чем наносить инвентарные номера на основные средства

Нужно ли присваивать инвентарные номера для объектов учета стоимостью менее 40 т.руб.?

чем наносить инвентарные номера на основные средства. Смотреть фото чем наносить инвентарные номера на основные средства. Смотреть картинку чем наносить инвентарные номера на основные средства. Картинка про чем наносить инвентарные номера на основные средства. Фото чем наносить инвентарные номера на основные средстваЛ.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

В целях обеспечения сохранности этих объектов в организации должен быть надлежащий контроль за их движением (ПБУ 6/01). Присваивать таким объектам инвентарные номера не надо. Они нужны только для основных средств (п. 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н). Но наши аудиторы настаивают на присвоении инвентарных номеров на МБП, насколько это правомерно? Если нет, чем мы можем аргументировать?

ОТВЕТ

По моему мнению, оснований для присвоения инвентарных номеров активам, учитываемым в составе материально-производственных запасов, нет.

ОБОСНОВАНИЕ

Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Согласно п. 10 Методических указаний, бухгалтерский учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту.

Каждому инвентарному объекту при принятии к бухгалтерскому учету для сохранности наличия присваивается уникальный инвентарный номер (п. 11 Методических указаний). Таким образом, бухгалтерский учет основных средств должен вестись пообъектно по инвентарным номерам.

Норм о присвоении инвентарных номеров активам, учитываемым в составе МПЗ, ПБУ 5/01 не содержит.

чем наносить инвентарные номера на основные средства. Смотреть фото чем наносить инвентарные номера на основные средства. Смотреть картинку чем наносить инвентарные номера на основные средства. Картинка про чем наносить инвентарные номера на основные средства. Фото чем наносить инвентарные номера на основные средстваЛ.М. Золина,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Источник

Энциклопедия решений. Инвентарный номер основного средства (для бюджетной сферы)

Инвентарный номер основного средства (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

В ЭКСПЛУАТАЦИИ, ЗАПАСЕ, НА КОНСЕРВАЦИИ

Объекты стоимостью до 3000 руб. включительно

Иное движимое имущество

Любые объекты библиотечного фонда

Инвентарный номер не присваивается

Присваивается уникальный инвентарный порядковый номер

1. Номер сохраняется за объектом основных средств на весь период его нахождения в учреждении.

2. Номера выбывших объектов вновь принятым к учету объектам не присваиваются.

II. Присвоенный объекту инвентарный номер обозначается материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем:

— прикрепления к нему жетона;

— нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

Если инвентарный объект включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер.

Если исходя из условий эксплуатации объекта нанести на него инвентарный номер не представляется возможным, он применяется исключительно в целях бухгалтерского учета без нанесения на объект основного средства. В частности, инвентарный номер может не наноситься на:

— объекты недвижимого имущества;

— предметы искусства (скульптуры, картины);

— отдельные виды специального инструмента, подвергающегося специальной обработке (например, медицинский инструмент);

— служебных животных и рабочий скот;

III. Конкретный порядок формирования инвентарного номера Инструкцией N 157н не установлен и, следовательно, должен быть определен при разработке учетной политики государственного (муниципального) учреждения.

Так, например, при формировании инвентарного номера в нем может быть зашифрована следующая информация:

1) аналитический код вида синтетического счета объекта учета (п. 53 Инструкции N 157н), код по ОКОФ, порядковый номер;

2) дата поступления основного средства в учреждение, код вида деятельности, код синтетического и (или) аналитического учета и порядковый номер.

IV. Инвентарные номера также используются (могут использоваться) при организации бухгалтерского учета активов, не учитываемых в составе основных средств.

Так, в соответствии с п. 334 Инструкции N 157н в забалансовом учете учреждения по инвентарным номерам, присвоенным контрагентами, могут учитываться объекты, полученные без закрепления на праве оперативного управления в:

А согласно положениям п. 145 Инструкции N 157н инвентарный учет соответствующих активов имущества казны может быть организован в порядке, определенном финансовым органом соответствующего бюджета.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Материал приводится по состоянию на июнь 2021 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии компании «Гарант»:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер

Н. Старовойтова, консультант-эксперт

Э. Чевардина, консультант-эксперт

Информация о ЦЕНТРЕ КОМПЕТЕНЦИЙ (ЦЕНТРЕ ЭКСПЕРТИЗЫ) по бюджетной методологии компании «Гарант»

Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.

