чем можно склеить янтарь в домашних условиях
Правила чистки и ремонта янтаря в домашних условиях
Натуральный янтарь стареет некрасиво: поверхность темнеет и обзаводится кракелюрами, блеск становится невзрачным. При неправильном хранении возможны и более серьезные проблемы, вплоть до раскола самоцвета.
Твердость янтаря – всего 2-3 балла по шкале Мооса, что делает его самым хрупким ювелирным камнем из всех существующих
Словом, порча вставки в янтарном украшении – вопрос времени. Если это время уже подошло, не стоит торопиться с определением драгоценности на помойку. Бежать к ювелиру тоже не обязательно, ведь львиную долю дефектов можно устранить в домашних условиях.
Будьте осторожны! Некоторые народные средства, рекомендуемые в интернете, могут еще больше навредить камню. Если сомневаетесь в каком-то варианте, не поленитесь залезть на тематический форум и задать вопрос знатокам.
В любом случае перед проведением каких-либо работ нужно удостовериться, что предмет действительно сделан из янтаря. Многие украшения и аксессуары производства СССР только заявлены как янтарные. На самом деле они пластмассовые.
Хорошая новость в том, что настоящую древесную смолу легко вычислить по способности к электризации. Потрите камушек шерстяной тканью и поднесите к нему несколько мелких бумажек. Если тестируемый предмет не начнет притягивать их подобно магниту, это укажет на имитацию.
Как и чем можно почистить янтарь?
Самая простая, но действенная мера домашнего ухода, – чистка. Иногда для восстановления визуальной привлекательности достаточно устранить с поверхности загрязнения. В процессе лучше использовать кисточку с упругим ворсом. Важно, чтобы она была сухой.
Неплохой альтернативой будут шерстяная ткань и замша. Они бережно снимут налет, не повредив гладкую фактуру камня
Мыло и другие щелочные средства использовать нельзя. Они сильно вредят блеску, приводят к появлению белесого налета. Не забывайте, что, если украшение имеет металлическую оправу, ее «пожелания» тоже нужно учитывать.
Как полировать янтарь?
Если чистка не помогла вернуть блеск, с этим наверняка справится полировка. С ее помощью поверхность выравнивают, удаляя царапины, мелкие сколы и прочие дефекты. Свет равномерно распределяется по всей площади покрытия, что и способствует его максимальному отражению. Но следует учитывать, что иногда янтарь продается не в чистом виде, а в окрашенном. О проведенной тонировке могут свидетельствовать следующие цвета:
Перечисленные тона для натуральной смолы неестественны. Тонированный янтарь нельзя полировать, несложно догадаться, почему. Окрашен только верхний слой камня, при шлифовке он будет частично удален. В итоге получится пятнистое изделие, отнюдь не радующее своим внешним видом.
С неокрашенного янтаря можно и нужно периодически «стряхивать пыль». Лучшим набором для домашней полировки считаются замшевый лоскут и парафин.
Вместо замши можно использовать шерсть, а вместо парафина – мыло. Во всех случаях полировка сухая, без воды
Чуть менее щадящее, но действенное средство – лист мелованной бумаги. Если поверхность стала гладкой, но блеск не вернулся, то обойтись домашним ремонтом вряд ли получится. Некоторые камни действительно нуждаются в профессиональном уходе.
Как склеить расколотый янтарь?
Заново собрать расколовшийся кусочек смолы – непростая задача. Зачастую крупные фрагменты имеют неровные края со сколами. При сборке становится очевидно, что цельным камень уже не будет, если слишком большая его часть открошилась.
Если камень раскололся аккуратно, что бывает крайне редко, его можно заклеить цианакрилатным или ювелирным клеем. Желательно выбирать клеящие составы медленного действия. При использовании «Момента» у вас не будет времени аккуратно соединить фрагменты. Не менее важно правильно рассчитать количество клея.
Выступающих на поверхность излишков быть не должно. Их почти нереально удалить с поверхности, не повредив ремонтируемый материал
Помните, что многих причин, по которым нужен ремонт изделия, можно избежать посредством правильного хранения. Старайтесь хранить хрупкий самоцвет так, чтобы он был защищен от влаги, прямых солнечных лучей и механических повреждений.
Чистка и ремонт янтаря: советы домашнему мастеру
Не секрет, что натуральный янтарь тускнеет со временем, теряет блеск, его поверхность может покрыться кракелюрами, добавим к этому хрупкость самого материала, ошибки при хранении — и необходимость ремонта рано или поздно возникнет практически у любого изделия.
С какими только «рецептами» обновления и ремонта, почерпнутыми, в том числе, и из просторов интернета, не приходится сталкиваться. У домашнего мастера в ход идет подсолнечное масло, кипящий раствор туалетного мыла, зубная паста, спиртосодержащие жидкости, ацетон, сода, паста ГОИ, всевозможные лаки и клеи начиная от «Момента» и заканчивая «БФ».
К сожалению, все вышеперечисленное не только не помогает вернуть солнечному камню его первоначальный вид, более того — результаты приводят либо к полной утрате изделия, либо к необходимости проводить уже не ремонтные, а реставрационные работы. И не важно, какой именно вид янтаря перед вами: классический балтийский, уникальный голубой янтарь или необыкновенный бирмит.
А что если все же хочется «освежить» бабушкины любимые бусы или поцарапавшийся браслет? Что можно сделать и что делать категорически нельзя?
Во-первых, надо выяснить, янтарь ли это. Часто изделия 70-х 80-х годов — мундштуки, броши, крупные точеные бусы, массивные браслеты — на поверку оказываются имитацией из пластмассы. Самый верный метод — проверить их способность к электризации, подарившую янтарю название «электрум». Сделать это можно, интенсивно потерев изделие шерстяной тканью. Если после этой процедуры камень начинает притягивать к себе мелкие бумажки и соринки — переходите к следующему этапу.
Очистка янтаря
Просто и безопасно можно очистить янтарь с помощью сухой кисти с упругим ворсом, либо шерстяной тканью или замшей, по аналогии с чисткой нежного жемчуга. Изделия из янтаря, особенно старые, желательно не мыть, тем более с мылом или другими чистящими средствами, вроде «фейри». Поверхностно-активные вещества могут негативно повлиять на структуру камня, и он покроется белесым налетом, удалить который можно будет только шлифовкой.
Ситуация может стать еще хуже, если изделие было покрыто лаком, что встречается нередко. В этом случае отслоение лака практически неизбежно.
Если чистка требуется не отдельному камню, а украшению с янтарем, стоит брать во внимание, что при небрежном уходе пострадать может не только вставка, но и оправа. Так, для чистки серебра, золота, да и вообще ювелирных изделий с различными вставками зачастую используются разные средства: например, по последней ссылке рассказывается и об особенностях ухода за жадеитом. Поэтому всегда думайте о каждой составляющей вашего украшения. Даже, казалось бы, вечный бриллиант — и тот не терпит халтурного обращения при его чистке.
Полировка янтаря
Удалить мелкие царапины и дефекты, можно, как это ни удивительно, аккуратно потерев янтарь о лист чистой мелованной бумаги, ведь она действует как мягкий абразив, сглаживая неровности и шероховатости поверхности. И, конечно, полировка с помощью сухого шерстяного и замшевого лоскута (с добавлением мыла или парафина) является самой безопасной рекомендацией. Если же это не помогает, значит, требуется уже механическая обработка, осуществить которую можно в ювелирной мастерской.
Следует принять во внимание, что янтарь может быть тонирован или колорирован, окрашен. Коньячный, красный, ярко-оранжевый, голубой или зеленый оттенки янтаря, как правило, получаются после термической или химической обработки. Полировать и шлифовать в домашних условия такой янтарь небезопасно для изделия, ведь цвет камня изменен только на поверхности, и, если убрать тонированный слой, изделие будет похоже на маленького леопарда в оправе, иными словами — покроется пятнами.
Склеивание янтаря
Увы, здесь не обойтись без профессиональных приемов. В большинстве случаев разбитые части изделия имеют неровный край и многочисленные сколы. Если край ровный и гладкий — считайте, что вам повезло и в этом случае можно воспользоваться цианакрилатным клеем медленного отверждения типа «Идеал» или специальным ювелирным клеем, который позволяет более точно подогнать склеиваемые части друг к другу.
Желательно предварительно потренироваться на чем-либо, чтобы оценить необходимое количество клея и почувствовать время его отверждения. Очень важно не переборщить с клеем, поскольку удалить его излишки с поверхности янтаря без опасности травмировать камень нельзя.
Эпоксидные двухсоставные клеи трудно рекомендовать для ремонта, поскольку они либо обладают недостаточным уровнем прозрачности, либо сложны в применении относительно квалификации домашнего мастера, либо могут иметь плохую адгезию к янтарю, клей попросту не сможет удержать два кусочка янтаря вместе и через некоторое время изделие снова рассыплется на части.
К сожалению, не все ювелиры берутся за ремонт и восстановление изделий из янтаря, поскольку знают его непредсказуемый характер: при любом удобном случае материал крошится, идет трещинами, темнеет, покрывается окисной пленкой, при обработке требует особого температурного режима, специфического состава полировальных и шлифовальных паст.
В итоге можно лишь добавить, что лучше не доводить дело до ремонта или реставрации. Лучше беречь и не допускать повреждений янтарных изделий, потому что большая часть травм камню наносится именно в результате неправильного хранения. Не забывайте о том, что для любых драгоценных изделий, и, тем более, таких нежных камней, как янтарь и жемчуг, необходимо подобающее место для хранения.
Подписывайтесь на Jewellery Mag в Google Новости и Telegram-каналe, чтобы первыми узнавать о новых публикациях. Самые интересные статьи за месяц ждут вас в нашей регулярной рассылке.
Обработка янтаря
Как бы ни был красив природный янтарь, люди на протяжении долгих лет пытались улучшить качество самоцвета. Мастера, занимавшиеся обработкой янтаря, хотели достигнуть полной прозрачности янтаря, расширить его цветовую гамму. Минерал, подвергшийся обработке, ценился гораздо выше, и использовался для изготовления ювелирных изделий.
Еще один метод обработки янтаря – прокаливание. С помощью этого метода обработки достигается просветление янтаря и появление внутри камня лузги «рыбьей чешуи». Суть этого метода заключается в прогревании янтаря в песке при температуре 140-150 градусов.
В каждую временную эпоху в разных ценился тот или иной цвет янтаря, поэтому окрашивание янтаря также очень широко применялось мастерами. Еще в Древнем Риме самоцвету научились придавать красный оттенок, который очень ценился в ту пору: для этого янтарь вываривали в козлином сале или масле при температуре 150-200 градусов, а в качестве пигмента для закрепления окраски добавляли морской пурпур, который добывали из моллюсков, ализарин, индиго и другие натуральные красители. Главный критерий при выборе красителя – он должен растворяться в масле.
Также для придания янтарю красноватых оттенков применяли варение самоцвета в меду, но при этом очень часто образовывалась мелкая сеточка трещин на поверхности камня, поэтому данный способ не пользовался популярностью.
Сегодня также используют осветление, как метод обработки янтаря, мутный или грязно-желтый янтарь обесцвечивают в специальных автоклавах, камни держат 16 часов под давлением в среде азота при температуре 250 градусов, а затем осветленный янтарь закаливают в специализированных печах с песком.
Еще один метод обработки янтаря – прессование и формование. Кусочки янтаря очень пластичны при нагревании, именно это свойство и используют при прессовании. Самоцвет, предварительно очищают от окисленной корки, окислившуюся корочку смолы снимают в течение нескольких часов в барабане, в котором крутятся камни, на дне этого барабана находится шлифовальный круг, об который камешки и трутся. Затем измельчают янтарь в порошок и закладывают в пресс-формы. При температуре 180-220 градусов и давлении порошок превращается в вязкую массу, затем его разливают по формам и дают затвердеть, охлаждая. После прессования получают янтарь различных оттенков, благодаря добавлению в массу красителей, такой янтарь используют в ювелирной промышленности, для изготовления медицинской посуды и используют в промышленности как изолятор.
Как отличить прессованный янтарь
Физико-химические свойства природного цельного янтаря и амброида, формованного камня сходны, но присутствуют некоторые отличия. Для прессованного характерны:
Самым главным отличием амброида (плавленного прессованного янтаря) считается реакция на эфир. Если смочить поверхность естественного камня капелькой эфира, он не изменится, а прессованный станет липким, изменит цвет в месте реакции.
Применяется также химическая обработка янтаря. Остатки от обработки крупных камней нагревают в резервуарах при температуре 350-370 градусов, и в результате химических реакций янтарь разлагается на янтарное масло (15% от общей массы), янтарную кислоту (1,2%), и «плавленый янтарь» (65%).
Склеивание самоцвета
Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:
Отжиг
Данный метод улучшает декоративные свойства натуральных кусков янтаря. Необработанный янтарь закладывают в специализированные печи с песком и подвергают сильному калению при температуре свыше 200 С. В результате камень становится прозрачным, за счет того, что из него выходят пузырьки газов, которые замутняли янтарь. При длительном нагреве оттенок янтаря становится золотисто-желтым. При этом внутри самоцвета образуются многочисленные трещинки, что делают камень «блестящим» когда в них преломляется свет, проходящий сквозь камень.
Помимо облагораживания янтаря каждый камень проходит стандартную обработку, которая включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку.
Сверление янтаря
Во время сборки янтарных изделий воедино, иногда приходится проделывать в них отверстия, они могут быть сквозными или определенной глубины. Сверление проводят только ручной дрелью или медленно работающей бормашиной, диаметр сверла составляет приблизительно 1 мм, его заменяют прочной короткой железной проволочкой с острым наконечником, швейной иглой без ушка. В процессе просверливания острый инструмент извлекают через каждые 1 – 2 мм углубления, чтобы очистить его от пыли. Делать отверстия лучше до полирования изделия, это даст возможность крепко держать янтарь в руке и убережет изделие от появления царапин от сверла. Для того, чтобы мелкие камни не трескались в момент сверления, во время работы его нужно иногда смачивать водой или маслом. Для сквозного отверстия необходимо просверлить сначала одно отверстие на половину камня, а затем с другой стороны навстречу. Технология поможет избежать разлома и скалывания во время выхода сверла из камня.
Обдирка и формовка янтаря
Обдирка янтаря – это снятие корки, которая образуется при обветривании минерала. Процесс происходит при помощи крупнозернистого наждачного камня. Получившуюся янтарную пыль собирают в специальный резервуар для получения лака. Обдирку породы обычно начинают с прозрачной стороны минерала, которая когда-то была повернута к солнцу. Корка снизу может быть отличной основой для задуманного изделия, где можно будет разглядеть различные фигуры, которые только можно нафантазировать.
Формовка – на этом этапе, заготовке придают определенную форму. Камню будет предан нужный объем и рисунок.
Раскрой янтаря
Раскрой янтаря – спиливание камня до заготовок-пластин нужной толщины и размера при помощи лобзика, слесарной ножовки по металлу. Завернув камень в бумагу или ткань, его зажимают в тисках или струбцине. Чтобы избежать раскола минерала, распиливание никогда не доводят до конца. Как правило, оставляют нетронутой небольшую часть минерала. После, камень вынимают из зажима, переворачивают и делают новый спил навстречу. Проделав такую операцию несколько раз, инструмент вынимают из пропиленного участка и вычищают образовавшиеся опилки и стружку в специальный сосуд.
Выравнивание камня
Шлифовка янтаря
Шлифовка янтаря, по-большому счету копирует предыдущий выравнивающий прием, только шкурка используется здесь меньшей зернистости. Для лучшего эффекта, нужно осуществить процедуру несколько раз, постепенно снижая зернистость. Обработка ведется с увлажнением минерала, поэтому шкурку нужно выбирать водостойкую. Опытные мастера используют для шлифовки старый порошок пемзы.
Полировка янтаря
Рецепт янтарного клея
В 1980-х гг. на чердаке заброшенного дома в пос. Староуткинск Свердловской области нашли старые рукописи. В них содержались рецепты для художественных работ по дереву, металлу, стеклу и ряду других поверхностей, а также описание составов для производства лаков и красок, употреблявшихся при создании икон и книжных миниатюр. В 1991 году уральским археографам удалось скопировать три рукописных сборника. Позднее ценный текстовый материал обработал С.А. Белобородов и в 2006 году в Вестнике музея «Невьянская икона» (выпуск 2) опубликовал статью «Найди ящерицу живую желтую и положи ее в ртуть…» (Сборники рецептов для художественных работ из собрания Лаборатории археографических исследований УрГУ). Автор сделал вывод: «Внимательное изучение сборников позволяет нам с большой долей уверенности утверждать, что к их составлению причастны представители известной уральской династии иконописцев Филатовых, проживавших именно в Уткинском заводе (ныне – пос. Староуткинск)».
Среди прочих в статье приводится рецепт на производство янтарного клея. Он мог быть составлен примерно в 1850–1860 гг. У нас есть несколько предложений, для чего применяли получившуюся смесь (для этого мы привлекли иконописца, кандидата химических наук и специалиста по янтарю). Ею могли добиваться матовости золотых элементов (матирование) или использовать ее как клей перед нанесением золотого узора (т.е. ассиста).
Рецепт приводим полностью, сохранив авторский стиль.
[№ 52]. На составление мата.
Вообще все истолочь в порошок, всыпать в определенное количество алкоголя, закупорив плотно склянку, и дать стоять несколько дней, пока не получит растворимость, и также может оставаться на неопределенное время в покое до употребления. Взять лучшего рыбьего клея, сварить так, чтобы колер его соответствовал посредственной жидкости, не был густ или жидок, затем процедить сквозь тряпку и потом по ровному количеству настоянного алкоголя также процедить сквозь тряпку и соединить вместе с клеем, и тогда получится молоковидная жидкость, затем может быть готовою к употреблению, а когда будет употребляться для прикрываться (так!) озолоченные места матом, то эта эссенция пред началом прикрывания разогревается слегка. Склянка, наполненная эссенцией мата, опускается в теплую воду, согретую, чтобы рука могла держать.
И публикуем небольшие комментарии автора к этому рецепту.
Янтарь — ископаемая смола хвойных деревьев. Подвергнутый воздействию высокой температуры янтарь частично разлагается. В таком виде (янтарная канифоль) он легко растворяется при обычной температуре. Использовался для производства лаков большой твердости.
Гуми-арабик (гуммиарабик) — сок аравийской и африканской акаций. Загустевший, представляет собой бесцветные или желтоватые комки. Растворяется в воде. Обладает клеящими свойствами, использовался как связующее при «творении» золота и серебра и в производстве акварельных и темперных красок.
Гумми-копал (копал) — смола янтарного вида с дерева Rhus copallinum. Растительный клей.
Последовательность И Способы Обработки Янтаря
ИЗУЧАЕМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЯНТАРЯ.
Есть у нашего кинематографа такой фильм – «Собака на сене». Про любовь. Теодоро и Диана. Боярский и Терехова. Ну, возможно, вы его видели. Даже наверняка видели.
А в фильме есть песня с такими словами:
Сталь подчиняется покорно,
Ее расплющивает молот.
Ее из пламенного горна
Бросают в леденящий холод.
И в этой пытке, и в этой пытке,
И в этой пытке многократной
Рождается клинок булатный.
Казалось бы, к чему такие странные лирические отступления в разговоре о янтаре?? А очень даже есть к чему.
Как вдруг выяснилось, у меня появилась привязанность к янтарю. Очень неожиданная, ничего как будто бы и не предвещало. Но вдруг ррраз!! И все! И одна, но пламенная страсть!
Есть такой неприличный анекдот, к слову…
Ну, так вот. Я даже предприняла слабую попытку посопротивляться своей страсти, но попытка успехом не увенчалась, стало быть, не стоит уже об этом и вспоминать.
Ну, а поскольку янтарь меня уверенно и дерзко захватил, то и я решила узнать его максимально близко.
Откуда янтарь берется, сколько ему лет и что это такое – об этом пишут много, часто и достаточно интересно. С легендами и прекрасными историями. Захотим – перечитаем, расчувствуемся и прослезимся. В другой раз.
Но мы ж современные люди, нам бы в космос, нам бы нано-технологии, нам бы догнать и перегнать!
А еще хорошо бы таблеток от жадности, да побольше, побольше.
Прогресс не стоит на месте, и янтаря он, как ни странно, тоже коснулся. Ну, а поскольку я начала работать с совершенно разными видами янтаря, пришла пора немножко об этом рассказать, все-таки это интересно. Это было интересно узнать и мне самой.
Видов янтаря много. Он бывает гладким и слоистым. Матовым, облачным и прозрачным, бывает загрязненным, с землей и растениями внутри, и даже с комариками и ящерками.
Вот слоистый, например
А вот янтарь с включениями называется инклюз. Инклюзы бывают животные и растительные. Чем крупнее включение, тем круче и дороже!
Здесь веточка и ил или не знаю что, смотрится, как слои золота!
А вот королева-моль и товарищи! Целая свита!
А королева-то с усиками, в короне и золотой мантии! Ну ведь чудо!
Но речь сейчас пойдет не о видах янтаря, а о способах работы с ним. В частности, о том янтаре, который сам по себе изначально очень светлый. Почти прозрачный. Без загрязнений и вкраплений. Чистый, как смола в первозданном виде. Чистый, но мутненький от времени. Все-таки прошло-то сколько.
Не претендуя на научный труд, простым языком расскажу о способах обработки такого янтаря.
Помните как там, в начале рассказа, про сталь?
Вот наконец-то настало время связать слова песни о стали с янтарем.
Для улучшения свойств и качеств янтаря, его подвергают разным видам обработки, в результате чего достигают различных новых эффектов при создании украшений и декоративных изделий из него.
Существует три основных вида обработки янтаря.
Для осветления янтарь помещают в автоклав, где выдерживают в течение 15-16 часов под давлением в инертном газе при температуре около 250 оС. При этом из янтаря выпаривается примерно 5-10% воды. (Автоклав — аппарат для проведения различных процессов при нагреве и под давлением, выше атмосферного).
А для чего такая операция нужна? А для того, чтобы янтарь стал более плотным и не трескался при сверлении. Хотя, конечно, даже после осветления янтарь свойств гранита не приобретает.
Например, чтобы сделать бусы, бусины сверлят всегда с двух сторон. А иначе бусина просто трескается, когда сверло выходит с противоположного конца. А еще, янтарь становится вязким при сверлении. На вращающееся с большой скоростью сверло налипает оплавленный от сверления янтарь и повышает температуру камня. В результате, из-за разности температур в кусочке камня, тоже могут образоваться трещины. Ох, и капризный камешек….
После осветления янтарь прокаливают (этот этап иногда пропускают).
Внутри камешков есть пузырьки воздуха, пусть даже и не видимые невооруженным глазом, и в автоклаве они лопаются и образуют линзы, расходящиеся красивыми дисками в разные стороны, что делает янтарь искрящимся и сверкающим.
ЛУЗГОВАНИЕ или КАЛЕНИЕ – это режим в автоклаве, при котором возникают микровзрывы пузырьков воздуха и в янтаре появляются красивые солнечные диски, которые называют «лузга», «искорки» или «линзы«.
Этот процесс можно провести только в автоклаве. Цвет янтаря в этом режиме не меняется.
Ну и третий этап обработки янтаря – нагревание.
Цвет зависит от температуры и времени нагрева. А нагрев может быть любым. Хоть в духовке, хоть на сковороде. Про сковороду шутка, но не лишенная доли правды. Настоящие профессионалы янтарного дела, конечно, в сковородки не играют.
Для нагрева автоклавный режим уже не нужен. Но именно на этом последнем этапе можно придать янтарю нужный цвет, зная, сколько времени требуется, чтобы получить тот или иной оттенок.
Если нагревать каленый янтарь, то получаются темные камни с искорками.
А если процесс каления пропустить, то камни потемнеют, но останутся прозрачными. Хотя, при длительном нагреве искорки тоже могут появиться, правда, в гораздо меньшем количестве.
А вот этот камень был зажарен на сковороде при моем личном участии! Ну, при определенных условиях
Вообще-то, их было пять подопытных, ну да ограничимся одним!
Мне кажется, не зря жарили, старались-пыхтели, был простой желтенький, с пятном, а получился, красавичк, что надо!
Но и усердствовать в этом деле не следует, можно запросто сжечь янтарь. В древности им часто просто топили печи… И горел хорошо, и грел долго, и запах давал приятный. Все тридцать три удовольствия.
Нагревают янтарь только после осветления, иначе янтарь разбухает и трескается.
Все операции, кроме нагрева, проводят без доступа воздуха (в вакууме, или в инертном газе).
Дальнейшие действия зависят только от мастерства и фантазии человека, работающего с янтарем.
Я почему-то всегда думала, что нагретый янтарь (тот, который имеет более темный цвет), имеет цвет во всю свою глубину. Но оказалось, что я ошибалась. Янтарь, постепенно прогреваясь, и цвет приобретает постепенно, но поверхностно. Цвет от нагрева приобретает только внешняя поверхность камня, примерно на 0,1-0,2 мм, а внутри он останется таким же прозрачно-светлым, как и был до нагрева.
В последнее время янтарь стали гранить. Огранять…. Подвергать огранке. Ну как угодно можно называть. В общем – придавать камню свободной формы ровные полированные поверхности и грани.
Наверное, это делали и раньше, но встречались такие изделия не так часто. Потому что это долго, сложно и приводит к уменьшению первичного размера и веса камней, а это уже приводит к удорожанию конечного изделия. Не все к этому стремились. Но зато огранка придает янтарю такую красоту, что и словами не описать!!
Последовательность и очередность последующей обработки янтаря помогает добиться разных эффектов на выходе.
Если янтарь сначала огранить или вырезать, а потом нагреть до темного цвета, то после полировки камешек получится блестящий, с множеством граней, прозрачный и однородно-темный со всех сторон. И именно того цвета, до которого его нагреют.
А вот если сначала осветленный янтарь нагреть, а уже потом огранить, но не весь, а частично – то вместе со снятыми слоями янтаря уйдет и темный цвет от нагрева. То есть, ограненная часть камня станет светлее своей неограненной половины.
И получаются новые, очень красивые эффекты!
Вот три стадии нагрева одного и того же янтаря, на входе прозрачного лимонно-желтого, во всей красе.
В последнее время эти приемы мастера стали использовать все чаще в обработке камней для ювелирных украшений.
И это вывело на новый уровень красоту янтаря и возможности его использования.
Камни сначала нагревают, а потом придают им различную форму, делают надрезы, рисунки и грани – камешки приобретают различные цвета и оттенки, проявляется рисунок, и янтарь просто не узнать, настолько он становится интересным и разнообразным!
Насколько я знаю, мало какие природные камни способны изменять свой цвет и становиться разноцветными в зависимости от прихоти человека. Мне так кажется, что и вовсе никакие…
Хотя, просто, может быть, это только мне так кажется. Люди сейчас все больше грамотные и образованные.
Теперь вы знаете, какие испытания проходит янтарь от найденного на берегу моря камня до красивого украшения, которым так хочется любоваться!
И я очень надеюсь, что вы узнали чуточку больше о способах обработки янтаря и сможете потихоньку самостоятельно начать разбираться в этих чудесных, красивых, древних камнях.
ЯНТАРЬ ЭТОГО СТОИТ.
А теперь, с новыми знаниями добро пожаловать в мой магазин янтаря!