «перстень царя Миноса» (1450-1400 гг. до н.э.). К сожалению, получился чуточку не резко. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)
Зато известно, что минойцы торговали с Древним Египтом, и вывозили медь с острова Кипр. Египетские заимствования видны, например, в архитектуре, где критяне стали вслед за египтянами использовать колонну. Но вот культовые сооружения минойцы в отличие от египтян не строили совсем. Вся религия у них, судя по всему, осуществлялась «на улице» либо в крайнем случае в стенах дворца. Умение возводить многоэтажные, высотой до пяти этажей здания говорит о том, что знания более ранней эпохи они сумели развить, а то, что они видели в Египте – творчески использовать.
Бычьи головы – традиционный мотив культуры древнего Крита. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)
Какие-то очень красивы, а какие-то сделаны на скорую руку – главное, чтобы было похоже на быка. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)
А вот это бычьи головы из Чатал-хуюка. (Музей Анатолийской цивилизации в Анкаре).
Но вот собственно верования минойцев от верований египтян отличались очень сильно. Египтяне жили ради смерти и все свои помыслы направляли к тому, чтобы обеспечить себя загробным существованием в царстве Озириса. У минойцев был распространен культ быка. Суть ритуала заключалась в умении перепрыгнуть через быка или сделать стойку у него на спине. Почитание быка и игры с быком было характерно для народов древней Сирии, долины Инда и сохранилось еще и поныне в Испании в виде корриды.
Священный сосуд в виде бычьей головы с острова Крит. Камень (черный стеатит), золото. Глаза из горного хрусталя. XVI век до нашей эры, то есть ему 3600 лет. Кстати, именно этот сосуд послужил художнику Серову прообразом его быка-Зевса. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)
Данные археологии также свидетельствуют, что в минойской религии (как и в других сферах жизни) главенствующую роль могли играть женщины. Например, это были жрицы Богини со змеями, статуэтки которой неоднократно находили на Крите. Существует гипотеза, что бык олицетворял у критян мужское начало, а змея – женское. Но так ли это проверить нельзя, а все попытки «воссоздать» религию минойцев, равно как и заявления, что это кому-то уже удалось – спекуляция чистой воды, рассчитанная на профанов. А вот самым популярным мотивом в позднюю минойскую эпоху в оформлении керамики было изображение осьминога и… что это означает, или, о чем это говорит?
Знаменитая критская «Богиня со змеями». Высота 34,3 см. Фаянс. Ок.1600 г. до н.э. Статуэтка из Археологического музея в Ираклионе.
Сегодня историки уже не могут обойтись без данных генетики, и вот что говорят их данные: заселение Крита населением по мужской линии было связано с людьми – носителями Y-хромосомной гаплогруппы J2, причем ее максимальная концентрация до сих пор наблюдается именно на Крите. Ну, а ее носители имеют свои корни в западных районах Малой Азии, откуда ее носители и перебрались на остров в середине 3 тысячелетия до н. э.
Что касается исследований мтДНК, то получается, что предками минойцев по женской линии являются отнюдь не выходцы из Северной Африки, скажем, из Ливии или того же Египта, а европейцы, прибывшие на Крит около 9000 лет назад с Пелопоннеса. Это доказывает наследуемая по материнской линии мтДНК минойцев, которую находят и у современных жителей острова. При этом большинство минойцев имели митохондриальные гаплогруппы H (43,2 %), T (18,9 %), K (16,2 %) и I (8,1 %). Разница во времени с очевидностью указывает на то, что волн заселения острова было две, а не одна. И из этого же, кстати, следует и такой важный вывод, что загадочный Фестский диск никак не может быть написан на славянском языке, поскольку его носители на древнем Крите просто отсутствовали. Последние исследования, проведенные буквально только что, то есть в 2017 году, показывают наличие у жителей острова Y-хромосомных гаплогрупп J2a1 (n=3) и G2a2b2 (n=1) и митохондриальных гаплогрупп U, H, X, K.
Еще одна фигурка «змеиной богини». Обе статуэтки были найдены сэром Артуром Эвансом во время его раскопок на Крите в 1903 г. Они изготовлены из фаянса и покрыты стеклянной глазурью, окрашены яркими пигментами в красновато-коричневые и желтовато-зелёные цвета и позже подверглись обжигу, приобретя стеклянный блеск. Сегодня они находятся в Археологическом музее Ираклиона.
Богиня со змеями из художественного музея Уолтерса. Еще один шедевр критской мелкой пластики, выполненный из слоновой кости и золота (17 см высоты). Ее стройная фигурка одета в традиционное критское платье со сборками, но руки подняты кверху. Ряд деталей одежды выполнен из листового золота, то есть эта фигурка имела скорее всего большую ценность, чем две предыдущие, керамические.
Интересно, что фигурки богинь со змеями нашли в помещении рядом с дворцовым святилищем, в специальных тайниках (ящиках из камня) вместе со множеством предметов явно культового характера: вотивными изображениями женской одежды, раскрашенными ракушками, фигурками летучих рыб и мраморным крестом.
Важным открытием является и уточнение датировки катастрофы на острове Санторин, которую провели датские ученые из университета города Орхус. Благодаря их работам время этого события сегодня известно с точностью до четверти века – между 1627 и 1600 годами до н. э. (или на 100-150 лет древнее, чем считалось раннее).
Лабрис – на этот раз золотой. Еще один очень важный символ минойской культуры. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)
Для уточнения датировки использовали найденную археологами окаменевшую оливковую веточку. Прежде всего удалось точно установить, что дерево погибло именно во время этого рокового извержения вулкана. Ну, а само датирование проводилось сразу двумя методами: дендрохронологическим и радиоуглеродным, и они оба дали похожие результаты.
Водопровод, гражданские права и технологии: Что потерял мир, когда греки завоевали Трою, а арии — дравидов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Арии и Хараппская цивилизация: северные варвары против земледельцев, знающих письменность
Шедевры индийского эпоса заставляли биться сердца европейских археологов в предвкушении находок. Что могли оставить после себя великие древние арии? Вряд ли их повозки действительно летали, но они могли быть великолепны. Наверняка где-то в джунглях скрываются дворцы, от красоты и величественности которых замирает сердце. Наверняка многие шедевры поэзии или скульптуры не дошли до потомков…
И действительно, раскопки в Индии дали потрясающие результаты. Здесь нашлись самые древние развитые города в Южной Азии. Их планировка говорила о проектируемой застройке, а значит, о развитом градоуправлении, наличии чиновничества. В домах были ванны, на улицах — общественные туалеты, крытая система отвода сточных вод была хорошо продумана. Кроме канализационной, горожане пользовались дренажной системой. У каждой группы домов был свой колодец.
Интересно, что стены вокруг этих городов куда лучше защищали от сезонных наводнений, чем от нашествия врагов. Вероятно, достойных противников цивилизация не знала. Вероятно, у жителей древних городов было нечто вроде социальной политики; общий уровень быта был примерно равным во всех районах. Кажется невероятным, но история знает и другие примеры обществ эгалитаризма, например, поселение Чатал-Хююк, где после древней революции не стало знатных и нищих, а женщины, судя по всему, были равны в правах мужчинам, или империя инков с системой чёткого распределения скудных благ по обществу и санитарными инспекторами, проверяющими жилища.
Конечно же, у древних индийцев были музыка, медицина, развитая математика (с единой системой мер), грамотно выстроенное сельское хозяйство, скульптура, танцы и письменность. Именно письменность — обнаруженные отдельные надписи и целые библиотеки — насторожила исследователей. После долгого изучения они пришли к выводу, что никакого отношения к мудрым ариям цивилизация не имеет. Напротив, арии в Индии — пришлые варвар и, скорее всего, приложили руку к падению этой культуры. А основу её составляли темнокожие дравиды — те, кто после господства ариев стал считаться дикарями, неспособными к чистым занятиям и обучению. Дравиды, хотя имеют и индо-средиземноморское происхождение, скорее относятся к веддо-австралоидной расе. Это полностью переворачивает взгляд на поверья ариев (и их потомков) на то, как устроен мир и от чего зависит цивилизованность народа.
Нет свидетельств тому, чтобы пришлые арии устраивали грандиозную резню — это говорит в их пользу. И тем не менее в какой-то момент хараппская цивилизация пала, и воцарилась ранняя, варварская арийская. Новые хозяева индийских земель не имели понятия о канализации и градостроительстве, они приехали на лошадях и повозках — откуда им было уметь обращаться с камнем? Вероятно, в плане нематериальной культуры им тоже пришлось взять многое у коренных жителей. Что не мешало позже угнетать и презирать их. Считается даже, что дравиды выведены в «Рамаяне» под видом обезьяньего народа, а сама «Рамаяна» поэтически рассказывает об арийском вторжении.
Египет: прощание с величием навсегда
Эпоха в истории древнего Египта, которую историки много позже назовут Новым Царством, стала временем высшего расцвета государственности. В это время подданные египетских фараонов составляли пятую часть всего населения Земли (без шуток), настолько разрослась египетская империя. В эпоху Нового Царства правили великая Хатшепсут, её пасынок Тутмос III, реформатор Эхнатон, мальчик Тутанхамон, воинственный и могучий телом Рамсес II.
Именно в эпоху Нового Царства фараонов начали хоронить в легендарной Долине Царей. Египет стал богатейшей империей своего времени. Скульптура и архитектура, дипломатия и науки поднялись до невиданных высот. Во времена Нового Царства была предпринята одна из первых попыток в истории человечества ввести как религию единобожие. Первая в мире масштабная битва с активным использованием колесниц состоялась между войском Рамсеса II и армией хеттов, и после этой битвы был подписан первый на свете мирный договор. В Новом Царстве были построены самые грандиозные в истории Египта храмы.
Увы, но империя шаг за шагом принялась разваливаться во время набегов варваров, известных как Народы моря. Ослабевает царская власть, а подъём власти религиозной никак не улучшает жизни простых египтян и крепости границ государства. Во время катастрофы бронзового века царство разоряют набегами нубийцы, эфиопы, ассирийцы и ливийцы, вплоть до того, что в Нижнем Египте, ставшем отдельной страной, на трон садится царь-ливиец. Этот же царь разоряет Иерусалим, воспользовавшись смертью Соломона. Власть в другой части Египта захватывают прежде подчинённые фараонам нубийцы. Бывшую империю годами раздирают гражданские войны. Такая круговерть длилась четыре века. Науки и искусства приходили в упадок, сельское хозяйство и ремёсла — тоже.
Ренессанс после катастрофы был краток, и Египет как самостоятельное государство, ненадолго возродившийся, превратился в окраинные земли других империй и игрушку чужих династий. Предки древних египтян до сих пор живут на своей земле, но давно уже составляют этническое меньшинство.
Ахейцы против хеттов: как варвары разрушили демократию и похоронили гуманизм
Научившись делать колесницы у кочевников-ариев и обрабатывать железо у завоёванных ими хаттов, несили (которых соседи упрямо звали хеттами в честь тех, кто правил на их землях прежде) стали одним из самых грозных противников великого Египта. Письменность хеттов поначалу тоже была заимствована — они пользовались вавилонской клинописью, но позже разработали более удобные для своих нужд иероглифы, подсмотрев саму идею, вероятно, у египтян.
Для своего времени хеттское общество было очень продвинутым. У женщин был высокий социальный статус (по сравнению с теми обществами, которые позже заняли место хеттского царства); все должности, включая царскую, требовали выборов; крайне редко за преступления назначалась смертная казнь, и были механизмы борьбы с кровной местью. Кроме того, похоже, в хеттском царстве формировалось отрицательное отношение к такому популярному способу регулировать количество детей в семье, как убийство младенцев. Был только один способ это сделать: принести в жертву. Но, поскольку человеческие жертвоприношения были запрещены и жрецы не стали бы резать детей, родители оборачивали младенцев в шкуры животных и сбрасывали со стены, приговаривая, что это, мол, не ребёнок, а бык.
Удивительно, но при этом хетты поклонялись таким кровожадным богам, как Сутех, Астарта, Шавушка и другие, ассоциированные с войной, силой, битвой. Среди священных животных у хеттов можно было найти изображение двуглавого орла, среди других символов — равносторонний треугольник, иногда с глазами внутри.
Крит: конец эпохи чудесных дворцов
Минойская цивилизация на Крите до сих пор вызывает уважение своими достижениями. Культурная и экономическая жизнь на острове была сосредоточена вокруг гигантских дворцов — в наше время их назвали бы, скорее, жилыми комплексами. Минойцы были союзниками египтян, вели активную морскую торговлю, добираясь порой до очень дальних берегов, и, как и хараппцы, не опасались набегов на города: вокруг дворцов не было укреплений. Видимо, минойцы не знали набегов и гражданских войн.
Крит минойского периода имеет все признаки организованного государства, но вот что странно — не найдено ни одного указания, что был хотя бы раз один всеобщий правитель. Как и у хеттов, женщины минойцы вели активную общественную жизнь, в основном, связанную с религией. Дворцы возводились в пять этажей, в них были водопровод и канализация, и критяне каждый день совершали омовения. Были развиты скульптура и живопись, существовала собственная письменность, критяне занимались спортом и музыкой.
Через века после того, как критян впервые завоевали греки-ахейцы, потомки победителей писали, что Крит был прежде населён варварами. На самом деле, конечно, завоеватели стояли на культурной лестнице куда ниже. Во многом завоеватели переняли культуру завоёванных, разве что вместо дворцов они строили крепости, которые поражали своими размерами: их строили из огромных глыб в несколько тонн весом.
Микенская цивилизация — наследница минойской — тоже была хорошо развита, в ней заметную часть населения составляли коренные критяне, но на излёте бронзового века она пала. Причин было множество. Во-первых, рукотворная экологическая катастрофа: леса Крита были вырублены с хозяйственными целями почти полностью. Во-вторых, настала эпоха опустошающих засух (которая может быть связана с тем, что люди свели на нет леса по всем берегам Средиземного моря). Наконец, микенская цивилизация пала под натиском греков-дорийцев, одного из варварских народов моря. Женщины надолго оказались закрыты на женской половине дома и приучились на людях прятать лицо покрывалом. Старая письменность исчезла — вероятно, а естественно с памятью о старой литературе. Водопровод и канализация перестали быть частью повседневной жизни. Европа надолго шагнула назад, в варварство, а память о великих веках Крита превратилась в сказание об Атлантиде.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Античные властители морей с острова Крит. Существуют ли лабиринты на острове Крит? (2 статьи)
«Все критяне – лгуны» – говорил античный философ и жрец Эпименид, причисленный к семёрке греческих мудрецов. Мифы о страшном чудовище Минотавре, обитающем в Лабиринте дворца царя Миноса, на первый взгляд вполне подтверждали это высказывание. Жрец Эпименид и сам был истинным критянином, и нельзя ему верить, когда он утверждает, что сказкой был лабиринт дворца царя Миноса, минотавр, медный великан Тал.
Первым, кто не поверил в истинность афоризма философа Эпимениду, был английский археолог Артур Эванс, который вёл раскопки на Крите. Именно благодаря Артуру Эвансу в марте 1900 г. состоялось первое знакомство с культурой и историей Критского царства.
Сомнения в том, что греческие мифы – это просто сказки зародились после того, как немецкого археолог Генрих Шлиман нашёл и раскопал древнюю Трою. Он просто внимательнее перечитал «Одиссею» (11б, XIX, 172-175) и поверил в то, что автор «Одиссеи» великий Гомер знал, что остров Крит был богатым, культурным и многолюдным островом задолго до Троянской войны (XIII—XII вв. до н. э.
В «Одиссее» Гомера говорится:
Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водой, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих;
Разные слышатся, там языки: там находишь ахеян,
С первоплеменной породой воинственных критян, кидоны
Там обитают, три рода дорийцев, там племя пелазгов,
В городе Кноссе живущих.
Там на девять лет был поставлен
Мудрым владыкой Минос, собеседник Крониона мудрый…
У (На, II, 649) Гомера остров Крит назван «стоградным». Римский поэт Вергилий, современник Августа, также пишет в «Энеиде» (9, III, 104-106):
«Остров Юпитера — Крит — лежит средь широкого моря, Нашего племени там колыбель, близ Иды высокой. Сто больших городов там стоят — обильные царства».
Эту же цифру неоднократно называют Овидий, Помпоний Мела. Судя по всему, на Крите и впрямь было великое царство. Время и средства, потраченные на раскопки, могли внести существенные коррективы в историю древнего Средиземноморья.
Раскопки Артура Эванса на острове Крит
Открытия, сделанные Артуром Эвансом на Крите, были ошеломляющими. Прежде всего, царский дворец Миноса в Кноссе имел несколько фундаментов и напоминал мифический Лабиринт. Древнейший фундамент царского дворца в Кноссе относится к эпохе неолита – к каменному веку! Это значит, что ещё за 4-5 тысячелетий до н. э. на острове Крит жили современники древних богов Эллады – Титанов и египетских богов.
Верховный греческий бог Зевс сын Кроноса, по преданию, был рождён матерью богов Реей на острове Крит в пещере, где его вскормила коза Амалфея. С тех пор, во многих мифологиях присутствуют сказания о богах, рождённых в яслях, в пещерах, и выкормленных самками различных животных, как Ромул и Рем. На праздновании Рождества в славянской, германской, кельтской мифологии появляются сказочные персонажи — рогатые козы.
В трудах античных авторов — Геродота, Диодора, Аристотеля, Платона, Фукидида, говорится о правлении царя Миноса на Крите – мудрого и дальновидного правителя, строившего города и дворцы, издавшего первые писаные законы. Минос царствовал с 9-летнего возраста. Во время его правления принадлежностью к Криту гордились как особым отличием.
Плутарх упоминает о суровых, но справедливых законах царя Миноса и пишет, что некоторые из них послужили Ликургу основой для создания законов Спарты. Геродот считает Миноса царем критских ахейцев, известных ещё Гомеру, и упоминает о его походах в Сирию и Египет.
“Когда-то Минос, – пишет Платон, – заставил жителей Аттики платить тяжелую дань, так как он имел большую власть на море, а у афинян тогда ещё не было, как теперь, военных кораблей, да и в стране было немного корабельного леса”.
Согласно Геродоту, царь Минос поддерживал особенно тесные торговые связи с карийцами. Древняя критская легенда говорит, что когда-то карийцы были подвластны Миносу и поставляли ему гребцов и воинов, но зато не платили никакой другой дани.
«Так как Минос покорил много земель и вёл победоносные войны, то и народ карийцев вместе с Миносом в те времена был самым могущественным народом на свете», — почтительно замечает Геродот.
Артуру Эвансу удалось довольно точно восстановить хронологию Крита, но впоследствии её не раз уточняли, изменяли, отдельные даты сдвигались на несколько веков в ту или иную сторону. Особенный большой размах приобрело строительство дворца в Кноссе, который «в прежние времена… назывался Керат — одним именем с протекающей мимо него рекой»(33, С476), именно в это время на Крит прибыл бежавший из Греции великий изобретатель Дедал, создатель легендарного лабиринта во дворце царя Миноса.
При раскопках в Кноссе археолог Артур Эванс обратил внимание на совершенно уникальное обстоятельство: город Кносс не имел оборонительных стен. Позднее этот факт был установлен и в некоторых других городах Крита.
Цивилизация возникшая на острове Крита, и названная в честь легендарного царя Миноса Минойской цивилизацией была не только земледельческой, но и морской.
И в Египте, на Крите были родовые общины, занимавшиеся земледелием, скотоводством, рыболовством. Об этом рассказали древние орудия труда, сделанные из шлифованного камня, многочисленные керамические сосуды – пифосы, в которых хранили зерно, оливковое масло, вино, солили рыбу, множество статуэток, фресок на стенах дворцов Крита, предметы обихода…
Реконструировать жизненный уклад жителей Крита и датировать критские находки помогли многочисленные египетские вещи, обнаруженные на острове. «Море способствует большой торговле», — изрек когда-то Платон (25, IV, 1). Археологические находки Артур Эванса позволили сделать вывод о древнейших морских торговых связях Крита и древнего Египта. История Древнего Египта ко времени Эванса была уже более или менее известна, оставалось лишь сопоставлять даты, имена и технику исполнения предметов, найденных в раскопках.
Крит поддерживал тесные торговые связи с Египтом: Кефтиу – Крит – очень часто упоминается в египетских папирусах. Крит торговал и с Двуречьем, на Крите найдены характерные месопотамские печати-цилиндры.
Существующие технологии строительства кораблей на острове Крит в эпоху бронзы позволяют предположить, что вполне возможным было прямое морское сообщение жителей Крита со странами на побережье Северной Африки. Большое количество археологических доказательств, подтверждает модель двусторонней торговли и культурных связей между Египтом и Критом, особенно во время позднего бронзового века.
Корабельный таран, архаика. Бронза, 6 век до н.э.
На протяжении веков было принято мнение, что движение торговых судов в Средиземном море и вся морская торговля в древнем мире была направлена против часовой стрелки, то есть вокруг побережья восточной части Средиземного моря.
бронзовый таран — нос корабля
Исследователи древних торговых маршрутов считали, что моряки отправлялись в плавание вдоль побережья Средиземного моря в направлении против часовой стрелки и сделав круг, в конечном итоге, возвращались в родной порт. Из Эгейского моря, корабли плыли на юг к острову Крит, находящийся на пути средиземноморских торговых маршрутов, далее торговые корабли направлялись южнее и вдоль побережья Северной Африки до Египта, а затем вдоль побережья Сирии, через Киклады, и в конечном итоге обратно в греческие порты. Таким образом, морские торговые пути в Средиземном море в эпоху бронзы, напоминают современные морские транспортные пути.
Усовершенствования в морском деле и судостроении позволили кипрским кораблям выбирать самый короткий и прямой маршрут плавания на юг через Ливийское море к Египту и Ливии, а не принимать длинный круговой маршрут вдоль побережья в направлении Сирии и Палестины к Египту.
Эта точка зрения подтверждается большим количеством археологических находок, найденных в прибрежных водах, древних кораблей, оставшихся на морском дне после кораблекрушения в Средиземном море. Жители Крита и египтяне поддерживали между собой прочные торговые связи в эпоху бронзы. В период своего расцвета Минойской цивилизации, несомненно, оказывала влияния и на культуру и на религиозные воззрения египтян.
Минотавр в египетской гробнице в Фивах
В Египте обнаружено большое количество артефактов минойской культуры, найдено много иконографические доказательства присутствия минойской культуры, например, в египетских надписях, сделанных в Кефтиу. Благодаря прямому морскому торговому пути в Египет в эпоху бронзы минойская культура Крита проникла и в египетскую культуру.
Об этом свидетельствуют многие изображения, найденные в Фивах, в фиванских гробницах Египта.
Недавние археологические раскопки в месте Коммос в южной части Крит обнаружили многочисленные ближневосточные, египетские фрагменты керамики.
Многочисленные находки египетской керамики на Крите свидетельствуют о двунаправленной торговле между древним Египтом и Критом в позднем бронзовом веке.
Великая богиня мать между двумя грифонами, 1650-1450 до н.э. Перстень из оникса. Крит.
По найденным на морском дне останкам египетских судов эпохи Снофру, относящихся к XXVII веку до н. э. можно определить длину корабля, равную 30 метрам, и ширину до 8 метров, осадка египетского судна была чуть более метра и водоизмещение до 90 тонн. Скорость египетских морских судов в благоприятных погодных условиях составляла около 3 узла.
Археологи подняли с морского дна у побережья Крита останки десяти метрового финикийского парусника – самое древнее судно в мире, покинувшее свой последний порт примерно в 1250-1200 гг. до н. э. Финикийский парусник был нагружен товарами и ему предстоял долгий путь: «В ту далекую эпоху суда проходили за день не более сорока пятидесяти километров (24-30 миль). От Финикии до Гибралтара финикийцы доплывали за лето. Потом начиналась зимовка, суда вытаскивали на берег, ремонтировали и лишь с наступлением весны, они вновь отправлялись в дорогу» (91, с. 44).
Основными предметами критского экспорта первоначально были вино и оливковое масло, что, свидетельствует о хорошо развитом земледелии на Крите.
Крит. 1900-1800 гг.до н.э. печати из сердолика
Что импортировали критяне из древнего Египта? Лазурита на Крите нет — значит, это импорт, завезённый из Египта или Ливии. Слоновые бивни для изготовления статуэток или инкрустации попали сюда либо из Африки, либо из Индии через Малую Азию.
Благовония на Крит доставлялись из Палестины и Африки, металлические части для кораблей — из Финикии, стекло из стран Магриба – Северо-востока Африки, из Берберии.
С Пиренейского полуострова привозили на Кипр олово и серебро, с Балтийского побережья — янтарь. Фукидид пишет, что во времена царя Миноса Крит имел сильный флот и вёл торговлю с материковой частью Пелопонеса, Египтом, Испанией, Италией, Кикладами, Ливией, Малой Азией, Мальтой, островом Сардиния, Финикией, Балеарскими островами.
В 3000-2700 гг. до н. э. критские корабли выходили в Атлантический океан и, даже достигали Мадагаскара на юге и Британии на севере.
Критские корабли древности выделялся своей формой, древние мореходы использовали парус одновременно с веслами. Археологи могут сделать научный вывод, и доказать, что древние критяне достигали Атлантики 4000 лет назад!
Побережье Крита изрезано множеством удобных для кораблей бухт и заливов. Бухта Судас (Soudas, греч. Σούδας), где расположены город и военно-морская база Суда (Souda, Σούδα)— крупнейшая естественная гавань Греции.
Античный мир мореплавателей и лоцманов Средиземноморья оставил нам в наследство не мало географических описаний и точных карт морских путей, известных древним мореходам. На многих картах нанесены места расположения колонии и торговые факторий основанных древними греками по всему побережью Средиземного и Чёрного морей, на берегах Кавказа и Крыма (Таврии).
Конец Минойской цивилизации на острове Крит реконструировали достаточно полно. В 1500 г. до н. э. началось первое извержение вулкана на острове Санторин (Тира), в 130 км от Крита. Мощная волна извержений прошла по всему Средиземноморью. В 1470 г. до н. э. Минойское царство на Крите было разрушено сильнейшим землетрясением. Погибли дворцы, города, изменился рельеф. А еще 70 лет на обессиленный остров ворвались воинственные племена ахейцев, вскоре вытесненные оттуда ионянами, а затем дорийцами.
