чем мылись люди в средневековье
«Обоняние»: личная гигиена в Средневековье
Разные эпохи ассоциируются с разнообразными запахами. Средние века приятными ароматами похвастаться вряд ли могут.
Средневековая Европа пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Александра Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего Средневековья.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец 15-го в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости, Папа Римский Климент V — от дизентерии. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений, и его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьётся вусмерть, и еле-еле отмыли.
В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».
Женская гигиена. Источник: tinhte. vn
Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни, и то по совету врачей. Мытьё привело монарха в такой ужас, что он зарёкся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто.
Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию донжуана королём Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль д’Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины 19-го века не существовало.
Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 м (такова, например, ширина магистрали, которая ведёт к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже — не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека»: двое не могли там разойтись.
Ванная комната Людовика XVI. Источник: ekladata.com
Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.
Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.
Но и сами люди были не намного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат 15-го века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть заражённый инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в 15−16 веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в 17−18 веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.
Все гигиенические мероприятия сводились к лёгкому ополаскиванию рук и рта, но не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в 16-м веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2−3 раза в год.
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.
Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от неё тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешёвая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.
Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было ещё и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи подавали остальным христианам соответствующий пример служения богу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «божьими жемчужинами». Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придётся. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.
Средневековый бал. Источник: blogspot.com
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например, во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона.
Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.
Методы борьбы с блохами были пассивными, как, например, палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по-своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шёлковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шёлк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шёлковое нижнее белье, к шёлку блохи и вши действительно не прилипают.
Кровать с балдахином. Источник: pinterest.com
Кровати, представляющие собой рамы на точёных ножках, окружённые низкой решёткой и обязательно с балдахином, в Средние века приобретают большое значение. Столь широко распространённые балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.
Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна, потому что на ней не было видно клопов.
В России в те же годы
Русский народ был чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своём дворе баню. В зависимости от того, как баня топилась, парились в ней «по-белому» или «по-чёрному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шёл непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-чёрному».
Был ещё один оригинальный способ мытья — в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.
Баня топилась по субботам и перед большими праздниками. Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.
В общественных банях мылись все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но ещё и подсмеиваются им своею нескромностью», — писал один иностранец. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.
Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своём только на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.
Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные находились в Царском Селе.
«Осторожно, вода!», или Пять ужасающих фактов о средневековой гигиене
Люди могли мыться в грязной воде, нередко вся семья, а за ней и слуги мылись по очереди в одной воде. Королева Испании Изабелла Кастильская и вовсе признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. А Людовик XIV тоже мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Однако мытье его ужаснуло и он зарекся этим заниматься. Русские послы писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». А папа Климент V и вовсе погиб от дизентерии.
Кто такие «божьи жемчужины»
Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами, а то и вообще не знали воды. Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости.
Рембрандт. «Молодая женщина, купающаяся в ручье». 1654 г.
Откуда пошла фраза «деньги не пахнут»
В отличие от Европы, на Руси баня всегда была в почете. Для славян баня имела не только гигиенический, но и глубокий сакральный смысл. Народ верил, что все грехи смоются, поэтому раз, а то и два в неделю обязательно ходили в баню. Кстати, Дмитрий-самозванец не любил баню, за что его считали нерусским. Самих же русских в Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню «слишком часто».
А вот в Средневековой Европе туалетов вообще не было. Только у высшей знати. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что там буквально нечем было дышать. Отсутствие туалетов абсолютно никого не смущало. Даже в Версале не было предусмотрено ни одного отхожего места. Длинные коридоры завешивались тяжелыми портьерами, за которыми все справляли нужду. Именно тогда духи приобрели наибольшую популярность. Стойкие ароматы были призваны заглушать зловоние, шедшее от человеческих тел.
Тем временем, у самого Людовика XIV ватерклозет был. Как рассказывают историки, он мог восседать на нем и одновременно принимать гостей. Кстати, первый общественный туалет там появился только в XIX веке. И предназначен был только для мужчин. В России отхожие места появились при Петре I.
По описанию многих гостей Парижа, среди которых был и великий Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Доходило до того, что за неимением туалетов ночной горшок запросто выливали из окна прямо на улицу. Именно тогда появились широкополые шляпы, которые были не только данью моде, но и обычной необходимостью. Поскольку из-за отсутствия канализации содержимое ночных горшков выливалось прямо из окон. В конце XIII века в Париже был издан закон, который гласил: «Выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно! Вода!».
В XIII веке появилось нижнее белье. Это событие еще больше укрепило сознание того, что можно и не мыться. Одежда была очень дорогая, поэтому стирать ее было довольно накладно, а вот нижнее белье постирать было значительно проще. Знать, кстати носила шелковое нижнее белье. Причина его популярности проста. В скользкой материи не водились паразиты, просто потому, что им там было не за что уцепиться.
Адриан ван Остаде, «Шарлатан», 1648 г.
«Ибо с самого детства не входили в воду»
В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».
Почему знатные люди в Средневековье не мыли руки перед едой и другие малоизвестные факты о гигиене «темного времени»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Насколько было распространено купание?
Другое дело, что кто-то соблюдал эти рекомендации, а кто-то нет. Весьма распространено мнение, что это было привилегией дворянского сословия. Это неправда. Да, безусловно, частота купания зависела в некоторой степени от класса. В большей же степени от места жительства и личных предпочтений.
Например, викинги тщательно блюли гигиену в религиозных и лечебных целях. Монахи и монахини также принимали ванну часто в рамках церемониальной практики. Бани и общественные купальни были вполне обычным явлением. Во многих регионах они сохранились ещё со времен Римской империи. У богатых были личные купальни, простолюдины же и крестьяне часто купались в родниках, реках и ручьях.
Проточной воды тогда не было. Воду нужно было принести ведром. Такой поход требовал значительных физических усилий. Поэтому большинство людей обычно не мылись каждый Божий день. Точно так же средневековые бани не были банями в современном смысле этого слова, они были фактически ближе к душевым. Проще было нагреть кувшин с водой и вылить на себя. Такую процедуру и проводило большинство людей. Они выполняли в основном тяжёлую физическую работу и не сидели покрытые потом и грязью.
Подобная практика делала простолюдинов зависимыми от погоды. Если вода была слишком холодной, то купаться целиком было невозможно. Бытует мнение, что от крестьян пахло особенно дурно. Не факт. Даже богатеи могли распространять зловоние. Например, королева Кастилии Изабелла хвасталась, что купалась всего два раза в своей жизни. Один раз в день своего рождения и второй раз в день своей свадьбы с Фердинандом Арагонским. Сложно представить даже какие ароматы распространяла эта женщина.
2. Средневековая стоматология
Первая современная зубная щетка была произведена серийно в 1780 году. Как же чистили зубы в средние века? Ещё один распространенный стереотип, связанный с этим, заключается в том, что мол у всех крестьян были гнилые зубы. Или вовсе их не было. Археологические исследования показывают, что в среднем 20% зубов в Средневековье имели кариес. Для сравнения: в начале 20 века 90% зубов у многих людей повреждены подобным образом.
Историки пишут, что люди средневековья шли на многое, чтобы иметь чистые и здоровые зубы. Они натирали их и дёсны грубым полотном. Также исследователями были обнаружены рецепты различных паст и порошков. Их наносили на льняную ткань, чтобы почистить и отбелить зубы, освежить рот. Делали это особенно тщательно. Ведь вылечить больной зуб тогда — вот это было самой настоящей проблемой! Гниющий зуб удаляли без всякой анестезии. Богачи могли позволить себе протезы. Делали их из коровьей кости или человеческих зубов.
3. На чём спали в Средневековье
В средневековье кровать была точно таким же, очень важным предметом мебели в доме, как и сегодня. У простолюдинов постелью обычно являлась охапка соломы. Проблемы начинались, если солому редко меняли. Ведь она являлась настоящим раем для блох и вшей. Даже самые богатые из средневековых аристократов и святейшие монахи пали жертвами этих надоедливых насекомых. Сам святой Франциск Ассизский называл этих букашек «жемчужинами бедности».
Дезинсекция являлась делом довольно обычным. Делали это в основном женщины. Страждущего садили на скамейку сапожника у окна или огня и расчёсывали специальным гребнем.
4. Мыть или не мыть?
Пандемия COVID-19 научила всех тщательно и часто мыть руки. А что же в средние века? Это во многом зависело от социального класса. Мыть руки и лицо означало блюсти религиозный ритуал чистоты. Также руки мыли после еды ибо зачастую ели без столовых приборов. Частое мытьё рук было привилегией знати и духовенства. У богатых кувшины с водой стояли всегда в столовой, чтобы гости могли мыть руки перед входом и выходом из зала.
Практика мытья рук несколько различалась для крестьян и тех, кто принадлежал к низшим слоям общества. Поскольку у представителей низших классов не было такого же лёгкого доступа к воде, как у знати, они часто не мыли руки перед едой. Проблема заключалась в том, что большинство людей ели руками, которые были грязными из-за работы на улице, посещения туалета или работы с животными. В результате многие люди болели из-за заражения пищи микробами на руках.
5. Секретный ингредиент для стирки
Понятно, что у средневековых людей не было стиральных машин. Таким образом, им приходилось проявлять изобретательность, чтобы очистить свою одежду. Обычно они стирали всё своё бельё в ванне или корыте. Если таковых не было, то в реке или ручье.
Секретным ингредиентом, обеспечивающим чистоту одежды в средневековье, была. моча! Да, именно она! Это вещество было тем самым секретным ингредиентом, который добавляли к смеси из золы и зелёного винограда, чтобы вывести пятно. Моча ведь содержит аммиак, а он помогает удалять пятна. Конечно, запаха альпийских лугов от свежевыстиранной одежды ожидать было тогда излишне.
6. Все отходы под ноги
Дождь вызывал переполнение канав, что приводило к затоплению улиц отходами человеческой жизнедеятельности и мусором. В те времена существовали «уборщики навоза». Они расчищали улицы, чтобы по ним можно было передвигаться. Но их работа не имела никакого значения, когда шёл дождь. Вонь на «свежем воздухе» была настолько сильной, что люди ходили, приложив к лицу специальные ароматизированные мешочки.
У людей в Средние века были свои проблемы. Многие из них сегодня сильно преувеличены. К тому же это не было столь примитивное время, как думают многие. Это были времена великих перемен, религиозных и военных конфликтов, сложных социальных отношений. Подробнее прочтите об этом в другой нашей статье: 6 причин, по которым Средневековье не было таким уж тёмным временем, как принято считать.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
История
Научились у мусульман. Чего вы не знаете из истории личной гигиены в Европе (Sasapost, Египет)
«Великолепие французских духов», — эта рекламная фраза знакома многим. Достижения парфюмерного производства обычно приписываются Франции или Европе в целом, и для нынешних поколений в европейском мире это так. Однако, по мнению историков, представления, укоренившиеся в нашем сознании относительно личной гигиены и уровня культуры европейцев, противоречат историческим сведениям.
В своих книгах, написанных после путешествия по Европе в Х веке нашей эры, мусульманский писатель Ахмед Ибн Фадлан рассказал о местных обычаях в области личной гигиены: «Они грязнейшие из творений Аллаха, — не очищаются ни от испражнений, ни от мочи, не омываются от половой нечистоты и не моют рук после еды. Они умывают свои лица и моют головы самой грязной водой».
В словах Ибн-Фадлана нет преувеличений, он начал своё путешествие из Багдада, где было много общественных бань. Грязь европейцев шокировала его.
Это не единственное историческое свидетельство о европейском пренебрежении личной гигиеной в Средние века. Данная тема также раскрыта в книге Джозефа Маккейба (Joseph McCabe) «Цивилизация мусульман в Испании» (перевёл Мухаммед Таки ад-Дин аль-Хиляли). Согласно автору, королева Изабелла Кастильская использовала воду для купания всего лишь дважды за всю свою жизнь, в то время как испанский король Филипп II запретил купание в своей стране, и нарушивший запрет мог быть наказан. Его дочь унаследовала вредные привычки отца и поклялась не менять нижнее белье, пока не закончится осада одного из испанских городов. Эта осада продолжалась три года и, по мнению некоторых, этот инцидент стал причиной заболеваний женщины, в результате которых она умерла.
Великолепие французской парфюмерии, чтобы скрыть запах грязи
Можно сказать, французские духи производились лишь для того, чтобы скрыть неприятный запах, исходящий при встрече с людьми из других стран. И если хорошенько подумать, это довольно правдоподобно. Хотя европейцы не используют «шатафу» (аналог биде) в своих ванных комнатах, сейчас они гораздо больше заботятся о личной гигиене, чем в Средневековье, и все это благодаря мусульманам.
В подтверждение этому в арабских журналах по истории и культуре часто можно встретить цитату французского историка: «Мы, европейцы, в долгу перед арабами за благополучие нашей общественной жизни; мусульмане научили нас поддерживать чистоту своего тела, они были противоположностью европейцам, которые переодевались лишь, когда одежда начинала противно пахнуть, и позже ввели в привычку снимать одежду и мыться. Тем временем мусульмане носили яркую чистую одежду, некоторые украшали себя разными драгоценными камнями: изумрудами, сапфирами и кораллами». В своих мемуарах европейский писатель Шандор Мараи писал: «Европейцы считали купание проявлением безбожности».
Контекст
Если в баню, то в королевскую
Европейцы и дилемма личной гигиены
Отсутствие культуры и невежество в средневековой Европе были одними из наиболее важных причин плохой гигиены. Одни полагали, что купание свидетельствует о безнравственности, другие — что во время мытья тело становится беззащитным перед дьяволом. Господствовало убеждение, что контакт с проточной водой мог стать причиной различных заболеваний.
Европейцы не обращали особого внимания на мыло и лишь периодически чистили кожу от многочисленных слоёв грязи. Они не знали о существовании мыла до второй половины XIX века — доступно оно было лишь зажиточным слоям населения. Однако наличия моющего средства было недостаточно для качественного купания по причине нехватки воды. Строительство подходящих ванных с возможностью регулировать температуру воды требовало развития сложной инфраструктуры, которая долгое время отсутствовала в Европе.
Как пишет Кэтрин Эшенберг (Katherine Ashenburg)) в своей книге «Грязь на чистоту: антисанитарная история» («The Dirt on Clean: An Unsanitized History»), XVII век был самым грязным веком в западной истории. Европейцы использовали парфюмерию для скрытия неприятного запаха своих тел и тех, с кем совокуплялись. Например, мадам де Монтеспан была любовницей французского короля Людовика IV. Перед встречей с ним она имела обыкновение поливать себя духами, чтобы скрыть неприятный запах. Король ненавидел ее парфюм, поскольку из-за резкого аромата у него болела голова. В своих мемуарах он описывает большую ссору, вспыхнувшую между ними после просьбы отказаться от духов. Тем не менее, ее защитные меры стали популярны, и многие европейцы были заняты попытками скрыть неприятный запах вместо того, чтобы придумать, как от него избавиться. Так появился миф, благодаря которому европейцы оказались на вершине парфюмерной индустрии, став пионерами в этой области.
В то же время в исламском мире в каждом доме была канализация и чистая вода, что позволяло следить за чистотой. Это один из главных столпов ислама, который Запад позже перенял для поддержания здоровья. Огромная разница в образе жизни в Европе и исламском мире в Средние века не ограничивалось отношением к гигиене. В то время как европейская знать сидела на деревянных или каменных скамьях, что было крайне неудобно, мусульманская элита занимала лучшие места и ходила по роскошным коврам. Об этом свидетельствуют многие европейцы, познакомившиеся с обычаями мусульманских общин. Они были глубоко впечатлены образом жизни мусульман, их чистотой и благополучием, а также применением гигиенических средств и медицинских лекарств.
Сейк Дин Мухаммед — специалист по мытью головы в Британии
Пока в Европе и на Западе в целом отсутствовала культура чистоты, мусульмане соблюдали личную гигиену, наслаждались этим и восхваляли ее так же, как это принято видеть в современных европейских фильмах. Сегодня на экранах мы наблюдаем множество красивых сцен, где женщина лежит в ванне полной мыла и воды в окружении свечей, наслаждаясь этими мгновениями, и в этом заслуга именно мусульман.
Миграция на Восток и распространение исламских обычаев сыграли важную роль в популяризации личной гигиены в Европе. Особенно это касается повседневного использования воды. Европейцы поняли, что это полезно для здоровья и не имеет ничего общего с происками дьявола. Стоит также рассказать об индусе-мусульманине, сыгравшем огромную роль в распространении культуры купания на Западе.
Сейк Дин Мухаммед, живший в Англии в XVIII веке, — первый индийско-мусульманский автор, опубликовавший книги на английском языке в Британии. В одном его произведении целая глава посвящена преимуществам массирования головы во время купания, что, похоже, было его страстью. Он был писателем и владельцем ресторана в Брайтоне и первым представил концепцию спа-салона, как принято говорить сегодня. Он создал сеть заведений в этом городе, после чего его стали называть брайтонским доктором. Так индийский мусульманин научил англичан наслаждаться купанием. Сегодня в арабских странах это воспринимается как западная идея, хотя стала популярна в Европе благодаря исламскому миру.
Сейк родился в семье цирюльников и обладал обширными познаниями в области изготовления мыла и других моющих средств. Также он обладал навыками уникального массажа головы, популярного в Индии — так называемого шамписсажа, от которого позже произошло слово «шампунь».
Таким образом, европейцы принимают ванну и душ, а также соблюдают базовые правила личной гигиены, регулярно меняя нижнее белье, благодаря мусульманам.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.