Какие задачи решает Центр:

1. Устное и письменное консультирование.

2. Подготовка аналитических материалов (энциклопедий, статей, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов) для системы ГАРАНТ.

3. Новости, статьи, интернет-рассылки, интервью с чиновниками для СМИ, включая портал ГАРАНТ.РУ.

4. Проверка (аудит) бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики. Подготовка рекомендаций по оптимизации учетных процессов.

5. Рекомендации по постановке задач в целях автоматизации учетных процессов.

6. Поддержка в судах (в части финансово-бюджетных нарушений).

7. Подготовка видеоконтента, включая видеоролики.

8. Организация и проведение Семинаров и Круглых столов во всех регионах РФ.

9. Разработка локальных нормативных актов и иных документов, включая учетную политику.

10. Программы повышения квалификации.

11. Проведение исследований по изучению практик внедрения различных положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне («Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений»; «Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита», «Модели налогового учета в учреждениях высшего образования», «Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета» и др.).

В Центре работают специалисты:

1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы. Имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.

2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.

3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.

Источник

Присвоение инвентарных номеров предметам спортивного инвентаря: типичные ошибки

Автор: Н. Фимина

Вопросы присвоения инвентарных номеров объектам основных средств являются одновременно одними из самых простых и самых сложных. Простых – поскольку нормативные правила присвоения инвентарных номеров можно сформулировать буквально в нескольких предложениях. А сложных – так как довольно часто именно в применяемом учреждениями порядке присвоения инвентарных номеров специалисты контролирующих ведомств выявляют ошибки. Об этом рассказывается в материале.

Учреждение, осуществляющее спортивную подготовку лиц, обязано организовать их материально-техническое обеспечение, в том числе спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (пп. 7 п. 2 ст. 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ).

Спортивный инвентарь – это предметы и приспособления, необходимые для осуществления физкультурно-спортивной деятельности во время занятий различными видами спорта. Большинство предметов спортивного инвентаря в целях бухгалтерского учета относятся к категории основных средств (то есть материальных объектов имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенных для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения).

Как известно, единицей учета основных средств является инвентарный объект.

В соответствии с п. 46 Инструкции № 157н [1] каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер. Данный порядок применяется независимо от того, находится объект в эксплуатации, запасе или на консервации.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении. Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.Рассмотрим типичные ошибки практикующих специалистов при присвоении и проставлении инвентарных номеров.

Ошибка 1. Неправильная структура номера

Специальных требований к формированию инвентарных номеров ни в Инструкции № 157н, ни в иных нормативных правовых актах не содержится. Поэтому учреждения могут самостоятельно разработать порядок формирования инвентарных номеров и отразить данные правила в учетной политике.

Обычно в структуру инвентарного номера включается та информация, которая необходима учреждению для оперативного учета объектов нефинансовых активов, например, код вида деятельности, где используется объект, код синтетического счета, код аналитического счета, порядковый номер.

Первая и довольно распространенная ошибка – невыполнение требований к структуре инвентарных номеров, зафиксированных в учетной политике – допустим, если согласно требованиям учетной политики инвентарный номер должен состоять из 10 знаков, а присвоенный объектам инвентарный номер состоит из 14 знаков (см. материалы, опубликованные на официальном сайте Чунского районного муниципального образования: www.chuna.irkobl.ru, путь: Контрольно-счетная палата / Результаты контрольных мероприятий / Отчет № 01-16/06 от 14.11.2014).

Ошибка 2. Неверный выбор способа проставления инвентарного номера

Основные способы проставления присвоенных основному средству инвентарных номеров названы в п. 46 Инструкции № 157н. В данном нормативном документе сказано, что присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

Таким образом, перечень способов проставления инвентарных номеров является открытым, и практика показывает, что достаточно часто специалисты учреждений распечатывают данные об инвентарных номерах на бумаге и приклеивают их скотчем. Такой способ часто применяется при проставлении инвентарных номеров на стационарные объекты: скамейки в игровом зале, столы для настольного тенниса и пр.

Однако у проверяющих указанный подход часто вызывает возражения. Считается, что в таком случае можно говорить о том, что инвентарные номера нанесены способом, не обеспечивающим их сохранность, то есть нарушаются требования п. 46 Инструкции № 157н – см., например, информацию, размещенную на официальном сайте Череповецкого муниципального района (www.cherra.ru, акт контрольного мероприятия контрольно-счетного комитета Муниципального собрания Череповецкого муниципального района от 05.10.2012 № 33).

Ошибка 3. Присвоение инвентарных номеров при отсутствии такой необходимости

В Инструкции № 157н предусмотрено две ситуации, когда в присвоении отдельных инвентарных номеров предмету спортивного инвентаря нет необходимости. Во-первых, как мы указали выше, это низкая стоимость объекта. Во-вторых, имеет значение классификация объекта как сложного основного средства или основного средства с принадлежностями.

Предметам спортивного инвентаря стоимостью до 3 000 руб. инвентарный номер не присваивается. Однако об этом часто забывают. В качестве примера можно привести материалы одной из проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой г. Саратова. Специалисты контролирующего ведомства установили, что на балансе учреждения в составе основных средств числились объекты стоимостью до 3 000 руб., в том числе утяжелители, эспандер, гантели. В нарушение п. 46 Инструкции № 157н данным объектам были присвоены уникальные инвентарные номера – см. информацию, опубликованную на официальном сайте (www.kspsaratov.ru, путь: О палате / Деятельность палаты / 2013 / Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения «Центр восстановительной медицины и реабилитации»).

Основные правила по учету сложных основных средств или основных средств с принадлежностями сводятся к следующему (п. 45 и 46 Инструкции № 157н).

Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей – основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Но если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В случае если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).

Несмотря на простоту и логичность данных нормативных правил, у учреждений физической культуры и спорта могут возникать проблемы при их применении в отношении предметов спортивного инвентаря.

Типичный пример – баскетбольные щиты. Согласно приложению «Баскетбольное оборудование» к Правилам вида спорта «баскетбол» (утверждены Приказом Минспорттуризма РФ от 12.05.2010 № 482) в игровом зале устанавливается две конструкции щитов, каждая из которых должна состоять из следующих частей:

– одна корзина с кольцом, прикрепленным к щиту;

– одна опора, поддерживающая щит;

У практикующих специалистов может возникнуть вопрос, как присваивать инвентарные номера в отношении данных предметов. Практика показывает, что желание «перестраховаться» и зафиксировать в учете как можно большее число мелких основных средств чревато возникновением претензий со стороны проверяющих.

Так, по материалам одной из проверок деятельности учреждений в качестве нарушения контролирующим ведомством было зафиксировано следующее. В нарушение п. 41, 45, 47 Инструкции № 157н учреждением были присвоены разные инвентарные номера приспособлениям, числящимся в бухгалтерском учете (9 баскетбольным кольцам, 9 баскетбольным сеткам, 9 баскетбольным щитам), которые фактически представляют собой 9 самостоятельных инвентарных объектов – см. материалы, опубликованные на официальном сайте Саратовского муниципального района www.saratov.sarmo.ru, путь: Финансово-правовая сфера / Контрольно-ревизионное управление / Деятельность КРУ 2015 / Акт контрольно-ревизионного управления Саратовского муниципального района Саратовской области по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Дубки Саратовского района Саратовской области»).

Ошибка 4. Принятие решения о невозможности проставления инвентарного номера

Как прямо сказано в п. 46 Инструкции № 157н, при невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бухгалтерского учета с отражением в соответствующих регистрах бухгалтерского учета без нанесения на объект основного средства.

В отношении многих объектов спортивного инвентаря есть соблазн применять данный пункт и не обозначать инвентарные номера. Можно ли говорить о том, что требования эксплуатации спортивного инвентаря для командных игр делают невозможным проставление инвентарного номера? Материалы проверок деятельности учреждений не всегда позволяют ответить на данный вопрос положительно.

На практике невозможность обозначения инвентарного номера в случаях, определенных требованиями эксплуатации, чаще всего связана с тем, что проставленный номер постоянно стирается и его нужно восстанавливать или же от проставления номера объект может испортиться. Классический пример – посуда (сковороды, кастрюли), условия эксплуатации которой предполагают нагрев до высоких температур.В таком случае при принятии посуды к учету в качестве основных средств специальная комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов вправе определить, что с учетом особого порядка инвентарные номера на такие категории основных средств не наносятся, а только лишь отражаются в регистрах бухгалтерского учета.

Однако, на наш взгляд, в отношении спортивного инвентаря данный подход следует применять с осторожностью. В противном случае велика вероятность возникновения претензий специалистов контролирующих ведомств при проверках.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *