чем накрывали телевизоры в ссср
Зачем в СССР телевизор накрывали салфеткой
Это сейчас нам кажется, что у этой традиции нет логического объяснения, однако это совсем не так.
По приезде в гости к бабушке и дедушке многие наблюдали такую картину: подушки на кровати сложены треугольниками, идеальная чистота вокруг, на стене висит легендарный ковер, а у телевизора есть собственная шапочка — белая кружевная салфетка.
Зачем это делали
Большую часть техники в те времена накрывали какой-либо тканью, и все это делалось, как говорится, для красоты в первую очередь. Советские хозяйки всеми силами стремились придать жилищу опрятный и уютный вид, в чем им и сослужила службу салфетка на телевизоре.
Салфетки добавляли дому уюта
В попытке сделать жилище визуально комфортным салфетка выполняла изначально только декоративную функцию. Конечно, впоследствии салфетка стала защищать технику от пыли, которая оседала на механизмы и наружные поверхности. Также на телевизор часто ставили различные статуэтки, которые могли повредить его поверхность, так что салфетка позже стала выполнять и защитную функцию.
Хозяйки в свободное время часто занимались рукоделием, вышивая эти же самые салфетки, которые позже помещались на телевизоры.
На телевизоре демонстрировали салфетки ручной работы
При чем тут сохранность кинескопа
Однако салфетка имела и более практичное применение. Так, будучи довольно дорогой роскошью, телевизор старались беречь как зеницу ока, ведь он являлся гордостью дома. В те времена считали, что, если его не накрыть чем-либо после просмотра, то его кинескоп может со временем выгорать. В силу высокой стоимости устройства этому правилу следовали практически всегда, причем иногда технику ставили и вовсе в очень темное место, чтобы лучи солнца не доставали.
Зачем в СССР телевизоры накрывали кружевными салфетками
В советские годы вязаная белая салфетка лежала практически на каждом телевизоре. В современном мире это украшение большая редкость. А в то время данный элемент декора был привычным явлением.
Однако, для многих до сих пор остается загадкой зачем нужны были эти вязаные салфетки на телевизорах.
Красота и уют
Салфетка на телевизоре создавала ощущение уюта и домашнего тепла. Во время советского союза женщины накрывали красивыми кружевными салфетками и мебель, и технику. В первую очередь они считали, что могут создать ощущение уюта, а также обезопасить мебель и технику от пыли и царапин.
Кроме того, многие хозяйки собственноручно вышивали салфетки. Поэтому украшали ими телевизоры, чтобы продемонстрировать гостям, какими рукодельницами они являются.
До появления телевизоров женщины накрывали салфетками и тканью патефоны и радио. Потом эта привычка перешла на телеприемники.
Радиотехническая сторона
Стоит отметить, что позволить себе купить телевизор в СССР мог далеко не каждый. Люди относились к нему, как к большой драгоценности и всячески пытались обезопасить электроприбор.
Многие верили, что под действием ультрафиолета телевизор быстро сломается, но, если накрыть кружевом или тканью, то можно защитить люминофор экрана от выгорания, что увеличит срок службы техники. Однако, это всего лишь миф.
На самом деле, люминофор действительно выгорал, лишая советский кинескопный телевизор изображения, но солнечные лучи тут были не виноваты. Кинескоп приходил в негодность от многочасовой работы, что вызывало перегрев телевизора.
Чтобы избежать поломки нужно было всего лишь давать устройству отдохнуть и отключать его от сети.
А вы знали, зачем в Советском Союзе телевизор накрывали салфеткой?
Это сейчас нам кажется, что у этой традиции нет логического объяснения, однако это совсем не так.
Зачем это делали
Большую часть техники в те времена накрывали какой-либо тканью, и все это делалось, как говорится, для красоты в первую очередь. Советские хозяйки всеми силами стремились придать жилищу опрятный и уютный вид, в чем им и сослужила службу салфетка на телевизоре.
В попытке сделать жилище визуально комфортным салфетка выполняла изначально только декоративную функцию. Конечно, впоследствии салфетка стала защищать технику от пыли, которая оседала на механизмы и наружные поверхности. Также на телевизор часто ставили различные статуэтки, которые могли повредить его поверхность, так что салфетка позже стала выполнять и защитную функцию.
Хозяйки в свободное время часто занимались рукоделием, вышивая эти же самые салфетки, которые позже помещались на телевизоры.
На телевизоре демонстрировали салфетки ручной работы
При чем тут сохранность кинескопа
Однако салфетка имела и более практичное применение. Так, будучи довольно дорогой роскошью, телевизор старались беречь как зеницу ока, ведь он являлся гордостью дома. В те времена считали, что, если его не накрыть чем-либо после просмотра, то его кинескоп может со временем выгорать. В силу высокой стоимости устройства этому правилу следовали практически всегда, причем иногда технику ставили и вовсе в очень темное место, чтобы лучи солнца не доставали.
Салфеткой прикрывали кинескоп от солнечных лучей
И правильно делали, ведь телевизоры, которые делали в те времена, могли действительно хуже передавать картинку после попадания на кинескоп прямых лучей солнца. Тогда изображение передавалось на экран с помощью вещества люминофора, на который и мог негативно воздействовать солнечный луч. Так, при их попадании на вещество определенные участки на экране могли тускнеть, а при выключении устройства выделяться светлыми пятнами.
Чем были опасны советские телевизоры
Наиболее массовое распространение отечественные телевизоры получили в СССР с 70-х годов. Тогда же в производство была запущена серия унифицированных лампово-полупроводниковых цветных телевизоров (УЛПЦТ, с 1974 года — с интегральными микросхемами — УЛПЦТИ).
Выпускавшиеся до конца 1989 года на ряде заводов Советского Союза телевизоры этой серии, как считают медики и телемастеры, могли нанести (и часто наносили) существенный вред их пользователям.
До 90-х годов все отечественные телевизоры оснащались электронно-лучевыми трубками (ЭЛТ) или, проще говоря, кинескопами. Как писал очень популярный в СССР журнал «Здоровье», учеными был доказан вред от излучения электронов ЭЛТ, в действительности являющимся маломощным рентгеновским излучением. Поэтому медики советовали не придвигаться к советским «Рубинам» и «Рекордам» ближе чем на 2 метра и не смотреть телевизоры более полутора — двух часов в сутки.
Современные ЖК-телевизоры и «плазма», как пишет «Здоровье», такого излучения не дают — именно из-за отсутствия в их конструкции электронно-лучевой трубки.
До 70-х годов часть моделей отечественных телевизоров («Радуга-5», «Рубин-401-1») имели дополнительный, и более мощный, чем кинескоп, источник рентгеновского излучения — стабилизирующие триоды, которые в 70-е годы появились и в УЛПЦТ.
Из-за чего горели и взрывались советские «ящики»
По мнению советских экспертов, среди отечественных УЛПЦТ (И) пожароопасными могли быть практически все модели телевизоров — украинские «Весна», «Славутич» и «Янтарь», белорусские «Витязь» и «Горизонт», российские «Лазурь», «Радуга», «Рубин» и многие другие советские лампово-полупроводниковые телеприемники, которые в СССР выпускались в течение 17 лет до конца 1989 года, пока не были признаны устаревшими.
Как писал в 1984 году в журнале «Радио» специалист по «реабилитации» советских телевизоров О. Ященко, «специфические неисправности» самых популярных в то время отечественных цветных телеприемников УЛПЦТ-59/61-II и УЛПЦТИ-59/61-II (то, есть, зачастую приводящие к возгораниям или взрывам самой аппаратуры и, как следствие, к пожарам в домах и квартирах советских граждан) заключались в перегреве плат в блоках телеприемников или плохой, некачественной, заводской пайке на этих же деталях.
В телевизорах УЛПЦТИ-61-II-30/31 пожароопасными были транзисторы, резисторы, катушки и другие элементы блока разверток. Самовозгорались платы резисторов также в моделях УЛПЦТ-61-II-10/11, УЛПЦТ-61-II-13 и УЛПЦТИ-61-II.
Часто «специфические неисправности» советских телевизоров, провоцирующие их взрывы и возгорания, случались из-за перепадов напряжения в электросети. Поэтому в домах и квартирах рядом с телеприемниками часто стояли специальные стабилизаторы (регуляторы) напряжения.
«Теле-мамонты» «дают жару» и сегодня
Несмотря на то, что производство УЛПЦТ (И) прекращено более 30 лет назад, на постсоветском пространстве нет-нет да встречаются такие работающие «мамонты». В 2008 году украинские СМИ сообщали, что в одной из херсонских квартир бабахнул советский телевизор «Горизонт», в результате чего в жилом помещении произошел пожар. Обошлось без жертв, пламя удалось быстро погасить.
До распада СССР оставлось меньше года. Буквально, в конце 1991 г. телевизоры последних моделей (так называемые „кубики“, уже с пультом д/у, стали идти с завода „налево“ — мимо нашей очереди. Их распределяли, чуть дороже, конечно, среди работников различных предприятий. Так телик и купил наш отец — у себя в тресте. Потом такие телевизоры стали выпускать частные кустарные мастерские (однажды я даже разгружал целую фуру таких „самопальных“ теликов). А ещё через полгода-год телевизоры стали продаваться свободно.
Номер телевизора наклеен на характерную для того времени открытку
Надпись сделана рукой моей покойной матери. Мы очень ждали новый телевизор. Но купили его уже без очереди.
К сожалению, мне не удалось найти даже изображения того телевизора. Тот, что был у нас, мы выбросили уже много лет назад. Но нашелся похожий, который тоже выпускали в Беларуси — в городе Витебске. Он назывался „Витязь“.
Много позже, году к 1996-му, телевизоров стало уже много и я приобрел за 50 долларов у друга, который уезжал в США вот такую модель…
Стоит сказать несколько слов о нашем заводе. От „Горизонта“ уже почти ничего не осталось — несколько цехов, где собирают телевизоры и мониторы с жидкокристаллическим экраном, из китайских запчастей. Почти все площади распроданы, корпуса заняты коммерческими фирмами, а кое-где и снесены. Но президент Беларуси часть завода сохранил. Сейчас это минский холдинг „Горизонт“. Совместно с китайскими бизнесменами здесь выпускаются микроволновки, мультиварки и другая бытовая техника.