Не об этом ли извержении вулкана на острове Санторин сохранилось воспоминание в легенде о бешеном быке, изрыгающем пламя, который разорил Крит и Аттику, вытоптал посевы и погубил много людей? Вероятно, воспользовавшись катастрофой, Криту изменили многие союзники — прежде всего острова, чье положение создавало благоприятные условия для обороны.
Все эти события немедленно находят отражение в мифах.
Тесей убивает Минотавра — Афины освобождаются от ига обессиленного Крита. Крит лежит в руинах. Погиб флот, разрушены корабельные стоянки Гераклей и Амнисий близ Кносса, многие города и дворцы. Пострадал и Кносский дворец Миноса — символ и гордость Крита. Эванс обнаружил на его стенах следы пожара.
Дальнейшие легенды рисуют безотрадную картину. Крит разрушен и потерял гегемонию на море. Улетел Дедал, погиб Минос. Кому быть царем? Старший сын Миноса, Андрогей, убит Эгеем, значит, очередь среднего. И Катрей принял царство отца.
Достигнув преклонного возраста, Катрей задумался, кому передать царство. Дочерей Аэропу и Климену он давным-давно продал царю Навплию. Впрочем, они и не имели права наследования. Алтемен скитался неизвестно где, да и жив ли он? В случае смерти Алтемена царем должен был стать Идоменей — внук Миноса, сын Девкалиона и племянник Катрея.
Царем Крита стал кузен Алтемена — Идоменей, будущий союзник Менелая в Троянской войне.
«Власть над Грецией — власть над морем», — говорили греки, называвшие Эгейское море «Царь-морем». Морское могущество минойцев неумолимо подтачивалось временем. Обзаводятся флотами державы, чьи имена вчера пребывали в безвестности. Караваны с диковинными товарами Востока находят новые пути. Финикийцы не справляются с возросшим потоком восточных редкостей, и верблюды протаптывают тропы дальше к северу — в Малую Азию. На западном побережье Малой Азии процветают цивилизации карийцев, ликийцев, мисийцев.
«Здесь впервые развилось греческое мореходство; здесь впоследствии сошлись мореходные племена со всех берегов, и каждое из них сообщало другому все, что ему было известно по мореплаванию и этнографии, всё, что оно изведало на море, все сведения о судостроении».
В северо-западной части полуострова, там, где к морю спускается крутой хребет Ида — тезка Иды Критской, горные племена вытеснили критских поселенцев и основали собственное царство. Их называли дарданцами, это имя сохранилось до нашего времени в названии пролива. Своей колыбелью они называли Крит. Свой род они вели от Дардана, сына Зевса и Электры. Свою новую столицу они называли Илионом в честь Ила — сына Дардана, или Троей — в честь Троса, потомка Ила. Их царство простиралось от Геллеспонта до реки Каик, их власть признали все близлежащие острова, в том числе важнейшие из них — Тенедос и Лесбос, «где была главная пристань для грузовых судов, шедших с Хиоса, от Гереста и Малеи». Эти острова стали их форпостами, а их жители — пиратами.
«То, что поэтические мифы рассказывают о похищении женщин дарданскими князьями, — рассуждает Э. Курциус, — подтверждается, как достоверный исторический факт, египетскими памятниками, которые указывают на дарданцев, как на греческое племя, ранее других овладевшее морем; оно подтверждается и ранними сношениями дарданцев с финикиянами, употреблявшими их для заселения своих колоний, а также и названиями многочисленных береговых местностей, где мы встречаемся с именами Илиона и Трои...».
Троя — Вилуша, Хеттское царство — Хаттуша
“Через три поколения после смерти Миноса (через 100 лет), – разразилась Троянская война, когда критяне оказались верными союзниками и мстителями Менелая. А после возвращения из-под Трои на острове начались голод и мор людей и скота, пока Крит вторично не опустел; теперь же на острове живет уже третье критское население вместе с остатками прежних жителей” – напишет отец истории Геродот, (10, VII, 171).
В юго-западной части Малой Азии жил другой «народ моря». Курциус пишет о нём:
«…Вполне достоверно, что уже в четырнадцатом веке ликийцы были могущественным морским народом; они появляются в египетских памятниках наряду с дарданцами, и греки всегда считали их, как и дарданцев, народом родственным и равным себе по происхождению…».
Ликийцы и дарданцы также считали себя родственниками, основываясь на общем критском происхождении. В переписке Эхнатона с царем Кипра ликийцы (лукки)упоминаются как народ пиратов, делавший набеги на Египет. Их могущество пошатнулось, когда Финикия подчинила Кипр и противолежащее побережье Малой Азии до горы Солимы. Со своих неприступных высот солимы, родственники финикийцев, могли обозревать все Ликийское море до самого Кипра.
Северо-западными соседями ликийцев были карийцы. Курциус берёт на себя большую смелость, ограничивая родину карийцев Малой Азией. Этого не знали твердо сами карийцы.
«То был целый народ пиратов, закованных в медную броню; смело хозяйничали они в Архипелаге и опустошали, подобно средневековым норманнам, береговые земли. Но родина их была в Малой Азии, где они жили между фригийцами и писидами, покорили часть лелегов и были связаны будто бы общим вероисповеданием с ликийцами и мисийцами. Главное, что заимствовали у них европейцы, были изобретения по военному ремеслу, употребление щита, точнее, ручек для щитов вместо кожаных перевязей, гербов на щитах, медных шлемов с развевающимися перьями».
По словам Геродота, карийцы отождествляли себя с лелегами (пеласгами), назывались термилами и были исконными жителями Крита и Архипелага, переселившимися в Малую Азию под натиском ионян и дорийцев и подготовившими почву для переселения остальных критян после падения царства Миноса.
По другой версии, карийцы «считают себя исконными жителями материка, утверждая, что всегда носили то же имя, что и теперь». Предполагают, что первоначально карийцы в союзе с финикийцами участвовали в морских походах. Но если даже карийцы, будучи обитателями Архипелага, и не совершали самостоятельных набегов на Египет, то в качестве экипажей кораблей Миноса — наверняка. Возможно, им же обязаны отчасти и ликийцы своим внезапно проявившимся добронравием: пиратские флоты финикийцев и карийцевпринудили ликийцев обратиться к менее хлопотным занятиям, нежели морской разбой.
Между Карией и Троадой лежала Лидия, впоследствии названная греками Ионией в честь Иона, сына Эллина. Первое упоминание о её жителях мы находим в надписях времён египетского фараона Рамсеса II, где перечислялись союзники хеттов. Среди них легко узнаются дарденни (дарданцы), калакиша (киликийцы), лукки (ликийцы), масса (мисийцы), пидаса (писидийцы). Но один этноним поставил учёных в тупик. Его читали и так и этак: маунна, ариунна, илиуна, иаунна, иаванна — и наконец пришли к выводу, что«различные чтения его имени позволяют отождествить его или с менийцами, или с жителями Илиона (Вилуша — Троя), или, наконец, с ионийцами».
Э. Курпиус усматривает родственную связь ионийцев с финикийцами, отмечая, что «это было то самое имя, которым наиболее замечательный из всех греческих морских народов называл самого себя, т. е. имя иаоны (Иваны), или ионяне, занесенное финикиянами в разных диалектических формах: яван у евреев, иуна или иауна у персов, уиним у египтян; это коллективное имя обнимало весь однородный морской народ, с которым приходилось сталкиваться на западной окраине Малой Азии…».
Лидия с её великолепными портами ненадолго становится соперницей Финикии в посреднической торговле.
——————————————————————————— —————
Эней считался дарданом, а те — безусловно иллирийское племя. Известно, что дарданы мигрировали во II тыс. до н. э., дав название проливу и городу в Малой Азии. Дед Анхиза Ассарак носит иллирийское имя [76].
Признавая идентичность материальной культуры фрако-иллирийского региона и Трои I, К. Шуххардт [77] относит переселение дарданов в Малую Азию к III тыс. до н. э., а Энея — к потомкам первой троянской династии, идущей от Дардана. Она, по его мнению, сменилась потом другой ветвью потомков Зевса, к которой принадлежали Приам и Гектор,. Эти хронологические уточнения Шуххардта, углубляющие во времени пребывание дарданов в Троаде, не противоречат представлению об Энее как о символе фрако-иллирийского мира, а даже подтверждают его. То же самое отмечает в своей книге Э. Перуцци
Существуют ли лабиринты на острове Крит?
Гомер свидетельствует о том, что во время расцвета Минойской цивилизации (2700 до 1420 гг. до н. э.) на острове Крит (греч. Κρήτη) насчитывалось 90 городов. В «Одиссеи» великий Гомер пишет, что остров Крит был богатым, культурным и многолюдным островом задолго до Троянской войны (XIII—XII вв. до н. э.)
Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водой, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих;
Разные слышатся, там языки: там находишь ахеян,
С первоплеменной породой воинственных критян, кидоны
Там обитают, три рода дорийцев, там племя пелазгов,
В городе Кноссе живущих. Там на девять лет был поставлен
Мудрым владыкой Минос, собеседник Крониона мудрый…
Серебро Тетрадрахма с лабиринтом, Кносский дворец, 1-й век до н.э..
Гомер ( II, 649) называет остров Крит «стоградным». Римский поэт Вергилий, современник Августа, также пишет в «Энеиде» (9, III, 104-106):
«Остров Юпитера — Крит — лежит средь широкого моря, Нашего племени там колыбель, близ Иды высокой. Сто больших городов там стоят — обильные царства».
Эту же цифру неоднократно называют Овидий, Помпоний Мела. Судя по всему, на Крите и впрямь было великое царство. Время и средства, потраченные на раскопки, могли внести существенные коррективы в историю древнего Средиземноморья.
Дворцы Минойской цивилизации Крита: Кносский, Фестос (греч. Φαιστός, на минойском: PA-I-TO), Малия (греч. Μάλια), Като Закрос (греч. Ζάκρος, Zakro), Галатас (Galatas), Агия Триада (греч. Αγία Τριάδα – «Святая Троица»), Фурни Корсеон (греч. Φούρνοι Κορσέων, от латинского «Fourneli» — «маленькая печь»), Пиргос, Василики (Vasiliki; др-греч. Βασιλική — «царский»), Корифи (Fournou Korifi), Карфи (минойский: k-f-t-w; греч. Καρφί), Псеира (греч. Ψείρα; лат. Pseira), город Лато (греч. Λατώ), Аркалохори, Зоминтос (Zominthos), Гортина (греч. Γόρτυς, Γόρτυνα) — один из самых крупных и значимых античных городов острова Крит.
Кносский дворец царя Миноса на острове Крит – самое большое архитектурное сооружение Минойской цивилизации — 2700 до 1420 года до н.э. В папирусах египетского фараона Аменхотепа III упоминаются критские города — Кносс (Ko-no-so — Knossos — Kνωσσός), Амнис (Ἀμνισός), Фестос (Φαιστός), Кидония (Κυδωνία).
Знаки Кносского дворца
По своему архитектурному строению Кносский Дворец действительно представляет собой настоящий Лабиринт.
300 г. до н.э. тетрадрахма царя Миноса, остров Крит
Не смотря на то, что слово «лабиринт» — Labyrinthos заимствовано из до-греческого языка. Из Минойского языка Крито-микенской цивилизации суффикс —nth— в слове «лабиринт» прекрасно ассимилировалось в греческом языке, как и многие другие ранние до-греческие названия островов Эгейского моря.
В мифологии древней Греции возникла легенда о Критском быке, жившем в лабиринте дворца царя Миноса – это Минотавр (др.греч. Μῑνώταυρος (Минос – Μίνως и Таврос – ταύρος – бык), лат. Minotaurus, на этрусском: Тавро-минес — греч. Θevrumineś), убитый Тесеем, который смог выйти из лабиринта с помощью нити Ариадны.
Английский археолог Артур Эванс, известный своими раскопками Кносского дворца, считал, что «Лабиринт Минотавра» находился в Кноссе. Такое мнение, возможно, на основе древних литературных источников, работ античных авторов, описавших Грецию, таких, как древнегреческий историк и географ Страбон (греч. Στράβων; (64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.) и древнегреческий писатель и географ II века Павсаний (греч. Παυσανίας, лат. Pausanias;), которые локализовали лабиринт в Кноссе. Античные поэты Гай Валерий Катулл (ок. 87 — 54 до н. э.), и римский поэт Стаций (45 – 96 гг. н. э.) писали о пещерном лабиринте на Крите, хотя они, очевидно, не видели её своими глазами.
Византийский историй 11 века Кедренус (греч. Γεώργιος Κεδρηνός; лат. Cedrenus) упоминает «пещеру в горах» близ Гортина на Крите, похожую на лабиринт. Архиепископ Фессалоникийский, византийский историк и писатель Евстафий Солунский (ок. 1115 — ок. 1195 гг.) писал о «Критской пещере», как о лабиринте.
Минотавр и Лабиринт принадлежат в области мифологии, многие исследователи считают, что найти лабиринт в Кносском дворце и войти в него невозможно.
Легенда о Минотавре, живущем в лабиринте, всё же могла возникнуть на Крите, так как на острове существует довольно большая и разветвлённая сеть пещер, напоминающих лабиринт.
Возможно, пещера близ античного города Гортина (греч. Γόρτυς, Γόρτυνα) стала источником вдохновения для создания истории о Лабиринте во дворце царя Миноса, и грозном Минотавре, проживавшем в ней.
Пещерный Лабиринт — это древний каменный карьер, который находится недалеко от античного города Гортина, в южной части Крита. В прошлом на Крите было три разных места, претендующих на звание «истинного» Лабиринта. Для многих местных жителей острова Крит, это был пещерный Лабиринт рядом с городом Гортина, был «Лабиринтом Минотавра».
На самом деле эта пещера не лабиринт, а сложная система коридоров, которые может создать впечатление «лабиринт» на тех, кто войдёт в пещеру в первый раз. Действительно, в пещерном Лабиринте есть тоннели длиной более 2,5 км (1,6 миль) и несколько комнат, которые никуда не ведут.
Карта Лабиринт пещере близ Гортина, Крит
Версия о том, что пещера-каменоломня близ античного города Гортина и есть «Лабиринт Минотавра» вступает в противоречие с наиболее распространенными версиями мифа о лабиринте в Кносском дворце царя Миноса.
Во-первых, согласно мифу, лабиринт должен быть во здании дворца, а не в пещере. Во-вторых, все древние авторы, определяют место «Критского Лабиринта» в царском дворце Миноса в Кноссе. В-третьих, ни один из древних авторов сам лично не видел критской Лабиринт — все цитаты о лабиринте во дворце Миноса древние авторы взяли из других античных источников и авторов.
Образовавшиеся пещерные лабиринты фактически с древнейших времён служили каменными карьерами по добыче природного камня для строительства зданий в близлежащих античных городах. Лабиринты древних каменных карьеров Крита, трудно назвать работой искусного мастера Дедала, построившего дворец царя Миноса в Кноссе.
Пещерный лабиринт — опасное место даже без Минотавра.
В лабиринтах пещеры, в конце концов, перестали добывать камни для строительства, и она вскоре стала местом обитания летучих мышей. За последующие века, местные жители часто заходили в пещеру, чтобы собирать помет летучих мышей, для использования его в качестве удобрения.
Древние путешественники и неизвестные посетители, возможно, самостоятельно исследовали пещеру. Об этом свидетельствуют многочисленные граффити, оставленные ими на стенах пещеры, некоторые надписи датированы 15 веком нашей эры.
В 1961 году четыре человека погибли в пещере в результате сильного взрыва старых немецких боеприпасов, и все входы в пещеру были закрыты металлическими решетками. Пещерный лабиринт, в конце концов, исчез из поля зрения государства, и из памяти многих жителей этих мест. Сегодня пещера, по-прежнему, закрыты, и вход в неё всё ещё строго запрещён.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов