чем можно помянуть усопшего
Что раздают на поминках
У православных христиан есть традиция для поминовения умершего человека раздавать вещи и сладкое угощение. В разных местностях бытуют различающиеся обычаи, существуют различия в том, что и как раздается на разные поминальные даты. Эти поверья объясняют, сколько конфет должно находиться в каждом кулечке, подготовленном для поминального подаяния, что именно дают пришедшим на похороны, на 9-й, 40-й дни, на полгода и год. Советуют, когда отдавать вещи усопшего. Впрочем, богословы уверены, что стараться слишком строго соблюдать все эти обряды не только нет нужды, но даже вредно. Ведь в поминании главное – почтение к почившему, молитвы об упокоении его души и добрая память о его земных делах.
Значение традиции одаривания на поминках
В Библии нет четких указаний о том, когда раздают вещи умершего человека, и объяснений, когда и что именно давать на поминках. Обычай дарить что-либо людям, пришедшим помянуть усопшего, восходит к древним дохристианским обрядам Киевской Руси. С приходом христианства эти традиции стали поддерживать православные священники. Поминание почившего – богоугодное дело. Предметы, полученные таким путем, должны постоянно использоваться и напоминать об умершем. Ими нужно пользоваться бережно, чтобы подольше сохранилась светлая память об этом человеке. Чем чаще вспоминают его добрыми словами, тем лучше его душе в загробном мире. Говорят, что покойник, о котором забыли, которого не поминают, не находит себе покоя. Забывших его родных начинает беспокоить бессонница и кошмарные сны.
Предметы, полученные в дар на поминках, не несут в себе негативной энергетики. В них сохраняется позитивный посыл подарившего, теплота его слов, сказанных при дарении.
Что раздают на поминках в разные сроки
В большинстве случаев это зависит от принятых в той или иной местности традиций. Поэтому список вещей и угощений, которые раздают в разные поминальные дни в разных уголках страны, может заметно отличаться. В некоторых районах из посуды дарят только ложки, считая, что другие предметы могут сохранять грустную энергетику похорон. В других местах дарят кружки, тарелки, блюдечки и др. и не видят в них никакой опасности, только светлую память об усопшем. В зависимости от приверженности этим обрядам таких подарков можно сделать несколько. К примеру, в день похорон раздать носовые платочки, на 9-й день – чашки, а на 40 дней – ложки. Или можно ограничиться каким-нибудь одним даром, сделанным на похоронах. Например, платком или полотенцем, подаренным на поминках в день погребения. Все эти предметы обязательно должны быть новыми, не принадлежавшими покойному. Обычно их закупают при подготовке к похоронам.
Что раздают на поминках в день похорон
Пришедшие на похороны люди обычно получают в дар носовые платочки, маленькие полотенца. Иногда по традициям определенной местности к ним могут быть добавлены маленькие кусочки мыла. В зависимости от местных обычаев платочки или полотенца могут быть розданы до начала похоронных мероприятий или после окончания поминального обеда. Непременно тем, кто присутствовал на трапезе, раздают угощение из конфет, пирожков, печенья, пряников, вареных яиц и др. Такие же кулечки со сладким подаянием можно раздавать встречным людям по дороге с кладбища. Вручая этот дар, просят молиться об усопшем, поминая его имя в молитвах.
Согласно поверью, пока не пройдут первые три дня после смерти, вещи покойного не раздают. Традиционно до 40 дней стараются ничего не трогать в комнате или доме умершего. Но на самом деле церковь вовсе не запрещает раздавать вещи покойного в это время. Наоборот, считается, что чем больше людей молятся о покойном и поминают его, тем лучше его душе. Родственникам, приехавшим на похороны издалека, непременно нужно отдать те вещи, которые они захотят забрать на память об усопшем, и попросить их помолиться об упокоении его души.
Что дают на 9 дней в память об умершем
В этот день заказывают панихиду и другие поминальные службы в церкви. По дороге в храм можно раздавать поминальное подаяние. Подготовленное заранее угощение отдают встречным людям, соседям, незнакомцам, малоимущим и др. При этом просят помолиться о душе новопреставленного, назвав при этом его имя. Ничего из того, что поставлено на поминальный стол в этот день, не должно быть выброшено. Даже крошки, рассыпавшиеся по столу, надо собрать и отдать птицам. Поверье гласит, что, склевав их, они быстрее доставят Господу молитву. Остатки трапезы раздают неимущим или отдают гостям, собравшимся на поминки. Богословы уверяют, что в пище с поминального стола нет никакой дурной энергетики, она не принесет вреда тому, кто ее съест.
Что дают на поминки 40 дней
В это время чаще всего перебирают вещи покойного. Родные и близкие берут себе те предметы, которые будут им напоминать об усопшем. Оставшиеся пригодные к носке и употреблению опрятные чистые вещи можно отнести в храм с тем, чтобы там помогли передать их нуждающимся. При возможности можно отдать их малоимущим самостоятельно. Священники советуют как можно больше вещей отдать для дальнейшего использования, а не выкинуть на помойку.
Что раздают на поминках на 1 год и полгода
Поминание на полгода является относительно новой, не везде утвердившейся народной традицией и не считается обязательным по церковным канонам. В этот день необязательно устраивать поминальную трапезу. Иногда за такой стол собирают только самых близких людей покойного или обходятся только тем, что раздают родным, друзьям, соседям и знакомым усопшего сладкое угощение на помин его души. В такие дни, заказывая заупокойные службы, подают милостыню в храмах на ремонт церкви, на храмовые праздники, на живые цветы и др. нужды. Для этого оставляют деньги в специальных ящичках, расставленных в храмах.
1 год считается более значимой датой. Этот день важно начать с молитвы об упокоении усопшего. После этого обычно отправляются в храм, чтобы заказать панихиду, поминание на проскомидии, сорокоуст, литию. Освящают кутью для поминального стола. Поминание на годовщину тоже повод оставить в храме денежное подаяние. Кроме того, на поминальном столике оставляют продукты, которые потом раздаются нуждающимся или идут на приготовление храмовых обедов. Это могут быть любые долго хранящиеся продукты. К примеру, мука для выпечки просфор, крупы, варенья, макароны, конфеты, хлеб, фрукты и др. Можно принести кагор и лампадное масло. В годовщину смерти считается богоугодным пожертвовать деньги или какие-либо вещи в дома престарелых и детские дома. Сладкое угощение из конфет, печенья, пирожков, пряников и др. выпечки, как и в другие поминальные дни, раздают на поминках на год всем собравшимся на поминальный обед и встречным людям по пути в храм или на кладбище.
По сколько конфет раздают на поминках
В некоторых районах бытует поверье, что конфет в поминальном кулечке, как и цветов, приносимых на кладбище, должно быть непременно четное число. В других местах, даже при не относящемся к поминкам угощении, дают четное число конфеток. На самом деле неважно, сколько штук их подается. Раздают поминальные конфеты вовсе не для укрепления суеверных обрядов и не для обид за неправильное их исполнение. Этот помин нужен, чтобы люди, съедая сладости, помянули почившего и пожелали ему сладкой райской жизни в вечности. Угощение из конфет, печенья, пирожков и др. обычно раздают на поминках, приносят на работу, чтобы попросить коллег помянуть усопшего.
Ложки и кружки
Эти предметы можно раздать в день похорон, пришедшим на 9 дней или на сороковины. По традиции по окончании поминальной трапезы пришедшие помянуть покойного просто забирают с собой те ложки, которыми ели. Если поминки организованы в кафе или ресторане, обычно предупреждают, чтобы никто не забирал с собой инвентарь заведения. Для раздачи такого помина специально подготавливают приборы, которые можно отдать перед уходом гостей. При этом чрезвычайно важны добрые пожелания. Отданные с дурными мыслями вещи и угощения не принесут пользы духу почившего.
Существует мнение, что округлая форма ложек и чашек особенно хорошо сохраняет добрую энергетику, теплоту слов, сказанных за столом. Как и любую другую посуду, полученные в память об умершем ложки или чашки стоит вымыть. Проводить какие-либо специфические ритуалы, присущие языческим верованиям (с солью, огнем и др.), не только не нужно, но даже вредно. В православии суеверие и связанные с ним обряды считаются грехом.
Обязательно ли на 40 дней раздавать 40 предметов
Конечно же, никаких требований к исполнению этого суеверного обряда нет. Библия ничего не говорит об этом поверье. Богословы сходятся на том, что важно не количество розданных предметов или свертков с угощением. Намного важнее поминание умершего, молитвы о его душе и светлые воспоминания о его земной жизни.
Когда раздают вещи умершего человека
Вокруг вещей умершего человека скопилось множество суеверий. Например, считается, что вещи нельзя трогать и раздавать до наступления 40-го дня с момента его смерти. Что нельзя оставлять в своем доме вещи покойника, пользоваться ими или носить их. Нельзя входить в его комнату и делать там уборку. На самом деле богословы не настаивают на том, чтобы все вещи непременно были отданы. Не указывают они и точного времени, когда это должно быть сделано. Некоторые священники говорят о том, что те предметы, которым предназначено стать милостыней, можно и нужно отдавать ранее наступления 40-го дня. Ведь в это время душе усопшего требуется особенное молитвенное поминовение. В эти сроки решается, где именно окажется душа почившего: в раю или аду. Благодарные молитвы людей, получивших эти вещи, станут помощью духу умершего.
Решать, как поступить с теми или иными вещами, оставшимися после покойного, могут только наследники. При этом важно не впадать в суеверия. Не стоит спешить раздать все, что есть, сразу же после похорон. Не нужно стремиться непременно раздать 40 вещей на сороковины. Важно, чтобы результатом этого подаяния стала искренняя молитва об упокоении почившего. 40 дней после смерти – это время, особенно тягостное для родственников умершего. В это время обычно не принимают важных жизненных решений. Но, если вдруг появится человек, которому нужен какой-то конкретный предмет или несколько вещей, принадлежавших ранее покойному, и нет никаких причин сохранять это в семье, непременно нужно отдать. При этом нет никакой нужды специально дожидаться 40-го дня. Чтобы вещи и дальше служили людям, можно обратиться за помощью к специальным пунктам сбора вещей для нуждающихся. Конечно, все предметы, предназначенные для пожертвования, должны быть чистыми и в исправном состоянии. Поэтому нет никакого греха, чтобы постирать вещи усопшего прежде, чем передавать их нуждающимся. Сломанные и ветхие вещи, которые более невозможно использовать, конечно, придется просто выбросить.
Памятные вещи покойного непременно должны оставаться в семье или отдаваться тем людям, которые хотели бы взять их на память о нем. Их можно и нужно носить, ими можно и важно пользоваться. Суеверие о том, что негативная энергетика похорон или какие-то грехи умершего могут переходит на вещи и приносить в дом беду, никак не относятся к православной вере. Часто пользуясь этими предметами, люди будут чаще вспоминать усопшего и возносить молитвы о его упокоении. Важно только, чтобы эти предметы не забывались, не убирались подальше в чуланчики и кладовки, ведь это путь к забвению умершего человека. От уборки в комнате почившего тоже не стоит отказываться. Покрывшийся толстым слоем пыли интерьер говорит лишь о неуважении к его духу. Даже в тех местах, где все остается «как при жизни», в кельях почивших святых старцев или в музеях известных людей непременно делают ремонты и уборки.
Что делать с поминальным подношением
Принимая дар, непременно желают Царствия Небесного почившему. Лучше всего использовать полученные вещи в быту, вспоминая каждый раз усопшего. Именно для этого они и предназначены. Не стоит бояться негативной энергетики похорон, она не накапливается в этих предметах. Но все же, если нет желания пользоваться такими вещами и держать их у себя дома, их можно отдать. К примеру, можно принести в храм и положить на специальный столик для подаяния, подарить кому-либо или отдать нуждающимся. Церковь не видит в этом греха.
Практически любое из поминальных подаяний несет в себе важнейшую задачу – напоминание об усопшем и просьбу молиться о его упокоении. Поэтому несущественно, какую именно оно принимает форму (сладкого угощения, ложки с поминок или личной вещи упокоившегося). Почившему уже не важны мирские блага и материальные предметы, единственное, чего просит его душа, – это поминание и искренняя молитва. Конечно же, не стоит строго соблюдать «суровые требования» суеверий. Это не принесет пользы ни живым, ни умершим и к тому же не одобряется церковью. Впрочем, иногда ради спокойствия, ощущения «правильности» стоит уступить старшим родственникам и позволить им соблюсти привычные для них устоявшиеся «правила».
Когда и как правильно поминать усопших людей после смерти
Согласно христианским, а особенно православным традициям, поминание усопших – важный обряд, который совершается в память о человеке и его душе. Это во многом отличает христианские обычаи от поминания покойного мусульманина в исламе.
Главной традицией считается коллективный обед, устраиваемый родственниками в доме, где жил человек или на кладбище: на месте его захоронения сразу же после процедуры погребения.
Поминания происходят три раза – в день погребения, на девятый (не на неделю, как некоторые думают) и спустя сорок суток. Посещают поминки все, кто желает вспомнить усопшего хорошим словом. В эти дни также навещают могилу, прибираются на участке.
В связи с таким распространенным для стран СНГ явлением, у многих людей возникает вопрос: как поминать усопших правильно и чем именно поминают умерших. В этой статье будет подробно описано поминание усопших, когда проводятся поминки и как правильно поминать по канонам православной церкви.
Зачем поминать усопших
Традиция поминовения умерших сложилась достаточно давно. Согласно византийско-христианскому обряду, как писалось выше, проводились поминки три раза:
Далее процедуру повторяют каждый год в день смерти, а не раз в полгода, вопреки мнению некоторых людей. Сам обряд уходит своими корнями далеко в древность.
Некое подобие поминок есть и в вероисповедании других народов, так как многие связывают свою веру с бессмертием в другом мире. По христианским традициям вся процедура в конечном итоге сводится к поминальной трапезе.
Просфора для поминания людей при проведении Литургии
Православные таинства и обряды
Богослужебные ритуалы важны для верующих людей, так как неразвитая человеческая сущность и несовершенная природа человека нуждается в видимых и невидимых символических действиях, которые способствуют ощущению воздействия незримой и всемогущей силы Бога.
Насчитывается немало всевозможных таинств и обрядов, к которым прибегают для поминовения умерших людей. Среди них:
Как поминать в пост
Когда идет пост, есть особые дни поминовения – Родительская суббота, Воскресный день, когда происходит служба Божественной Литургии в полном объеме (в любой другой день поста она сокращена).
Во время этих богослужений совершается проскомидийный обряд поминовения умерших, когда за каждого человека из большой просфоры хлеба вынимается часть, которая символизирует его душу.
Просфора обозначает небольшой хлеб округлой формы, состоящий из двух частей. Они символизируют двойную природу Иисуса Христа: Божью и человеческую. Делается он на дрожжах или на квасе и используется как символ Литургии и Евхаристии.
Поминки 1 год: традиции и правила проведения
В славянских странах принято отмечать знаковые даты для живых людей, такие как именины и дни рождения, а после гибели – поминки.
Такая дата чрезвычайно значима для христиан, так как они чистосердечно веруют в бесконечную жизнь, и наедятся на встречу с Богом. Именно по этой причине, по мнению христиан, для человеческой души не существует никакого завершения.
Кроме молебна, на один год смерти в церкви часто заказывают:
На любом мероприятии за упокой молиться должны все пришедшие, так как считается, что у батюшки не будет достаточно сил, чтобы вложить в молитвы все переживания, которые испытывают близкие покойника.
Когда нужно проводить поминки и индивидуальные дни поминовения покойных в церкви
Поминать можно не только в общепоминальные дни. Чтением молитв и вспоминанием людей заниматься разрешается в абсолютно любой день, но правильнее всего делать это на:
Церковь не запрещает проводить молитву каждый день. Кроме индивидуальных дат есть еще и общие, когда помянуть родственников считается обязательной процедурой.
Процесс поминания в церкви
Как правильно заказывать поминовение в церкви?
По мнению христиан, молитва облегчает прохождение человека в другой мир и спасает даже самых безнадежных грешников. Чтобы панихида была отслужена по правилам, необходимо прийти в храм, а именно в лавку свечей. Там можно записать имя умершего человека.
При подаче записки нужно принести какие-нибудь продукты на специальный столик панихиды. Кто-то считает, что это еда для усопших, но к православию это не имеет никакого отношения. Покойным людям совершенно ни к чему простая пища, которую они ели, будучи живыми. Им нужна молитва родственников.
Важно не только оставить записку с именем человека, но и лично присутствовать на поминании и служении. Молитва имеет особую силу только в том случае, когда она выражает личное прошение близкого человека о помиловании за грехи и упокое. Именно тогда она будет приносить максимальную позу.
Часто панихиды и другие служения заказывают перед похоронами, а затем на третий, девятый и сороковой день. Помимо этого, важной датой считается и годовщина смерти, а также день рождения и именины.
Поминальные молитвы об усопших
В качестве поминальных молитв часто используют:
От чего следует отказаться в поминальные дни
Поминание умершего куличами или яйцами ни в коем случае не должно превращаться в обычное застолье, так как могила – это место для размышления и упокоения.
Нельзя накрывать стол и устраивать «пир» с родственниками, приехавшими издалека. Также не рекомендуется поминать вином или водкой, а также не кропить спиртным могилы людей, оставлять алкоголь на надгробиях.
Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом
Традиция оставлять водку с хлебом на могиле умершего осталась со времен язычества и не одобряется православием. Нельзя помочь душе попасть в рай выпивкой или едой. Нужно проявлять терпение, выдержку и молиться для покойников, за прощение их грехов, за путь к вечной жизни.
Обряд, согласно которому около портрета усопшего ставят рюмку с водкой и лежащим на ней куском хлеба, также проводить не стоит. Душе это никак не поможет. Подаяниями с водкой проявляют «уважение» к людям, но забывают самое главное – молитвы.
Календарь дней поминовения усопших
Как помянуть некрещеного
Людей, которые не захотели соединить себя с Богом и Церковью, поминать нельзя. Их участь после смерти останется на рассмотрении Бога и на ситуацию повлиять не сможет никто. Некрещеных людей можно поминать дома, молиться о них, делать добрые дела в их память, попытаться говорить о том всем хорошем, что сделал этот человек за свою жизнь.
Мнение церкви о поминовении усопших
Церковь настаивает на том, что поминовения необходимо производить как можно чаще: в особые и обычные дни. Главные слова люди произносят на Божественной литургии, на которой приносится бескровная жертва Богу.
После литургии рекомендуется провести панихиду. Панихида служится перед кануном, представляющим собой столик с распятием и несколькими подсвечниками. Сюда же приносят пожертвования на храм и его ремонт. Заказывают и сорокоуст до и после пришествия 40 дней с момента кончины.
Таким образом, было рассказано, как помянуть усопшего и когда поминают усопших после кончины. Дни повиновения приходятся на третье, девятое и сороковое число дней после смерти.
При этом совершается ряд русских православных обрядов и молебнов, несущих в себе цель помолиться за усопших родителей, детей или друзей.
Поминовение усопших
О необходимости поминовения усопших
Молитвы за усопших
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк.20:38 ).
Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.
По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» ( Ин.11:26 ). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.
В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.
Любовь не умирает
Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.
— Поминовение на Божественной литургии
«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).
— Милостыня
Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».
— Молитва
Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».
Для молитв за умерших назначен и особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).
Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:
Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.
Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.
Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.
Слышат ли усопшие наши молитвы о них?
Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» ( 1Кор.13:8 ).
Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви, не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.
О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.
Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через мытарства, ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.
Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия, и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.
Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.
Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет — усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.
Откуда пошел обычай поминать усопших через определенные периоды после смерти?
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет, что «объяснение этого обычая находим у немногих, хотя неодинаковое, впрочем, вообще согласное с духом благочестия. Так в книге Постановлений апостольских читаем: “Третий день по кончине умерших должно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, кто в третий день воскрес из мертвых; девятый – в воспоминание живых и умерших; сороковой – по древнему примеру; ибо столько дней народ оплакивал Моисея; наконец, день годичный – в память самого умершего”. У св. Макария Александрийского говорится, что в продолжение сорока дней душа умершего странствует по мытарствам, и поминовение еe в третий, девятый и сороковой день соответствует возношениям ее ангелами в эти именно дни на поклонение небесному Судии, который, наконец, в сороковой день определяет ей известную участь до последнего суда. Евстратий, константинопольский пресвитер и Филипп пустынник излагают следующее объяснение: в третий день творится первое торжественное поминовение усопшего в соответствие тому, что в третий день воскрес Христос и в первый раз явился ученикам своим; в девятый день творится такое же поминовение, – так как чрез восемь дней в девятый после воскресения Господь вторично явился ученикам своим; наконец, в сороковой день совершается последнее такое же поминовение потому, что в сороковой день Господь в последний раз явился Апостолам и вознесся на небеса. Писатели последующего времени представили и другие благочестивые объяснения этого древнего обычая Церкви».
Чем можно утешиться скорбящему по умершем сроднике?
За умерших надо молиться. Для них церковная молитва — это настоящая пища, а не водка, налитая на кладбище, никому не нужная, кроме бесов и алкоголиков.
убиенный священник Даниил Сысоев
Очень часто люди интересуются, как можно узнать о судьбе умершего близкого человека? В медицине есть такое понятие — гипердиагноз. Когда я работал на Скорой помощи, то у нас было четкое правило: если у человека стенокардия, то терапия должна быть как при инфаркте миокарда. Если у человека острый живот, то надо предполагать самое худшее — перитонит или аппендицит, и не применять никакие средства, чтобы снять симптоматику. Надо было всё время подразумевать худшее, чтобы к этому худшему быть готовыми.
Так надо относиться и к усопшим родным и близким — как будто у них всё плохо и требуется наша помощь, наша молитва, наше участие в их жизни. А не самоуспокоение: ну, наверное, у них всё хорошо, тогда я особо молиться не буду. Лучше перетрудиться в любви, лучше передать, чем недодать.
Не надо из праздного любопытства вопрошать, как там мои усопшие родственники? Всё мы узнаем только тогда, когда увидим своими глазами, то бишь, когда сами перейдем в мир иной. Епископ Игнатий Брянчанинов предупреждает, что такого рода откровения могут быть как с левой стороны, так и с правой стороны, как от ангелов, так и от бесов. Поэтому не надо в потусторонний мир добровольно залезать, не надо предвосхищать откровения о том мире, если это не происходит вдруг каким-то чрезвычайным образом.
архимандрит-Мелхиседек Артюхин