чем наносить мебельный лак
Чем наносить мебельный лак
Годится для любой древесины. Широко применяется в производстве недорогой мебели, изделий декоративно-прикладного искусства, а также предметов домашнего обихода и различных поделок. Перед покрытием лаком поверхность изделия очищают от пыли и ворсинок, которые, будучи невидимыми, хорошо заметны под лаковой плёнкой, особенно при боковом освещении. Лакировать можно только хорошо высушенную древесину, повышенная влажность может стать причиной растрескивания лакового покрытия. Как правило, лак наносят в несколько слоев. Перед нанесением каждого последующего слоя делается выдержка, чтобы предыдущий слой полностью высох, после чего поверхность шлифуют. Сокращение сроков сушки ухудшает глянец лакового покрытия.
Для отделки деревянных изделий применяют спиртовые, масляные и нитроцеллюлозные лаки (нитролаки), цветные (от красного до чёрного) и т. н. бесцветные (тонкая плёнка такого лака практически бесцветна, не закрывает естественного рисунка дерева и не изменяет цвета древесины или красочного покрытия, хотя, находясь в стеклянной банке, этот лак имеет светло-жёлтый оттенок).
Как правило, спиртовое лаковое покрытие делают трёхслойным; мозаичные поверхности, набранные из различных пород дерева, покрывают не менее 4 раз. Первое покрытие высыхает (перестаёт прилипать к пальцам) за 1-2 мин, для последующих слоев время сушки увеличивается до 40-60 мин. В домашних условиях обеспечить высокое качество покрытия спиртовым лаком крайне трудно, т. к. быстро нанести вручную тонкий ровный слой лака на большую поверхность практически невозможно.
Покрытия нитролаком растворимы (обратимы), бесцветны, быстро сохнут (обычно за 15-30 мин), но ограниченно водостойки. Нитролак лучше всего наносить распылением, но можно тампоном или кистью, если лакируемая поверхность невелика.
Как правильно лакировать и полировать мебель
Лакированием полирование является очень распространенным методом отделки столярных изделий, основным образом мебели. Для этого используют спиртовые, масляные и нитроцеллюлозные лаки.
Лаковые прозрачные покрытия защищают древесину от действия воды и пыли, придают поверхности мощный сияние, а текстуре контрастность.
Масляные лаки образуют крепкие влагостойкие покрытия с мощным блеском; их используют для изделий, находящихся в местах с завышенной влажностью воздуха. Спиртовые лаки дают мягкий сияние, образуемая пленка недостаточно влагостойка; их используют для отделки мебели, не подвергающейся действию переменных температур и влажности.
Нитролаки используют для внешних и внутренних работ. Они образуют покрытия с мощным блеском и поболее влагостойки, чем спиртовые лаки.
Лаки представляют собой растворы смол в масле, этиловом спирте либо остальных растворителях. Они поступают в продажу в готовом виде. Различают лаки жирные и тощие. Жирные лаки с небольшим содержанием смолы различаются высочайшей эластичностью и стойкостью к атмосферным осадкам, они используются основным образом для внешних работ. Тощие лаки содержат больше смол, дают менее эластичную пленку, но сохнут скорее.
Масляные лаки высыхают медлительно, около 48 часов.
Для отделки мебели пригодны и нитролаки, но лишь те, которые можно наносить кистью либо тампоном. Лаки, предназначенные для распыления пульверизатором, для нанесения кистью либо тампоном непригодны. Перхлорвиниловые лаки находят в крайнее время обширное применение в отделке столярных изделий. Пленки этих лаков имеют высшую стойкость к переменной температуре и дают неплохой глянец.
Спиртовые лаки высыхают вполне за 30—40 минут. Масляные и спиртовые лаки можно наносить на поверхности изделий кистью либо тампоном.
Все лаки делятся по цвету на светлые и цветные, либо пигментированные. При покупке лака нужно обращать внимание на его заглавие и методы внедрения, которые указаны на этикетке.
В процессе выполнения лакирования и полирования древесину частенько приходится отбеливать, обессмоливать, удалять ворс, потом красить прозрачными красителями, заполнять поры.
Для выполнения работ по подготовке изделий к лакировке и полировке необходимы кисти-ручники либо флейцы и непременно тампоны. Крайние находят самое обширное применение.
Тампон — это мягкий мяч размером с куриное яйцо либо несколько больше, изготовленный из ваты, обернутой марлей либо иной хлопчатобумажной тканью. Но вата достаточно скоро слипается в комок, а хлопчатобумажная ткань от трения о поверхность древесины оставляет на ней обрывки волокон, что загрязняет покрытие. Лучше сделать тампон из шерстяной ткани либо трикотажа, обернутого мягкой и незапятанной льняной тканью. Шерсть умеренно выделяет лак, а льняная ткань не оставляет ворса.
Рекомендуется иметь два-три тампона, потому что нельзя одним и тем же тампоном делать лакирование либо полирование и порозаполнение с пемзой.
Недопустимо макать тампон в лак; крайний следует наливать в тампон в таком количестве, чтоб при маленьком нажиме на тампон он оставлял на поверхности древесины ровненький и узкий слой. До начала работы рекомендуется на пробных мазках отрегулировать силу нажима тампона в зависимости от степени заполнения его лаком.
В процессе лакирования выжимать лак из тампона руками не следует; по мере расходования лака тампон развертывают, расправляют снутри его вату либо шерстяную ткань, добавляют необходимое количество лака и собирают углы. Одним и тем же тампоном можно наносить и тонкие, и жирные слои лака, что зависит от силы нажима на него.
Тампон, заполненный лаком, приставляют к поверхности изделия, слегка жмут и стремительными продольными движениями вдоль волокон древесины наносят слои лака.
По боковым сторонам тампона частенько появляется затвердевшая пленка лака. Таковой тампон для предстоящей работы непригоден. Его следует заменить новым либо же сполоснуть внешную оболочку в спирте и поменять вату.
Отбеливание создают тогда, когда на поверхности изделия оказываются пятна от казеинового клея либо сама древесина имеет неравномерную окраску, к примеру крышка стола, собранная из отдельных досок с разной окраской.
Отбеливание почаще всего применяется при окраске мебели в светлые тона.
Ежели изделие будет окрашиваться в светлые тона, то обессмоливание нужно создавать 25-процентным веществом ацетона, для чего 1 часть ацетона смешивают с 4 частями воды. Следует учесть, что раствор огнеопасен. Работу нужно делать в проветриваемом помещении,
Неплохим отбеливающим составом является 15-процентный аква раствор перекиси водорода с добавлением нашатырного спирта в таком количестве, чтоб состав получил мощный запах. Этим составом смачивают поверхность и оставляют на несколько дней, после этого древесина становится совсем белой.
Обессмоливание нужно для удаления смолы из древесины хвойных пород. Ежели этого не сделать, то под влиянием завышенной температуры смола может выходить на поверхность изделия и портить отделочное покрытие.
Смолу, выступившую на поверхность, убирают методом соскабливания; более полное удаление смолы делается растворами ацетона, бензина, скипидара.
Обширно используют 5—6-процентный раствор кальцинированной соды либо 4—5-процентный раствор каустической соды. Для приготовления раствора берут 5—б г кальцинированной соды либо 4—5 г каустической, растворяют их в сто г горячей воды. Сиим веществом протирают древесину тряпкой либо травяной щеткой, после этого омыленную смолу смывают теплой водой.
При обессмоливании сразу можно создавать и отбеливание, добавляя на 1 л обессмоливающего состава 50— 60 г белильной либо хлорной извести. Нанесенный состав оставляют на поверхности древесины приблизительно на 30—-60 минут и потом смывают его слабым веществом соляной кислоты (крепость раствора не более 1 %). Заместо кислоты можно использовать мыльный раствор, приготовляя его из 1 л воды на 20 г мыла.
Работу с едкими щелочами следует делать в резиновых перчатках. От деяния соды древесина несколько темнеет, потому в предстоящем её окрашивают в более черные тона.
Обессмоленную древесину следует отлично промыть теплой водой, просушить и приступить к удалению ворса.
Прозрачное крашение делается при помощи разных красителей.
Красители для прозрачного крашения древесины бывают прямые, главные, кислотные, протравные и проявляемые. Для работы почаще всего используют кислотные красители, которые отлично растворяются в воде и дают калоритные светостойкие цвета. Используют анилиновые красители, которыми окрашивают хлопчатобумажные и шерстяные ткани, также меха. Не считая их, продаются особые красители для древесины, которые называют морилками. Красители и морилки растворяют в горячей кипяченой воде и фильтруют через марлю. Сухого красителя берут такое количество, чтоб получить раствор подходящего цвета, но при многократном нанесении слабым веществом можно получить любые тона. Для получения более крепкой окраски раствор следует подогревать. Чтоб получить ровненькую окраску, раствор нужно наносить на древесину за два раза с 5-минутной выдержкой.
При помощи аква растворов этих красителей можно имитировать древесину распространенных пород под редкие и ценные породы дерева. При выборе красителей следует учесть различную их способность вступать в хим реакцию, к примеру с дубильными веществами, имеющимися в древесине дуба и каштана. Потому перед окраской того либо другого изделия нужно сделать пробу на кусочке древесины той же породы.
Чтоб составить раствор такового цвета, при помощи которого можно было бы получить неплохую окраску под ту либо другую породу дерева, красители смешивают. При всем этом следует знать, что кислотные красители можно смешивать лишь с кислотными, главные — с основными.
Так, к примеру, для окрашивания древесины березы в красновато-коричневый тон нужно взять 4 г Бейца N 12, 1 г красителя «Рубин», 1 г красителя «Маринго», 200 г воды. Для крашения в вишневый цвет составляют раствор из красителей: 1 г кислотного хрома желтого Н, 5 г хрома кофейного К, 1,5 г кислотного темного, 5 г нашатырного спирта, 500 г воды. Для имитации березы под орех используют: ореховую морилку — 5 г, Бейц N 10 — 0,5 г, разведенные в 250 г воды. Под красноватое дерево: Бейца N 12 — 5,25 г, «Рубин» — 1 г, «Маринго» — 1,25 г, воды — 250 г.
Древесину березы, сосны, ели, лиственницы и бука можно окрасить в коричневый цвет веществом: 3 г кислотного хрома кофейного, 2 см уксусной кислоты, алюминиевых квасцов 11 г, воды 1 л. Древесину дуба, тополя, бука и граба окрашивают в темный цвет водорастворимым нигрозином, которого берут на 250 г воды 12,5 г.
Под какую же древесину лучше всего окрашивать изделия? Мы рассмотрим обыкновенные породы древесины, которые отлично имитируются под более ценные.
Береза отлично имитируется под сероватый клен и грубо — под орех. Дуб, осина и тополь грубо имитируются под темное дерево, ель — под орех и красноватое дерево. Вяз, ольха, вишня и груша отлично имитируются под красноватое дерево, слива, яблоня и граб — под темное, бук — под красноватое дерево и грубо — под орех и темное, кедр грубо имитируется под красноватое дерево, клен — под розовое и темное дерево, также под полисандр.
Чтоб окрасить древесину в подходящий цвет, следует совсем кропотливо подобрать цвет красителя. Потому частенько приходится смешивать два-три и поболее красителей. Для начинающих столяров и любителей лучше воспользоваться готовыми красителями-морилками.
Протирку выполняют опосля крашения. Изделие следует отлично просушить и произвести протирку, чтоб удалить излишки красителя, который вуалирует текстуру древесины, также для того, чтоб сгладить поднявшийся в процессе крашения мелкий ворс. Для этого маленький древесный брусок обертывают фланелью либо сукном в два-три слоя, накладывают протирочный материал — шкурку N 6 либо 5, конский волос либо узкую несмоляную стружку.
Протирку нужно делать по совсем сухой поверхности и непременно вдоль волокон древесины с легким нажимом на брусок. В процессе работы нужно смотреть за тем, чтоб не стереть слой красителя и не обнажить неокрашенную древесину. Опосля протирки поверхность обязана иметь слабый глянец.
Выполнив протирку, приступают к порозаполнению.
Порозаполнение, либо грунтовка, выполняется для того, чтоб закрыть либо заполнить имеющиеся на поверхности древесины мелкие отверстия. Опосля лакирования либо полирования они оставляют на поверхности как бы мелкие точки, сильно снижая качество отделки.
Чтоб заполнить эти поры и создать беспористую поверхность, на которой лак либо политура ложились бы на плотное основание, создают грунтовку.
Для выполнения работы используют разные материалы. К примеру, пемзу в виде узкого порошка, время от времени приготовляют простую либо подкрашенную под цвет древесины мастику.
Грунтование восковыми пастами либо вощением не отдаёт того свойства, которое предъявляется к завышенным отделкам, в индивидуальности под полировку. Потому заместо воска используют особые мастики либо сухие порошкообразные материалы.
До начала грунтования поверхность древесины обязана быть отлично подготовлена, окрашена прозрачными красителями, вполне удален ворс.
Грунтование выполняют в последующем порядке. Деталь укладывают горизонтально на высоте 60—70 см от уровня пола. Потом берут два кусочка пемзы с отлично притертыми плоскостями и трут их один о иной (либо толкут пемзу в ступке), просеивают через-старый капроновый чулок и насыпают пемзовую пудру в марлевый мешочек, который сшивают из 2-3 слоев марли.
В тампон наливают спиртовой лак либо политуру и круговыми движениями наносят их на поверхность. На свеженанесенный лак либо политуру наносят пемзовую пудру. Посыпав пудрой поверхность, приставляют к ней тампон и создают втирание заполнителя в поры дерева, смешивая его с лаком либо политурой. Грунтование создают до тех пор, пока все поры не будут заполнены.
Когда нет пемзы, то мастику можно приготовить из натуральной олифы либо 34 весовых частей оксоли, 9 весовых частей скипидара, 3 весовых частей сиккатива, 54 весовых частей крахмала. Крахмал смешивают со скипидаром, потом с сиккативом и лишь после чего с олифой. Опосля тщательного перемешивания мастику берут тампоном либо тряпкой и втирают в поры древесины, снимая излишки шпателем либо резиновой полосой.
Мастику можно приготовить из 10 весовых частей олифы оксоль, 2 весовых частей сиккатива, 30 весовых частей скипидара, 15 весовых частей канифоли и 70 весовых частей талька. Канифоль плавят на водяной бане, льют туда скипидар и сиккатив, смешивают все это с олифой и насыпают туда тальк. Мастику наносят так же, как это было указано выше. Не считая этих мастик, имеются и остальные.
Грунтовку можно сделать из 60 весовых частей олифы оксоль, 30 весовых частей скипидара, охры, умбры либо другого сухого пигмента (10 весовых частей). Пигмент зависит от цвета древесины.
Высыхают грунтовки в среднем через день. Грунтованные поверхности кропотливо осматривают и, ежели имеются дефекты, создают повторную грунтовку.
Шлифование грунтовки делается опосля того, как она отлично высохла. Во время шлифования убирают все следы грунтовки, оставляя её лишь в порах. Для шлифовки используют шкурку N 8. Шлифовку выполняют так: берут древесный брусок, обертывают его фланелью либо грубым сукном, а потом шкуркой и шлифуют вдоль волокон древесины без мощного нажима на брусок до тех пор, пока не получится гладкая ровненькая поверхность без пор и ворса. Пыль убирают незапятанной сухой тряпкой либо щеткой. Ежели на поверхности окажутся поры, грунтовку лучше всего повторить. Опосля грунтования изделие покрывают лаком — лакируют либо полируют.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мебельные советы: разбираемся в разновидностях и особенностях лака для мебели
Для читателей моих статей уже давно не секрет, что я постоянно нахожусь в поиске идеальных материалов для создания нужных в хозяйстве вещей, будь то разделочная доска, металлические полки с крючками в прихожую или целые мебельные ансамбли в гостиную.
Особое внимание уделяю своей любимой области деятельности, а именно – мебели. Согласитесь, бесценно и просто приятно созерцать в интерьере то, что сделано своими руками, да ещё и со знанием дела, мастерски, по собственным чертежам! Эскизы, впрочем, можно взять и готовые, в интернете полно таковых, и дополнить любыми нюансами от себя.
Внушительную часть времени я привык посвящать деталям, особенно, выбору материалов, подходящих тому или иному изделию. Речь здесь не только о самой древесине, но и о том, что позволит сохранить её фактуру и качество на долгие годы. Конечно же, я говорю о финишном покрытии.
В этой статье мы не будем затрагивать краску, скрывающую неповторимый древесный цвет и рисунок, однако и ей я обязательно посвящу отдельный детальный разбор.
Сегодня предлагаю поговорить о мебельном лаке: за что его любят, какие виды лака бывают, о правильном использовании, инструментах и особенностях нанесения.
Преимущества лакированной мебели
Виды лака для мебели, особенности нанесения
Мебельные лаки различаются по назначению, степени блеска, составу и форме изготовления. Рассмотрим подробнее каждую категорию.
Назначение
Очень важно обращать внимание на данный параметр, особенно, если вы собираетесь лакировать мебель для ванной комнаты или для сада, а также если ваше изделие будет подвергаться постоянному воздействию солнечных лучей.
Разновидность | Свойства | Где применяются |
Атмосферостойкие | Устойчивы к осадкам, жаре и ультрафиолету. | Идеально подходят для садовой мебели. |
Водоотталкивающие | Надёжно защищают древесину от воздействия влаги. | Подойдут для мебели в ванной, а также для кухонных гарнитуров. |
Термоустойчивые | Обеспечивают защиту от возгорания. | Возможно использование для кухонной мебели, располагающейся в непосредственной близости от плиты. |
Ударопрочные | Защищают древесину от механических повреждений. | Разумно использовать их для мебели, регулярно подвергающейся механическому воздействию: например, в случае с полками, на которых стоят увесистые предметы. |
Степень блеска
Выбор данного параметра зависит от визуального результата, который вы хотели бы получить в итоге: одарить поверхность мебели благородным блеском или даже придать ей лёгкий оттенок, отличающийся от оригинала.
Состав
Здесь тщательно анализируем преимущества и недостатки тех или иных видов лака. Обратите внимание на степень износостойкости, если на вашей мебели возможны механические повреждения, а также на то, как быстро сохнет лак и подходит ли он для условий высокой влажности, к примеру, если покрываете им мебель для ванной.
Масляные
Разновидности:
Преимущества:
Недостатки:
Акриловые
Разновидности:
Преимущества:
Недостатки:
Полиуретановые
Разновидности:
Преимущества:
Недостатки:
Алкидные
Разновидности
Преимущества:
Недостатки:
Кракелюрные
Разновидности:
Преимущества:
Недостатки:
Эпоксидные
Разновидности:
Преимущества:
У фторопластовых:
Недостатки:
Нитроцеллюлозные (НЦ, нитролаки)
Разновидности:
Преимущества:
Недостатки:
Форма изготовления
Вопрос удобства и быстроты подготовки к работе. Обратите внимание на характеристики той или иной разновидности.
Однокомпонентный раствор
Преимущества:
Недостатки:
Двухкомпонентный состав
Преимущества:
Недостатки:
Аэрозоль
Преимущества:
Недостатки:
Область применения
Существуют универсальные лаки, пригодные и для наружных работ, и для внутренних. Обратите особое внимание на этот параметр, если собираетесь делать мебель для открытого балкона, террасы или сада.
Вид лака | Внутренние работы | Наружные работы |
Масляные | Да | Да |
Акриловые | Да | Нет |
Полиуретановые | Да | Да |
Алкидные | Да | Да |
Кракелюрные | Да | Нет |
Эпоксидные | Да | Да |
Нитролаки | Да | Нет |
Инструменты для нанесения лака
В зависимости от особенностей поверхностей и выбранной разновидности лака вам могут потребоваться различные инструменты для эффективной и быстрой работы с ним, а именно:
Пульверизатор (краскопульт)
Распределяет лак ровным тонким слоем, моментально охватывая огромные площади. Пользоваться таким инструментом следует в защитном комбинезоне, очках и респираторе.
Валик
Предназначен для работы на ровных поверхностях. Равномерно и быстро покрывает лаком большие участки изделия.
Кисть
Самый распространённый инструмент. Позволяет обработать труднодоступные зоны и неровные участки изделия.
Щетину лучше выбирать средней длины, а также обратить внимание на то, что она бывает искусственная (подходит, к примеру, для акриловых лаков) и натуральная (отличный вариант для алкидных).
Правильный уход за лакированной мебелью
Как мы уже знаем, покрытие лаком надёжно защищает древесину от любых внешних воздействий, будь то даже механические повреждения. Уход за лакированной поверхностью чрезвычайно прост и не требует каких-либо специальных навыков.
Для очистки мебели от загрязнений может потребоваться:
Мягкая салфетка из микрофибры
Практически не электризует поверхность, а также не оставляет на ней разводов.
Ватные тампоны или мягкая щёточка
Пригодятся в том случае, если на мебели обнаружились въевшиеся пятна.
Тонкая мягкая кожа или замша
Простой способ придать блеск лакированной поверхности после очистки.
Методы очистки лакированной мебели:
Содержат в составе антистатические вещества, воскоподобные ингредиенты, которые придают поверхности первозданный блеск и чистоту.
Втирается в поверхность салфеткой из микрофибры. Заметно обновляет лак, удаляя видимые следы эксплуатации. Применение не требует каких-либо специальных навыков.
Заключение
В данной статье мы разобрались, на какие параметры нужно обращать внимание при выборе лака для мебели. Как видите, подобрать необходимое средство для защиты древесины не так уж сложно, важно лишь понимать на начальном этапе, каким испытаниям будет подвержено впоследствии ваше изделие, будь то прямые солнечные лучи, высокие температуры или повышенная влажность, что особенно актуально для сада и ванной комнаты.
Желаю успехов и удовольствия от полученного результата!