чем награждают победителей олимпийских игр
Как награждают призеров Олимпиады в России и в мире?
Лента новостей
Все новости »
За «золото» — 4 млн рублей, за «серебро» — почти 3, за «бронзу» — около 2 млн. И это не все. Обладателям олимпийских медалей также вручили ключи от новеньких BMW. А как чествуют олимпийцев в других странах?
Государственные награды, денежные премии и автомобили марки BMW. Так страна отблагодарила призеров Олимпийских игр в Рио. Почему именно BMW, и как награждают спортсменов в других странах?
Дарить победителям дорогие иномарки стало уже традицией. Так, после Олимпиады в Сочи это были Mercedes, в 2010 и в 2012 годах олимпийцы становились хозяевами внедорожников марки Audi. Все эти машины приблизительно сопоставимы по цене и стоят, в зависимости от модели, от 3 до 6 млн рублей. Кто-то скажет, что это дорогое удовольствие. Да и не патриотично это. «АвтоВАЗ» предложил дарить спортсменам отечественные LADA. Например, Vesta и XRay, в зависимости от комплектации, стоят от 500 до 800 тысяч рублей.
Раф Шакиров вице-президент компании по внешним и внутренним коммуникациям «Я еще раз подтверждаю, что я за то, чтобы такую традицию положить, и поскольку машины современные просто выглядят. вот я сейчас стою перед ней сам, и сейчас бы поехал бы, купил. Пока вот сейчас на данный момент, это, безусловно, XRay и Vesta».
Серебряный призер, велогонщица Ольга Забелинская, сказала Business FM, что BMW, конечно, лучше, но, если бы был XRay, то тоже хорошо.
Ольга Забелинская серебряный призер Олимпийских игр, велогонщица «У меня еще с Лондона машина, с Лондонской олимпиады, которая была подарена тоже. У меня семья большая, и все-таки эта машина немного побольше. Не знаю, будем думать, какую машину оставлять, какую-то, наверное, придется продавать. С другой стороны, любой подарок приятен: был бы XRay, значит, был бы XRay».
Главы регионов тоже дарят своим чемпионам подарки. Так, например, мэр столицы Ингушетии Беслан Цечоев решил подарить чемпиону Олимпийских игр по дзюдо в весе до 81 килограмма Хасану Халмурзаеву квартиру. А новосибирские спортсмены получат от региональных властей единовременные денежные выплаты, а также субсидии на жилье. Вообще поощряли спортсменов со времен Олимпийских игр в Греции. Дарили различные драгоценности и вино. Поощряли медалистов и в Советском Союзе, хоть и в завуалированной форме, говорит директор Государственного музея спорта Елена Истягина-Елисеева.
Елена Истягина-Елисеева директор Государственного музея спорта «До 80-х годов прошлого века Международный олимпийский комитет официально запрещал материально поощрять спортсменов, но, конечно, на деле все было совершенно по-другому. И даже в Советском Союзе считалось, что спортсмен выступает и защищает честь своей страны и этим должен быть горд, и, конечно, олимпийцы гордились. Также существовали материальные полуофициальные поощрения. Им помогали продвигаться в очереди на квартиру, машину, и уже в 88-м году спортсмены получили денежный приз в валюте. Это была целая тысяча долларов».
Деньги по тем временам действительно большие. Потом денежные вознаграждения установили только в 1996-м. За «золото» — 50 тысяч долларов. Цифра была взята не с потолка. Американцам выплачивали за победу 25 тысяч. Поэтому у нас было принято решение удвоить сумму. Китайцам на Пекинской олимпиаде тоже установили вознаграждение в 50 тысяч долларов. Машины не дарили. За серебряные и бронзовые медали деньги не выплачивали. Но все спортсмены могут рассчитывать на дополнительные премии от правительств родных провинций и пожизненное трудоустройство в китайских спортивных ведомствах. Так что Россия — далеко не единственная страна, которая заботится о своих олимпийских призерах.
Олимпийские медали
Помимо традиционных наградных олимпийских медалей, существуют ещё и памятные. Они вручаются как отдельным лицам, так и организациям, которые принимают деятельное участие в подготовке и проведении международных состязаний, а также всем участникам, независимо от уровня достижений. Именно памятные медали чаще всего можно встретить на аукционах, в отличие от наградных, почти не выставляемых на продажу. Цены на олимпийскую атрибутику формируются, в первую очередь, самими коллекционерами, желающими сохранить историю мирового спорта. Согласно статистике, награды и памятные экземпляры стоят €4000 – 60 000, с учётом личности бывшего владельца и даты выпуска.
Справочная информация
Три вида медалей – золотая, серебряная и бронзовая, составляют так называемый олимпийский комплект. Он является обязательной атрибутикой международных спортивных состязаний и должен соответствовать определённым стандартам. Дизайн наград разрабатывается принимающей стороной и утверждается Международным олимпийским комитетом (МОК). За редким исключением, медали летних Олимпийских игр тяготеют к античным образцам, в то время как для зимних предлагаются более современные и креативные варианты.
Это различие объяснимо. Ведь именно летние игры считаются преемниками древнегреческих состязаний в Олимпии, которые регулярно проводились с VIII века до н. э. по IV век н. э. Неравнозначность спортивных событий косвенным образом сказалось на отношении коллекционеров. Награды летних игр традиционно пользуются большей популярностью и стоят дороже зимних. Хотя и здесь бывают исключения.
Не всё то золото…
До сегодняшнего дня сохраняется следующий, установленный комитетом стандарт:
Минимальный диаметр спортивных наград должен составлять 60 мм при толщине не менее 3 мм. Уже стало традицией изготавливать зимнюю атрибутику более масштабной. На сегодняшний день самыми гигантскими размерами отличаются регалии для Белой олимпиады 2006 года в Турине – их диаметр составил 107 мм, правда, они были выполнены в форме тора, чтобы снизить вес.
Исторический обзор
Древнегреческие спортивные состязания, давшие старт современному олимпийскому движению, впервые были проведены в 776 году до н. э. Эта дата упоминается в сохранившихся письменных источниках, хотя, возможно, традиция зародилась намного раньше. Состязания входили в комплекс культовых мероприятий, посвящённых Зевсу и некоторым другим богам греческого пантеона. Красота физического тела в античной цивилизации ценилась не меньше духовной и, так или иначе, демонстрировалась во время религиозных ритуалов. Самыми известными и массовыми были соревнования в святилище Олимпии, на полуострове Пелопоннес. Отсюда и называние Игр в целом.
Поскольку состязания посвящались богам и носили культовый характер, награды победителей также имели сакральное значение. Их головы украшали венками из ветвей оливы – дерева, наиболее почитаемого древними греками. Когда в конце XIX века французский историк и реформатор барон де Кубертен возродил Олимпийские игры, он предложил использовать ту же награду. Венок – котинос, только уже из лавровых ветвей, возложили на головы спортсменов первой современной Олимпиады, проводившейся в 1896 году в Афинах. Таким образом, устроители подчеркнули преемственность традиций.
Однако ценность эллинистического атрибута была утеряна, поэтому главной наградой состязаний стали более привычные и понятные медали. Их дизайн обсуждался двумя годами ранее на первом конгрессе МОК. Изначально планировалось награждать только двух победителей: абсолютному чемпиону полагалась серебряная медаль с позолотой, а обладателю второго места – бронзовая. Для регалии выбрали классическую круглую форму, от которой в дальнейшем на летних играх отступили только раз. О греческом происхождении Олимпиады напоминал изображённый на аверсе Зевс, на ладони которого поместили земной шар с богиней победы Никой. Реверс украсили видом на Акрополь.
Плакетка II Олимпиады
Игры, которые в 1900 году принимала столица Франции, преподнесли немало сюрпризов. Во-первых, событие затмила Всемирная промышленная выставка, которая проводилась в тот же период. Во-вторых, оргкомитет ввёл сразу несколько новых видов спорта, казавшихся довольно экзотическими. Например, гонку на воздушных шарах или стрельбу по живым голубям. И, наконец, впервые в играх приняли участие женщины, что прошло незамеченным только из-за слабого информационного освещения.
Нестандартными можно назвать и наградные знаки – они имели прямоугольную форму, поэтому назывались плакетками. Все регалии изготавливались из бронзы, однако для победителей, занявших I место, их посеребрили методом гальванопластики. Какие-либо надписи, говорившие о принадлежности плакетки к олимпийской атрибутике, отсутствовали. На аверсе изобразили летящую Нику с венком из оливковых ветвей на фоне корпусов Всемирной выставки. На реверсе – древнегреческого атлета на пьедестале почёта.
Полный комплект
III Олимпиада, которую провели в американском городе Сент-Луис, оказалась провальной с точки зрения организации. Вновь с мероприятием совпала Всемирная выставка, кроме того, далеко не все европейские команды решились на дорогое путешествие за океан. В результате, состязались не участники из разных стран, а преимущественно спортивные команды США, выигрывая друг у друга. Позорными назвала международная общественность добавленные в программу «Антропологические дни», когда выступали представители индейских народностей и пигмеи, совершенно не подготовленные к атлетическим дисциплинам. Организаторы эксперимента заявили, что хотят доказать превосходство цивилизованных людей на «дикарями». Всё перечисленное едва не поставило крест на «новорожденном» олимпийском движении.
Единственное достижение Сент-Луиса – введение трёхступенчатой системы награждения, которая используется до настоящего времени. Золотая медаль III Олимпиады была выполнена из серебра с золочением. Что касается дизайна, то, позаимствовав идею у своих французских предшественников, американцы интерпретировали её по-своему, выбрав скорее стилистику ар-нуво, чем европейскую неоклассику.
Золотая атрибутика
В 1908 году в Лондоне ювелирной компанией Vaughton & Sons был представлен первый в истории Олимпиады высший знак отличия из золота 583-й пробы. Он был одновременно самым дорогим и самым маленьким – при диаметре 33 мм, напоминая скорее юбилейную монету. Отличал атрибутику IV Олимпиады и изысканный дизайн. На аверсе наградных знаков изображался атлет, над которым богини держат лавровый венок, на реверсе – покровитель Англии, Георгий Победоносец, пронзающий дракона. На памятных аналогах соответственно чеканили богиню победы Нику и квадригу, везущую судью состязаний и победителя.
На V Олимпиаде в Стокгольме золотую атрибутику изготовили только для индивидуальных награждений, а команды получили позолоченное «серебро». Аверс знака отличия полностью копировал лондонский. А вот на реверсе всадника сменил пеший герольд в средневековом костюме на фоне бюста Пера-Хенрика Линга – пропагандиста физической культуры и спорта в Швеции.
Введение единого дизайна
В 1928 году в Амстердаме был представлен новый дизайн знаков отличия, который затем повторялся в течение 40 лет. Его автор – итальянский скульптор Джузеппе Кассиоли изобразил аллегорию спортивного триумфа, однако по ошибке смешал греческую и римскую мифологию. Годы спустя, этот промах стал причиной международного скандала и внесения корректив в исходный рисунок.
На аверсе предложенного Кассиоли варианта, греческая богиня Ника сидит на парапете храма. В правой руке она держит традиционный венок из оливы, в левой – пальмовую ветвь. На заднем плане виден фрагмент римского амфитеатра Колизей, где часто проводились спортивные состязания. Кассиоли оставил пустое поле, чтобы вписывать порядковый номер Олимпиады, место проведения и год. На реверсе регалии можно увидеть восторженную толпу, которая несёт на руках атлета-победителя.
В 1972 году в Мюнхене реверс наградных знаков был изменён. Вместо спортивного триумфа на нём изобразили мифических близнецов-Диоскуров Кастора и Поллукса. Они символизировали силу духа и мастерство владения своим телом. С этого момента каждая принимающая страна разрабатывала свой дизайн реверса. В 2004 году Олимпиаду вновь принимали Афины. Организаторы состязаний выразили удивление и недовольство по поводу фрагмента Колизея на лицевой стороне наград. По их мнению, фоном для греческой богини победы должен был служить афинский Парфенон, что казалось вполне логичным. В результате рисунок лицевой стороны также кардинально изменили – Нику стали изображать идущей по олимпийскому стадиону Панатинаико. К тому же богине вернули крылья, которые по каким-то причинам «упустил» Кассиоли.
Подвеска
В 1960 году оргкомитет Рима, где проводились XIV игры, предложил сделать награды на подвеске. До этого они выдавались спортсменам в руки, что было неудобно и, главное, не зрелищно. Знаки отличия окружили бронзовым ободком в форме венка победителя, а уже к нему прикрепили цепочку, напоминавшую оливковую ветвь. Вопреки опасениям итальянцев, новшество было восторженно принято консервативными членами МОК. Наградные олимпийские медали теперь выпускают только шейными, а памятные – настольными.
Зимняя Олимпиада
Зимние или Белые игры проводятся с 1924 года. В 1992 году их сдвинули относительно летней Олимпиады. Решение было, в первую очередь, коммерческим, поскольку уделять внимание сразу двум разновидностям масштабных состязаний и проводить их на одном уровне достаточно сложно. После разделения, Белая олимпиада, ранее воспринимаемая как дополнение к основной летней, прибрела более высокий статус. Зимние награды часто имеют нестандартный дизайн и этим особенно привлекательны для коллекционеров. Среди самых креативных решений следует выделить:
МОК строго следит за тем, чтобы по каким-то причинам не выданные награды, не остались в стране проведения игр. Кроме того, запрещено без ведения комитета изготавливать и продавать реплики. Это повышает ценность олимпийской фалеристики и делает её выгодным объектом инвестиций.
Олимпийские награды. От оливковой ветви Олимпии до медали из вторсырья
За прошедшие 125 лет олимпийские награды были прямоугольными, ребристыми, квадратными, похожими на пончики, золотыми и позолоченными. Для Игр в Саппоро 1972 года их сделали в форме аморфной капли. А на Играх в 1900 году победители даже отказались от медалей в пользу призов: один из серебряных призеров с шестом выиграл зонтик.
Д ревняя Греция
Родина Олимпийских игр — Древняя Греция, а именно одно из ее крупнейших святилищ Олимпия. Здесь зажигается огонь Олимпийских игр современности. Сейчас существует большое количество легенд о том, как возникли Олимпийские игры.
Одна из них рассказывает, что Зевс победил своего отца Кроноса, который пожирал собственных детей. Бог грома освободил их и велел в честь этого события проводить Игры, которые называли Олимпийскими. Другая легенда гласит, что Олимпийские игры придумал и организовал Геракл, который совершил двенадцать подвигов. И в честь одного из подвигов начали проводить Игры.
По одним легендам, тогда победитель получал в награду венок, сплетенный из ветвей оливы, которые произрастали в священной роще в Олимпии, а сами венки плели девственницы из храма Геры. По другим историям, на первых Олимпиадах, организованных Гераклом, призом был венок из веток яблони.
Первые современные награды
Традиция дарить медали началась с первых современных Олимпийских игр в 1896 году, где победители получали серебряную награду и диплом, за второе место давали бронзу, лавровую ветвь и диплом.
На лицевой стороне афинской медали изображены лицо Зевса и его рука, держащая глобус с крылатой богиней Никой, с надписью «Международные Олимпийские игры в Афинах-1896». Дизайнером медали был Жюль Клеман Шаплен.
На вторых Олимпийских играх в Париже в 1900 году медаль была прямоугольной формы. Больше медалью такой формы на Олимпиадах не награждали. Медаль за первое место так и осталась серебряной, но с небольшой позолотой. За второе и третье места были, как и сейчас, из серебра и бронзы.
На лицевой стороне была изображена крылатая богиня, держащая в поднятых руках лавровые ветви; на заднем плане — вид на Париж и памятники Всемирной выставки. На обратной стороне спортсмен на пьедестале почета в поднятой правой руке держит лавровую ветвь; на заднем плане — стадион и афинский Акрополь.
На третьей Олимпиаде в Сент-Луисе медаль стала сново круглой, а награду за первое место сделали полностью золотой. Кстати, диаметр той награды — всего 33 миллиметра, почти в три раза меньше современных наград. А еще впервые медаль была прикреплена к цветной ленте булавкой, чтобы закрепить ее на груди спортсмена.
Размер медалей постепенно двигался в сторону увеличения. Состав тоже не всегда был одинаковым. Медали за первое место в основном делали серебряными, но добавляли позолоту.
На медалях первых зимних Олимпийских игр в 1924 году во французском городе Шамони был изображен спортсмен, который в правой руке держит коньки, а в левой — лыжи. На заднем плане разместили Альпы с горой Монблан. Надпись на обратной стороне медали гласила: «Зимние виды спорта в Шамони-Монблан, 25 января — 5 февраля 1924 года, организованная Олимпийским комитетом Франции под высоким патронатом Международного олимпийского комитета по случаю празднования VIII Олимпиады»
В 1928 году на Играх в Санкт-Морице (Швейцария) на олимпийской награде появляются традиционные пять колец.
М едали второй половины XX века
Последующие тридцать лет до 1968 года медали летних Игр были почти идентичными. Разве что в Риме в 1960 году медали установили в бронзовом круге с лавровым венком, сочетающимся с лентой, также выполненной в виде последовательности бронзовых лавровых листьев. Еще традиционное положение изображений на медалях летних Олимпиад поменяли. На лицевой стороне обычно располагали богиню Нику. Теперь спереди был олимпийский чемпион, которого несет толпа, на фоне олимпийского стадиона. На обратной стороне — богиня победы. Размер медалей достиг почти 70 миллиметров.
В 1972 году на Играх в японском Саппоро сделали медаль необычной формы. На лицевой стороне линии с небольшим рельефом изображают мягкий снег и острый лед, образно передавая японскую атмосферу мира и безмятежности. На оборотной стороне медали надпись: «XI ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, САППОРО’ 72».
На XVI зимних Олимпийских играх в Альбервилле (Франция) впервые медали были созданы из стекла, а также украшены золотом, серебром и бронзой. Все награды были ручной работы.
Такой детальный и точный труд потребовал нескольких этапов производства. В изготовлении принимало участие 35 человек. Компании Lalique потребовалось несколько сотен часов, чтобы создать 330 медалей. А сам процесс находился под наблюдением известного дизайнера Мари-Клод Лалик. На лицевой стороне награды изображены пять олимпийских колец на фоне горного пейзажа.
На зимних соревнованиях 1994 в Лиллехаммере (Норвегия) дизайнер Ингьерда Ханевольд в качестве основного материала для создания медали использовала спарагмит — горную породу, часто встречающуюся в Норвегии. Как заявляла сама дизайнер, она хотела изобразить то, что любят и ценят норвежцы, а именно природу своей страны. Сами медали были уже 78 миллиметров в диаметре.
М едали XXI века
На играх в Турине в 2006 году медаль впервые было круглая с пустым местом в центре. По задумке дизайнера она представляет итальянскую базарную площадь. Это место, где итальянцы празднуют большие победы и переживают большие поражения.
Также дизайнер Дарио Куатрини воплотил идеи из истории Италии: производство колец, старинных монет и украшений. Сама медаль идеально круглая, как олимпийские кольца, а своим открытым пространством в центре она показывает место, где бьется сердце, когда висит на груди спортсмена. Диаметр медали составил примерно 107 миллиметров.
На летней Олимпиаде в Пекине 2008 года для изготовления медалей использовали нефрит (минерал с волокнистой структурой). Награды символизировали благородство и добродетель и являлись воплощением традиционных китайских ценностей — этики и чести. Таким образом медали представляли собой смесь традиционной китайской культуры и Олимпийских игр.
На лицевой стороне медали был отражен греческий характер Олимпийских игр: богиня победы Ника на стадионе «Панатинаикос». Обратная сторона награды инкрустирована нефритом. А на металлической центральной части выгравирована эмблема пекинской Олимпиады, выполненная в стиле традиционных китайских иероглифов.
Медали Олимпийских игр в Сочи символизируют мозаику из национальных орнаментов различных культур и национальностей, которые есть в России. Там есть солнечный пейзаж, заснеженные вершины, песчаные пляжи. Сами награды сделаны из металлов и поликарбонатов, поэтому соединяют легкость и красоту.
На лицевой стороне изображены олимпийские кольца, а на обратной выгравированы название Игр на английском языке и эмблема игр. Официальное название события «XXII ОЛИМПИЙСКИЕ ЗИМНИЕ ИГРЫ» написано на русском, английском и французском языках на гранях. Сами медали весили от 460 до 530 грамм. Диаметр награды около 100 миллиметров.
В создании медалей на текущую токийскую Олимпиаду впервые в истории принимало участие почти все население Японии. Проект Tokyo 2020 Medal Project дал каждому жителю страны возможность стать частью Олимпиады. Проект призвал японцев пожертвовать устаревшие электронные устройства.
С 2018 по 2020 год в стране собрали 79 тонн бытовой электроники. В кампании участвовало 90 процентов населенных пунктов Японии, включая города и деревни. В итоге вторсырья было достаточно, чтобы сделать все 5000 медалей.
Япония не была первой страной, которая использовала старую технику для производства наград. На играх в Рио-де-Жанейро в 2016 году около 30% серебра для изготовления золотых и серебряных медалей было получено из переработанных автомобильных запчастей. А на Играх в Ванкувере в 2010 году медали делали из электроники старых компьютеров и телевизоров. Однако японцы стали первыми, чьи медали были созданы полностью из переработанных материалов.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Как награждали победителей древних Олимпиад
Современный спорт – это огромные деньги. Никого уже не удивляют многомиллионные гонорары победителей крупных спортивных состязаний. Интересно, а как награждали победителей Олимпийских игр в Древней Греции?
Главной наградой победителя древней Олимпиады был лавровый венок, ветви для которого срезали со священной оливы, росшей рядом с храмом Зевса. Причем, ветви должен был срезать золотым ножом мальчик, происходивший из знатной семьи. Было еще одно условие: у этого мальчика должны быть живы оба родителя.
Олимпийского чемпиона награждали в присутствии многочисленных зрителей, оратор хвалил победителя и его родину. А при выходе со стадиона восторженные поклонники нередко несли чемпиона на руках.
Следующее награждение проходило уже при возвращении героя Олимпиады к себе на родину. Восторженные земляки выражали чемпиону свое восхищение и, в знак благодарности за то, что прославил свой родной город, вручали материальное вознаграждение. В Афинах даже был издан закон, по которому победитель Олимпиады получал 500 драхм.
Поэты писали хвалебные оды своим соотечественникам, которые исполнялись хором. Кроме того, победитель Игр имел право установить свою статую в Олимпии. Весь вопрос был только в финансировании. Если атлет происходил из знатной семьи, он мог сам оплатить заказ на изготовление статуи, но чаще всего средства выделялись родным городом победителя или кем-то из богатых меценатов. Часто над скульптурами работали самые известные мастера, соответственно, плата была немалой. Постаменты часто украшались стихами, посвященными чемпиону.
Как видим, победители Игр в Древней Греции пользовались всеобщим уважением. Но в 394 году Олимпийские игры были запрещены римским императором Феодосием I, который называл их «пережитком язычества». Перерыв продолжался более 1500 лет.
Только в 1896 году, по инициативе барона Пьера де Кубертена, в Афинах состоялись первые Олимпийские игры современности. На них запрещалось выступать профессионалам, поэтому, на существенное материальное вознаграждение победители первых олимпиад рассчитывать не могли.
В связи с этим, можно вспомнить интересный случай, который произошел в 1912 году на Играх в Стокгольме. Победителем в легкоатлетическом пятиборье и десятиборье стал американский индеец Джим Торп. Вскоре после Олимпиады один из дотошных журналистов нашел заметку в газете о том, что Торп за несколько лет до Игр выступал за полупрофессиональную бейсбольную команду, и получал небольшие деньги.
Олимпийский комитет отреагировал незамедлительно, Торп был лишен звания чемпиона и был вынужден вернуть свои награды. Реабилитировали спортсмена только в 1983 году, правда, сам спортсмен скончался за 30 лет до этого события.